«Февраль месяц метелей и вьюг»
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Я прелагаю вам ознакомиться с этим уроков. Возможно, он вас чем-нибудь заинтересует .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr_mira_dlya_kontr_raboty.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хмелевская ООШ» Белгородской области Корочанского района

Учитель начальных классов: Потапова Татьяна Васильевна

Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Школа двадцать первого века»

Тема: «Февраль месяц метелей и вьюг»

Цели: 

1) Предметные:  способствовать формированию знаний учащихся об особенностях третьего месяца зимы и изменениях, происходящих в природе, создать условия для формирования УУД;

2) Метапредметные:

Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные – целеполагание, развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками,  формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера.

 3) Личностные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.

Тип  урока: урок- игра

Оборудование:   1)  карточки с названием зимних месяцев, картинки на тему «Объекты природы», схема «Взаимосвязь живой и неживой природы», фотографии,  зрительные метки, музыкальное произведение Антонио Вивальди «Зима».

2) для каждого ученика - учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь, письменные принадлежности, листики для записей.

3) для парной работы – руководство по выполнению исследования для каждой группы, дополнительные тексты, схематические рисунки методов исследования.

Ход занятия.

 I. Организационный момент. 

 

- Ребята ! Сегодня я приглашаю вас в гости в сказку. (учитель читает отрывок сказки «12 месяцев»)

- Кто собрался у новогоднего костра в сказке С.Я. Маршака «12 месяцев»?

 - А теперь поиграем « Отгадай месяцы »

Учитель : месяцы зимы

Ученик : декабрь, январь, февраль.

Учитель : месяцы весны:

Ученик : март, апрель, май.

Учитель : месяцы лета

Ученик : июнь, июль, август

Учитель : месяцы осени

Ученик : сентябрь , октябрь, ноябрь.

II. Постановка учебной задачи. Определение целей урока.

-Какое сейчас время года? Перечислите зимние месяцы.

Как в народе говорят о декабре? ( Декабрь полночь года.  Год кончает, зиму начинает.)

Как  говорят о январе? (Году начало – зиме середина.)

- А, вот о каком месяце мы  сегодня еще не сказали, догадались.

 

 - Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?

Цель урока: узнать, какие изменения произошли в феврале месяце в неживой природе и как они повлияли на живую природу.

Планирование.

- Давайте спланируем наш урок (на доске записан план урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)

План урока.

1. Изменения в неживой природе.

2. Изменения в живой природе.

3. Взаимосвязь между неживой природой и живой.

 4. Итог урока.

- Что будем делать на уроке, для того чтобы реализовать намеченный план? (можно провести исследование)

- Какие методы исследования вы знаете? (на доске выставляются символы)

- Как вы думаете, какие из этих методов помогут нам изучить новый материал?

- В ходе исследования мы составим схему.

Дети стоят за конторками.2 группа

III. Подготовка к изучению нового материала. (на доске картинки с объектами природы)

 - На какие группы можно распределить эти картинки?

 - Какая картинка лишняя?

 - Организуем наше исследование по группам

 1 группа: изменения в неживой природе

 2 группа: изменения в жизни зверей и птиц

 3 группа: изменения в жизни растений

1)

Февраль –последний месяц зимы. «Дотяни до весны». Он самый короткий. Его прозвали коротышка. А еще месяц февраль в народе прозвали «бокогрей».  Чуть солнышко припекло, и опять морозы и метели возвратятся. В феврале иногда стоит лютый холод. Говорят про него люди «Лютень». Месяц переменчивый, обманчивый.

2)

Я предлагаю вам сейчас прослушать музыкальное произведение, которое называется «Зима». Написал эту музыку скрипач, композитор Антонио Вивальди. После прослушивания музыкального фрагмента,  я прошу поделиться своими ощущениями, навеянными  образами.

(сугробы, снег метет, кружит, снегопад, мороз на катке, морозные узоры, капель, треск деревьев в зимнем лесу, ветер задувает фонари, ветер кружит снег в быстром вальсе».

