Разработка урока Окружающий мир 1 класс: «Февраль – месяц метелей и вьюг»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
УМК: Начальная школа XXI века.разделе «Родная природа». Роль данного урока – способствовать развитию наблюдательности, воспитание заботливого отношения к птицам, животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx | 27.88 КБ |
k_fevralyu.pdf | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Название УМК: Начальная школа XXI века. Предмет: окружающий мир. Класс: 1
Тема урока: «Февраль – месяц метелей и вьюг»
Место и роль урока в изучаемой теме: Урок дан в разделе «Родная природа». Роль данного урока – способствовать развитию наблюдательности, воспитание заботливого отношения к птицам, животным.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: определять особенности третьего месяца зимы, сопоставлять народные приметы февраля с собственными наблюдениями, объяснять понятия метель, вьюга, пурга, оттепель.
Задачи урока: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять смысловое чтение; знакомиться с народными приметами февраля, с особенностями третьего месяца зимы, с изменениями, которые происходят в этот период, объяснять понятия: «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель»; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
I.Оргмомент | 30 сек | Слайд 1 -Доброе утро! Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много нового, интересного и удивительного! Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. | Настраивает ребят на работу. | Включение детей в деятельность | |||
II.Мотивация, самоопределение к учебной деятельности. | 30 сек | Cлайд 2 -Давайте послушаем запись. Что представили, слушая ЭТО? -Когда это происходит? В какое время года? | Приём «Ассоциации» | фронтальная | Стимулирование учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме | После прослушивания записи устно воспроизводят возникшие ассоциации, связанные со звуковыми образами | Создание учебной мотивации. |
III.Актуализация опорных знаний и умений | 1 мин | Слайд 3 – Да, сегодня у нас в гостях сама волшебница Зима. Зима пришла к нам сегодня не случайно. Она принесла нам тему нашего сегодняшнего урока. Но для этого вы должны отгадать кроссворд, который она для вас приготовила. Слайд 4 | Кроссворд | фронтальная | Актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи) | Отгадывают кроссворд | Познавательные УУД общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
IV.Постановка учебной задачи. | 1 мин | - Кто догадался, какая тема урока? - Итак, тема нашего урока: «Февраль – месяц метелей и вьюг». Слайд 5 А еще про этот месяц в народе говорили так: «бокогрей», «дотяни до весны», «лютень». - Кто-нибудь из вас может объяснить, почему о нем так говорят? Какова цель нашей учебной деятельности на уроке? О чем бы вы хотели узнать? - Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах.) | Подводящий к теме диалог | фронтальная | познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | ||
V.Открытие нового знания. | 7 мин | Слайд 6 – 23 - Какой он – февраль? Давайте посмотрим, что по этому поводу думает Чевостик. А) видеофрагмент Б) беседа - Вы внимательно просмотрели видеофрагмент, скажите, что такое поземка? Метель? - Ребята, февраль называют месяцем метелей и ветров, метелей и вьюг. А знаете ли вы, почему этот месяц так называют? (В феврале хозяйничают две подруги: метель да вьюга.) – Как вы думаете, от каких слов могли произойти слова «метель» и «вьюга»? (Слова «метель» и «вьюга» образовались от слов «мести» и «виться». Ветер может мести снег вдоль дорог или полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри.) -А ещё в феврале часто бывает оттепель. Кто знает, что это такое? (Оттепель – природное явление, когда после снегопада или мороза температура воздуха повышается настолько, что снег и сосульки начинают таять.) Слайд 24 - А бывает, после оттепели ударит мороз, и на снегу образуется твёрдая корочка – наст, на дорогах гололедица. Слайд 25 В это время нужно быть очень осторожными на дорогах. На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – изморось. Слайд 26 Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья, хотя для них изморось опасна, она ломает ветви. – А как вы думаете, что можно услышать в природе во время оттепели? (Капель.) Слайд 27 – Да, звонкая капель заладила свою весёлую песню и зовёт красавицу весну. Февраль – последний месяц зимы. Он самый короткий. Его прозвали коротышка. Поэтому иногда этот месяц называют «дотерпи до весны». - А еще месяц февраль в народе прозвали «бокогрей». Чуть солнышко припекло, и опять морозы и метели возвратятся. В феврале иногда стоит лютый холод. Говорят про него люди «Лютень». Месяц переменчивый, обманчивый. | Подводящий к открытию знания диалог | фронтальная | Просмотр видеофрагмента Смотрят, затем, размышляя, отвечают на вопросы. | Учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу, строить речевые высказывания в устной форме. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
VI.Первичное закрепление. | 10 мин | Слайд 28 - Прочитайте текст. - Можно ли догадаться, о каком времени года идет речь? - А какой именно месяц описывается? Давайте прочитаем описание февральской природы в учебнике с.30 А сейчас поработаем в парах.В предложениях подчеркните такие слова, которые помогут описать февраль. Приложение -Прочитайте получившийся текст. Слайд 29 Теперь можно определить, о каком месяце идёт речь? | Самостоятельное чтение текста Работа в парах | Каждой паре предлагается выполнить задание на карточках. | Читают учебный текст В течение короткого времени происходит генерация идей в малых группах и их фиксация на карточках. | Умение высказываться в устной и письменной форме. | |
