Рабочая программа по ритмике для 2-4 классов.
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по ритмике для 2-4 классов начальной школы.
Настоящая программа предназначена для младших классов средней общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ritmike_dlya_mladshih_klassov.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ
ДЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
(на основе программ Бахто С.Е. и Рыбкиной Т.В.).
Составитель – Мильшина О.И., учитель ритмики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа предназначена для младших классов средней общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 3 года обучения. Исходя из учебного базисного плана на предмет ритмика во 2-4 классах отведено 102 часа.
Данная программа включает в себя следующие разделы:
- пространственные фигуры и построения;
- гимнастические упражнения;
- элементы музыкальной грамоты;
- танцевальные упражнения;
- хореографические упражнения;
- элементы танцев (народного, современного бального), танцевальные композиции и танцы.
Основные задачи обучения:
1. Содействие всестороннему, гармоническому развитию учащихся, укреплению здоровья;
2. Формирование важных музыкально-двигательных умений, навыков;
3. Воспитание моральных, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения.
На протяжении всего курса применяются традиционные методы обучения: использование слова (объяснение движений в связи с музыкой и др.), наглядного восприятия, практические (основаны на активности самих учащихся).
Изучая «Пространственные фигуры и построения», педагог знакомит учащихся с понятиями «шеренга», «колонна», «круг», «линия танца» и др.; учит положениям в парах и т.п.
Раздел «Гимнастические упражнения» содержит упражнения для развития отдельных групп мышц и подвижности суставов, упражнения партерной гимнастики, комплексы упражнений для укрепления правильной осанки. В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку, не допуская перенапряжения детей, не злоупотребляя партерной гимнастикой и прыжковыми движениями.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» состоит из музыкальных заданий по прослушиванию и анализу музыки, музыкальных игр, ритмических упражнений, движений под музыку. Упражнения этого раздела должны научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, сформировать умения согласовывать движения с музыкой. Следует учитывать, что недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обучения может являться основным тормозом в развитии их танцевальных способностей.
Раздел «Танцевальные упражнения» включает в себя основные виды танцевального шага и бега (приставной шаг, переменный, шаг галопа шаг польки и др.), которые способствуют развитию силы мышц ног, воспитанию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и координации движений. Их целесообразно выполнять в сочетании с музыкой. Выполнение танцевальных упражнений под музыку должны вызывать у учащихся ощущение радости, поднимать эмоциональное состояние.
Раздел «Хореографические упражнения» состоит из упражнений классического экзерсиса для формирования школы движений, совершенствования координации, укрепления мышц ног и туловища. Средства хореографии могут помочь детям почувствовать своё тело, добиться красоты и грациозности в движениях, хорошей осанки и походки. Показав и объяснив учащимся то или иное упражнение, необходимо указать на самое главное в его исполнении. Кроме индивидуальных замечаний учащимся, полезно чаще останавливать класс во время исполнения того или иного упражнения и проверять правильность положения ног, корпуса, рук – одновременно у всего класса. Следует также спрашивать ребят, в чём ошибка того или иного ученика и как надо её исправить. Повторение с учениками пройденного материала тренирует мышцы и улучшает качество исполнения. При музыкальном оформлении педагогу не следует считать вслух на уроке, так как это притупляет музыкальное восприятие ученика. Объяснив ученику, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо как можно быстрее предоставить ему возможность вслушиваться в музыку самостоятельно. Считать вслух допустимо только в самом начале изучения нового упражнения.
Элементы хореографии развивают у ребят красоту линий, способствуют формированию культуры тела и движений. Ученики получают элементарные представления о красоте танца. У детей развивается сознательное, вдумчивое отношение к занятиям.
