Преемственность дошкольного и начального образования.
статья на тему
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
В данной статье рассматриваются такие вопросы, как что же такое преемственность? Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. А также в статье есть рекомендации для учителей начальных классов и советы для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozhemanova_e.v._preemstvennost.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность дошкольного
и начального образования
Кожеманова Е.В.
учитель начальных классов
МБОУ «Старотимошкинская
средняя школа»
Аксубаевский район РТ
Преемственность дошкольного и начального образования
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский Поступление в школу является, безусловно, значимым и радостным событием в жизни каждого ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. В этот период жизни ему как никогда нужна помощь и поддержка взрослых. Самыми близкими взрослыми для первоклассника являются любящие родители и мудрые педагоги, которые в нужный момент всегда придут на помощь, поддержат, подскажут, научат всему необходимому.
Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Данными вопросами занимались многие педагоги и ученые. Исследования продолжаются и на современном этапе.
Что же такое преемственность? Понятие преемственности трактуется – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода; это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.
Основанием преемственности между детским садом и школой являются:
- состояние здоровья и физическое развитие детей;
- развитие любознательности;
- умственные и нравственные способности;
- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
-формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;
- развитие коммуникативности (умения общаться со взрослыми и со сверстниками)
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
В настоящее время важно усилить преемственность между школой и детским садом («домашних» детей поступает в школу незначительное количество). На родительские собрания в детские сады чаще приглашать учителей начальных классов, которые могут дать хорошие рекомендации и советы по подготовке детей к школе, провести консультации для родителей, наладить творческие контакты с воспитателями. Основная цель дошкольных образовательных учреждений – не копировать школьную программу начального обучения, а подготовить ребенка-дошкольника к её успешному восприятию нового, развить у него словесно-логическое мышление, воображение, дать стимул к познанию окружающего мира.
Рекомендации учителям начальных классов
1. Нельзя игнорировать объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.
2. Учитывать все рекомендации медиков и психологов во избежание переутомления и перегрузки детей.
3. Избегать резкого перехода к использованию новых методов и способов работы в процессе обучения малышей.
4. Использовать в своей работе дидактические, двигательные игры, игры-путешествия и т. д.
5. Постоянно поддерживать у учащихся интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.
6. Не использовать авторитарные методы руководства в работе с младшими школьниками и их родителями.
7. Создавать условия комфорта, доброжелательности, прививать любовь к школе.
8. Работать в тесном сотрудничестве с воспитателями, психологами, родителями детей.
Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.
Если родителям очень хочется заниматься с ребенком дома, то им пригодятся эти советы, и вы можете их порекомендовать :
- чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, можно рисовать, заниматься мозаикой, маленькими фишечками;
- рисовать “кривулечки”, дорисовывать до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение;
- раскрашивать рисунок карандашом то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять то толстый, то тонкий;
- взять акварельные краски и тонкую кисточку и учить ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки);
- затем закрашивать рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе;
- научить ребенка набирать петли на толстых спицах и толстыми нитками. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой;
- лепить из пластилина, вязать –это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные;
- купить перьевую ручку и писать все, что вам захочется (шариковая ручка напрягает мышцы кисти);
- ни в коем случае не заучивать букварь наизусть. Читать книги с короткими текстами;
- покупать детские журналы и разгадывать ребусы, кроссворды, находить различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление;
- не запрещать играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.
И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Поэтому основными задачами сотрудничества детского сада и школы являются:
- создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
- улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
- углубление интереса к жизни в школе;
- оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.
В заключении хочется сказать, что только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Литература:
Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
И.Н.Калганова, Н.Е. Шевчугова «Преемственность дошкольного и начального образования» //Н.Ш. №2,2007,с.6.
О.А.Соломенникова, Н.А.Баранникова «Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения» //Н.Ш.№ 2, 2008 г., с.3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О необходимости преемственности между детским садом и начальной школой...
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования....
Преемственность дошкольного и начального образования
переход ребёнка из детского сада в школу всегда представляет собой некоторый перелом в его жизни, поведении, интересах и отношениях. осуществление преемственности - одно из важнейших условий, которое ...
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ...
Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования
Материал предназначен для обобщения опыта при организации приемственности в учреждении типа начальная школа-детский сад...
Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения
Выступление на педсовете по теме: «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения»...
"Проблема преемственности дошкольного и начального образования"
«Проблема преемственности дошкольного и начального образования» Проблема преемственности дошкольного и начального образования является одной из приорит...