проектная деятельность в начальной школе
методическая разработка ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
План.
1. Теоретическое обоснование проектной деятельности
1.1.Актуализация проведения проектной деятельности
1.2 История и сущность проектной деятельности.
1.3.Цели и задачи проектной деятельности.
1.4.Метод проектной деятельности
1.5. Характеристика проектного метода.
1.6. Особенности учебных проектов младших школьников.
1.7. Этапы работы над проектом.
1.8. Прогнозируемые результаты
1.9. Группы умений, формируемые проектным методом.
2 Проектные шаги в практике моей работы.
2.1.Типы проектов и реализованные детские проекты.
2.2. Роль родителей в проектной деятельности.
3.Заключение
4.Литература
5.Приложение
1. Теоретическое обоснование проектной деятельности
Пусть в школе будущего
не будет мёртвой тишины на уроках.
Каждый ученик может высказать своё мнение,
доказать его, поспорить, с другими.
Зачем разделять ОБУЧЕНИЕ и ОБЩЕНИЕ?
В жизни столько всяких проблем!
А в школе мы заучиваем ответы,
вместо того чтобы учиться задавать вопросы…
Из дневника школьницы
1.1.Актуализация проведения проектной деятельности
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения. С позиции отечественных психологов, физиологов (Л. С. Выготского. П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В. В. Рубцова и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 6 - 10 лет, а возраст является сенситивным периодом для воспитания и обучения. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Помимо традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных.
На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться, познавать мир.
1.2.История и сущность проектной деятельности
Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Массовое внедрение в двадцатые годы в отечественные школы прошлого столетия данного метода не оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный метод не использовался. Наиболее успешно он стал применяться в отдельных регионах России с 1993 года в рамках программы «Технология» Под методом проектов в образовательной области “Технология” понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.
Главная идея проектной деятельности - направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект. Словарь С. И. Ожегова дает следующее значения слова проект:
1) разработанный план сооружения, устройство чего – нибудь;
2) предварительный текст какого - нибудь документа;
3)план, замысел.
4) «брошенный вперёд».
Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности. Проект – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектная деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
1.3.Цели и задачи проектной деятельности
Учебная программа, которая последовательно применяет проектный метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью и программным содержанием задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Как учитель – организатор проектной деятельности, я ставлю следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования:
Цель внедрения проектного метода:
- Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся.
- Создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формированию активной жизненной позиции.
1.4.Метод проектной деятельности
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, ощутимым и применимым в реальной практической деятельности. Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие креативного мышления.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Использование исследовательских методов предусматривает определенную последовательность действий: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, анализ полученных данных, оформление конечных результатов (презентация, защита, демонстрация и пр.) В соответствии с этими определениями метод проектов можно отнести к технологиям обучения. Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых (эвристических), проблемных методов, творческих в сочетании с традиционными информационно- репродуктивными методами обучения, направленными на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
Деятельностный подход в обучении
Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности. | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания. | Рекомендует источник получения информации. |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы. |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результата. |
Активен | Создаёт условия для активности школьника. |
Субъект обучения | Партнер ученика. |
Несет ответственность за свою деятельность. | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Главным компонентом проектной деятельности должен быть интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи.
Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
1.5.Характеристика проектного метода.
Исследователи характеризуют метод проекта как:
- Личностно – ориентированный;
- Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- Развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
- Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
- Здоровьесберегающий.
1.6.Особенности учебных проектов младших школьников
На начальной ступени обучения проектной деятельности особую роль, на мой взгляд, имеют групповые, личностные и коллективные практико - ориентируемые и практические проекты. Они способствуют развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формируют опыт проектной деятельности.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
Темы детских проектных работ я выбираю в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.
Структура проекта Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.
Проектирование. В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно - познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.
Роль учителя. В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:
1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,
2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,
Последний этап - УЧИТЕЛЬ ученик.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Чтобы произвести самооценку проектирования и результата проекта я задаю следующие вопросы:
- Почему вы начали разрабатывать этот проект?
- Правильно ли сформулировали задачу?
- Разнообразны ли были идеи?
- Соответствует ли выбранная идея первоначально выдвинутым требованиям?