Раздел «Элементы танцев, танцевальные композиции и танцы» объединяет в себе элементы русских народных, современных бальных танцев и танцевальные композиции из детского репертуара. Этот вид двигательной деятельности наиболее эмоционален, доступен и любим учащимися. Это ценное средство общения людей, которое содействует воспитанию коллективизма, дружбы и товарищества, развивает эстетические чувства, повышает интерес к занятиям. Процесс обучения детей танцам начинается с того, что педагог называет движение, кратко указывает на основные особенности его техники, знакомит их с принятыми на занятии командами для выполнения движения или прекращения его. Первая общепринятая команда перед началом упражнения или объяснения – «Внимание!», т.е. собраться и приготовиться к выполнению упражнения. Далее подаётся команда «И», она служит также сигналом к музыкальному сопровождению. Затем по команде «Раз», совпадающей с началом музыкального сопровождения начинают движение. Кроме того, могут подаваться ритмические команды. Если музыкальное произведение будет выполняться на музыкальный размер 2/4, команда подаётся «Раз, два»; 3/4 – «Два, три»; а 4/4 – «Три, четыре».
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Пространственные фигуры и построения.
Ученики должны освоить следующие построения:
- построение для приветствия (линейка), то же, что и шеренга;
- построение в колонну;
- построение «цепочкой»;
- построение в круг;
- свободное размещение по площадке;
- размещение в шахматном порядке;
- положение в паре;
- линия танца («вперед по линии танца», «против линии танца»);
- змейка.
2. Гимнастические упражнения
Чтобы научить детей управлять своими движениями, надо развивать у них «мышечное чувство» - умение различать напряжённое состояние мышц, воспитывать у них ощущение своей позы и направления движения. Развивая у детей «мышечное чувство», необходимо чётко различать значения слов «ронять» и «бросать» (руки). Первое означает пассивное, а второе – активное действие.
Упражнения проводятся так же под музыкальное сопровождение. Дети должны получать радость от движений под музыку. Для этого подбираются упражнения простые и интересные, не представляющие особых затруднений для их выполнения.
Для данного комплекса упражнений подойдёт музыка мажорная (с ярко выраженным ритмическим строем и преобладанием ударных инструментов) и спокойная, действующая расслабляюще.
2.1. Упражнения для развития мышечного ощущения и подготовки к выполнению более сложных гимнастических упражнений:
- круговые движения руками («твёрдые» и «мягкие» руки, упражнение «Мельница»)
- наклоны, повороты, круговые движения головы;
- пружинные движения руками, пружинные движения ногами, целостное пружинное движение;
- волнообразные движения руками, волнообразные движения туловищем;
- целостная волна;
- взмахи руками;
- поднимание и опускание плеч, круговые движения плечами;
- упражнения на расслабление (понятие «ронять» кисти, руки, корпус);
- наклоны туловища.
Для воспитания чёткой ритмичности движения большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща. Детей захватывает общий ритм, и их движения чётко согласуются с музыкой.
Данные упражнения разучиваются постепенно, на начальном этапе обучения можно использовать движения – имитации какого-либо действия (например, «стряхивать воду», «полоскать платочки», «летать», изображать ветки деревьев на ветру и т.д.).
На последующих этапах обучения эти упражнения выполняются в определённом порядке, без остановки и могут именоваться как упражнения на согласование движений с музыкой.
2.2. Комплекс упражнений для улучшения координации движений:
- полуприседание с одновременным подниманием обоих плеч вверх;
- круговое движение плечами с одновременным полуприседанием и выпрямлением;
- чередование поперечного сгибания ног в коленях с поочерёдными круговыми движениями выпрямленных рук в плечевых суставах (сгибаем левую ногу – круговое движение правой рукой, правую ногу – левой рукой и т.д.);
- полуприседание с одновременным выполнением «пружинки» правой рукой, затем то же с левой рукой;
- полуприседание с одновременным подъёмом на носки;
- поочерёдные наклоны головы к левому и правому плечу с одновременным полуприседанием.
Для детей должно стать естественным точно заканчивать движение вместе с окончанием музыкальной мысли. Многие дети внимательно слушают музыку и воспринимают её логически, но ещё не могут вовремя остановиться: им мешает плохая координация движений, над улучшением которой необходимо систематически работать. Для этого данный комплекс упражнений можно рекомендовать учащимся выполнять дома как можно чаще. Эти упражнения можно включить в комплекс упражнений на согласование движений с музыкой.
2.3. Комплекс упражнений для исправления дефектов осанки.
От умения правильно держать своё тело зависит не только внешний вид ребёнка, но и его здоровье. Осанка имеет и большое эстетическое значение.
