Использование технологии РКМЧП
статья на тему

 Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rkmchp.pptx188.11 КБ
Файл rkmchp.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение технологии развития критического мышления «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».(китайская пословица)

Слайд 2

«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта». /Стандарты второго поколения/.

Слайд 3

Цель технологии РКМЧП: Развитие аналитического, критического мышления: умение выделять причинно-следственные связи; отвергать ненужную или неверную информацию; быть честным в своих рассуждениях; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предложения и личного мнения; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; избегать категоричности в утверждениях и т. д.

Слайд 4

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Слайд 5

I. Фаза вызова. Задачи этой фазы: 1) Постановка целей урока. 2) Активизация познавательной деятельности учащихся .

Слайд 6

Стадия вызова «Кластер» «Загадка» «Корзина идей» «Отсроченная догадка» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» «Театрализация» «Верите ли вы, что…» «Интеллектуальная разминка (опрос) » «Дискуссия» «Перепутанные логические цепочки» «Проблемный вопрос» «Лови ошибку» «Ключевые термины»

Слайд 7

Речь устная письменная говорильная умная

Слайд 8

орфограмма Опасное место Надо проверять Безударная гласная в корне Орфограмма-согласная

Слайд 9

«Знаю, узнал, хочу узнать» Знаю Хочу узнать Узнал А.С. Пушкин-великий русский поэт Произведения каких жанров он писал Стихи Сказки Рассказы Повести Можно обратиться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Слайд 10

Работа с вопросником Применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Слайд 11

II . Стадия осмысления « Инсерт » или «Чтение с пометками» «Круги по воде» «Чтение с остановками» «Концептуальная таблица» «Бортовой журнал»

Слайд 12

Чтение с остановками «Корзина с еловыми шишками» К.Г. Паустовский Обсуждение названия произведения. Чтение текста с остановками. Во время остановок задаются побуждающие к критическому мышлению вопросы.

Слайд 13

Приём «Концептуальная таблица». Части речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол Наречие Постоянные признаки Непостоянные признаки

Слайд 14

«Бортовой журнал » Тема: «Согласование» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Имена прилагательные согласуются с им. существительными (рубрика «Вспомни изученное») Что такое согласование Как найти словосочетание с согласованием

Слайд 15

III . Стадия рефлексии « Синквейн » «РАФТ» «Шесть шляп» « Психорисунок » «Последнее слово за мной»

Слайд 16

«Последнее слово за мной» На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается. «Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось - хоть лопни. А игра это или не игра - все равно.» Л.Пантелеев

Слайд 17

Синквейн Э.Шим «Храбрый опёнок» Опёнок Неказистый, невидный Стоял, ждал, не боялся Обрадовал грибников поздней осенью Сирота

Слайд 18

Сыроежки Молодые, веселые Танцуют, радуют, веселят Водят хороводы в платочках Красавицы Боровик Богатый, толстый, Стоит , восхищает , привлекает В белом кафтане и белой шляпе Дед

Слайд 19

Прием «Пирамида критика»: Пирамида является основой для создания связного текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей. Вопросы – план текста: О чем произведение? (одно слово) Какой у произведения характер? (два слова) Место и время действия. (три слова) Главные события. (четыре слова) Главные герои, какие они? (пять слов) Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов) О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку) Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов).

Слайд 20

«Пятеро из одного стручка» Г-Х.Андерсен Горошины Литературная сказка Дания, природа, чердак Горошины вылетели в мир Хвастливая, самодовольная, ленивая, маленькая, больная Любопытство, жалость, надежда, радость, гордость Что стало с горошинами, вылетевшими из ружьеца Счастье в том, чтобы приносить пользу , радость другим

Слайд 21

Л .Толстой « Два брата» « Работа с вопросником» Как жили братья? Почему у них возникли разногласия? Кто из братьев прав? Для чего автор вводит пословицы? В чем мудрость сказки?

Слайд 22

Р( роль) А (аудитория) Ф( форма) Т (Тема)

Слайд 23

2. «РАФТ» 1 –я группа Жизненная позиция старшего брата Р-старший брат А-слушатели Ф-рассуждение Т-счастье 2-я группа Жизненная позиция младшего брата Р-младший брат А- слушатели Ф-рассуждение Т-счастье

Слайд 24

Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, подвергают сомнению достоверность информации , делают выводы и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.



Предварительный просмотр:

«Процесс учения понимается не только

как усвоение системы знаний, умений

и навыков, составляющих инструментальную

основу компетенций учащихся,

но и как процесс развития личности,

 обретения духовно-нравственного

 и социального опыта».

 /Стандарты второго поколения/.

Меня очень заинтересовала «Технология  развития критического мышления» (ТРКМ).  Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

       В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):                                                

I фаза  ( 5 минут ) Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)        

II фаза ( 25 минут ) Осмысление содержания (получение новой информации)        

III фаза ( 10 минут ) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

I. Фаза вызова.

 Задачи этой фазы:

1)  Постановка целей урока.

2) Активизация познавательной деятельности учащихся. 

 Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

В процессе реализации фазы вызова:

Учащиеся:

-могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы;

-фиксируют высказывания на доске или листах;

-работают индивидуально и в малых группах.

Учитель:

-стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;

-способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников;

-просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.

