Программа "Робототехника для дошкольников"
рабочая программа на тему

Криничная Анжела Викторовна

Предлагаемый курс Робототехники дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать интерес к техническим наукам, к техническим средствам и технике в целом, совершенствовать навыки и знания, полученные из окружающего мира.

Курс Робототехники вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы по возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Веяния времени диктуют нам свои направления, новшества, которые мы стремимся внедрять в нашу работу. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе. Данный курс содержит два комплектных блока:

•  практический курс;

•  теоретический курс.

ПЕРВЫЙ БЛОК: Практический курс признан:

•  вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач,  воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;

•  дать дошкольникам новые понятия, начальные геометрические представления;

•  целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;

•  развивать способности к проведению простейших обобщений. Умений использовать полученные знания в новых условиях;

•  научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;

•  развивать мыслительные операции: умение сравнивать и классифицировать по размерам, цветам и т.д.;

•   обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли:

•  развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность: групп/фигур, обладающую общим признаком;

•  развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память;

•  уметь устанавливать равно численность совокупностей предметов с помощью составления пар;

•  развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

•развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);

•научить ориентироваться в пространстве;

•  научить слушать и выполнять работу самостоятельно.

 

ВТОРОЙ БЛОК: Практический курс:

•  взаимосвязь изучения робототехники с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

•  развитие художественно-образного и логического мышления учащихся;

•  работать над развитием мелкой моторики пальцев рук у детей, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию;

•  развивать их  интерес к робототехнике;

•  развивать интерес к учебным занятиям;

•  расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе работы с карточками и заданиями по конструированию моделей;

•  дать элементарные понятия о роботах, технических характеристиках, строении.

 

Таким образом, целостный курс Робототехники поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе. Данный курс выступает в тесной взаимосвязи с курсом начального звена. В данной программе соблюден принцип преемственности, где дошкольники, изучив темы по робототехнике по спиральной концепции, на усложнение усваивают  дальнейший курс робототехники в первом классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Что мы знаем о способностях своих будущих учеников, приходящих на курсы робототехники? Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе трудностях? Какой из предметов будет самым сложным? Как помочь уже сейчас преодолеть трудности?

Эти вопросы мы, учителя задаем себе, задумываясь о своих будущих учениках. Им предстоит пройти сложный путь познания, где мы должны будем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за помощью.

Исходя из педагогического опыта многих учителей, мы приходим к выводу, что одним из современных предметов, вызывающий наибольший интерес у детей и взрослых, является робототехника. Наука относительно новая и неизведанная, но столь нужная и важная в современном мире. Чем раньше ребенок познакомится с данным предметом, тем он быстрее откроет для себя новые горизонты познания.

Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению вышеуказанного предмета и смягчит грядущие трудности и проблемы. Подогреет интерес ребенка к данной науке и тесно связанных с ними дисциплин.

Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности.

В тематическом планировании указаны темы и примерное количество занятий, которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или менее успешного прохождения программы, усвоения детьми необходимых знаний и формирования умений и навыков.

Продолжительность занятий с ребенком от 5 до 7 лет не должна превышать 40 минут в связи с его возрастными нормами, поэтому занятия будут проводиться 2 раза в неделю по 40 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация Республика Саха (Якутия)

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

г. Нерюнгри

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ №24

                                   Утверждаю:

                                                 Директор ИТЛ №24

                                                                         __________________Жилин С.М.

                                   Рассмотрено

                                                 на  НМС протокол №

                                                                      от «      »_______________2015г.

Программа подготовительных курсов

по подготовке детей к школе и раннего развития

по методике Н.А.Зайцева

Программу составили:

Дёминов С.И.

Учитель по робототехнике

Криничная А.В.

Учитель начальных классов

Второй    категории

г. Нерюнгри, 2015-2016уч.год

Республика Саха (Якутия)

Пояснительная записка к программе Робототехника для дошкольников

Предлагаемый курс Робототехники дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать интерес к техническим наукам, к техническим средствам и технике в целом, совершенствовать навыки и знания, полученные из окружающего мира.

