Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по системе Л.В.Занкова
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования и программы начального общего образования системы Л. В. Занкова, авторской программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой «Русский язык», утверждёнными Министерством образования и науки РФ (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.zip | 76.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку
начального общего образования
для 4 класса
- Пояснительная записка
Рабочая программа ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева по русскому языку для 4 класса разработана на основе основной образовательной программы ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева начального общего образования и программы начального общего образования системы Л. В. Занкова, авторской программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой «Русский язык», утверждёнными Министерством образования и науки РФ (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011).
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- познавательная - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурная - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 4 классе необходимо решение следующих практических задач:
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- обеспечивать освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты- описания и тексты-повествования небольшого объема;
- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
- Общая характеристика учебного предмета
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи обучающихся служат решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие языковой уровень культуры обучающихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и обучающихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
• интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
• познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
• организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
В рабочей программе ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева по русскому языку для 2 класса представлены следующие содержательные линии:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи обучающихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие языковой уровень культуры обучающихся как будущих членов общества.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 136 часов, из расчета 34 учебных недели по 4 часа в неделю.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета
У обучающегося будут сформированы:
– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (например: часть речи – самостоятельная часть речи; глагол – глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.);
– устанавливать аналогии
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия.
.Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных задач.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, реагировать на реплики, поддержать разговор);
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип;
– различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового; разговорного и научного или делового);
– выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу прочитанного,
услышанного, увиденного, соблюдая правила построения связного монологического высказывания;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; анализировать последовательность своих
действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составляемых текстов);
– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи);
– оформлять результаты исследовательской работы.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- различать звуки и буквы;
– характеризовать звуки русского языка: гласные ударные–безударные; согласные твердые–мягкие, парные–непарные твердые и мягкие; согласные звонкие–глухие, парные непарные звонкие и глухие;
– знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
– соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словарей произношения, представленных в учебниках с 1 по 4 класс);
– находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
– совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
.Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
– узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
– понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
– разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
- определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
– определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
– определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
.Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании
и предложении;
– классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
– определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
– выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
– различать простые и сложные предложения;
– находить обращения.
.Орфография и пунктуация.
Обучающийся научится:
- применять правила правописания:
- раздельное написание слов;
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении
под ударением;
- сочетания чк-чн, чт, щн, рщ;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ь и ъ;
- ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
- безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, ий,
- ья, ье, ия, ов, ин);
- безударные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишь);
- ь в глаголах в сочетании _ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
- безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов; писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
.Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
- приставки на з- и с-;
- гласные в суффиксах -ик,-ек;
- о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц;
- и, ы после ц в разных частях слова;
- _соединительные гласные о, е в сложных словах;
– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
– подбирать примеры с определенной орфограммой;
– при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
– при работе над ошибками осознавать причины появления и определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;
– различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
- Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.
Говорение. Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).
Фонетика и орфоэпия.
Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.
Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.
Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый -мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный.
Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.
Графика.
Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительных ъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.
Состав слова (морфемика).
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Отличие предлога от приставки. Выделение в словах окончания, корня, приставки, суффикса. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология.
Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3 склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам.
Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи.
Междометие как средство эмоционально-экспрессивного выражения чувств.
Синтаксис.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании (управление, примыкание, согласование) и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, да.
Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением;
- сочетания чк, чн, щн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- соединительные буквы о и е в сложных словах;
- буквы о и е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях существительных;
- двойные согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
- гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);
- буквы е и и в суффиксах существительных ек и ик; безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
- буквы о и е на конце наречий;
- безударные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- правописание частицы не с глаголами;
- мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов 2 лица единственного числа (пишешь, учишь);
- мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании ться;
- безударные личные окончания глаголов и глаголов-исключений;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
- знаки препинания (запятая) в сложных предложениях;
- знаки препинания при оформлении диалога и прямой речи: тире, кавычки.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного .мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).
Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной «мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста.
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Алгоритм написания изложения.
- Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Содержание учебного предмета, курса | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
1 | Фонетика, орфоэпия, графика | 5 | Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»). Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различия. Подбирать однокоренные слова к различным частям речи. Классифицировать (группировать) слова по частям речи, объяснять основания классификации (части речи, самостоятельные и служебные части речи). Сравнивать части речи по грамматическим признакам. | ||
2 | Лексика, морфемика, | 3 | Различать родственные слова и формы слова. Находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс. Находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные в сложных словах. Узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основы. Понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок. Оценивать правильность разбора слов по составу. Наблюдать за использованием в речи синонимов, антонимов. Определять значение слова по тексту или уточнять по толковому словарю. | ||
3 | Морфология | 62 | Различать изменяемые и неизменяемые слова. Находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки существительных - род, число, падеж; Различать глаголы, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?", находить начальную форму глагола. Определять грамматические признаки глаголов - форму времени, число, род (в прошедшем времени). Выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнику алгоритму. Оценивать правильность проведения морфологического разбора. Устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением и существительным, на которое оно указывает. Определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных; устанавливать отличие предлогов от приставок. Изменять прилагательные по родам, числам. Различать глагол, отвечающий на вопросы что сделать? и что делать? Изменять глаголы по временам. Различать количественные и порядковые числительные. | ||
4 | Синтаксис | 18 | Различать предложение, словосочетание и слово. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетаниях и предложениях. Находить главные и второстепенные члены предложения. Выделять предложения с однородными членами, различать второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения, оценивать правильность разбора. Устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения. Различать простые и сложные предложения. | ||
5 | Орфография и пунктуация | 24 | Применять ранее изученные правила правописания, а также: непроизносимые согласные, непроверяемые гласные и согласные в корне слова, с удвоенными согласными; гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ь и ъ знаки; безударные окончания имен прилагательных; не с глаголами; раздельное написание предлогов с другими словами. Определять написание слов по орфографическому словарю. Безошибочно списывать текст. Писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания. Проверять собственный и предложенный текст. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | ||
6 | Развитие речи | 24 | Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Кол-во часов |
1 семестр (67часов) | |||
Предложение (5 часов) | |||
1 | Сложное предложение. | Определять виды предложений. Формулировать вывод по результатам наблюдения Выделять основы сложных предложений Устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять основу предложения и словосочетания. Ставить знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами. Отличать сложное предложение от предложения с однородными членами. | 1 |
2 | Союзы в сложных предложениях. | 1 | |
3 | Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 1 | |
4 | Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 1 | |
5 | Проверочная работа по теме: «Отличие сложных предложений от предложений с однородными членами» | 1 | |
Местоимение (13 часов) | |||
6 | Общее понятие о местоимении. | Наблюдать за особенностями местоимений в речи. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Иметь представление о личных местоимениях. Составлять и записывать предложения с личными местоимениями. Различать личные местоимения по родам и числам. Распознавать личные местоимения. Определять их число и лицо. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Склонять личные местоимения. Наблюдать за написанием предлогов с местоимениями. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Определять род, число и падеж местоимений. | 1 |
7 | Входная контрольная работа. (диктант с грамматическим заданием) | ||
8 | Работа над ошибками. Личные местоимения. | 1 | |
9 | Р.р. Мини-сочинение из личного опыта на тему: «Летние впечатления». | 1 | |
10 | Склонение личных местоимений. | 1 | |
11 | Склонение местоимений 1-2 лица. | 1 | |
12 | Склонение местоимений 3–его лица. | 1 | |
13 | Р.р. Сочинение – описание по картине М.В.Васнецова «Иван-царевич на сером волке» (интегр.урок) | 1 | |
14 | Анализ и редактирование сочинения. | 1 | |
