Преемственность дошкольного и начального образования.
статья на тему

Проблема  преемственности  между дошкольным  и  начальным образованием актуальна  во  все времена. 

В данной статье рассматриваются такие вопросы, как что же такое преемственность?  Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. А также в статье есть рекомендации для учителей начальных классов и советы для родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozhemanova_e.v._preemstvennost.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного

  и начального образования

                                                              Кожеманова Е.В.

                                                              учитель начальных классов

                                                              МБОУ «Старотимошкинская

                                                             средняя школа»

                                                             Аксубаевский район РТ

 

  Преемственность дошкольного и начального образования

                                                               

                                                                «Школьное обучение никогда не

                                                                     начинается с пустого места, а всегда

                                                                  опирается на определённую стадию

                                                                 развития, проделанную ребёнком».

                                                                                                    Л. С. Выготский       Поступление  в  школу  является, безусловно, значимым и радостным событием в жизни каждого ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы  деятельности,  вырабатывать  иной  стиль отношения со сверстниками  и  взрослыми,  физиологически перестраиваться. В этот период жизни ему как никогда нужна помощь и поддержка взрослых. Самыми близкими взрослыми для первоклассника являются любящие родители и мудрые педагоги, которые в нужный момент всегда придут на помощь, поддержат, подскажут, научат всему необходимому.

     Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.

Проблема  преемственности  между дошкольным  и  начальным образованием актуальна  во  все  времена.  Данными вопросами занимались многие педагоги и ученые. Исследования продолжаются и на современном этапе.  

   Что же такое преемственность?  Понятие преемственности трактуется – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода; это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

    И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.

Основанием преемственности между детским садом и школой являются:

  - состояние здоровья и физическое развитие детей;

   - развитие любознательности;

  - умственные и нравственные способности;

  - развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

  -формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;

  - развитие коммуникативности  (умения общаться со взрослыми и со сверстниками)

   Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

В настоящее время важно усилить преемственность между школой и детским садом  («домашних» детей поступает в школу незначительное количество).  На родительские собрания в детские сады чаще приглашать учителей начальных классов, которые могут дать хорошие рекомендации и советы по подготовке детей к школе, провести консультации для родителей, наладить творческие контакты с воспитателями.  Основная цель дошкольных образовательных учреждений – не копировать школьную программу начального обучения, а подготовить ребенка-дошкольника к её успешному восприятию нового, развить у него словесно-логическое мышление, воображение, дать стимул к познанию окружающего мира.

Рекомендации учителям начальных классов

1. Нельзя игнорировать объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.

2. Учитывать все рекомендации медиков и психологов во избежание переутомления и перегрузки детей.

3. Избегать резкого перехода к использованию новых методов и способов работы в процессе обучения малышей.

4. Использовать в своей работе дидактические, двигательные игры, игры-путешествия и т. д.

5. Постоянно поддерживать у учащихся интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.

6. Не использовать авторитарные методы руководства в работе с младшими школьниками и их родителями.

7. Создавать условия комфорта, доброжелательности, прививать любовь к школе.

8. Работать в тесном сотрудничестве с воспитателями, психологами, родителями детей.

Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

Если родителям очень хочется заниматься с ребенком дома, то им пригодятся эти  советы, и вы можете их порекомендовать :

 - чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, можно рисовать, заниматься мозаикой, маленькими фишечками;

 - рисовать “кривулечки”, дорисовывать до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение;

 - раскрашивать рисунок карандашом то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять то толстый, то тонкий;

 - взять акварельные краски и тонкую кисточку и учить  ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки);

 - затем закрашивать рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе;

 - научить  ребенка набирать петли на толстых спицах и толстыми нитками. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой;

 - лепить из пластилина, вязать –это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные;

 - купить перьевую ручку и писать все, что вам захочется (шариковая ручка напрягает мышцы кисти);

 - ни в коем случае не заучивать букварь наизусть. Читать книги с короткими текстами;

 - покупать  детские журналы и разгадывать  ребусы, кроссворды, находить  различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление;

 - не запрещать играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

  Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

  И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Поэтому основными задачами сотрудничества детского сада и школы являются:

 - создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);

 - улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;

 - углубление интереса к жизни в школе;

 - оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

  Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

 Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

 Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.

   В заключении хочется сказать, что только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Литература:

Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.

И.Н.Калганова, Н.Е. Шевчугова «Преемственность дошкольного и начального образования» //Н.Ш. №2,2007,с.6.

О.А.Соломенникова, Н.А.Баранникова «Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения» //Н.Ш.№ 2, 2008 г., с.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О необходимости преемственности между детским садом и начальной школой...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования....

Преемственность дошкольного и начального образования

переход ребёнка из детского сада в школу всегда представляет собой некоторый перелом в его жизни, поведении, интересах и отношениях. осуществление преемственности - одно из важнейших условий, которое ...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ...

Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования

Материал предназначен для обобщения опыта при организации приемственности  в учреждении типа начальная школа-детский сад...

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения

Выступление на  педсовете по теме: «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения»...

"Проблема преемственности дошкольного и начального образования"

«Проблема преемственности дошкольного  и  начального образования»    Проблема преемственности дошкольного и начального образования является одной из приорит...