Развиваем воображение и творческое мышление
статья (1 класс) на тему

Серен-Доржу Олеся Маадыровна

для первоклассников и их родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_voobrazhenie_i_tvorcheskoe_myshlenie.docx67.44 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем воображение и творческое мышление

(для будущих первоклассников и их родителей)

Тренировка воображения

Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: «Представь себе такую ситуацию...», «Вообрази себе, что ты....... Чтобы «придумывать» нам необходимо воображение.

Когда человек воображает (конечно, в хорошем смысле этого слова), в его сознании возникают разнообразные психические образы.

«Зачем у дошкольников развивать воображение? - спросите вы. - Ведь оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого».

Это совсем не так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.

Воображение ребенка беднее воображения взрослого из-за ограниченного жизненного опыта. С помощью воображения малыш познает окружающий мир и самого себя.

Игры для развития воображения

Игры с заменителями предметов

Воображение ребенка-дошкольника должно легко оперировать в игре заменителями предметов: геометрическими фигурками, знаками. Развить это умение помогут данные игры.

Игра: «Шкатулка со сказками»

В эту игру лучше играть одновременно с несколькими детьми. Приготовьте коробочку с цветными геометрическими фигурками и предложите детям сочинять вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки первый предмет. Теперь надо придумать. Кто или что это будет в сказке (человек, животное, предмет и т.д.).

Например, если ребенок вытащил красный прямоугольник, то можно предложить рассказать сказку про лисичку или белочку. После того как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другую фигурку, говорит, кто это или что это такое, и продолжает начатую сказку. Затем фигурку вытаскивает следующий играющий и т.д. Когда у каждого играющего будет по фигурке, то новые фигурки не вытаскиваются. Сказка сочиняется дальше по очереди: каждый игрок придумывает действия со своим персонажем или предметом, но так, чтобы они ложились в общее русло произведения. В итоге должна получиться не очень длинная, но обязательно законченная история. Следите за тем, чтобы персонажи и предметы не повторялись. Желательно, чтобы их было не более 5-6. Когда сказка закончится, разложите на столе использованные геометрические фигурки и попросите детей вспомнить, какая фигурка какую роль играла (кем или чем она была).

В заключение похвалите детей. Обратите внимание, какую интересную сказку они придумали все вместе.

Игра «Фигурки-заменители»

Для игры понадобятся карточки с изображением геометрических фигур и различные игрушки или предметы, которые у вас есть.

Предложите малышу поиграть в игру, где вместо игрушек нужно пользоваться карточками с фигурками. Для начала можно взять три фигурки и три игрушки и с помощью первых - обозначить вторые.

Например, кукла будет квадратом, мячик - треугольником, а машинка - кругом. Разложите карточки с фигурками возле соответствующих игрушек. Когда ребенок запомнит все обозначения, покажите ему первую карточку-задание, на которой все фигурки изображены в определенной последовательности (эта последовательность должна отличаться от той, в которой реально размещены ваши игрушки). Задача состоит в том, чтобы малыш разместил игрушки в такой же последовательности, в какой идут фигурки на карточке-задании. После того как первое задание выполнено, дайте малышу вторую карточку (с другой последовательностью) и т.д.

Если малыш легко замещает игрушками фигурки и наоборот, то эти задания не вызовут у него особых проблем. В случае затруднений поиграйте в эту игру несколько раз, меняя игрушки и фигурки. Причем желательно постепенно перейти от заменителей, которые по форме чем-то напоминают замещаемый предмет, к заменителям, которые на такой предмет совершенно не похожи.

Игра «Путешествуем по дороге»

Эта игра тоже на использование заменителей.

Приготовьте 5-10 карточек с дорожными знаками, обозначающими: движение на велосипедах запрещено.

Скажите малышу, что сейчас он будет водителем такси. Эта профессия очень интересная. Водителю приходится много ездить, и в дороге его могут поджидать разные неожиданности. Например, пассажир может почувствовать себя плохо, и его нужно срочно доставить в больницу, или дорога проходит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут нечаянно выбежать на дорогу, или в машине заканчивается бензин, и ее нужно срочно заправить и т.д.