Обычно причиной нарушения осанки является развитие мышц спины, живота. Поэтому в школьном возрасте их развитию необходимо придавать большое значение.
Для предупреждения дефектов осанки в сагиттальной плоскости (склонность к сутулости и круглой спине) нужно уделять внимание упражнениям, связанным с выравниванием позвоночника, с выгибанием позвоночника, с выравниванием в грудном отделе позвоночника без прогиба в поясничной области.
Упражнения выполняются как на полу (например, «потягивание кошки» или «кошка переставляет лапки», «змея», боковые приседания на коленях с отведением рук в противоположную сторону и др.), так и на середине зала и у опоры (здесь можно брать лишь некоторые из упражнений, наиболее простые для исполнения детьми первого года обучения).
Для предупреждения дефектов осанки во фронтальной плоскости (при склонности к ассиметричному положению плечевого пояса) очень полезно использовать разнообразные симметричные упражнения: взмахи, волны, повороты, общеразвивающие упражнения, простейшие элементы хореографии и др.
Например, лечь на спину, руки вдоль туловища. Затем поднять руки вверх и потянуться руками вверх, а носками в противоположную сторону, расслабиться. Эти упражнения могут быть и у опоры. Например, из первой позиции (можно вначале полувыворотно) полуприседая, затем выпрямляя ноги, мах правой ногой назад. Полуприседая, мах правой ногой в сторону. Во время махов ногами спину держать прямо, плечи на одном уровне, ноги не сгибать.
Многие из упражнений для предупреждения дефектов осанки во фронтальной плоскости исправляют и плоскостопие. Для этого используют приседания с переносом
тяжести тела на внешний свод ступни, пружинящие движения, различные виды ходьбы, равновесия, повороты, танцевальные шаги и т.д.
Упражнения для исправления дефектов способствуют так же развитию отдельных групп мышц и подвижности суставов. Эти несложные гимнастические упражнения тренируют мышцы, активизируют их работу, развивают быстроту, чёткость, размах движений, помогают осознать направление и форму движений. Так как урок ограничен по времени
2.4. Упражнения для развития «выворотности» ног в тазобедренном и голеностопном суставах:
- «лягушка» (лежа на животе, бёдра отведены, колени согнуты, стопы касаются друг друга; руки на предплечьях, спину прогнуть);
- отведение бёдер в стороны в положении сидя, ноги согнуты в коленях, стопы соединены;
- отведение поднятой вытянутой ноги в сторону в положении лёжа, таз не отрывать от пола;
- из положения лёжа, руки в стороны, выполнять скользящее движение носком правой сгибающейся ноги по вытянутой левой ноге с одновременным отведением бедра в сторону, не отрываясь от пола.
3. Элементы музыкальной грамоты.
Понятие о характере музыки, разбор эпитетов, отражающих её настроение. Отображение в движении разнообразных оттенков характера музыкальных произведений. Первое самостоятельное движение под музыку (выполнение движений вслед за учителем).
Знакомство с выразительным значением темпа музыки (медленно, умеренно, быстро). Выполнение движений в различных темпах (с разной скоростью движения), постепенное переключение из одного темпа в другой (можно с помощью игры «Передача мяча по кругу»).
Отражение в движении динамических оттенков (громко, тихо) музыкального произведения. Например, в зависимости от динамических оттенков музыки движения могут быть сильными и энергичными, мягкими и нежными, свободными и широкими, мелкими и изящными.
Примерные задания на связь упражнений с динамическими оттенками музыки:
1) При громком звучании музыки идти высокими шагами, при тихом – мягкими.
2) Тихое звучание- ходьба на носках, громкое - прыжки на месте (при резком изменении силы звучания).
3) Постепенное увеличение силы звучания: ходьба с постепенным расширением круга. Постепенное уменьшение силы звучания: повторить движение предыдущего задания, выполняя его в обратной последовательности.
4. Танцевальные упражнения.
а) Освоение различных видов танцевальных шагов:
- мягкий танцевальный (лёгкий шаг с носка);
- шаг на полупальцах;
- высокий (с высоким подниманием колен);
- шаг с подскоком;
- приставной шаг (вперёд, в сторону), то же с хлопками;
- шаг галопа прямой (упражнение «Наездники»);
- боковой галоп;
- шаг польки.
