Технологическая карта урока " Кто такие птицы?"
план-конспект урока (1 класс) на тему
Цель урока: познакомить с птицами, показать их разнообразие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_okruzhayushchiy_mir_kto_takie_ptitsy.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Дата 12.11.2015г.
Класс 1в
Технологическая карта урока № 17
Целевой блок | |
Тема | Кто такие птицы? |
Цель | Познакомить с птицами и показать их разнообразие. Формировать УУД: Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру. Регулятивные: формирование начальных форм рефлексии. Коммуникативные: формирование умения выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в группах и парах. Познавательные: формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); формирование умений отличать птиц от других животных. |
Планируемые результаты | Предметные: Учащиеся познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять основной признак птиц. Сформируется базовый уровень умения характеризовать птиц, особенности их внешнего вида, среды обитания. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые высказывания, работать в парах и группах; сформируются начальные формы рефлексии; Познавательные УУД: Научатся узнавать птиц среди других птиц. Научатся приводить примеры птиц. |
Инструментальный блок | |
Задачи урока | Образовательные: Расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками птиц; познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы. Способствовать развитию экологической грамотности, памяти, вниманию. Воспитывать: бережного отношения к природе. |
Тип урока | урок – исследование |
Учебно-методический комплекс | Плешаков А.А «Окружающий мир», учебник Плешаков А.А «Окружающий мир», рабочая тетрадь Презентация «Птицы» Картинки с птицами, тексты на карточках, перья, снежный ком (из ваты), фигурки птиц из пластилина без перьев, слова на карточках. Электронные физкультминутки Алгоритм самооценки |
Организационно-деятельностный блок | |
Основные понятия | Птицы, перо, бородки, стержень, пернатые, орнитология, выражение «как с гуся вода», «мокрая курица», зимующие, перелетные. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах, лабораторно- практическая работа. |
Межпредметные связи | Математика, русский язык, музыка, литературное чтение, технология. |
Действия обучающихся | Стр. 25. Практическая работа учащихся «Исследуем перья птиц» Стр. 25. Сравнить ворону, галку, грача. Выделить признаки, по которым их можно узнать Стр. 37 . Устно описать одну из птиц по плану, данному в учебнике. |
Диагностика результатов урока (итог урока) | - Какую цель ставили? - Достигли цели? - Какая тема урока была? - Чему научились на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. |
Домашнее задание | Провести наблюдения за птицами: «Какие птицы прилетают к кормушке?» и как часто, если в кормушке: 1.Только хлебные крошки. 2. Семечки. 3. Сало, семечки, хлебные крошки. |
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | УУД | Промежуточный контроль |
1.Мотивирование к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Слайд1-2 Прозвенел для нас звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно Мы хороший дружный класс Всё получится у нас! С детства мы должны стремиться Что – то новое узнать. Все исследовать, конечно, Чтобы в жизни применять! | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | Установление эмоционального контакта через стихотворение. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | |
2.Актуализация знаний. Цель: -подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Слайд 3-5 Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется “Животный мир” и будем продолжать открывать для себя удивительные открытия. С какой группой животных мы познакомимся сегодня сейчас узнаем. Игра «Собери мозаику»(синица, белка-летяга, курица, дятел, снегирь, воробей, догадаться чьи яйца (перепелиные яйца) -Какое животное здесь лишнее? (белка-летяга) -К какой группе относится? -Отличительный признак ? (шерсть) -Как назвать данных животных? (птицы) -Сформулируйте тему урока? -Кто такие птицы? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, проведем исследование, чтобы лучше их узнать и понять. Такой работой обычно занимаются учёные. | Организует обобщение актуализированных знаний. Подводит к теме урока. | Работа в группах (собирают животных из частей, выбирают лишнее животное, доказывают почему оно лишнее). Предполагают тему урока | Организуется работа в группах, формируется готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Дети находят «лишний» предмет. | Знать отличительные признаки зверей. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь вести наблюдения и делать выводы. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). | |