Пусть ребенок представит себе, что он едет на машине и ему встречается первый знак. Что он обозначает? Предложите малышу подумать и высказать свои предположения. Затем «едем» дальше и определяем назначение второго знака и т.д.

Если у малыша будут возникать затруднения, подскажите ему и детально проанализируйте, почему данный знак обозначает именно это, а не что-то другое. Скажите ребенку, что эти и другие знаки он может встретить на улице, когда будет куда-нибудь идти или ехать на автобусе, трамвае или троллейбусе.

Пусть обращает внимание на эти знаки и подсказывает взрослому, что они означают.

Игра «Подарки из мешочка»

Игра развивает воображение, исходя из словесного описания и тактильного восприятия.

Приготовьте два мешочка и игрушки или предметы небольшого размера. Лучше, если это будут предметы, которые вы купили ребенку в подарок, и о которых он еще не знает. Нужно положить по несколько игрушек в каждый мешочек. Причем один мешочек готовите вы, а другой - ребенок.

Суть игры состоит в следующем. Вы описываете один из предметов, лежащих в вашем мешочке, а затем предлагаете малышу найти его на ощупь. «Подарки», находящиеся в мешочке ребенка, таким же образом отгадываете вы.

Например, вы купили ребенку конструктор. Опишите его так: «Это игра, из которой можно составить множество башенок, замок или что-то другое, что захочется». Если ребенок не отгадает, добавьте к описанию какие-нибудь детали предмета (скажите, «он имеет множество деталей»). В последнюю очередь описывайте все функции игры. Когда малыш отгадает, что это такое, и найдет его на ощупь, наступает ваша очередь отгадывать.

Наибольшие затруднения могут возникнуть при описании малышом предмета, находящегося в мешочке. Ребенку еще довольно трудно выделять существенные признаки предмета, поэтому описания могут быть неточными и даже не совсем отражающими данный предмет. В таких случаях не следует сразу поправлять ребенка, подсказывать ему, так как это исказит естественный ход игры. После того как вы угадаете, что это за предмет, и получите его в подарок, можете вместе с ребенком обсудить, действительно ли названные им признаки являются существенными и какие детали были упущены.

Игра «Собери картинку»

Эта игра на умение конструировать целое из частей. Материалом к игре могут стать любые цветные рисунки из старых книг, из альбомов с детскими иллюстрациями, можно взять коробки от конфет или цветные упаковки для игрушек.

Разрежьте эти картинки на несколько частей (начать лучше с 4-5 частей), но оставьте пока в виде целой картинки. Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и запомнить, что и где на ней изображено. Затем перемешайте ее части и предложите малышу собрать целую картинку. При этом обратите внимание на то, что существует только одно единственное решение.

Усложнить игру можно, если не показывать ребенку картинку в «собранном» виде, а сразу предъявить перемешанные части. Узнать, что на ней нарисовано, он сможет только тогда, когда соберет ее.

Если в игру одновременно играет несколько детей, то можно ввести еще и соревновательный момент - «Кто быстрее соберет картинку». Дети в конвертах получают картинки, разрезанные на одинаковое количество частей.

По вашей команде они высыпают составленные элементы на стол и складывают их.

Побеждает тот, кто первый соберет картинку правильно. После того как дети поменяются конвертами, игру можно повторить еще раз. Если ребенку не удается собрать картинку, возьмите любые две части и предложите ему их соединить.

При этом вместе с ним последовательно прикладывайте эти части разными сторонами и рассуждайте вслух, почему они подходят или не походят друг другу. Затем оставьте одну часть и поменяйте другую. И так, пока не достигнете совпадения.

Научите ребенка последовательно и терпеливо сопоставлять эти части по цвету, контуру, по изображенному на них рисунку.