б) Освоение основных видов бега и прыжков:
- лёгкий бег (согнутые ноги остаются сзади);
- высокий бег (упражнение «лошадки»- с высоким поднимание колен);
- пружинные подпрыгивания (на двух ногах, на одной ноге);
- лёгкие и энергичные подскоки (упражнение «Танец маленьких утят»);
- подскоки в кружении;
- бег, выбрасывая прямые ноги вперёд.
Для лучшего закрепления изученных шагов и прыжков их можно объединять в небольшие танцевальные связки. Например:
- подскоки с продвижением вперёд и в кружении (танец- игра «Хлопки);
- сочетание шагов польки с подскоками (подготовка к танцу «Детская полька»).
в) Импровизация (свободное движение). Начиная с простых импровизаций во время уроков (на танцевально-прыжковой разминке) можно давать задание на дом: на основе изученных шагов, прыжков придумать небольшую танцевальную комбинацию под самостоятельно подобранную мелодию.
5. Хореографические упражнения.
На первом уроке хореографии можно провести с учащимися беседу о классическом танце, о его красоте и выразительности, об обязательной согласованности с музыкой; рассказать учащимся о том, как они должны себя вести на уроке ( реагировать на замечания, сделанные другому ученику и т. п.).
- Позиции рук, ног в хореографии. Перевод рук по позициям.
- Классический поклон ( для мальчиков) и реверанс ( для девочек).
- Полуприседания по 1-ой, 2-ой, 3-ей позициям.
- Выдвижение ноги на носок вперёд, в сторону из 1-ой, 3-ей позиций.
- Выдвижение ноги с переводом «носок-каблук» в характере русского танца.
- Поднимание на полупальцы по 1-ой, 3-ей позициям.
- Прыжки в позициях.
Упражнения выполняются вначале полувыворотно на середине зала, а затем можно повторить у палки (в положении – лицом к опоре).
6. Элементы танцев, танцевальные композиции и танцы.
- Танец «Детская полька» (в парах).
- Русский хоровод.
- Элементы русской пляски.
- Танец «Тульский самовар».
- Танец «Летка-Енка».
- Танец «Буратино».
Основные навыки и умения после первого года обучения.
К концу первого года обучения ученик должен иметь полное представление об уроке ритмики как о жизненно необходимом учебном предмете школьной программы. Дети должны иметь полное представление о правильной осанке, красивой походке, уметь выполнять простейшие упражнения для исправления дефектов осанки самостоятельно.
Школьники должны уметь повторять движения за учителем под музыку, а также уметь работать в различных темпах, выполнять движения с различной амплитудой.
Дети должны иметь навык лёгкого шага с носка, знать приставной шаг. Они должны чувствовать характер марша и уметь передать его в шаге.
Необходимо, чтобы ученики знали, что с помощью элементов классической хореографии можно исправить различные физические недостатка и научиться красиво двигаться под музыку. Дети должны овладеть простейшими элементами хореографии (позиции ног, рук, движения рук по позициям).
Необходимо быстро ориентироваться в классе при построениях и перестроениях, знать примерную схему урока и уметь слаженно переходить от одной части урока к другой.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
1. Пространственные фигуры и построения.
Вначале повторяются ранее изученные построения, затем разбираются новые пространственные фигуры и построения:
- положения в парах: лицами в одну сторону, держась за руку; руки соединены накрест лицом друг к другу, стоя одним боком друг к другу; взявшись за руку или под руку;
-«воротца» (лицом или боком друг к другу);
- «ручеек» (парами в колонну, каждая пара берется за руки и последняя пара, взявшись за руки, проходит через «ворота»);
- «звездочки» и «карусели»;
- «плетень» и «корзиночка».
2. Гимнастические упражнения.
Здесь ведущую роль занимают комплексы упражнений для разных групп мышц, на улучшение координации движений, для укрепления правильной осанки и развития «выворотности» тазобедренного и голеностопного суставов.
Однако, в эти комплексы включаются новые упражнения, более сложные, требующие небольшой физической подготовки. Добавляется больше упражнений с перегибами корпуса назад как в положении лежа, так и у опоры, больше маховых упражнений. Некоторые из этих упражнений могут выполняться с новых исходных положений.