Какими словами можно охарактеризовать февраль? Какой он? (Снежный, переменчивый, холодный, вьюжный, суровый, обманчивый, короткий, последний, ветреный).

IV.  Изучение нового материала.

 1.Организация работы по группам.

- Мы уже начали исследование по изучению признаков зимы  во время экскурсии, сделали некоторые заметки.  Но в ходе одной экскурсии не смогли увидеть все изменения, которые происходили в природе в течение месяца.

2. Работа по учебнику стр. 120.

Февраль – месяц вьюг и метелей

Зима в разгаре. Снега в лесу столько, что без лыж и двух шагов не сделаешь. Ночью бывает такой мороз, что деревья трещат. Февраль месяц метелей и ветров.

 

Дети стоят за конторками 3 группа

-Чтение хорошо читающим учеником  

-Чтение по предложениям.  

-Прочитайте 1 предложение.   - Как понимаете слова «зима в разгаре»? (в этом месяце холодно, снежно, ветрено).

-Что говорится о количестве снега?

- Подтвердите словами из текста, что очень холодно. «Деревья трещат». Даже после того, как дерево сбросило листья и сокодвижение прекратилось, влага в дереве есть. А от сильных холодов, она превращается в лед и увеличивается в обьеме.

Послушаем, как писали великие русские поэты о зиме.  В ходе работы вы будете делать пометки на листочках в соответствии с заданием вашей группы. Обсуждение работы в парах.

  А.С. Пушкин.

Какая ночь! Мороз трескучий, На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами.

   С. Есенин

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Прочитайте последнее предложение. Говорят, что в феврале господствуют 2 подруги - метель да вьюга.

 

Сегодня метель

Ненастная погодка

Метет по всей земле.

Предсказывала сводка

Метели в феврале.

Слово метель произошло от слов мести, заметать, засыпать.

Слово вьюга образовалось от слова виться, кружиться.

 

Февраль какой по счету месяц? (3, последний)

-Что такое метель? (Ветер со снегом) Поземка? Вьюга?

Что узнали о феврале? Какие признаки приближающейся весны вы знаете?

3. Физкультминутка.

Встаем на лыжи.

Мы на лыжах в лес идем

Мы взбираемся на холм.

Вдруг поднялся сильный ветер

Он деревья крутит, вертит.

А вокруг лежат сугробы.

Снегом замело дороги.

Ну а мы идем идем

Мы на лыжах в лес идем.

3. Заглянем в февральский лес. Какой он? Возможные ответы детей: деревья в снегу, снег шапками, снег искрится на солнце, туман, всё затаилось, тишина и т.д.)

Послушайте, как о снежном покрове писал С.Есенин  «Белая береза», а поэт Тютчев называл зиму Чародейкой. И сразу хочется в этот лес попасть.

- Как вы думаете, ребята, в каком состоянии лес? (Ответы детей: тихо, спокойно, складывается впечатление, что он спит.)

- А действительно ли лес спит? Замирает ли вся жизнь в лесу? Кто живёт в нём даже в такое холодное время?

(дети перечисляют)

Учитель

Сейчас мы поговорим о некоторых из них.

Я вам буду загадывать загадки, а отгадки мы будем вывешивать на доску (на доске появляются иллюстрации)

Рыжая плутовка спряталась под ёлкой

Зайца ждёт ждёт хитрюга та

Как зовут её?…(лиса)

Он за модой не следит,

На “показах” не сидит,

Но как сменится сезон,

Поменяет шубку он –

Серую немаркую

На белую и яркую

Модницам на зависть?