Курс Робототехники вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы по возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Веяния времени диктуют нам свои направления, новшества, которые мы стремимся внедрять в нашу работу. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе. Данный курс содержит два комплектных блока:

  • практический курс;
  • теоретический курс.

ПЕРВЫЙ БЛОК: Практический курс признан:

  • вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач,  воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;
  • дать дошкольникам новые понятия, начальные геометрические представления;
  • целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;
  • развивать способности к проведению простейших обобщений. Умений использовать полученные знания в новых условиях;
  • научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;
  • развивать мыслительные операции: умение сравнивать и классифицировать по размерам, цветам и т.д.;
  •  обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли:

•        развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность: групп/фигур, обладающую общим признаком;

•        развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память;

•        уметь устанавливать равно численность совокупностей предметов с помощью составления пар;

•        развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

  • развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);

•научить ориентироваться в пространстве;

  • научить слушать и выполнять работу самостоятельно.

ВТОРОЙ БЛОК: Практический курс:

  • взаимосвязь изучения робототехники с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
  • развитие художественно-образного и логического мышления учащихся;
  • работать над развитием мелкой моторики пальцев рук у детей, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию;
  • развивать их  интерес к робототехнике;
  • развивать интерес к учебным занятиям;
  • расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе работы с карточками и заданиями по конструированию моделей;
  • дать элементарные понятия о роботах, технических характеристиках, строении.

Таким образом, целостный курс Робототехники поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе. Данный курс выступает в тесной взаимосвязи с курсом начального звена. В данной программе соблюден принцип преемственности, где дошкольники, изучив темы по робототехнике по спиральной концепции, на усложнение усваивают  дальнейший курс робототехники в первом классе.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Что мы знаем о способностях своих будущих учеников, приходящих на курсы робототехники? Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе трудностях? Какой из предметов будет самым сложным? Как помочь уже сейчас преодолеть трудности?

Эти вопросы мы, учителя задаем себе, задумываясь о своих будущих учениках. Им предстоит пройти сложный путь познания, где мы должны будем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за помощью.

Исходя из педагогического опыта многих учителей, мы приходим к выводу, что одним из современных предметов, вызывающий наибольший интерес у детей и взрослых, является робототехника. Наука относительно новая и неизведанная, но столь нужная и важная в современном мире. Чем раньше ребенок познакомится с данным предметом, тем он быстрее откроет для себя новые горизонты познания.

Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению вышеуказанного предмета и смягчит грядущие трудности и проблемы. Подогреет интерес ребенка к данной науке и тесно связанных с ними дисциплин.

Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности.

В тематическом планировании указаны темы и примерное количество занятий, которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или менее успешного прохождения программы, усвоения детьми необходимых знаний и формирования умений и навыков.

Продолжительность занятий с ребенком от 5 до 7 лет не должна превышать 40 минут в связи с его возрастными нормами, поэтому занятия будут проводиться 2 раза в неделю по 40 минут.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1-2

Знакомство с понятием «Робототехника». Мультфильм «Нехочуха». Вводный инструктаж по технике безопасности.

2

3-4

Знакомство с историей роботов. Мультфильм «Роботы».

2

5-6

Знакомство со стартовой площадкой по робототехнике. Экскурсия.

2

7-8

Показательные выступления роботов старшей группы.

2

9-10

Знакомство с мягкими кубиками ЛЕГО. Основы соединения деталей.

2

11-12

Сборка башни из мягких конструкторов ЛЕГО. Сборка крепости из мягких конструкторов ЛЕГО.

2

13

Сборка робота из мягких конструкторов ЛЕГО.

1

14-15

Знакомство с конструкторами ЛЕГО Дупло. История их возникновения.