Дети знакомятся с положением в выпаде (и.п.- стоя, тяжесть тела перенесена на одну ногу). Разучиваются и выполняются гимнастические броски ног у станка.
3. Элементы музыкальной грамоты.
На примере классических произведений объясняется эмоционально-образное содержание музыки (используются при этом музыкальные термины из словаря, составленного преподавателем ритмики в Тульском музыкальном училище Рыбкиной Т.В. по работе Радыновой 0.П. «Слушаем музыку»» М., 1990). Учащимся предлагается определить характер более сложных музыкальных произведений Штрауса, Листа, Шопена, Хачатуряна, Чайковского. Дети прослушивают отрывки из произведений и сами подбирают термины, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки. Затем детям предлагается назвать несколько однотипных характеров музыки (например, грустная, печальная, тоскливая по характеру музыка) и два противоположных характера музыки (например, грустная и весёлая и т.п.). Здесь имеют место творческие задания. Например, под «Польку» Штрауса предлагается выполнить различные виды бега (легкий бег, ноги отбрасываются согнутыми в коленях назад; бег, вынося прямые ноги вперед; бег, высоко поднимая колени) в соответствии с различными оттенками характера музыки.
Определяется жанр музыкального произведения (вальс, полька, марш). Можно предложить детям музыкальную игру «Запомни мелодию» на определение жанра музыкального произведения.
На этом этапе обучения детям предлагается объединить ранее изученные виды шагов и бега в небольшие танцевальные связки для большей активизации связей между музыкой и движением.
Для определения темпа музыки (медленно, умеренно, быстро) и динамических оттенков (тихо, громко) музыкального произведения предлагается прослушать «Вальс» Штрауса, а затем выполнить под эту музыку ходьбу на полупальцах (под музыку медленную и тихо звучащую) и подскоки (под музыку более быструю и громкую).
Основные метроритмические понятия. Выделение сильной и слабой доли в музыке. Понятие акцента (сильной доли). Понятие двухдольности и трёхдольности (счёт на «2» и «3»). Выполнение простых ритмических упражнений – ходьба, бег в медленном темпе под счёт, хлопки, музыку; шаги с хлопками.
Вводятся новые понятия: такт, затакт. Музыкально-ритмические задания должны помочь учащимся лучше понять размер музыкального произведения и чётко выполнить упражнения в соответствии с долями такта. Вначале дети учатся определять размер по количеству равных долей такта:
1) Прослушать музыкальные примеры размером 2/4, 3/4, 4/4 и хлопком отразить сильную долю такта.
2) Под музыку польки на сильную долю такта выполнить шаг вперёд, на слабую – лёгкий хлопок.
3) На затакт поставить руки на пояс и выполнить ходьбу, акцентируя ногой сильную долю такта.
После этого учащиеся переходят к изучению движений (тактировки), принятых для обозначения различных размеров. Например, размер 4/4. И.п. – руки вверх ладонями вперёд. «1» - руки вниз, кисти согнуть вперёд ладонями к полу, «2» - руки скрестно перед грудью, «3» - руки в стороны, «4» - руки вверх. В размере ¾ пропускается скрестное движение рук, на размер 2/4 опускаются два средних движения.
Тактировку различных музыкальных размеров можно выполнять, шагая на месте, в движении приставным шагом, шагом вальса.
4. Танцевальные упражнения.
Повторить танцевальные шаги, изученные ранее (обратить особое внимание на выполнение приставных шагов шагов, шагов галопа и польки). Ознакомить детей с характерными видами шага (решительный, настороженный, тяжелый, крадущийся, спокойный).
Выучить новые виды танцевальных шагов:
- боковой галоп со сменой положения (упражнение «Танцуем галопом»);
- «острый» шаг;
- приставной шаг с пружинкой;
- каблучный шаг;
- переменный шаг вперёд, в сторону, с поворотом;
- шаг вальса;
- вальсовая дорожка вперёд.