3.Изучение нового материала. а)создание проблемной ситуации; б)постановка проблемы исследования; в)определение темы исследования. г)«Открытие» детьми нового знания | Слайд 6-16 -Кто знает, как называются ученые, которые изучают птиц? -Какая особенность у всех этих животных (умеют летать) -Кто из них птица? (курица, хоть и летает плохо, но ученые относят ее к группе птиц), а пингвин и страус не летают. -Может особенность откладывать яйца является главной? (черепаха, крокодилы, змеи откладывают яйца) -Может особенность вить гнезда? (но есть и такие птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса.) -Может особенность петь- главный признак птиц? (прослушивание голосов птиц) -Нет дельфины- косатки поют. -Обратите внимание на 1 слайд, чем покрыто тело курицы? Есть ли перья у других животных? Главный отличительный признак группы птиц - перья. | Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения, контролирует правильность ответов, подводит к верному суждению При затруднении детей учитель предлагает загадки: В Антарктиде среди льдов Длинная шея, огромные ноги, прослушивание и угадывание голосов птиц | Решение учебной задачи, обсуждение Дети самостоятельно делают вывод | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Познакомиться с понятием орнитология Уметь пользоваться информацией (познавательные УУД) Выявление особенностей птиц, выделение главного признака-перья Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). | ||
4.Первичное осмысление и закрепление. Проведение эксперимента наблюдений, лабораторно- практической работы | Слайд 17--23 -Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо? -Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас будем наблюдать, исследовать, размышлять, делать выводы. - У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья. Чем различаются? Чем похожи? (Пуховые, мягкие перья помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. Пуховые перья находятся под кроющими, которые покрывают тело. Полётные или маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие. Возьмите лупу. -Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите под лупой. Бородки соединены с друг другом. Аккуратно разъедините их. -Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (они лёгкие) - Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим. (внутри перо полое, пустое) - Я обмокну перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (перья защищают птицу от воды и сырости) - Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Выражение « Как с гуся вода», (уместно для водоплавающих птиц) «Мокрая курица» (перья у кур намокают, потому что у них такой железы) -Итак, мы выяснили, что тело птицы-хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья помогают птице летать, а маленькие – защищают тело от холода. | Организует практическую и исследовательскую деятельность . | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Проводят исследования. Рассматривают через лупу и сравнивают перья, используют пипетку с водой, срезают перо. Рассматривают строение пера Работают в парах Практическая работа учащихся «Исследуем перья птиц» - зарисовать в тетради перья, которые рассмотрели | Организуется парная работа, опытно-экспериментальная работа. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). (Познавательные УУД) Знакомство с новыми понятиями | |
Применение новых знаний в учебной деятельности | Слайд 24 -31 -Изучите другие части птиц (самостоятельно по учебнику) -Работа в парах «Собрать части птицы » -Что интересного знаете о голубях? Почтовые голуби. В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. Белый голубь считается символом любви, добра, мира. (выставка голубей, выполненных в технике оригами на уроке технологии.) Интересные факты о птицах (сообщения детей всего на Земле около 8600 видов птиц) Самая маленькая птица на Земле - колибри. А самый маленький вид этих птичек, обитающий на острове Куба - карликовая пчёлка или птица-муха (Mellisuga minima). Вес этой колибри всего 1,6—1,8 грамм, а в длину её тело, вместе с хвостом - менее 6 см Самая быстрая птица – сапсан. Скорость пикирующего на добычу сапсана может составлять от 200 до 322 км/ч. | Контролирует правильность выполнения действий. Игра « Найди, чьи это части?» Узнаешь, чей клюв самый большой, самый маленький, особенности водоплавающих птиц. Корректирует действия учеников | Работа в парах «Собрать части птицы» Работа по учебнику «Докрась птиц» Сообщения детей «Рекордсмены среди птиц» | Парная работа, работа по учебнику. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). | |
5.Итог урока. Рефлексия. Цели: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Слайд 32-37 -С какими животными познакомились? -Назовите главную особенность птиц? -В знак благодарности птицы вам приготовили сюрприз-подарок ( перышко) Возьмите перышко из кормушки и продолжите предложение Я узнал… Я понял… Я буду… | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают: Я узнал… Я понял… Я буду… | Работа с цветовыми индикаторами самооценки. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |
Домашнее задание. (предусматривает элементы выбора, эксперимента) | Кто заинтересовался птицами? Провести эксперимент- наблюдение за птицами «Какие птицы прилетают к кормушке?» и как часто, если в кормушке: 1.Только хлебные крошки. 2. Семечки. 3. Сало, семечки, хлебные крошки. | Уметь качественно и творчески выполнять индивидуальное домашнее задание с целью обучения в классе при решении основной дидактической задачи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...