Игра «Разверни салфетку»

Суть игры состоит в том, чтобы ребенок мысленно развернул салфетку, которая изображена, сложенной вдвое или вчетверо. Ребенку нужно определить, как она будет после этого выглядеть.

Что делать, если малыш не может найти правильный ответ? Не спешите объяснять ему суть задания «на пальцах» и, тем более, давать готовый ответ. Предложите ему сначала вырезать похожую (но не такую же) салфетку из листочка бумаги. Затем, пусть малыш сам сложит круглый листочек пополам и сделает какой-нибудь простой вырез. Возможно, для этого ему понадобится ваша помощь, например, чтобы начертить линию выреза. Но разворачивать готовую салфетку малыш должен сам. Только так он сможет усвоить, что в процессе вырезания появляются одинаковые прорези на каждой из двух (или четырех, если салфетка была сложена вчетверо) ее частей. Кроме того, важно обратить внимание на то, что вырезы по форме зеркально отражают друг друга. Как только это станет понятным, можно вернуться к игре с нарисованной салфеткой.

Игра «Посчитай кубики на картинке»

Игра направлена на развитие пространственного воображения.

В качестве материала к игре можно использовать кубики одинакового размера или изображение конструкций, собранных из этих кубиков.

Задание состоит в том, чтобы определить, из какого числа кубиков собрана конструкция. Можно использовать кубики, выстроив из них данные конструкции под таким же углом. Заглядывать на конструкцию со стороны нельзя. Подскажите ребенку лишь то, что не все кубики конструкции ему сейчас видны - есть и кубики-невидимки.

/

/

/

/

/

/

/

/

/

2

Ответы:

1)1        кубик-невидимка;

2) 4 кубика;

3) 2 кубика;

4) 6 кубиков;

5) 8 кубиков;

6) 12 кубиков.

Игра «Развертки»

Игра для развития способности к мысленному оперированию предметами в пространстве.

Ребенку предлагается изображение нескольких объемных предметов и их «разверток» на плоскости. Необходимо определить, к какому предмету относится данная развертка.

Обратите внимание ребенка на то, какие части «развертки» исчезают после того, когда фигура оказывается склеенной, в каких местах следует ее сгибать, и как об этом можно догадаться, глядя на рисунок.

Развитие творческих способностей

«Творческие способности» или «креативность» американским психологом Фроммом трактуется так: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды?

В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, является игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей.

Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Какие условия нужно создать для оптимального развития творческих способностей ребенка? Однозначного ответа на этот вопрос психологи еще не дали.

Американский психолог Дж.Гоуэн дает такие рекомендации:

1. Создайте ребенку в его поисках уютную и безопасную психологическую базу, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих идей ребенка.

3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и фантазии ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими и нелепыми. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

4. Давайте возможность ребенку побыть одному и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки может затруднить творчество. Желание и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как «нарушение границ» личности.

5. Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.

6. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувства безопасности, любви, уважения к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.

7. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их таким образом понятными для окружающих.

8. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

9. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

10. Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Чем больше вы предоставляете возможностей для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие воображения, памяти и мышления у детей с СДВГ.

Игры,направленные на развитие таких психических процессов как память,мы шление и воображение у детей раннего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....

Развитие творческого воображения и художественного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства

В данной статье говорится о возможностях уроков изобразительного искусства в развитии воображения и художественного мышления младших школьников....

«Развитие творческого мышления и воображения у учащихся начальной школы»

Материал содержит конкретные способы развития творческого мышления у школьников....

ТРИЗ- как средство развития творческого мышления и воображения

Презентация  на тему: "ТРИЗ- как средство развития творческого мышления и воображения" знакомит с основнми методами и приёмами ТРИЗ-технологии....

Презентация к видеоуроку для детей с ОВЗ «Развиваем воображение и рисуем с помощью геометрических фигур».

С помощью воображения можно представлять новые несуществующие образы, моделировать и рисовать, воплощая идеи на бумаге. Тем самым развивать способность творчески мыслить. Особенно это важно для детей ...