Виды прыжков и бега:
- повторение подскоков с продвижением вперед и подскоков в кружении;
- пружинные подпрыгивания в продвижении и повороте (на одной и двух ногах);
- соединение вышеперечисленных прыжков в простую танцевальную связку (упражнение «Вместе весело шагать!»).
5. Хореографические упражнения.
Перед изучением новых упражнений повторяются хореографические позиции ног и рук, перевод рук по позициям. Простейшие упражнения хореографии вначале выполняются полувыворотно на середине зала. Затем переходят к изучению новых упражнений у опоры в выворотном положении:
1) Постановка корпуса у станка.
Педагог должен показать положение корпуса, рук и головы у хореографического
станка (лицом к опоре). С самого начала обучения рекомендуется следить за тем, чтобы корпус учащихся стоял прямо, живот и ягодицы были подтянуты, плечи развёрнуты и параллельны палке, кисти рук должны лежать на палке свободно рядом одна с другой пальцами сверху, запястья и локти свободно опущены. Голова держится прямо, взгляд устремлён перед собой.
2) Понятие об опорной и работающей ноге. Отработка позиций ног у станка.
3) Рrеparation (препарасион) – открывание руки через 1-ую позицию во 2-ую перед началом упражнений (держась одной рукой за палку). С самого начала обучения рекомендуется обращать внимание на то, чтобы взгляд учащегося следовал за движением руки – при раскрывании её с 1-ой позиции во 2-ую позицию и закрывании в подготовительное положение при окончании движения.
При выполнении этого упражнения, а также всех последующих, когда ученик стоит, держась одной рукой за палку, рекомендуется с самого начала следить за правильностью
положения руки на палке: рука должна быть совершенно не напряжённой, локоть и запястья должны быть свободно опущены и пальцы положены на палку так, чтобы кисть находилась на палке слегка впереди корпуса, а опущенный локоть – против бока.
4) Demi plie ( деми плие) - полуприседание по 1, 3 позициям ( вначале лицом к опоре). Корпус учащегося, сохраняя прямое, подтянутое положение, должен находиться во время plie точно под ногами, не оттягиваться от палки и не опираться на неё. Ступни ног опираются на мизинцы, а колени раскрываются в сторону по направлению к носкам.
5) Battement tendu (батман тандю) - выдвижение плавно ноги на носок, вначале на 2 такта в 4/4 с паузами, позднее на 1 такт. Выполняется батман тандю вначале полувыворотно на середине зала, а затем у станка по всем направлениям.
Особое внимание необходимо обращать на то, чтобы ступни ног в выворотном положении опирались не на большие пальцы, а на мизинцы, колени были сильно вытянуты всё время, корпус был подтянут на бёдрах ( не «сидел» на ногах).
Необходимо вырабатывать умение выдвигать работающую ногу в требуемом направлении выворотно независимо от корпуса, то есть чтобы корпус оставался неподвижным и бок работающей Ногине выдвигался вместе с ногой.
6) Battement tendu и demi plie слитно - вытянутое движение с половинным приседанием. Выполняется вначале с 1-ой позиции, затем с 3-ей.
7) Grand plie (гранд плие) – большое, полное приседание в 1-ой, 3-ей позиции.
6. Элементы танцев, танцевальные композиции и танцы.
1) Танцевальная композиция «Снежинки».
2) Танец в парах «Танцуем вместе».
3) Танец в парах «Полька».
4) Импровизация (свободное движение).
Воспитание творческой личности, развитие индивидуальных способностей учащихся происходит на уроках ипровизации.
Перед импровизированным танцем, в котором дети должны самостоятельно найти движения, выражающие музыкальные образы, можно провести небольшую беседу, направляющую воображение детей, оживляющую их эмоциональную память, но ни в коем случае не подсказывать им движения. Например, если материал построен на основных движениях, на подражательных или уже освоенных учениками элементах танца, можно назвать эти движения и предоставить детям действовать соответственно характеру музыки (или песни), где они сами придадут движению нужную выразительность. На данном этапе обучения используется детский песенный материал (Ю. Энтина,
А. Рыбникова и др.)
5) Элементы русской пляски: тройной притоп, тройной шаг, шаг с притопом, дробный шаг, тройной ход с разведением рук в русском стиле, каблучный шаг.