15 | Предлоги перед местоимениями. | 1 | |
16 | Предлоги перед местоимениями. Фразеологизмы. | 1 | |
17 | Предлоги перед местоимениями. | 1 | |
18 | Проверочная работа по теме: «Склонение местоимений» | 1 | |
Правописание гласных и согласных в приставках (5 часов) | |||
19 | Правописание гласных в приставках. | Сравнивать произношение приставок с их написанием. Формулировать по результатам наблюдений вывод. Применять алгоритм выбора а или о в приставке. Выделять приставки в словах. Применять правила написания приставок об-, от-, над-, под-, в-, с-. Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, тексте на изученные орфограммы. Контролировать свои действия при записи слов мс приставками, вносить необходимую коррекцию. Образовывать от данных слов слова с заданными приставками. | 1 |
20 | Правописание гласных в приставках. | 1 | |
21 | Обучающее изложение с элементами сочинения. | 1 | |
22 | Анализ и редактирование изложения. | 1 | |
23 | Правописание гласных в приставках. (Урок-турнир) | 1 | |
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (5 часов) | |||
24 | Настоящее время глагола. | Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Наблюдать за окончанием при изменении глаголов. Сравнивать глаголы в настоящем времени с глаголами в будущем времени. | 1 |
25 | Личные окончания глаголов. | 1 | |
26 | Контрольный словарный диктант. Личные окончания глаголов. | 1 | |
27 | Будущее простое время глаголов. | 1 | |
28 | Изменение будущего времени глаголов по лицам и числам. | 1 | |
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. (7 часов) | |||
29 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. | Изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам. Находить основы неопределённой формы. Распознавать неопределённую форму глагола. Владеть способами определения спряжения глагола. Спрягать глаголы, правильно писать личные окончания глаголы- исключения I и II спряжения. Использовать алгоритм для правильного написания безударных окончаний глаголов. | 1 |
30 | Изменение глаголов в прошедшем времени по числам. | 1 | |
31 | Определение времени, | 1 | |
32 | Проверочная работа: «Время глагола» | 1 | |
33 | Работа над ошибками Связь слов в глагольных словосочетаниях. | 1 | |
34 | Контрольный диктант за I четверть. | 1 | |
35 | Работа над ошибками. Связь слов в глагольных словосочетаниях. | 1 | |
Неопределённая форма глагола (7часов) | |||
36 | Неопределённая форма глагола. | Находить основу глаголов неопределенной формы; распознавать и правильно употреблять глаголы неопределенной формы; правильно писать частицу НЕ с глаголами; отличать возвратные глаголы; писать глаголы с суффиксом -сь(-ся); писать Ь во 2 лице глаголов; употреблять глаголы в письменной и устной речи. Сравнивать глаголы в неопределённой форме с другими глаголами. Наблюдать роль неопределённой формы глагола в предложении | 1 |
37 | Р.р. Сочинение «Осенний парашютист» | 1 | |
38 | Анализ работ. Редактирование сочинений. Неопределённая форма глагола. | 1 | |
39 | Контрольный словарный диктант. Роль неопределённой формы глагола в предложении. | 1 | |
40 | Образование глаголов в прошедшем времени. | 1 | |
41 | Правописание частицы не с глаголом. | 1 | |
42 | Проверочная работа: «Образование глаголов» | 1 | |
Первое и второе спряжение глаголов (11 часа) | |||
43 | Работа над ошибками. I и II спряжение глаголов. | Определять спряжение по неопределенной форме; отличать возвратные глаголы; писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3 лице глаголов; употреблять глаголы в письменной и устной речи, правильно писать частицу НЕ с глаголами; Определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием. Называть глаголы-исключения. Обозначать спряжение глаголов и проверять их личные окончания по инфинитиву. Выбирать нужную букву в безударном личном окончании глагола по алгоритму. | 1 |
44 | I и II спряжение глаголов. | 1 | |
45 | I и II спряжение глаголов. | 1 | |
46 | Контрольное списывание | 1 | |
47 | Работа над ошибками. Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | |
48 | Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | |
49 | Спряжение глаголов. | 1 | |
50 | Глаголы–исключения.\ | 1 | |
51 | Проверочная работа по теме: «Спряжение глаголов» | 1 | |
52 | Работа над ошибками. Глаголы-исключения. | 1 | |
53 | Р.р. Сочинение –описание по картине В.Г. Перова «Тройка» (интегр. урок). | 1 | |
Правописание безударных окончаний глаголов. (4 часов) | |||
54 | Анализ и редактирование текста. Правописание безударных окончаний глаголов. | Определять, какую букву писать в личном безударном окончании глагола. Приобретать навык правописания личных окончаний глаголов. Находить и исправлять ошибки в словах, предложении, тексте на правописание безударных личных окончаний глагола. | 1 |
55 | Правописание безударных окончаний глаголов. | 1 | |
56 | Проверочная работа по теме: «Правописание глаголов». | 1 | |
57 | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов. | 1 | |
