Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс 8 вида (Домашнее обучение)
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Минина Светлана Александровна

Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс 8 вида (домашнее обучение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена на основе программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: М.: «Просвещение», под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2010.. и ориентирована на учебник «Математика» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В.Эк, Москва «Просвещение», 2008.

Программами специальных (коррекционных) учреждений 8 вида на изучение данного предмета рекомендовано 6 часов в неделю, но согласно требованиям Рособрнадзора, часы на реализацию программы распределяются по рекомендации муниципального отдела по образованию (при этом кол-во часов учебного плана в неделю для 1-4 кл.- 8 часов).

Программа рассчитана на 68 часов, 2  часа в неделю.

Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Программа носит практическую направленность, тесно связана другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.

В процессе обучения математике в 3 классе учащиеся осваивают:

числовой ряд 1- 100 в прямом и обратном порядке;

смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;

таблицу  умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;

порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;

единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер.

Цель программы:  расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи программы:

Формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;

Повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие  познавательной деятельности  и личностных качеств;

Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование  умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Общая характеристика  предмета.

 В Основных положениях концепции  специального федерального государственного стандарта для     детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу включены математика и  применение математических знаний:

овладение началами математики (понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);

овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.);

развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям

Содержание учебного курса

Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.
      Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).
      Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
      Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
      Таблица умножения числа 2.
      Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
      Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
      Соотношение: 1 р. = 100 к.
      Скобки. Действия I и II ступени.
      Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.
      Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).
      Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).
      Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).
      Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
      Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.
      Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.
      Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.
      Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.
      Многоугольник. Вершины, углы, стороны

Место учебного предмета в учебном плане.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом   рассчитана на 68 часов  в год  (2 часа  в неделю, 34 учебных недели)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

   В основе учебно-воспитательного процесса лежат ценности математики:

           -понимание математических отношений

-математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека,

-владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяют ученику совершенствовать коммуникативную деятельность ( аргументировать свою точку зрения, строить цепочки рассуждений)

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие в течение четырех лет четырёх основных содержательных линий: арифметической, геометрической, линией по изучению величин, алгоритмической (обучение решению задач) . Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.

Сравнительно новым содержательным компонентом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются личностные и универсальные (метапредметные) учебные действия, которые, безусловно, повлияли и на изложение предметных учебных действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе, к изучению математики;

– интерес к учебному материалу;

– представление о причинах успеха в учёбе;

– общее представление о моральных нормах поведения;

– уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;

– понимания значения математики в жизни человека;

– первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;

– первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

– принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– адекватно воспринимать предложения учителя;

– проговаривать вслух последовательность производимых действий,

составляющих основу осваиваемой деятельности;

– осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить

соответствующие коррективы под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

– принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

– в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

– осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;

– использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;

– читать простое схематическое изображение;

– проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);

– выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);

– под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

– под руководством учителя проводить аналогию;

– понимать отношения между понятиями (родо-видовые, причинно-следственные).

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения);

– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

– выделять несколько существенных признаков объектов;

– под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

– понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;

– проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства;

– контролировать свои действия;

– понимать задаваемые вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

– следить за действиями других участников учебной деятельности;

– выражать свою точку зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– адекватно использовать средства устного общения.

Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

 Основные требования к знаниям и умениям учащихся

 Учащиеся должны знать:

числовой ряд 1 — 100 в прямом и обратном порядке;

смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов  деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;

таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;

порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;

единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;

порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.

Учащиеся должны уметь:

считать, присчитывать, отсчитывать  по единице и равными числовыми группами по  2. 5. 4, в пределах 100;

откладывать на счетах любые числа в пределах 100;

складывать и вычитать числа и пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений.

использовать  знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;

различать числа, полученные при счете и измерении;

записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см,  3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;

определять  время по часам (время прошедшее, будущее);

находить точку пересечения линий;

чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

Учебно – методическое обеспечение программы:

Основная литература

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 6-е издание - М.: «Просвещение», 2013.

Учебник В. В. Эк. Математика.  для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –: Москва «Просвещение» 2009г. 

Календарное планирование

I четверть (18 часов)

№ п\п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

Нумерация (Повторение) – 3 часа

1

Нумерация чисел в пределах 20.

1

2

Числа четные и нечетные.

1

3

Числа однозначные и двузначные, их состав.

Сравнение чисел.

1

Сложение и вычитание без перехода через десяток. (Повторение) – 6  часов

4

 Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.

1

5

Сложение и вычитание без перехода через разряд.

Компоненты при сложении и вычитании.

1

6

Меры времени: час, сутки.

1

7

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

1

8

Меры стоимости: рубль (р.), копейка (к.).

1

9

Меры длины: см, дм.

1

Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток – 5 часов

10

Дополнение однозначного числа до 10.

Разложение однозначного числа на 2 числа.

1

11

Прибавление числа 9, 8, 7

1

12

Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2.

1

13

Мера емкости: 1 литр, 1 килограмм.

1

14

Переместительное свойство сложения.

1

Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток – 3  часа.