2

16-17

Работа с конструктором ЛЕГО Дупло «Животный мир» по тематике «Теремок». Мультфильм «Теремок».

2

18-19

Творческая работа по теме: «Животный мир». Рисуем своего любимого животного.

2

20

Выставка рисунков «Животный мир». Работа с ЛЕГО Дупло.

1

21

Работа с конструктором ЛЕГО Дупло «Звери».

1

22

Творческая работа по теме: «Звери». Рисуем своего любимого животного.

1

23

Выставка рисунков «Звери». Работа с ЛЕГО Дупло.

1

24-25

Работа с конструктором ЛЕГО Дупло «Ферма», «Машины».

2

26-27

Работа с конструктором ЛЕГО Дупло «Город», «Дома».

2

28

Работа с конструктором ЛЕГО Дупло на свободную тему.

1

29-30

Формирование групп. Основы коллективной и индивидуальной работы. Креативный дизайнер. Дома.

2

31-32

Формирование групп. Основы коллективной и групповой работы. Креативный дизайнер. Звери.

2

33-34

Формирование групп. Основы коллективной и групповой работы. Креативный дизайнер. Лодки.

2

35

Самостоятельная работа на открытую тему.

1

36-39

Работа с конструкторами ЛЕГО Дупло. Построй свою историю.

4

40

Знакомство с японской техникой MAKEDO.

1

41-42

Работа с бумагой MAKEDO. Робот своими руками.

2

43-44

Работа с картоном MAKEDO. Робот своими руками.

2

45-46

Просмотр документального фильма "История роботов".

2

47

Знакомство с науками, где применяются роботы.

1

48

Творческая работа «Изобрази робота своей мечты». Выставка рисунков.

1

49

Создание робота из подручных средств. Выставка лучших работ.

1

50-51

Конструирование на свободную тему.

2

52-53

Показательные выступления роботов старшей группы.

2

54-55

Работа в парах по созданию из конструктора ЛЕГО дупло «Дом моей мечты».

2

56-57

Работа в парах по созданию из конструктора ЛЕГО дупло «Робот будущего».

2

58-59

Выставка роботов будущего. Мультфильм «Нехочуха2».

2

60-61

Креативный дизайнер. Собери задание по карточке.

2

62-65

Самостоятельная работа. Открытая тема.

2

66-67

Заключительное занятие. Подведение итогов за год.

2

68

Выставка роботов сделанных детьми дома.

1

Всего около 68 часов по 40 минут

Планируемы результаты по курсу «Робототехника для дошкольников»

По концу первого года обучения по курсу «Робототехника» дошкольник должен:

Знать:

  • основы робототехники и ее историю;
  • роль и место робототехники в жизни современного общества;
  • назначение, особенности проектирования и программирования роботов;
  • особенности конструкторов ЛЕГО дупло;
  •  особенности конструкторов MAKEDO.


Уметь:

  • использовать различные материалы при конструировании роботов;
  • использовать творческий потенциал, работать в команде, в паре, самостоятельно.

Учебно-методическая литература

  1. С.А.Филиппов Робототехника для детей и родителей под редакцией д-ра техн.наук, проф.А.Л.Фрадкова, С.-П., «НАУКА», 2011.
  2. Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc- 74.ru/index.php/-lego-
  3. В.А.Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс подготовительных занятий для дошкольников.

Программа подготовительных занятий с будущими первоклассниками.( Без поурочного планирования)....

Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...

Особенности психического развития дошкольника.

Особенности психического развития дошкольника....

Праздник для дошкольников

Предлагаю готовый сценарий мероприятия, которым можно завершить подготовку дошкольников к школе. Основная роль отводится ученикам 4-го класса....

Обучение английскому языку дошкольников

Конспекты занятий, статьи, методические материалы о раннем обучении английскому языку...

Игра как средство активизации познавательной деятельности дошкольников.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимани...

Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности.

Вопросы обучения и воспитания одаренных детей имеют важное общественное значение: талантливый  человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться пред...