В случае успешной реализации фазы вызова в классе  возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

  • «Кластер»        
  • «Загадка»        
  • «Корзина идей»        
  • «Отсроченная догадка»        
  • «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
  • «Театрализация»
  • «Верите ли вы, что…»        
  • «Интеллектуальная разминка (опрос) »
  • «Дискуссия»
  • «Перепутанные логические цепочки»
  • «Проблемный вопрос»
  • «Лови ошибку»
  • «Ключевые термины»

Прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
К
приему «Знаю, узнал, хочу узнать» можно обратиться  как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. 

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

  • «Зигзаг»
  • «Инсерт» или «Чтение с пометками»        
  • «Круги по воде»        
  • «Чтение с остановками»
  • «Концептуальная таблица»
  • «Бортовой журнал»
  •  «Карусель»

Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения

 Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.                     
   Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от В специальной литературе можно встретить термин «медленное чтение», описание которого частично пересекается с описанием данной стратегии. Под «чтением с остановками» в данном случае понимается специально разработанная стратегия развития критического мышления. Данная стратегия используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу. В основе этой стратегии лежат наблюдения за процессом чтения людей, обладающих культурой чтения, навыками критического мышления. Они читают с перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме. Многие научились делать это стихийно, но все-таки не стоит на это полагаться.

Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом.

1. Расскажите учащимся о своем личном опыте знакомства с этой книгой (рассказом, сказкой, былиной и т.д.). Здесь необходимо быть максимально искренними. Если Вы не сразу пришли к принятию этого произведения, то так и надо сказать. Ваше вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут. Это должен быть именно сюжет, а не описание своих чувств, изобилующее прилагательными. Если вы не готовы к выражению своих чувств, то лучше ограничьтесь краткой информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь.

2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким названием? Кто-то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же автора, кто-то проведет аналогию с фольклорными текстами, а кто-то – с событиями своей жизни. Некоторые учителя просят детей письменно сформулировать свои догадки, но я бы не рекомендовал слишком затягивать вводную часть: можно «перегореть» и уйти в частности. Некоторые начинают обсуждать возможные сюжетные перипетии не сразу с названия, а после прочтения первых строк.

3. Теперь – самое интересное. Вы, как ведущий этого диалога с текстом, заранее выделяете в тексте две-три остановки – в зависимости от размера текста (напоминаем, что размер текста не должен превышать пяти-семи страниц). Во время этих остановок Вы задаете вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Ясно, что и учебные цели забывать не стоит: надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественного выражения, но, все же, в нашем случае давайте сделаем акцент на вопросах высокого уровня, наподобие: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д.

« Прием «Концептуальная таблица»

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается представление трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

  •  Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы
  •  Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий
  •  Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления)

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.

?» и т.д.

  • «Синквейн»
  • «РАФТ»
  • «Шесть шляп»
  • «Психорисунок»
  • «Последнее слово за мной»

Прием «Последнее слово за мной»

На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.

  • «Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось - хоть лопни. А игра это или не игра - все равно.»  Л.Пантелеев

Прием «Синквейн»

Опёнок

Неказистый, невидный

Стоял, ждал, не боялся

Обрадовал грибников поздней осенью

Сирота

Сыроежки

Молодые, веселые

Танцуют, радуют, веселят

Водят хороводы в платочках

Красавицы

 Прием « Пирамида критика»

Пирамида является основой для создания связного текста.

В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей.

 Вопросы – план текста:

  1. О чем произведение? (одно слово)
  2. Какой у произведения характер? (два слова)
  3. Место и время действия. (три слова)
  4. Главные события. (четыре слова)
  5. Главные герои, какие они? (пять слов)
  6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов)
  7. О чем произведение? (семь слов,  нужно дополнить первую строку)
  8. Ваша реклама (антиреклама),

       рекомендация книги (восемь слов).

Горошины

Литературная сказка

Дания, природа, чердак

Горошины вылетели в мир

Хвастливая, самодовольная, ленивые, маленькая, больная

Любопытство, жалость, надежда, радость, гордость

Что стало с горошинами вылетевшими из ружьеца

Счастье в том, чтобы приносить пользу , радость другим

Прием «РАФТ» ( Роль, Аудитория, Форма, Тема)

Л.Толстой «Два брата»

1 –я группа

Жизненная позиция старшего  брата

Р-старший брат

А-слушатели

Ф-рассуждение

Т-счастье

2-я группа

Жизненная позиция младшего брата

Р-младший брат

А- слушатели

Ф-рассуждение

Т-счастье

Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, подвергают сомнению достоверность информации,, делают выводы и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.

1.       Название разработки -  уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....

Урок окружающего мира с использованием технологии РКМЧП

Урок окружающего мира в 4 классе (УМК "Начальная школа 21 века) с ипользованием приемов технологии развития критического мышления....

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологий РКМЧП и ИКТ

АннотацияУМП (учебно-методический пакет) предназначен для организации и проведения занятий, повышающих познавательную активность учащихся 4-х классов. Он посвящен обучению поисковой, информационной де...

Технологическая карта родительского собрания с использованием технологии РКМЧП по теме: "Трудности адаптации первоклассников в школе".

Технологическая карта родительского собрания с использованием технологии РКМЧП по теме: "Трудности адаптации первоклассников в школе"....

Технологическая карта учебного занятия с использованием технологии РКМЧП по теме:"Степь" 4 класс Школа России ФГОС НОО.

Технологическая карта учебного занятия с использованием технологии РКМЧП по теме:"Степь" 4 класс Школа России ФГОС НОО....

Статья по теме: «Использование технологии РКМЧП как средство формирования коммуникативной компетентности».

laquo;Использование технологии РКМЧП как средство формирования коммуникативной компетентности»....