6) Танцевальная комбинация на основе изученных шагов русской пляски «Русская плясовая».
7) Тема Родины в танце. Танец-марш под музыкальное сопровождение «Тульская-оборонная».
8) Танцевальная комбинация под музыкальное сопровождение «Самовары-самопалы».
Основные навыки и умения после второго года обучения.
Учащиеся должны выполнять требования 1-го года обучения и дополнительно иметь следующие навыки и умения:
к концу второго года обучения дети должны хорошо ориентироваться в зале, довольно быстро выполнять различные построения и перепостроения.
Ученики должны принимать активное участие в проведении всей разминки, включая упражнения для отдельных частей тела, танцевально-прыжковую импровизацию,
волнообразные упражнения и комплекс упражнений на полу под музыкальное сопровождение.
Дети должны ориентироваться в позициях ног (знать 1-ую, 2-ую, 3-ю позиции хореографии) и уметь быстро принимать заданное учителем исходное положение.
Различать танцевальные шаги польки, вальса, знать основные элементы русской пляски. Уметь исполнять несложные танцевальные этюды.
Движение под музыку на уроке ритмики или в жизни должно стать для них естественным.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
1. Пространственные фигуры и построения.
Построения и перепостроения, ранее изученные, могут использоваться в рабочем порядке при изучении танцевальных упражнений.
В разделе «Элементы танцев, танцевальные композиции и танцы» разучиваются новые положения в паре при знакомстве с «Элементами современного бального танца».
2. Гимнастические упражнения.
На третьем году обучения упражнения выполняются комплексно и включаются в подготовительную и, частично, в основную часть урока.
Основное внимание уделяется упражнениям для исправления дефектов осанки и для развития «выворотности» тазобедренного и голеностопного суставов.
3. Элементы музыкальной грамоты.
Музыкально-ритмическое воспитание происходит непосредственно на элементах танцевальных движений.
4. Танцевальные упражнения.
Танцевальные шаги:
-повторение шагов приставных, переменных, галопа, польки, вальса;
- вальсовая дорожка вперед с волнообразными движениями рук;
Прыжки и бег:
- освоенные ранее виды бега и прыжков используются в танцевальных комбинациях.
5. Хореографические упражнения.
- Положение en face (анфас), epaulement (эпольман).
- Первое port de bras (пор де бра).
- Второе port de bras (пор де бра).
- Постановка корпуса у станка. Изучение положения ноги sur le cou de pied (сюр ле ку де пье) - у щиколотки впереди и сзади (лицом к опоре). Исходное положение 1 позиция.
- Battement frappe ( батман фраппе) – ударное движение. Изучается лицом к опоре с 1-ой позиции.
- Releve ( релеве) – поднимание на полупальцах в 1-ой, 2-ой, 3-ей позициях (лицом к опоре).
- Releve lent (релеве лян) – медленное поднимание ноги на 250 в сторону ( из положения – лицом к опоре). Начинается движение по принципу battement tendu, а затем нога поднимается на 250. Исполняется в медленном темпе на протяжении 2-х тактов в размере 4/4 слудующим образом: на первую четверть работающая нога выдвигается в сторону носком в пол; на вторую четверть поднимается на 250; на третью и четвёртую четверти первого такта и на первую и вторую четверти второго такта сохраняет это положение и на третью и четвёртую четверти спускается в исходное положение 1-ую позицию.
6. Элементы танцев, танцевальные композиции и танцы.
Современный бальный танец:
- Положения в паре.
- Позиции ног. Позиции рук.
- Повороты.
- Основные движения вальса. Движения в паре.
- Танцевальная композиция «Русские узоры» ( в парах).
- Танец «Вару-вару» ( в парах).
- Танец «Современник».
Русский народный танец:
- Повторение элементов русской пляски.
- Танец в парах «Каблучки».
- Русский переменный шаг.
- «Припадания» в 3-ем свободном положении.
- Танцевальная комбинация «Колокольчик» (на основе русского переменного шага и «припадания»).
- Тема Родины в танце. Танцевальная комбинация «Отлично, Тула!»
Танец с предметом:
1) Композиция с лентами «Страна детства».
Основные навыки и умения третьего года обучения.
