Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС
методическая разработка
В материале представлены методы и приемы преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_preemstvennost_dou_i_shkoly.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 380
Красносельского района
Санкт-Петербурга
« ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС»,
«Школьное обучение никогда не начинается с
пустого места, а всегда опирается на
определенную стадию развития, проделанную
ребенком».
Л.С. Выготский
Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности БДОУ, школы и родителей, выявить эффективные механизмы сотрудничества.
Задачи:
- Вспомнить основные понятия, нормативную базу вопроса преемственности;
- Проанализировать результаты работы по преемственности в звене ДОУ, школа и родители будущих первоклассников. Выявить достижения и проблемы, определить возможные причины возникновения проблем, а так же наметить пути их решения.
- Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей и родителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия.
Участники: воспитатели МДОУ « Детский сад» № 7, учителя ГБОУ СОЛШ № 380 Красносельского района Талерчик Н. П. , Можарова И. А. , Лисицына Н. В..
Ход проведения:
- Теоретическое обоснование вопроса преемственности между ДОУ и начальным звеном школы.
- Актуальность проблемы. Что включает в себя понятие преемственность, взгляд разных авторов на вопрос преемственности – Выступление заведующей Покровской И. В,
Наличие реализация преемственности ДОУ и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.
К настоящему времени в системе отечественного образования накоплены многочисленные теоретические исследования и практический опыт построения преемственности. Это труды Ананьева Б.Г. . А.В.Запорожца, А.П. Усовой и др.
- Задание участникам круглого стола: Что вы понимаете под понятием преемственность между ДОУ и школой? (ответы участников)
- Задание: Предлагается перевернуть карточки,(этот же материал выводится на слайд) где есть несколько понятий преемственности, принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее правильное и зачитать.
2) Нормативно - правовая база по вопросу преемственности между ДОУ и начальным звеном
школы.
– В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие
всего образовательного процесса.
– Задание всем, и слушателям в том числе: назовите, какой нормативно–правовой базой вы
пользуетесь, или попользовались при решении данного вопроса. На экран после ответов
выводится перечень источников нормативно–правовой базы по вопросу преемственности.
Федеральный уровень:
- Закон об образовании (Вступит в силу с сентября 2013г.)
- Семейный кодекс РФ
- Конвенция о правах ребенка
- Концепция модернизации Российского образования
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
- Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования»
- Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
Уровень БДОУ
- Договор с родителями
- Договор со школой
- Образовательная программа
- Проблемы современного общества, связанные с преемственностью ДОУ и школы.
– Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.
– Задание для участников круглого стола: назовите трудности, проблемы с которыми сталкивались при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе.
– Задание: назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности.
– Выведение на экран нескольких причин.
- Отсутствие государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании
- Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования
В контексте данной причины хочется сказать об образовательной системе «Школа 2000…», разработанной под руководством Л.Г. Петерсон, в которой реализован деятельностный метод обучения. Данный метод предполагает, такой способ организации образовательного процесса, когда ребенок не получает новое знание в готовом виде, а добывает его сам в процессе собственной деятельности. Ведущая концептуальная идея программы «Мир открытий» состоит в практической реализации современных целей образования с позиции его непрерывности на всех ступенях жизни человека (начиная с рождения, в дошкольном детстве, затем в начальной и средней школе, педколледже и вузе, успешной самореализации в мире труда и дальнейшего профессионального саморазвития), использовании общих законов организации и развития любой деятельности, которые выявлены и описаны в последние десятилетия в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.)
- Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием
- Большое многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программ, и реализация данных программ не требует жестких стандартов.
- Отсутствие в программах сносок, ссылок на регион.
- Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи ДОУ и школы.
– Как мы уже с вами увидели, преемственность это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и физическая, специальная (педагогическая), и психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.
-- Задание: Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе? А теперь можете перевернуть карточки (приложение 1) и посмотреть, что входит в ту или иную готовность. Это для вас небольшие памятки – рекомендации.
– Выведение на экран: что такое специальная готовность, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально – волевая, коммуникативная, физическая.
-- Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.
-- анализ анкет родителей
-- просмотр видео с участием детей «Разговор о школе»
- – Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе.
– Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, задействуя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.
– С рекомендациями по преемственности выступит учителя: Талерчик Наталья Петровна, Можарова Ирина Анатольевна, Лисицына Наталья Вячеславовна.
--Предложить задать вопросы, которые есть у воспитателей, родителей.
– С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению. Например, единственная программа, обеспечивающая преемственность от детского сада до школы «Школа 2000…», построена на игровых технологиях. Обобщение итогов круглого стола.
– Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.
– Вывести на экран формы:
Работа с детьми:
- Экскурсии в школу
- Посещение школьной библиотеки, школьного музея
- Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- Выставки рисунков и поделок;
- Совместные праздники и соревнования.
Взаимодействие педагогов:
- Совместные педагогические совет;
- Семинары, мастер-классы, круглые столы;
- Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- Проведение диагностики по определению готовности к школе.
Сотрудничество с родителями:
- Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»
- Консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ
- Встречи родителей с будущими учителями;
- Дни открытых дверей;
- Творческие мастерские;
- Анкетирование и тестирование родителей.
Выводы-
1. В настоящей ситуации развития системы образования, с учетом ФГТ и ФГОС, преемственность в обучении слишком узкое понятие, и теперь мы будем говорить о преемственности в образовании.
2. Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены, и требуют пристального внимания.
3. Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.
4. Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей.
Заключительное слово, настрой на дальнейшее позитивное сотрудничество.
Используемая литература:
- Астапов В.М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
- Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
- Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
- Венгер Л.А. как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
- Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
- Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.
- Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
- Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...
Обеспечение преемственности между ДОУ и начальной школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ в ДОУ и ФГОС общего начального образования
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...
Тема «Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях Федеральных государственных образовательных и Федеральных государственных требований
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему пре...
Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС
В материале представлены основные методы и премы преемственно между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС....
Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС
В материале представлены формы, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста при подготовке к школе....
«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемствен...
Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО
Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...