физминутка | 1 мин | – Ребята, мне кажется, что мы с вами засиделись. Давайте немножко разомнемся. | Повторяют движения | ||||
– А сейчас Зима предлагает нам вместе с ней отправиться в зимний лес и понаблюдать за его «жизнью» и жизнью его обитателей. Вы согласны? Тогда вперёд! Ну, вот мы и у леса. Ой, что-то огромное лежит у нас на пути. Это волшебница Зима хочет, чтобы мы отгадали кроссворд, который она нам приготовила, и узнали, что в нём зашифровано.Слайд 30 – Мы преодолеваем снежный сугроб, и наконец-то, оказываемся в лесу! Заглянем в февральский лес. Какой он? (Деревья в снегу, снег шапками, снег искрится на солнце, всё затаилось, тишина и т.д.) - Как вы думаете, ребята, в каком состоянии лес? (Тихо, спокойно, складывается впечатление, что он спит.) -Попробуйте сочинить маленький рассказ или сказку о зимнем лесе. | кроссворд | фронтальная | Отгадывают кроссворд Составляют рассказ о зимнем лесе | ПознавательныеУУД поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей Способность к творческой деятельности. | |||
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 15 мин | - А действительно ли лес спит? Замирает ли вся жизнь в лесу? Кто живёт в нём даже в такое холодное время? Какая жизнь у них в феврале? Как они ведут себя зимой? – А теперь прочитайте, как сказано об этом в тексте учебника, который называется «Лесные картинки»(с. 31 - 32) Беседа по вопросам – О каких зверях говорится в тексте? – Какие животные проводят зиму в спячке? – Зачем заяц путает следы? – Как вы считаете, заяц труслив или осторожен? – Ребята, а знаете ли вы, кому трудно приходится зимой? Почему? (Февраль – самый последний и самый страшный для многих диких животных месяц зимы. Месяц лютого голода. Кончаются запасы у зверушек и в норках.) – Как вы думаете, уютно ли птицам в зимнем лесу? Птицы голодают. Как же вы помогаете птицам пережить это трудное время? Слайд 31 – Но как бы ни было животным тяжело, всё же февраль для многих зверей – месяц-свадебник. Может, кто-то из вас знает, какие животные справляют свои свадьбы в феврале? (Это волки, рыжие лисицы, зайцы, бобры. А некоторые животные в феврале уже обзаводятся потомством. Например, медведи. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло, медвежатам уютно. И мама рядом) - В народе говорят: «Февраль и вьюжит, и кружит, и бока греет». И всё же февраль – это не только финал холодной зимы, но и очень красивое время года. - Посмотрите на эти картины. Многие художники восхищались нашей гостьей Зимой, показывали её красоту. Слайд 32 – 34 - А писатели и поэты воспевали её в своих произведениях. Я подобрала вам книги, в которых вы можете прочитать стихи и рассказы об этом месяце. - В наше время погоду предсказывают синоптики. Издавна люди старались наблюдать за поведением птиц, зверей и явлениями природы, чтобы знать погоду на ближайшее время, т.е. пользовались народными приметами, придумывали пословицы и поговорки. А учащиеся 5 класса приготовили для вас видеосюжет. Слайд 35 - Какая из пословиц вам запомнилась? Как вы ее понимаете? Коллективное составление панно «Зимой в лесу» (аппликация) | Беседа по вопросам | Отвечают на вопросы Читают учебный текст Просмотр картин известных художников Просмотр видеосюжета | Развитие умений слушать, | ||
VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | 1 мин | – Угадай зимнее явление в природе …снег подтаивает становится влажным, легко лепится (оттепель) …покрытие дорог льдом (гололедица) …на деревьях, проводах образуется пушистая белая бахрома (иней) … снег падает на землю, покрывая её ровным слоем (снегопад) …снег кружится, несётся по воздуху и по земле (метель) | Игра “Узнай меня” | Фронтальная | |||
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | 3 мин | - Какая тема урока? Какие задачи ставили? Достигли? - Если вы полностью довольны уроком, считаете, что отлично поняли новую тему урока, поднимите снежинку синего цвета. Д/З слайд 36 | Фронтальная | Предлагает оценить собственный вклад в работу | Самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Способность к самооценке, самостоятельно, адекватно оценивать свою работу на уроке |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Февраль - месяц метелей и вьюг
Урок окружающего мира проводится в 3 четверти в 1 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...
Февраль - месяц метелей и вьюг.
Презентация к уроку окру жающего мира в 1 классе по программе "Начальная школа XXI века"...
Конспект открытого урока по окружающему миру УМК Н. В. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Тема: «Февраль – месяц метелей и вьюг. Лесные новости»
В игровой форме ученики 1 класса знакомятся с разнообразием живой природы в феврале....
Урок развития речи и сенсорных процессов во 2 специальном (коррекционном) классе 8 вида. Сезонные изменения в природе. Февраль - месяц метелей и вьюг.
Цель урока: Уточнение и систематизация знаний о зимних явлениях, обеспечение положительной мотивации обучения, развитие сенсорного опыта....
Конспект урока в 1 классе по предмету "Окружающий мир" - «Февраль – месяц метелей и вьюг»
Знакомство учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с изменениями, которые происходят в это время в живой природе...
Презентация к уроку Окружающий мир 1 класс.«Февраль – месяц метелей и вьюг»
Урок дан в разделе «Родная природа». Роль данного урока – способствовать развитию наблюдательности, воспитание заботливого отношения к птицам, животным.Тип урока: Изучени...
Открытый урок по окружающему миру. Тема: «Февраль- месяц метелей и вьюг».
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с изменениями, происходящими в природе. Задачи урока: Предметные: дать представление о метели, вьюге, оттепели....