Разработка урока Окружающий мир 1 класс: «Февраль – месяц метелей и вьюг»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Кулешова Анастасия Алексеевна

УМК: Начальная школа XXI века.разделе «Родная природа». Роль данного урока – способствовать развитию наблюдательности, воспитание заботливого  отношения к птицам, животным.

Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: определять особенности третьего месяца зимы, сопоставлять народные приметы февраля с собственными наблюдениями, объяснять понятия метель, вьюга, пурга, оттепель.
Задачи урока:  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять смысловое чтение; знакомиться с народными приметами февраля, с особенностями  третьего  месяца  зимы,  с  изменениями,  которые  происходят  в  этот  период,  объяснять  понятия:  «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель»; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx27.88 КБ
PDF icon k_fevralyu.pdf2.92 МБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Название УМК: Начальная школа XXI века.   Предмет: окружающий мир.    Класс: 1

Тема урока: «Февраль – месяц метелей и вьюг»

Место и роль урока в изучаемой теме: Урок дан в разделе «Родная природа». Роль данного урока – способствовать развитию наблюдательности, воспитание заботливого  отношения к птицам, животным.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: определять особенности третьего месяца зимы, сопоставлять народные приметы февраля с собственными наблюдениями, объяснять понятия метель, вьюга, пурга, оттепель.

Задачи урока:  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять смысловое чтение; знакомиться с народными приметами февраля, с особенностями  третьего  месяца  зимы,  с  изменениями,  которые  происходят  в  этот  период,  объяснять  понятия:  «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель»; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

I.Оргмомент

30 сек

Слайд 1

-Доброе утро! Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много нового, интересного и удивительного! Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

Настраивает ребят на работу.

Включение детей в деятельность

II.Мотивация, самоопределение к учебной деятельности.

30 сек

Cлайд 2

 -Давайте послушаем запись. Что представили, слушая ЭТО?

-Когда это происходит? В какое время года?

Приём «Ассоциации»

фронтальная

Стимулирование учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме

После прослушивания записи устно воспроизводят возникшие ассоциации, связанные со звуковыми образами

Создание учебной мотивации.

III.Актуализация опорных знаний и умений     

1 мин

Слайд 3

– Да, сегодня у нас в гостях сама волшебница Зима. Зима пришла к нам сегодня не случайно. Она принесла нам тему нашего сегодняшнего урока. Но для этого вы должны отгадать кроссворд, который она для вас приготовила.  

Слайд 4  

Кроссворд

фронтальная

Актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи)

Отгадывают кроссворд

Познавательные УУД общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

IV.Постановка учебной задачи.

1 мин

- Кто догадался, какая тема урока?

- Итак, тема нашего урока: «Февраль – месяц метелей и вьюг». Слайд 5 

А еще про этот месяц в народе говорили так: «бокогрей», «дотяни до весны», «лютень».

- Кто-нибудь из вас может объяснить, почему о нем так говорят? Какова цель нашей учебной деятельности на уроке? О чем бы вы хотели узнать?

- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах.)

Подводящий к теме диалог

фронтальная

познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

V.Открытие нового знания.

7 мин

Слайд 6 – 23

- Какой он – февраль? Давайте посмотрим, что по этому поводу думает Чевостик.

А) видеофрагмент

Б) беседа

- Вы внимательно просмотрели видеофрагмент, скажите, что такое поземка? Метель?

- Ребята, февраль называют месяцем метелей и ветров, метелей и вьюг. А знаете ли вы, почему этот месяц так называют? (В феврале хозяйничают две подруги: метель да вьюга.)

– Как вы думаете, от каких слов могли произойти слова «метель» и «вьюга»?

(Слова «метель» и «вьюга» образовались от слов «мести» и «виться».  Ветер может мести снег вдоль дорог или полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри.)