- Удачно ли спланировали и использовали время?
- Что сделали бы иначе, если бы снова начали разрабатывать проект?
- Какой вклад внес каждый участник в общее дело? Оцените свою работу.
- Для кого предназначен проект? Учитывались ли местные условия или возрастные особенности?
- Как отнесутся посторонние люди , кто будет использовать наш( ваш) проект?
- Была ли достигнута цель , все ли задачи решены?
- Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат. публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра.
Презентация Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения,, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Защита проектов осуществляется рассказом о своём проекте по следующему плану:
- Почему я начал разрабатывать этот проект? Кому он предназначен?
- Было ли проведено предварительно исследование, интервьюирование. Что было выявлено?
- Какова основная идея моего проекта? Какие были еще идеи? Почему я их отверг?
- Какими требованиями к проекту я руководствовался?
- Краткая характеристика процесса выполнения проекта. Какие использовались материалы? Сколько времени потребовалось на выполнение проекта? Какое оборудование я использовал? Кто мне помогал?
- Краткая характеристика производственных этапов. По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались?
- Какие комментарии я получил от пользователей или посторонних людей?
- Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?
После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ. Важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях, почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Выделить несколько номинаций, отметить победителей в каждой номинации. Например, могут быть следующие номинации:
- «Познавательный проект»,
- «Нужный проект»,
- «Памятный проект»,
- «Красочный проект»,
- «Веселый проект»,
- «Творческий проект»,
- «Исследовательский проект»,
- «Игровой проект».
Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.
1.7.Этапы работы над проектом
В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
- Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи;
- Планирующий — подготовительный этап: определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее учитель выступает только в роли консультанта;
- Информационно – операционный этап (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- Рефлексивно-оценочный этап: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
В зависимости направленности проекта могут быть выделены следующие этапы работы над проектом младших школьников:
- Мотивационный этап или Погружение в проект.
- Планирующий или проектировочный (информационно - операционный, информационно - поисковый, информационно- исследовательский)
- Практический или моделирующий.
- Контрольно - коррекционный (Самооценка и координация готовности к защите проекта и )
- Защита проекта или презентация.
- Рефлексивно- оценочный или заключительный, итоговый.
Стадии работы над проектом — это «пять П»:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
1.8.Прогнозируемые результаты
Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных единиц процесса обучения, способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;
- формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
1.9.Группы умений, формируемые проектным методом.
Основываясь на характеристике и задачах можно выделить следующие группы умений, формируемых в процессе проектной деятельности в начальной школе:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
2.Проектные шаги в практике моей работы.
2.1.Типы проектов и реализованные детские проекты.
Работая много лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедились, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя учащимся.
Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.
Методом проектов я начала заниматься шесть лет назад. В течение первого года изучала теоретический материал, методы и приёмы проектной деятельности, училась проектировать и оформлять проекты. Позднее свои знания, училась применять на практике. Для первых учебных проектов использовала методические разработки из журнала «Начальная школа», а затем разрабатывала и претворяла в жизнь свои. Вначале я работала над созданием системы уроков технологии с использованием метода проектов, цель которого развить у ребенка желание учиться, творческое мышление, сформировать основы толерантного мышления и поведения.
Чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Предмет «технология» был выбран потому, что он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. Преподавание уроков технологии не только допускает, но и предполагает введение метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. (См. Приложение 4)
Проектирование с предыдущим классом начинали осваивать во втором классе по окружающему миру, технологии и во внеурочной деятельности Начала работу по внедрению проектных технологий с анкетирования родителей по данной проблеме и обследования у детей навыков:
- самостоятельного приобретения информации из разных источников;
- умения пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- коммуникативных умений работы в группах;
- развития исследовательских умений;
- доводить начатое дело до конца;
Проектные технологии младших школьников за три года в целом дали положительные результаты. Критериями эффективности использования проектных технологий у детей начальных классов мною рассматривались:
- повышение комфортности ребёнка в образовательном учреждении;
- динамика познавательной активности учащихся младших классов;
- повышение уровня информированности родителей.
Психолого-педагогическая диагностика осуществлялась по следующим направлениям деятельности образовательного учреждения с детьми, с родителями;
Была составлена программа диагностического обследования, включающая:
- изучение личностных особенностей ребёнка:
- коммуникативных компетенций;
- исследовательских компетенций;
- практико-ориентированных компетенций;
- самоанализ;
2) изучение семейного портрета.
На основе диагностических обследований были определены количественные и качественные показатели развития младших школьников.
Анализ активности детей в различных видах проектной деятельности подтверждает её повышение вследствие внедрения проектных технологий.
Основными результатами работы можно считать:
- повышение комфортности учащихся в образовательном учреждении;
- динамика познавательной активности младших школьников;
- повышение информированности родителей по данному вопросу и вовлечение семьи в культурно-образовательную деятельность.
Неотъемлемой частью работы образовательного учреждения является работа с семьёй, так как семья является базисной сферой социализации личности младшего школьника. Одним из условий эффективности работы с семьёй является диагностика, которая началась с изучения первичных показателей семьи : социальных, экономических, демографических и т. д..
Анализ активности детей в различных видах проектной деятельности подтверждает её повышение вследствие внедрения проектных технологий.
Основными результатами работы можно считать:
- повышение комфортности учащихся в образовательном учреждении;
- динамика познавательной активности младших школьников;
- повышение информированности родителей по данному вопросу и вовлечение семьи в культурно-образовательную деятельность.
Полученные результаты в трёхгодичной динамике показали эффективность проведённой работы:
- отмечено повышение коммуникативных компетенций учащихся;
- увеличение творческой продуктивности;
- возросли когнитивные компетенции младших школьников;
- повысился навык самоанализа.
(См. Приложение 1)
Таким образом, можно полагать, что внедрение проектных технологий во внеурочную деятельность дало положительные результаты и может быть использовано для работы с младшими школьниками.
Поэтому, приняв в 2011 году первоклассников, изучив документы по внедрению ФГОС, проанализировав предметную линию учебников «Школа России» я разработала систему работы над проектами с 1 по 4 класс в учебном процессе и во внеурочной деятельности. (См. Приложение 3)
Важным объединяющим компонентом данной предметной линии является творческий характер заданий, материал для организации учебной деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе. УМК «Школа России» содержит большое количество материала, способствующее формированию навыков алгоритмизации деятельности. Каждый проект, задание по изготовлению изделия, составление технологической карты или её заполнение требуют от учащегося осмысления плана, составления последовательности операций, выбора необходимых средств и способов решения, инструментов и материалов, определения промежуточного результата, соотнесения с конечной целью, проведение коррекции.
В учебниках предложены темы и система вопросов для коллективного обсуждения. Для этого введены рубрики: «Прочитаем и обсудим», «Обсудим», «Думай, размышляй, высказывай свое мнение». Такие задания учат детей общаться и сотрудничать, соблюдать правила, находить компромиссы и оставаться друзьями.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.
Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.
Для полноценной работы по внедрению проектных технологий в классе были созданы определенные условия.
В классе оборудованы:
- уголок поэтапного выполнения проектов;
- выставка творческих работ учащихся;
- папки – накопители достижений младших школьников;
Вся работа реализуется через следующие формы:
- классный час;
- семейная гостиная;
- выставки работ, конкурсы тематических рисунков;
- тематические праздники;
- день открытых дверей;
- театрализованное представление;
- устный журнал и др.
Все вопросы по организации внеурочной проектной деятельности решаются в тесном контакте с семьёй.
В начале года проводилось анкетирование на тему «Давайте познакомимся». Это помогло больше узнать об интересах ребёнка, семьи, а также наметить наиболее важные формы работы. Планирование работы с семьёй по данному направлению предусматривает:
- ознакомление родителей с результатами диагностики;
- целенаправленную просветительскую работу;
- совместную работу над проектом.
В этих целях используются:
- посещение детей на дому;
- родительские собрания;
- оформление информационных стендов;
- семинары- практикумы;
- деловые игры;
- дни открытых дверей;
- вечера вопросов и ответов;
- совместные с детьми вечера развлечений.
Первые внеурочные занятия по внедрению проектов в 1 классе проходили в виде интерактивных игр на основе сюжетов известных мультфильмов. Здесь ученики знакомились с правилами работы в парах, этапами проектов. Учились реализовывать полученные знания на практике. (См. Приложение 5)
В рамках традиционных учебных занятий использую:
- проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися;
- совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
- групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе,
- выдвижение идеи (мозговой штурм);
- постановку вопроса (поиск гипотезы);
- формулировку предположения (гипотезы);
- обоснованный выбор способа выполнения задания;
- составление аннотации к прочитанной книге;
- поиск дополнительной литературы, подготовку сообщения;
- самоанализ и самооценку, рефлексию;
- поиск альтернативных способов решения проблемы.
Первым самостоятельным проектом первоклассников стал проект «Математика вокруг нас», предусмотренный программой «Школа России». Ребята попытались ответить на вопрос «Зачем необходимо изучать математику?», найти, где в жизни потребуются знания этого предмета. Итогом проекта стала книжка «Математика повсюду» (См. Приложение 6)
Практические проекты начинаю реализовывать с 1 класса на уроках трудового обучения, где повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость труда. Со 2 класса наряду с практическими проектами начну использовать учебные, творческие, информационные с элементами исследования. К 3-4 классу повышается уровень самостоятельности, формируются навыки проектной деятельности, умения работать с научно – познавательной литературой, появляется возможность решать информационные и исследовательские проекты, от коллективных (весь класс), переходить к групповым, а затем к индивидуальным проектам.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Для этого еще на старте я организуя погружение в проект, стараюсь заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы, увлечь работой над проектом. Я считаю, что важен неподдельный интерес к решению проблемы и у учителя и истинное желание работать над проектом в течение всего периода. Заряд энергии, творческого поиска, увлечённость учителя зажигают огонёк пытливости и творчества в глазах детей, стремление совершить что- то важное и нужное.
Для работы над проектом класс разбивается на 4 группы. Оптимально создавать группу не более 5 – 6 человек (в классе 20 учеников). Каждая из этих групп работает над одним «проблемным вопросом».
Далее я организую реализацию замысла, поддерживаю самостоятельность ребят, их сотрудничество, советую нужную литературу, помогаю выбрать из собранной информации главное, подготовить защиту проекта. Уровень самостоятельности от проекту к проекту возрастает. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало в реализации проекта, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе, оценить вклад в работу каждого участника, поблагодарить детей за работу. Всегда помнить, что успех и желание рождается от успеха.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационные ресурсы (каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.), информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность от недолговременных (1-2 урока), однопредметных, практических, проектов к долговременным, межпредметным. По типу проектов: эффективна последовательность в порядке возрастания сложности от практических к ролевым творческим, информационным , исследовательским проектам.
По количеству участников проекта, можно выделить проекты: личностные; парные; групповые;
По продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными; долгосрочные, средней продолжительности
В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практико- ориентируемые, информационные, игровые, учебные.
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
1. Проект «Школьный дворик» Этот практико-ориентируемый проект нам был предложен администрацией школы. Чтобы вовлечь третьеклассников в работу над проектом, мы «отправились» в сказочный городок нашей мечты. Предложила нарисовать ребятам этот городок и определить в нем свое место. Так сказочный городок вырос на детских рисунках. Проанализировали работы детей, сделали вместе с выводы. Оказалось, что любой город утопает в зелени и цветах. Значит и наш школьный двор необходимо украсить цветами, а это под силу даже малышам. Дети стали организаторами и инициаторами, а я помогала, направляла, поддерживала интерес. (См. Приложение 7)
2. Проект «Золотая волшебница – осень» по созданию гербария из осенних листьев и подборкой стихов о деревьях и кустарниках. На первом этапе познакомились с условиями предстоящего конкурса, работа по составлению гербария детей заинтересовала, поставили цели и задачи перед собой, предложили выбрать самые распространённые деревья нашей местности, но найти самую яркую окраску листьев, спланировали предстоящую работу. На подготовительном этапе во время осенней экскурсии провели наблюдения за яркими красками осенних листьев, распределили обязанности сбора листьев и веточек по группам, обсудили правила сбора и засушивания листьев, творческой группе поручили подобрать стихи о деревьях и кустарниках нашего края. Объявили конкурс стихов собственного сочинения об осени. Оформление гербария выполняли все вместе на уроке трудового обучения
3. Проект 1 класса «Букет цветов», изготовленный оригами из цветной бумаги.
4. Проект «Новогодний плакат» творческой группы 4 класса
5. Принимали участие в личностных проектах - конкурсах школьных, районных, региональных из природного материала. Ребята были награждены грамотами Отдела образования Клинцовского района (См. Приложение 11)
Информационный проект
1. Проект «Безопасные дороги для весёлой детворы» по созданию книжки- раскладушки.
Содержание проекта “Безопасные дороги для веселой детворы” направлено на становление ценностного отношения родителей и учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья детей через полученные представления и знания и умения выполнения правил дорожного движения.
Приняли решение сделать книжку- раскладушку с яркими иллюстрациями занимательными играми, загадками, стихами о безопасном поведении на дорогах, чтобы название книжки соответствовало содержанию, а изучать правила движения было интересно. Предназначалась книжка- раскладушка для будущих первоклассников, младших школьников. Составили план действий, определили сроки, распределили работу по группам, выбрали организатора в группах. Проанализировали, какую работу сможем выполнить сами, что необходимо приобрести и где, обратиться с просьбой к родителям купить фотобумагу, медицинский пластырь, цветную бумагу. Поисковая работа по созданию книжки – раскладушки совпала с изучением темы по основам безопасности жизнедеятельности « Безопасность на дорогах» «Что мы знаем о дорожной безопасности» Сделали вывод, что наших познаний недостаточно, поэтому будем серьёзно изучать учебник и находить дополнительные источники. Распределили поручения между творческими группами «Родничок» - «Сигналы, регулирующие дорожное движение», «Росинка» - «Водители велосипедов их права и обязанности», «Светлячок», - «Дорожная азбука», «Радуга», - «Детский транспортный травматизм и его причины». Творческие группы собрались в библиотеке для поиска нужной информации и ярких красочных иллюстраций. Помогали в поиске информации и родители. Систематизировали собранную информацию, подобрали иллюстрации.
Исследовательский проект
1. Проект « Спорт как альтернатива вредным привычкам»
Цель: Развивать умение организации собственной работы при выполнении проекта, самостоятельно планировать свои действия по поиску информации, оформлению результатов работы, готовить защиту проекта.
При проведении классного часа по теме «Спорт как альтернатива вредным привычкам», после знакомства со статистическими данными, ребята 4 класса получили задание провести исследование по плану:
- Придумать обращение организма к разуму человека, зависимого от курения, алкоголя, наркотиков
- Выяснить какие заболевания преследуют людей принимающие вредные вещества;
- Провести анонимное анкетирование, сколько учеников нашей школы имеют вредные привычки
- Найти альтернативу вредным привычкам.
Данная работа выполнялась дома, работали в группах, на реализацию проекта отводилась одна неделя. Защиту проекта проводили в виде видеоролика на сцене для учеников и учителей нашей школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
1. Проект «Летопись моей семьи», как итог сформированных умений о проектной деятельности.
Самое дорогое у человека – это его семья, которая всегда с тобой рядом, поддержит и поможет в трудную минуту, вместе с тобой радуется и огорчается, дома всегда тебя ждут и любят.
Исследовательская проблема, лежащая в основе проекта, - роль семьи в жизни человека определила ход работы над проектом. Результаты анкеты «Моя семья» показали низкий уровень знаний у большинства детей о своей семье, родных и близких. Сделали выводы, что наши родители создают все условия, а мы, дети, недооцениваем и часто не понимаем родителей, потому, что мало о них знаем. Приняли решение изменить отношение к своим родителям, а для этого узнать об истории и жизни семьи, близких родственниках, увлечениях и традициях. Что бы вы хотели узнать? Как, где узнать интересные факты истории семьи? Как удобнее это сделать?
Составили план наших исследований:
- Тайна наших имен в семье.
- Фамилия - принадлежность нашего рода.
- Родословная моей семьи или Дерево жизни.
- Герб и девиз моей семьи.
- Профессия родителей, бабушек, дедушек.
- Обязанности в семье.
- Традиции семьи.
- Увлечения семьи.
- След войны в нашей семье
- День рождения семьи
- Календарь дней рождения всех членов семьи.
Информационный этап включал в себя просмотр семейного фотоальбома, учились брать интервью у родителей, бабушек, дедушек. Основываясь на собранной информации, дети по их усмотрению создали фотоальбом, презентацию, папку. Презентацией проектов детей были их рассказы о семье. Проведено родительское собрание в форме семейной игры «Я + Я - счастливая и дружная, надежная и верная семья.»
Изучение летописи семьи, родословной способствовало близкому общению членов семьи, так как помощниками будут родители, бабушки и дедушки. Родители помогали советом в поисках информации, организацией встреч с дальними родственниками, сбору фотографий, составлению родословной.
Такая работа развивает интерес к истории своих предков. Способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный и коммуникативный уровень, повышает роль и значимость семьи в глазах ребёнка. (См. Приложение 9)
2. Праздник «Прощай, начальная школа», подготовленный четвероклассниками по методу проектов. Разделились на группы по интересам и способностям: художники - оформители, ансамбль и хор - песни, танцы, актеры - готовили сценки - миниатюры, режиссеры приготовили видеоролик. Каждая группа самостоятельно подбирала нужную информацию, развлечения, коллективно обсуждали информацию, корректировали, снова находили что- то новое и обрабатывали, обсуждали сценарий, игры, или праздники, распределяли роли. Самостоятельно репетировали, отрабатывали, выносили на всеобщее обсуждение класса, вносили поправки, рекомендации и снова отрабатывали выступления. Презентация творческих проектов проходила на высоком уровне, приносила радость зрителям, участникам игр, и самим организаторам и исполнителям. Следует отметить, что выступать дети очень любят и делают это с энтузиазмом, воодушевлением, демонстрируя неплохие результаты организаторского и актёрского мастерства. (См. Приложение 8).
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
- « Ролевая игра - Путешествие в страну «Здоровья»
В процессе реализации проектной деятельности стало системой проведение интегрированных уроков окружающий мир и русский язык, математика, труд, чтение и информатика.
Роль родителей в проектной деятельности
Мои дети и родители – активные участники проектной деятельности. Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, занимает длительный период, то целесообразно привлечь родителей. Предварительно на родительском собрании, я разъясняю суть, значимость проектной деятельности для развития личности детей, познакомила с этапами работы над проектом, роли и формах участия родителей по мере взросления детей. Приготовила памятки для детей и родителей по организации работы над проектом (См. Приложение 2).
При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А помощь советом, информацией, организацией работы в оформлении проекта, помощь в индивидуальном планировании, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности.
На этапе погружения в проект родители помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта, мотивируют детей.
На этапе подготовки консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в сборе информации и в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.
На этапе моделирования или информационно - поискового – наблюдают, контролируют соблюдение правил техники безопасности, следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают в оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.
На заключительном этапе консультируют в выборе формы презентации, оказывают помощь в подготовке презентации, выступают в качестве эксперта.
Совместная проектная деятельность в воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни. Совместная проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями. Педагогическое сопровождение учителей и родителей позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза, создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом деятельности. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию. Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволил реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика и родителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе внедрения проектной деятельности в практику своей работы я изучила труды многих ученых, педагогов, освоила новую педагогическую технологию, научилась новым формам и методам работы, совершенствовала педагогическое мастерство. Я поняла, что поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. При проектном методе я научилась организации и планированию, поняла важность и необходимость проектирования для детей. Я поняла, что проектная деятельность совмещает инновационные педагогические технологии, повышает качество знаний, способствует формированию творческих и познавательных способностей, готовит к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, способствует формированию активной жизненной позиции.
Проектная деятельность формирует у учащихся коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения.
Как показывают наблюдения у учащихся, участвующих в проектной деятельности с начальной школы повышается уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результата), информационная (поиск и обработка информации), и коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, продуктивная коммуникация – работа в группе), которые проявляются в проектной деятельности отражают готовность к ней, являются необходимым условием успешного применения проектного метода. Для повышения уровня компетентности необходимо многократное участие детей в проектной деятельности и включение в уроки методов деятельностного подхода в обучении: тренинги, деловые игры, дискуссии, конференции, групповая работа.
Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. Это ведет к сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных навыков, создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, значит, берет на себя ответственность за производимое действие Использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности. Степень самостоятельности и активности зависит от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
Как показывает опыт, учащимся нравятся проекты, которые носят комплексный характер, так как дают возможность выбрать деятельность по своим личным интересам.
Над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности. Научившись работать в группе, легче осуществить переход к индивидуальным исследовательским проектам
Совместная деятельность взрослых и детей в ходе проведения проектной деятельности имеет деловой, научный, личностный характер, предполагает совместную выработку стратегии, плана, последовательности выполнения учеником каждого этапа деятельности, не ущемляя при этом его творческих способностей. Положительная эмоциональная окраска всей совместной деятельности способствует созданию условий для успешности учебного процесса, повышает мотивацию учения, учит осознанно, целенаправленно учиться, открывать тайны природы, познавать и исследовать окружающую действительность, способствует взаимопониманию и сотрудничеству детей и родителей в семье.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Думаю, что метод проектов будет востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Литература.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. Начальная школа. № 6. 2005.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
- Воскобойникова Е. А.Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте. Начальная школа №12. 2007.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. – 2004. - №2.
- Ляхова Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2009.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана - Граф, 2004.
- Митрохина С. В ( заведующая кафедрой методик начального образования Тульского государственного педуниверситета.№ Методическая подготовка учителя начальных классов в контексте коммуникативных технологий»- ж. «Начальная школа»1 2007. Стр 20-24.
- Новолодская Е. Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения. Начальная школа. №1. 2008.
- Назарова Е. В. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся. № 4. 2009.
- Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.
- Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
- Тихонова К. М. Работа над созданием диафильма с компонентом проектной деятельности. Начальная школа №12. «2006. Работе по математике. Начальная школа. № 7. 2004.
- Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2008. № 9.
Приложение 2
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ | |
Этапы и подэтапы проектной деятельности | Возможные действия родителей |
Выдвигаются первоначальные идеи и выбирается лучшая идея | Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор. |
Выбирается и формулируется тема работы. | Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор. |
Формулируется задача проекта. | Может потребоваться помощь в правильной формулировке. |
Разрабатываются планы и структура выполнения проекта. | Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка. |
Определяются сроки представления результатов, дорабатывается сама идея с учетом её актуальности. | Возможно, потребуется корректировка плана проектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка. |
Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта. | Прикиньте возможные выходы с ребенком. |
Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения. | Разбейте объем работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой. |
Составляются программа и календарный план выполнения работ | Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана. |
Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы. | Может потребоваться разъяснение обязанностей. |
Изучаются источники литературы по теме проекта. | Посодействуйте ребенку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта. |
Собирается и обрабатывается информация по проблеме. | Посодействуйте в нахождении разнообразных источников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а так же книги и периодические издания, интернет. |
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной работы. | Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль. |
Оформляются результаты работы и готовится отчет. | Подскажите основные правила оформления документов. |
Проект готовится к презентации | Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением. |
Проводится публичная презентация проектной работы. | Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им. |
Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода. | Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по другому. |
Оценивается работа проектной группы в целом и каждого участника. | Отмечайте положительные результаты |
Помогая ребёнку, помните: главное действующее лицо - ваш ребёнок! Вы являетесь только помощником, консультантом (по запросу), техническим секретарём проекта!
Диаграмма отражающая сравнительные результаты освоения проектной деятельности детей младшего школьного возраста.
Анализ активности детей в различных видах проектной деятельности
Таблица № 1 Анализ нравственно-психологического климата семей.
Педагогическая состоятельность климата семей | 200-2009 учебный год | 2009-2010 учебный год | 2010-2011 учебный год | |
Педагогически грамотные | 25,5 % | 35,4 % | 42 % | |
Позитивно-ориентированные | 54,5 % | 57,5 % | 54,5 % | |
Конфликтные | 10,2 % | 2,4 % | 1,5 % | |
Педагогически несостоятельные | 9,8 % | 4,7 % | 2% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...
Комментарии
проектная деятельность
Очень актуальная тема, с которой приходится сталкиваться учителю на уроке. Надеюсь, опыт моей работы будет вам полезен