Наречие (13 часов) | |||
58 | Наречие. | Находить слова, с которыми связаны наречия. Называть признаки наречий. Ставить вопросы к наречиям Употреблять наречия, необходимые для учебного и бытового общения Получить представление о способах получения наречий Наблюдать за написанием наречий на -о- и -е-. Наблюдать за написанием наречий с приставками | 1 |
59 | Наречие. | 1 | |
60 | Значение наречий. | 1 | |
61 | Р.р. Подробное изложение деформированного текста («Свиристели» по Б.Павлову) | 1 | |
62 | Анализ и коррекция текста. Значение наречий. | 1 | |
1 | |||
63 | Образование наречий от прилагательных. | ||
64 | Образование наречий. | 1 | |
65 | Контрольная работа | 1 | |
66 | Работа над ошибками. Правописание наречий.. | 1 | |
67 | Правописание наречий с приставками. | 1 | |
2 семестр (69 часов) | |||
68 | Р.р. Сочинение – описание «Зимний день» | 1 | |
69 | Анализ и коррекция текста. Правописание наречий с приставкой по | 1 | |
70 | Контрольный диктант по теме: «Правописание наречий» | 1 | |
Второстепенные члены предложения (9 часов) | |||
71 | Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. | Определять обстоятельства места, времени, образа действия в тексте. Применять полученные знания. Анализировать свои и чужие ошибки.. | 1 |
72 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение. | 1 | |
73 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места. | 1 | |
74 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельства времени. | 1 | |
75 | Обстоятельство места и времени. | 1 | |
76 | Обстоятельства образа действия. | 1 | |
77 | Сжатое изложение по теме «Барсучий хвост» | ||
1 | |||
78 | Анализ и редактирование изложения. Классификация обстоятельств по видам. | 1 | |
79 | Проверочная работа по теме: «Второстепенные члены предложения». | 1 | |
Склонение имён прилагательных (29 часов) | |||
80 | Работа над ошибками. Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы | Выделять основы прилагательных. Склонять прилагательные вместе с существительными. Отличать произношение и написание окончания прилагательных Ставить прилагательные в нужном падеже; указать род, число и падеж прилагательного. Контролировать и корректировать свою работу Анализировать свои и чужие ошибки Составлять и записывать предложения с данными словосочетаниями | 1 |
81 | Упражнения в определении падежа имён прилагательных. | 1 | |
82 | Ударные и безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы | 1 | |
83 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы | 1 | |
84 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой. | 1 | |
85 | Проверочная работа по теме: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой». | 1 | |
86 | Работа над ошибками. Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой. | 1 | |
87 | Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой. | 1 | |
88 | Р.р. Сочинение –описание по картине И.Э. Грабарь «Февральская лазурь. | 1 | |
89 | Анализ и коррекция текста. . Склонение прилагательных во множественном числе. | 1 | |
90 | Склонение прилагательных во множественном числе. | 1 | |
91 | Контрольный диктант по теме: «Правописание окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе». | 1 | |
92 | Работа над ошибками. Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. | 1 | |
93 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Родительный падеж. Переход прилагательного в существительное. | 1 | |
94 | Контрольный словарный диктант. Склонение прилагательных мужского и среднего рода мягкой основой. Дательный падеж. | 1 | |
95 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Творительный падеж. | 1 | |
96 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. | 1 | |
97 | Проверочная работа по теме: «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой». | 1 | |
98 | Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных женского рода с мягкой основой. | 1 | |
99 | Склонение имён прилагательных женского рода с мягкой основой. Винительный и творительный падежи. | 1 | |
100 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки. | 1 | |
101 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки. | 1 | |
102 | Контрольное изложение | 1 | |
103 | Анализ и коррекция текста. Склонение имён прилагательных во множественном числе.. | 1 | |
104 | Правописание безударных окончаний прилагательных во множественном числе. | 1 | |
105 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | |
106 | Работа над ошибками Образование имён прилагательных от основ имён существительных при помощи суффикса. | 1 | |
107 | Образование имён прилагательных от основ имён существительных при помощи суффикса. | 1 | |
108 | Р.р. Сочинение –описание по картине И.И.Левитана «Март» | 1 | |
Правописание глаголов (9 часов) | |||
