Методическая разработка занятия по развитию речи
план-конспект на тему

Азарова Александра Валериевна

конспект занятие по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе

Предварительная работа:

- чтение рассказов и стихов о птицах, о диких животных;

- рассматривание иллюстраций;

- составление кроссвордов.

Программное содержание:

  1. Задачи на развитие познавательных способностей:

- закрепить правила поведения детей в лесу;-

- уточнить знания детей о жизни диких животных в лесу;

  1. Задачи на развитие связной речи:

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь, последовательно рассказывать, составлять короткий рассказ по картине;

- развивать фонематический слух;

- определять место звука в слове;

- делить слова на слоги;

- учить составлять предложения;

- образовывать однокоренные слова.

  1. Развивать творчество у детей, создавать доброжелательность при обращении друг с другом.

Ход занятия.

- Ребята, мы отправимся сегодня на экскурсию, а куда, вы догадайтесь сами, если внимательно послушаете музыку, то поймете. .

- Правильно в лес. Идем на лесную поляну, садитесь на пенечки, закройте глаза и послушайте, как поют птицы, как звенят комарики и перелетают бабочки с цветка на цветок.

  1. – Скажите, ребята, как надо вести себя в лесу?

(правила поведения в лесу)

- Тихо, чтобы не спугнуть птиц и услышать их пение.

- А чего нельзя делать в лесу? Что запрещается там делать?

А) – Нельзя рвать большие букеты цветов, обычно подснежников и ландышей, их становится все меньше.

Б) – Нельзя ломать ветки деревьев, молодые деревья, они будут засыхать.

В) – Нельзя разорять птичьи гнезда.

Г) – Нельзя жечь костры в лесу.

  1. – Правильно, ребята, но мы сегодня пришли не просто в лес, а на лесную полянку, где находится лесная школа для зверей, здесь умный ежик придумывает различные задания для зверей, обучает их грамоте.

- Но сегодня у зверей переменка, они разбежались по своим норкам, чтобы покушать.

- Давайте посмотрим, какое задание они выполняли, о чем они говорили, мы узнаем, если разгадаем кроссворд.

А) Кроссворд «Весна» - читают дети.

- Молодцы! Птицы поют о весне, звери говорят о весне.

- Скажите, какое настроение появляется у вас в весеннем лесу?

(веселое, радостное, праздничное )

Б) Чтение стихов о весне »В апрельском лесу», «Весенняя песенка».

  1. Слово «Весна».

- Назовите первый и последний звук в слове.

- Сколько слогов в слове «Весна»?

- Дидактическая игра «Добавь слово».

- Игра «Живое слово».

(Весной появляются листочки).

- Образуйте родственные слова от слова «весна».

(весенний, веснянка, веснушки)

- Образуйте родственные слова от слова «лес».

(лесной, лесовик, лесник)

- Цепочка из слов.

- Игра «Наоборот».

  1. Птицы зимующие и перелетные.

- Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

- А которые улетают на юг? Чем питаются перелетные птицы?

(насекомыми)

- Поставьте на верхнюю полочку – зимующих птиц, а на нижнюю – перелетных птиц и расскажите, как нужно заботиться о птицах.

Скороговорка:

С одной сорокой – одна морока,

А сорок сорок – сорок морок.

- Подул ветер, закачались деревья:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

- Расскажите, как ведут себя птицы, после того, как вернутся в родные места?

- А теперь давайте тихонечко прогуляемся по лесу: на поляне растет много цветов, можно сорвать только по одному цветочку, но, чтобы они не завяли, нужно поставить их в вазы, мы будем составлять букеты их цветов разного цвета. В вазе, на которой нарисован ландыш, должны быть цветки такого цвета, в названии которого есть звук «л». В вазе, на которой нарисована ромашка, должны быть цветы такого цвета и оттенков, в названии которых есть звук «р».

- Идем дальше, висит картина.

  • Как вы думаете, ребята, кто живет в этом уголке леса? (хозяин леса)
  • А что вы знаете о жизни медведей в лесу?
  • Как медведи готовятся к зиме?
  • Когда у медведиц родятся маленькие медвежата?
  • Как ведут себя медведи и маленькие медвежата, когда просыпаются и выходят из своей берлоги?
  • Чем питаются медведи в лесу?
  • Как учит медведица своих медвежат добывать корм?

- А теперь давайте вернемся на лесную полянку, в лесную школу.

- Часто к зверятам в гости приходят веселые человечки, они помогают ежику составлять кроссворды, читают им свою любимую книгу. А как она называется, нам помогут угадать картинки «АЗБУКА».

(дети называют первый звук в слове и выкладывают слово. )

Правильно – азбука. Звери очень любят слушать рассказы из книги, но когда начинается дождь, они разбегаются по своим норкам, а Веселым Человечкам прятаться негде, давайте им построим дом.

- Как можно его назвать по другому, чтобы в слове был звук «р».

(терем, дворец)

- Стены, окна уже готовы, надо только дорисовать части дома, в названии которых есть звук «р».

- Какие части дома имеют в своем названии звук «р»?

(крыша, порог, труба, дверь, дверная ручка, крыльцо, чердак, чердачное окно)

- Из какого материала будет построен наш дом?

(из дерева, кирпича)

- В какой цвет покрасим дом?

(серый, красный, розовый, коричневый, оранжевый)

- Какая мебель и другие предметы необходимы для жизни Веселых Человечков могли бы находиться внутри дома?

(сервант, кровать, кресло, телевизор, радиоприемник, картина, торшер)

- Какие деревья мы нарисуем около дома?

(рябина, береза. орешник, смородина, крыжовник)

- Какие цветы мы посадим возле дома?

(розы, ромашки, астры, настурцию)

  1. А теперь давайте поможем Веселым Человечкам расселиться в доме:

В комнате на первом этаже будут жить Веселые Человечки, чьи имена состоят из 3-х частей, в комнате на 2-м этаже будут жить те, а именах которых 4 слога.

- А теперь нам пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с Веселыми Человечками и с весенним лесом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью.

Урок построен в игровой форме.  Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и разви...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью "Дифференциация [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ»."

Аграфиями и дисграфиями называются разнообразные расстройства  письменной речи, возникшие на почве неправильного или незаконченного развития устной речи, нарушения ее, или вследствие поражений сп...

Методическая разработка занятия по развитию речи на тему сказка «Теремок»

Русская народная сказка «Теремок».Цель и задачи  занятия – развивать устную речь учащихся, повторить  русскую народную сказку «Теремок», научить детей рассказывать сказку, правильно  вы...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...

Методические разработки занятий по развитию речи дошкольников "Учимся играя"

Методические разработки предназначены для педагогов дополнительного образования, воспитателей образовательных учреждений. Данный материал содержит разработки занятий по развитию речи дошкольников....

Занятие в ГПД. Методическая разработка занятия по развитию речи «Совестливый я человек? Что я знаю о совести».

Дидактическая цель занятия: организовать совместную деятельность учащихся с целью создания собственного текста на тему «Совестливый я человек?  Что я знаю о совести» (по выбору учащег...

Данная методическая разработка посвящена проблеме развития речи и общения умственно отсталого ребёнка. Психофизические дефекты детей с ограниченными возможностями здоровья создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения

Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее ...