Формирование орфографической зоркости
статья на тему
Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими навыками, для успешного применения правил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование орфографической зоркости
Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими навыками, для успешного применения правил.
Эту способность у учащихся надо воспитывать. Вопрос заключается в том, как это следует делать.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза – выделение звуков и букв, морфем, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями и т.д. Все эти занятия, упражнения по степени сложности и самостоятельности можно расположить в определенной последовательности:
Звукобуквенный анализ слов
Этому приему работы должно уделяться большое внимание, так как самоконтроль при изучении звуков и букв опирается прежде всего на слух и произношение. Ученики должны научиться правильно произносить звуки, различать их, «переводить» звуки в буквы. Пишущий всегда отправляется от слышимого слова, поэтому важно, чтобы ученики еще до письма умели определить, что их может затруднить, какая это трудность, и решить вопрос о правильном написании.
Письмо таких слов, в которых написание не расходится с фонетическим звучанием, не затрудняет учеников (дом, шар, стул), и все внимание их в этот период направлено на то, чтобы не допускать пропуска, замены, перестановки и т.п. Необходимы и крайне важны наблюдения над особенностями звуков речи при анализе тех слов, написание которых расходится с произношением. Например, перед записью слова мороз следует предложить детям такие вопросы: «Какой звук слышится на конце слова?», «Какую букву нужно писать?».
Письмо с проговариванием
В основе этого письма – проговаривание по слогам. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее.
Например:
- За –пишу з с гласной а и т.д.
- Слоги со стечением согласных дети проговаривают так: «Пишу н, пишу ра, р с гласной а…».
Такое письмо исключает пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. Когда все дети привыкают проговаривать шепотом, тогда постепенно переходят на мысленное проговаривание. Проговаривание может быть как хоровое, так и индивидуальное.
Списывание
Этот вид упражнений предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Дети читают слово по слогам и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и т.д. до конца упражнения.
Комментированное письмо
Учащиеся не просто проговаривают по слогам предложенные слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой
Такой вид письма развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается организованность, ответственность, самоконтроль, объективная самооценка.
Письмо по памяти
Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается аккуратность, честность, дисциплинированность, самоконтроль.
Творческие работы
Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения сосредоточиться на составлении и на записи своих предложений (диктуется каждое слово по слогам) и на логике изложения. Основные виды творческих работ: сочинения, изложения, творческие диктанты, составление предложений по опорным словам и т.п.
При проведении творческих работ можно предложить пользоваться такой памяткой:
Составь рассказ.
Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
Запиши, диктуя себе по слогам, где нужно, подбери проверочные слова.
Проверь по слогам каждое слово.
Проверь, все ли нужные мысли ты записал.
Грамматические зарядки
Такие зарядки можно включать в каждый урок. Учитель произносит слово, одновременно на доске изображает его схему (в виде прямоугольника). Дети вдумываются в смысл, определяют, с маленькой или большой буквы писать и почему. Если с большой, то пририсовывается к прямоугольнику вертикальная черта. «Какие еще правила «спрятались» в этом слове?». Дети перечисляют.
Вариант одной из грамматических зарядок: «Какие буквы «спорят», какие побеждают в словах сугро…, сне…, заво…, шка…, рука…»?
Формированию орфографической зоркости учащихся способствует также работа над ошибками с памяткой.
Памятка.
Перенос слов.
Лу-жайка, лужай-ка. Ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.
Жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.
Машина, жил, шина, чудо. щука, чашка, щавель, елочка, ночной.
Большая буква в именах собственных.
Москва – название города. Иванов Сергей Петрович – фамилия, имя, отчество. Жучка – кличка животного.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
Грозы - гроза, снег – снега, поле –поля.
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Грибы – гриб, шуба – шубка.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Солнечный – солнце, опасен – опасный.
Правописание приставки, раздельное написание предлога со словом.
Переход. В_ лес, в густой лес.
Разделительный твердый и мягкий знаки.
Подъезд, обезьяна.
Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Ночь – ж.р., мяч – м.р.
Безударные гласные в окончаниях прилагательных.
Озером (каким?) глубоким, к лесу (какому?) густому.
Работа с карточками дает полную картину усвоения учащимися изучаемой орфограммы.
Карточка №1.
1. Распространи предложение.
Девочка чистит.
2. Допиши родственные слова, выдели корень, подчеркни орфограмму.
Сад,___,___,___,___,____.
3. Разбери по составу.
Подкладка, домовой.
Карточка №2.
1. Составь предложение.
На, дует, теплый, ветерок, улице.
2. Раздели слова для переноса.
Деньки, собака, кусты, играй, пойте, мастер, стол, шоссе.
Карточка №3.
1. Найди орфограммы, выдели их, подбери проверочные слова. Подчеркни главные члены, выпиши словосочетания с вопросами.
Голодные птицы кружили около кормушки.
2. Раздели слова для переноса, подчеркни мягкие согласные.
Ольга, коньки, кормушка, лейка, этажи, белье.
Карточка №4.
1. Ответь на вопросы, запиши предложения, найди орфограммы и выдели их.
Куда улетают птицы осенью?
Куда спешит утром мальчик с ранцем за спиной?
Что делают ребята перед едой?
Карточка №5.
1. Доскажи фразу. Слово начинается с буквы м (однородные члены предложения). Найди орфограммы, выдели их, подбери проверочные слова.
Медведь любит …
Я собираю коллекцию …
Мои новые игрушки - …
2. Нужен ли ь?
Ил…я, кон…ки, доч…, короч…ка, меч…, дич…, ноч…ка, руч…ка, молодеж…, кач…нуло, душ….
Карточка №6.
1. Установи соответствие, проверь, если можно.
Стр…на и
М…сты е
Ст…на а
П…сьмо о
З…мля
2. Безударная гласная е пишется в словах.
З..рно, ч…сло, л…сток, с…стра, пл…та, оз…ро, л…сник, сл…за, л…сица.
3. Расположи в два столбика.
Р…бота, з…ма, гр…за, л…пата, п…суда, сн…говик.
Карточка №7.
1. Найди ошибки и исправь. Подчеркни главные члены, выпиши словосочетания с вопросами.
пришла зема. Паля покрыты пушыстым кавром. Марос скавал реки и азера.
Голадно птицам земой. литают ани подворам, ищют корм.
На уроках используем памятку «золотые» правила грамматики:
1. Пкчаг
2. Б____.!?
3. !
4. –
5.Проговори, проверь .
1 правило: «Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно».
2 правило: «Начало предложения пишу с большой буквы. В конце ставлю –точку, вопросительный, восклицательный знак».
3 правило: «Помню о красной строке при записи заданий и частей текста».
4 правило: «Использую перенос слов с одной строки на другую».
5 правило: «При письме проговариваю слова и проверяю».
На уроках постоянно использую схемы:
- найди слова на эту орфограмму
Для того чтобы способность видеть орфограммы находилась не на интуитивной, а на теоретической основе, необходимо вооружение их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в самом правиле. Поэтому, работая над орфографическим правилом, целесообразно вместе с детьми выделять существенные отличительные признаки орфограмм, учить их обнаруживать орфограммы по данным признакам.
Прочитай стихотворение. На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.
Прочитай текст. На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведи свои примеры на эти правила.
Выпиши из текста все слова на изученные правила.
Спиши текст, подчеркни все буквы на изученные правила.
Можно ли применить данное правило(указывается, какое) к словам (перечисляются слова).
Найди «лишнее».
Запиши (под диктовку) слова. Какие правила вы использовали, чтобы написать эти слова без ошибок?
Какие правила надо знать, чтобы без ошибок написать слова (перечисляются)?
Выполняя данного рода упражнения, ученик обращается к Памятке, видит перед собой список изучаемых орфограмм, способ их исправления и поэтому невольно запоминает их. А это, в свою очередь, способствует формированию орфографической зоркости.
КАРТОЧКИ
К – 1.
1. Распространи предложение.
Девочка чистит.
2. Допиши родственные слова, выдели корень, подчеркни орфограмму.
Сад,___,___,___,___,____.
3. Разбери по составу.
Подкладка, домовой.
К – 2.
1. Составь предложение.
На, дует, теплый, ветерок, улице.
2. Раздели слова для переноса.
Деньки, собака, кусты, играй, пойте, мастер, стол, шоссе.
К – 3.
1. Найди орфограммы, выдели их, подбери проверочные слова. Подчеркни главные члены, выпиши словосочетания с вопросами.
Голодные птицы кружили около кормушки.
2. Раздели слова для переноса, подчеркни мягкие согласные.
Ольга, коньки, кормушка, лейка, этажи, белье.
К – 4.
1. Ответь на вопросы, запиши предложения, найди орфограммы и выдели их.
Куда улетают птицы осенью?
Куда спешит утром мальчик с ранцем за спиной?
Что делают ребята перед едой?
К – 5.
1. Доскажи фразу. Слово начинается с буквы м (однородные члены предложения). Найди орфограммы, выдели их, подбери проверочные слова.
Медведь любит …
Я собираю коллекцию …
Мои новые игрушки - …
2. Нужен ли ь?
Ил…я, кон…ки, доч…, короч…ка, меч…, дич…, ноч…ка, руч…ка, молодеж…, кач…нуло, душ….
К – 6.
-1. Установи соответствие, проверь, если можно.
Стр…на и
М…сты е
Ст…на а
П…сьмо о
З…мля
2. Безударная гласная е пишется в словах.
З..рно, ч…сло, л…сток, с…стра, пл…та, оз…ро, л…сник, сл…за, л…сица.
3. Расположи в два столбика.
Р…бота, з…ма, гр…за, л…пата, п…суда, сн…говик.
К – 7.
1. Найди ошибки и исправь. Подчеркни главные члены, выпиши словосочетания с вопросами.
пришла зема. Паля покрыты пушыстым кавром. Марос скавал реки и азера.
Голадно птицам земой. литают ани подворам, ищют корм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по формированию орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Представлен опыт работы по развитию орфографической зоркости у учащихся, начиная с 1 класса....
Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах. ...
Формирование орфографической зоркости
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у школьников прочн...
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ.
Очень важно начинать работу в период обучения грамоте, потому что , во — первых, именно в этот период ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к т...
Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.
Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных спо...