С помощью самостоятельного выполнения упражнений под музыку у учащихся увеличивается степень овладения ими, и к концу 3-го года обучения она должна быть доведена до прочного навыка. Это позволит им уверенно подбирать музыку для различных творческих заданий или мероприятий. На основе полученных знаний и навыков дети должны научиться организовывать классные мероприятия, проводить в классе праздничные мини-концерты.
Детям необходимо иметь представление о классической музыке, различать музыкальные размеры 2/4 и 3/4, уметь ускорять и замедлять движения вместе с музыкальным сопровождением.
Ученики должны знать правила исполнения элементов русского танца.
Дети, более подробно изучая бальный танец, должны выполнять элементы разучиваемых танцев без особых затруднений, научиться комбинировать их; уметь исполнять танцы в паре.
Ученики должны уметь находить ошибки в исполнении того или иного движения друг у друга и исправлять их.
С помощью уроков ритмики ребята овладевают различными комплексами гимнастических упражнений и им необходимо знать их предназначение для того, чтобы они могли самостоятельно пользоваться ими в дальнейшем.
У учащихся должна исчезнуть напряженность, заторможенность в движениях, дети должны привыкнуть к воспитанию у себя ощущения своей позы и направления движения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- С.Д. Руднева, Э.М. Фиш. «Ритмика. Музыкальное движение». М.: Просвещение,1972.
- Г.А. Калдоницкий. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» (учебно-методическое пособие для педагогов). М.1998.
- Л.И. Ярмолович. «Классический танец» (методическое пособие). ЛГХУ им. А.Я. Вагановой. М.: Россия» 1959.
- Т.Т. Ротерс. «Музыкально-ритмическое воспитание». M.: «Просвeщeниe».1989.
- Т.Ткаченко. «Народный танец». М. Искусство.1954.
- Ю.В.Новиков. «Азбука здоровья». 1991.
- С.И..Бекина и др. «Музыка и движение». Просвещение. 1983.
- А.Я. Ваганова. «0сновы классического танца». М.:1964.
- И.В. Быстренина. «Народные танцы». М..: Искусство.
- Т.К. Васальева. «Секрет танца». С.- П. 1997.
- О.А. Иванова. «Формула красоты». M.1990.
- «Современный бальный танец» под ред. В.М. Стриганова и В.И. Уральской. М.: Просвещение. 1977.
- Л. Буц. «Для вас, девочки!" ( Упражнения художественной гимнастики. Хореография.)
- Бондаренко. «Ритмика и танец». Киев. 1976.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
- П. И. Чайковский "Детский альбом".
- П. И. Чайковский. "Щелкунчик".
- П. И. Чайковский. "Лебединое озеро".
4. П. И. Чайковский. Вальс из балета "Спящая красавица".
5. Шопен "Вальс 3"
6. Штраус "Полька", "Вальс".
7. М. Глинка "Полька".
8. И.Дунаевский «Марш», «Полька».
9. Г. Гладков Музыка - детям.
10. А.Пинегин Песни - детям.
11. А.Петров. "Вальс".
12. Русские народные мелодии: "Пойду ль я, выйду ль я", "Барыня" и др.
13. Ю.Энтин «Детские песни».
14. И.Корнелюк "Дожди".
15. Музыка современных ритмов.
16. Фонограмма. «Популярные танцы мира». Аранжировка С.Далгушина.
17. CD: «75 лучших песен для детей».
18. CD: «Инструментальная музыка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ритмике 4 класс школа 8 вида
рабочая программа и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по ритмике для 2 специального коррекционного класса 7 вида
Рабочая программа разработана на основе:- программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы под ред. В.В. Воронковой, М.: Просвещ...
рабочая программа по ритмике 2 класс
Коррекция недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально - ритмической деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...
Рабочая программа по ритмике для 1-4 классов
Мною разработана и адаптирована рабочая программа по ритмике, в которой упор делается не на хореографические элементы, а на общефизические укрепляющие....
Рабочая программа по ритмике для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Актуальностью данного курса является коррекция недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Программа по курсу коррекционно-развивающей о...
Рабочая программа по ритмике для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Преподавание ритмики в специальном образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами муз...