109 | Анализ работ. Правописание глаголов с суффиксами – ся, – сь. | Наблюдать за глаголами с суффиксом -сь, -ся. Определять значение этих глаголов Наблюдать за написанием мягкого знака в глаголах 2 лица Наблюдать за написанием глаголов в неопределённой форме, в 3-ем лице Передавать содержание текста, создавать несложные монологические тексты на доступные темы Применять изученные нормы орфографии и пунктуации Анализировать свои и чужие ошибки | 1 |
110 | Правописание глаголов с суффиксами- ся, -сь. | 1 | |
111 | Правописание глаголов с суффиксами- ся, -сь. | 1 | |
112 | Правописание «ь» в глаголах 2– го лица. | 1 | |
113 | Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице. | 1 | |
114 | Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице. | 1 | |
115 | . Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице. | 1 | |
116 | Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3–м лице. | 1 | |
117 | Контрольный диктант по теме: «Правописание глаголов в 3–м лице и в неопределённой форме ». | 1 | |
Простое и сложное предложение (6 часов) | |||
118 | Работа над ошибками. Простое и сложное предложение. | Определять вид предложения Классифицировать предложения . Выделять главные члены предложения. Наблюдать за способами связи простых предложений в составе сложного. Составлять текст повествование, определять тему текста и основную мысль Соблюдать орфоэпические нормы русского языка. Находить в речи олицетворении Применять изученные нормы орфографии и пунктуации Анализировать свои и чужие ошибки Создавать несложные монологические тексты на доступные темы Находить в тексте, использовать в устной и письменной речи фразеологизмы, олицетворение. Контролировать и корректировать свою работу Создавать различные виды объявлений, заполнять почтовые бланки, конверты, инструкции, заявления | 1 |
119 | Простое и сложное предложение. | 1 | |
120 | Простое и сложное предложение. | 1 | |
121 | Р.р. Изложение с элементами сочинения «Случай с кошельком» | 1 | |
122 | Анализ и коррекция текста. Простое и сложное предложение. | 1 | |
123 | . Контрольный диктант по теме: «Виды предложений» | 1 | |
Речь (13 часов) | |||
124 | Работа над ошибками. Речь. Текст. | Распознавать изученные части речи. Устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять основу предложения и словосочетания. Ставить знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами. Отличать сложное предложение от предложения с однородными членам. Распознавать изученные части речи. Создавать несложные монологические тексты на доступные темы. Находить источник информации, планировать работу над проектом, сотрудничать друг с другом | 1 |
125 | Текст. Определение темы текста и основной мысли. Смысловые связи между частями текста. | 1 | |
126 | Прямая речь. | 1 | |
127 | Контрольное списывание | 1 | |
128 | Работа над ошибками Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | 1 | |
129 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | 1 | |
130 | Проверочная работа по теме: «Прямая речь» | 1 | |
131 | Работа над ошибками. Учебно-деловая речь. | 1 | |
132 | Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение). | 1 | |
133 | Контрольный словарный диктант. Упражнения на группировку текстов по стилю ( диалог, монолог) | 1 | |
134 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
135 | Работа над ошибками. Фразеологизмы . Их значение в тексте. | 1 | |
136 | Повторение по теме «Речь» | 1 |
- Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методические средства обучения
- Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 4 класс. В 2 частях – Москва: Просвещение . 2014
- Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы.
- Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
- Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса в двух частях Н.А. Песняева, С.В. Анащенкова – Москва «Просвещение», 2013г.
- Рабочие программы 1-4 классыпо учебнику А.В. Поляковой, 4 класс А.В. Полякова, Н. А. Песняева, изд – во «Просвещение» 2011г.
- Поурочные планы по учебнику А.В. Поляковой (1-2 полугодия), изд-во «Учитель», 2013 г.
- Контрольные и проверочные работы. Система Л.В. Занкова, изд-во «Фёдоров», 2015 г.
Технические средства обучения
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- аудиоцентр/магнитофон;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- компьютер
Экранно-звуковые пособия
- мультимедийная книжка: «Страна Лингвиния»;
- уроки русского языка с применением информационных технологий, 3-4 классы
Оборудование
- демонстрационные таблицы по русскому языку;
- предметные картинки для составления предложений;
- сюжетные картинки;
- репродукции картин;
- изображения сказочных героев;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 4 класс по системе Занкова
рабочая программа по русскому языку с ОУД...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 1 класс УМК «Система Л.В. Занкова»
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной прогр...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...
Рабочая программа по русскому языку для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Ко...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Ко...