15

Разложение двузначных чисел на десятки и единицы.

1

16

Вычитание числа 9, 8, 7.

1

17

Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2.

1

Углы, Многоугольники – 1 час.

18

Виды углов. Построение.

Вершины, стороны, углы многоугольника.

1

II четверть (14 часов)

№ п\п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

Умножение и деление – 7 часов

19

Понятие об умножении как сложении одинаковых слагаемых. Знак умножения.

Запись и чтение действия умножения.

1

20

Таблица умножения числа 2. Название компонентов и результата умножения в речи учителя. . Таблица деления на 2.

1

   

21

Таблица умножения числа 3.

Таблица деления на 3.

1

   

22

Таблица умножения числа 4.

Таблица деления на 4.

1

23

Таблица умножения чисел 5 и 6.

1

24

Таблица деления чисел 5 и 6.

1

25

Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления на 2, 3, 4, 5, 6.

1

Сотня – 7 часов.

26

Нумерация. Получение ряда круглых десятков. Сравнение чисел в числовом ряду.

1

27

Меры стоимости. 1 р. =100 к.,  50 к.

Меры длины. 1 м = 100 см.

Единица массы: центнер. 1 ц = 100 кг.

1

28

Разряды: единицы, десятки. Разрядная таблица.

1

29

Присчитывание и отсчитывание по 2 до 20, по 3 до 30.

1

30

Присчитывание и отсчитывание по 4 до 40, по 5 до 50.

1

31

Меры длины: 1 см, 1 дм, 1 м.

Меры времени. 1 сут. = 24 ч. 1 год = 12 мес.

Календарь. Названия месяцев.

1

32

Окружность, круг. Построение окружности.

1

III четверть (20 часов)

№ п\п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

Сложение и вычитание без перехода через десяток    – 13 часов

33

Сложение и вычитание круглых десятков.

Примеры со скобками.

1

34

Сложение круглых десятков и однозначных чисел:

 60 + 4, 4 + 60.

1

35

Вычитание круглых десятков и однозначных чисел: 64 -  60, 64 – 4.

1

36

Сложение двузначных чисел и однозначных:

64 + 3, 3 + 64.

1

37

Вычитание однозначного числа из двузначного:

 63 – 2.

1

38

Сложение круглых десятков и двузначных чисел:

 57 + 40, 40+57. Вычитание круглых десятков из двузначных чисел:  57 – 40.

1

39

Сложение двузначных чисел: 42 + 25.

1

40

Вычитание двузначных чисел: 58 – 27.

1

41

Получение круглых десятков и сотни сложением двухзначного числа с однозначным: 38 + 2, 98 + 2.

1

42

Вычитание однозначного числа из круглых десятков: 40 – 6.

Вычитание однозначного числа из 100.

1

43

Вычитание двузначного числа из круглых десятков.

Вычитание двузначного числа из 100.

1

44

Уменьшение числа на несколько единиц.

40, 35. 40 – 5 = 35.

1

45

Составление примеров на вычитание по примеру на сложение: 22 + 78 = 100.

100 – 22 = 78.

1

Числа, полученные при счете и измерении – 3 часа.

46

Числа, полученные при измерении.

Меры стоимости: р., к.

Меры длины: м, дм, см.

1

47

Решение примеров на меры стоимости.

1

48

Меры времени: 1ч = 60 мин.

Определение времени в минутах.

24 ч = 1 сут. 12 мес. = 1 год.

1

Деление на равные части. Деление по содержанию – 4 часа.

49

Деление на равные части и по содержанию.

1

50

Деление на 2 равные части и по2, на 3 равные части и по 3.

1

51

Деление на 4 равные части и по 4, на 5 равных частей и по 5.

1

52

Решение простых задач на нахождение произведения и частного.

1

IV четверть (16 часов)

№ п\п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

Порядок арифметических действий    – 8 часов

53

Сложение и вычитание в пределах 100.

1

54

Действия I  и II ступени в примерах  без скобок

1

55

Действия I  и II ступени в примерах со скобками.

1

56

Решение примеров с именованными числами.

1

57

Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

1

58

Решение составных задач.

1

59

Меры длины и времени. Решение задач.

1

60

Календарь. Порядок месяцев. 1 мес. = 30 сут.

1

Повторение – 8 часов.

61

 Нумерация чисел.

Сравнение чисел.

1

62

Разряды: десятки, единицы.

Составление и решение примеров.

1

63

Примеры со скобками.

Компоненты сложения и вычитания.

1

64

Сравнение выражений.

Деление на равные части и по содержанию.

1

65

Действия I  и II ступени.

1

66

Меры стоимости,  веса, емкости. Решение составных задач.

Определение времени по часам.

1

67

Прямая. Луч. Отрезок.

Окружность. Круг. Виды углов.

1

68

Прямоугольник. Квадрат. Многоугольники.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе учителя домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы VIII вида №27 Васильченко Е.В. Правописание безударных гласных в корне слова.

Конспект урока  по письму и развитию речи в 4 классеучителя домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы VIII вида №27 Васильченко Е.В.Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.Ти...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....