Кто же это?...(заяц)

В подполье, в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка

Кто же это?...(мышка)

Что мы знаем об этих зверях? Какая жизнь у них в феврале? Как они ведут себя зимой? (ответы детей)

Мороз крепчает к вечеру, и еще до заката солнца тетерева стараются найти себе теплое и укромное место для ночлега. Вот один из косачей начинает присматриваться, вытягивает шею и наклоняет голову, некоторое время перебирает ногами по суку, а затем сразу бросается вниз и исчезает в рыхлом снегу. Его примеру следуют и остальные птицы стаи.

Замела метель все тропинки и снег похож на чистый лист бумаги, но прошло время и на нём появились таинственные знаки. Что это за знаки? ( на партах листы со следами)

Мы можем предположить следы каких животных на снегу? (дети отвечают)

Учитель

Ответы детей (дятел, ворона, сорока) – вывешиваются иллюстрации.

 4. Отчеты по группам.

 

V. Закрепление изученного.

- Как вы думаете, уютно ли птицам в зимнем лесу?(можно пригласить детей к доске, чтобы они показали как неуютно птицам и зверям в лесу – они голосами животных их изображают)

В наше время погоду предсказывают синоптики, издавна люди старались наблюдать за поведением птиц, зверей и явлениями природы чтобы знать погоду на ближайшее время, т.е. пользовались народными приметами, придумывали пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки вы знаете о феврале?

Я для вас тоже приготовила приметы и пословицы о феврале, давайте их прочитаем.

- Завизжит метелица – всю неделю прометелится.

- Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.

Посмотрите, что у нас получилось.

- Каждая группа сейчас должна подготовить свой рассказ об изменениях в природе и их взаимосвязях. В рассказах необходимо отметить как можно больше признаков прихода весны в апреле, назвать изменения, происходящие в неживой природе и как они повлияли на жизнь растений и животных (после подготовки, выслушиваются рассказы, остальные дополняют, если те не всё сказали).

 VI. Итог урока. Возвращение к цели урока.

- Что делали для достижения поставленной цели.

- В гости к какому месяцу мы ходили?

VII. Рефлексия учащихся.

- Что вас больше всего удивило в ходе исследования?

-  Исследование – это…  полезно или бесполезно?

                                         интересно или скучно?

-  Оцените свою работу в ходе коллективного исследования.

 1) на уроке я работал активно или нет
 2) своей работой на уроке я доволен или нет
   3)урок для меня показался коротким или длинным
    4) мое настроение стало лучше или хуже

Литература:

Н.Ф.Виноградова Методика обучения. Окружающий мир. 1-2 классы. Вентана-Граф 2014г.

Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова Окружающий мир в 2ч. Учебник для 1 класса «Вентана-Граф»

Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова Окружающий мир в 2ч. Рабочая тетрадь для 1 кл. «Вентана-Граф»

Методические рекомендации для учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Февраль - месяц метелей и вьюг

Урок окружающего мира проводится в 3 четверти в 1 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...

Февраль - месяц метелей и вьюг.

Презентация к уроку окру жающего мира в 1 классе по программе "Начальная школа XXI века"...

Урок развития речи и сенсорных процессов во 2 специальном (коррекционном) классе 8 вида. Сезонные изменения в природе. Февраль - месяц метелей и вьюг.

Цель урока: Уточнение и систематизация знаний о зимних явлениях, обеспечение положительной мотивации обучения, развитие сенсорного опыта....

Конспект урока в 1 классе по предмету "Окружающий мир" - «Февраль – месяц метелей и вьюг»

Знакомство учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с изменениями, которые происходят в это время в живой природе...

Разработка урока Окружающий мир 1 класс: «Февраль – месяц метелей и вьюг»

УМК: Начальная школа XXI века.разделе «Родная природа». Роль данного урока – способствовать развитию наблюдательности, воспитание заботливого  отношения к птицам, животным.Тип у...

Презентация к уроку Окружающий мир 1 класс.«Февраль – месяц метелей и вьюг»

Урок дан в разделе «Родная природа». Роль данного урока – способствовать развитию наблюдательности, воспитание заботливого  отношения к птицам, животным.Тип урока: Изучени...