практические задания от логопеда
консультация (1 класс) на тему
Представлены практические задания, для развития устной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_uprazhneniya_dlya_razvitiya_ustnoy_rechi.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха
Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.
Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).
Задание №1. |
Задание №2. |
Задание №3. |
1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ши т.д.), сразу хлопнешь в ладоши". |
2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза". |
Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализ у слова).
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.
Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).
Задание №1. |
Задание №2. |
Задание №3. |
Задание №4. |
Упражнение №4. "Путаница".
"Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит? |
Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
Упражнение №5. "Придумай новое слово".
Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым". |
Упражнение №6. "Кружок".
Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.
Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три". |
Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.
Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.
Упражнение №7. "Длиннее-короче".
Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать". |
Развиваем словарный запас
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.
Упражнение №8. "Игра в слова".
Задание №1."Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.). |
Задание №2. |
Упражнение №9. "Признак".
Задание №1. |
Задание №2. |
Задание №3. |
Упражнение №10. "Угадайка".
Задание: "Отгадай загадку: Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это". |
Упражнение №11. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).
Задание №1. |
Задание №2. |
Задание №3. Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его. |
Упражнение №12. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).
Задание: "Скажи наоборот:холодный, чистый, твердый, толстый; |
Упражнение №13. "Один и много" (изменение слов по числам).
Задание №1."Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши". книга, ручка, лампа; город, стул, ухо; ребенок, человек, стекло; имя, весна, друг. |
Задание №2."А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один". |
Упражнение №14. "Уменьшение".
Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...". трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка. |
Упражнение №15. "Закончи слово".
Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка) |
Упражнение №16. "Объясни слово".
Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.
Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?" нож, шляпа, мяч, письмо; |
Развитие грамматических навыков
Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно, составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.
Упражнение №17. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).
Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,Кто? Что делает? Что? |
Упражнение №18. "Закончи предложение".
Задание: "Попробуй угадать конец фразы". |
Упражнение №19. "Добавь слова" (распространение предложений).
Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?" |
Упражнение №20. "Составь фразу" (образование предложений из слов).
Задание №1."Придумай предложения, используя следующие слова: |
Задание №2. |
Упражнение №21. "Пропавшие слова".
Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ". 1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ . |
Упражнение №22. "Найди ошибку".
Задание №1. |
Задание №2. |
Упражнение №23. "Объясни".
Задание: "Послушай фразу: | Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу. |
Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом. |
Упражнение №24. "Что имеется в виду?" (тренировка на понимание переносного смысла).
"Скажи, как ты понимаешь эти выражения: |
Упражнение №25. "Правильно или нет?".
Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?" |
Упражнение №26. "Где начало рассказа?"
Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок
Задание: "Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она".
Упражнение №27. "Рассказ по картинке".
Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.
Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.
Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.
- О чем эта картинка?
- Кто главный герой?
- Что происходит?
- Какие герои нарисованы на картинке?
- Какой у них характер?
- Как можно назвать этот рассказ?
С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.
Упражнение №28. "Подбери рифму".
Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол. Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам: |
Упражнение №29. "Составь предложение".
Задание: "Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: "В лесу идет дождь. Гремит гром". Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика "и", тогда из двух получится одно. "В лесу идет дождь, и гремит гром". Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу. По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами "а", "но", "хотя", "зато", "если, ... то". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практические задания от логопеда
Представлены практические задания, для развития устной речи...
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...
Применение ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ школьного ЛОГОПЕДА
Практические советы учителя-логопеда...
Доклад «Применение современных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда»
В докладе рассказывается о современных логопедических технологиях...
Применение современных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда
Приведены нетрадиционные методы в логопедической практике....
Применение ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда
В публикации описывается важность применения ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда....
Инновационные методики и технологии в практической работе учителя- логопеда
Использование в работе инновационных методик и технологий помогает оптимизировать работу учителя- логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ученика....