-А ещё в феврале часто бывает оттепель. Кто знает, что это такое? (Оттепель – природное явление, когда после снегопада или мороза температура воздуха повышается настолько, что снег и сосульки начинают таять.)    Слайд 24

   -  А бывает, после оттепели ударит мороз, и на снегу образуется твёрдая корочка – наст, на дорогах гололедица.

Слайд 25   

В это время нужно быть очень осторожными на дорогах.

На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – изморось.     Слайд 26

Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья, хотя для них изморось опасна, она ломает ветви.

– А  как  вы  думаете,  что  можно  услышать  в  природе  во время оттепели? (Капель.) Слайд 27

– Да, звонкая капель заладила свою весёлую песню и зовёт красавицу весну. Февраль – последний месяц зимы. Он самый короткий. Его прозвали коротышка.  Поэтому иногда этот месяц называют «дотерпи до весны».

- А еще месяц февраль в народе прозвали «бокогрей».  Чуть солнышко припекло, и опять морозы и метели возвратятся. В феврале иногда стоит лютый холод. Говорят про него люди «Лютень». Месяц переменчивый, обманчивый.

Подводящий к открытию знания диалог

фронтальная

Просмотр видеофрагмента

Смотрят, затем, размышляя,  отвечают на вопросы.

Учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу, строить речевые высказывания в устной форме.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

VI.Первичное закрепление.

10 мин

Слайд 28

- Прочитайте текст.            

- Можно ли догадаться, о каком времени года идет речь?

- А какой именно месяц описывается? Давайте прочитаем описание февральской природы в учебнике с.30

А сейчас поработаем в парах.В предложениях подчеркните такие слова, которые помогут описать февраль.

Приложение

-Прочитайте получившийся текст.

Слайд 29  Теперь можно определить, о каком месяце идёт речь?

Самостоятельное чтение текста

Работа в парах

Каждой паре предлагается выполнить задание на карточках.

Читают учебный текст

В течение короткого времени происходит генерация идей в малых группах и их фиксация на карточках.

Умение высказываться в устной и письменной форме.

физминутка

1 мин

– Ребята, мне кажется, что мы с вами засиделись. Давайте немножко разомнемся.

Повторяют движения

– А сейчас Зима предлагает нам вместе с ней отправиться в зимний лес и понаблюдать за его «жизнью» и жизнью его обитателей. Вы согласны? Тогда вперёд! Ну, вот мы и у леса. Ой, что-то огромное лежит у нас на пути. Это волшебница Зима хочет, чтобы мы отгадали кроссворд, который она нам приготовила, и узнали, что в нём зашифровано.Слайд 30

– Мы преодолеваем снежный сугроб, и наконец-то, оказываемся в лесу! Заглянем в февральский лес. Какой он? (Деревья в снегу, снег шапками, снег искрится на солнце, всё затаилось, тишина и т.д.)

- Как вы думаете, ребята, в каком состоянии лес? (Тихо, спокойно, складывается впечатление, что он спит.)

-Попробуйте сочинить маленький рассказ или сказку  о зимнем лесе.

кроссворд

фронтальная

Отгадывают кроссворд

Составляют рассказ о зимнем лесе

ПознавательныеУУД                поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно  – следственных связей

Способность к творческой деятельности.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

15 мин

- А действительно ли лес спит? Замирает ли вся жизнь в лесу? Кто живёт в нём даже в такое холодное время? Какая жизнь у них в феврале? Как они ведут себя зимой?

– А теперь прочитайте, как сказано об этом в тексте учебника, который называется «Лесные картинки»(с. 31 - 32)

Беседа по вопросам

 – О каких зверях говорится в тексте?

– Какие животные проводят зиму в спячке?

– Зачем заяц путает следы?

– Как вы считаете, заяц труслив или осторожен?

Ребята,  а  знаете  ли  вы,  кому  трудно  приходится  зимой?  Почему?

(Февраль – самый последний и самый страшный для многих диких животных месяц зимы. Месяц лютого голода. Кончаются запасы у зверушек и в норках.)

 Как вы думаете, уютно ли птицам в зимнем лесу? Птицы голодают. Как же вы помогаете птицам пережить это трудное время?   Слайд 31

– Но как бы ни было животным тяжело, всё же февраль для многих зверей – месяц-свадебник. Может, кто-то из вас знает, какие животные справляют свои свадьбы в феврале? (Это волки, рыжие лисицы, зайцы, бобры. А некоторые животные в феврале уже обзаводятся потомством. Например, медведи. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло, медвежатам уютно. И мама рядом)

- В народе говорят: «Февраль и вьюжит, и кружит, и бока греет». И всё же февраль – это не только финал холодной зимы, но и очень красивое время года.

-  Посмотрите на эти картины. Многие художники восхищались нашей гостьей Зимой, показывали её красоту.

Слайд 32 – 34

-  А писатели и поэты воспевали её в своих произведениях. Я подобрала вам книги, в которых вы можете прочитать стихи и рассказы об этом месяце.

- В наше время погоду предсказывают синоптики.  Издавна люди старались наблюдать за поведением птиц, зверей и явлениями природы,  чтобы знать погоду на ближайшее время, т.е. пользовались народными приметами, придумывали пословицы и поговорки. А учащиеся 5 класса приготовили для вас видеосюжет.

Слайд 35

- Какая из пословиц вам запомнилась? Как вы ее понимаете?

Коллективное составление панно «Зимой в лесу» (аппликация)

Беседа по вопросам

Отвечают на вопросы

Читают учебный текст

Просмотр картин известных художников

Просмотр видеосюжета

Развитие умений слушать,
участвовать в беседе,
ставить вопросы, качественно их формулировать.
Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения
.

VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1 мин

Угадай зимнее явление в природе

…снег подтаивает становится влажным, легко лепится (оттепель)

…покрытие дорог льдом  (гололедица)

…на деревьях, проводах образуется пушистая белая бахрома (иней)

… снег падает на землю, покрывая её ровным слоем (снегопад)

…снег кружится, несётся по воздуху и по земле (метель)

Игра “Узнай меня”

Фронтальная

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

3 мин

 - Какая тема урока? Какие задачи ставили? Достигли?

-  Если вы полностью довольны уроком, считаете, что отлично поняли новую тему урока, поднимите снежинку синего цвета.
-  Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, поднимите снежинку голубого цвета.
-  А кто ничего не понял на уроке, и вам понадобится помощь учителя, поднимите сосульку.

Д/З слайд 36

Фронтальная

Предлагает оценить собственный вклад в работу

Самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Способность к самооценке, самостоятельно,  адекватно оценивать свою работу на уроке
 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Февраль - месяц метелей и вьюг

Урок окружающего мира проводится в 3 четверти в 1 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...

Февраль - месяц метелей и вьюг.

Презентация к уроку окру жающего мира в 1 классе по программе "Начальная школа XXI века"...

Урок развития речи и сенсорных процессов во 2 специальном (коррекционном) классе 8 вида. Сезонные изменения в природе. Февраль - месяц метелей и вьюг.

Цель урока: Уточнение и систематизация знаний о зимних явлениях, обеспечение положительной мотивации обучения, развитие сенсорного опыта....

Конспект урока в 1 классе по предмету "Окружающий мир" - «Февраль – месяц метелей и вьюг»

Знакомство учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с изменениями, которые происходят в это время в живой природе...

Презентация к уроку Окружающий мир 1 класс.«Февраль – месяц метелей и вьюг»

Урок дан в разделе «Родная природа». Роль данного урока – способствовать развитию наблюдательности, воспитание заботливого  отношения к птицам, животным.Тип урока: Изучени...

Открытый урок по окружающему миру. Тема: «Февраль- месяц метелей и вьюг».

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с изменениями, происходящими в природе. Задачи урока: Предметные: дать представление о метели, вьюге, оттепели....