Преемственность дошкольного и начального образования
консультация (1 класс) на тему
переход ребёнка из детского сада в школу всегда представляет собой некоторый перелом в его жизни, поведении, интересах и отношениях. осуществление преемственности - одно из важнейших условий, которое может значительно снизить трудности этого перехода...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_doshkolnogo_i_nachalnogo_obrazovaniya.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность дошкольного и начального образования
Успех работы по воспитанию подрастающего поколения в нашей стране обеспечивается наличием тесной связи между отдельными звеньями народного образования.
Переход ребёнка из детского сада в школу всегда представляет собой некоторый перелом в его жизни, поведении, интересах и отношениях. Осуществление преемственности – одно из важнейших условий, которое может значительно снизить трудности этого перехода.
К решению вопроса преемственности необходимо подойти с позиций общей теории личности и законов её формирования. Здесь можно выделить следующие основополагающие характеристики:
- целостность личности – это её целеустремлённость, сложившие отношения с людьми, интересы, накопленный опыт знаний, действий, переживаний и особенности физического состояния: возраст, пол, тип нервной системы;
- направленность личности – это готовность ребёнка к жизни и деятельности в коллективе сверстников;
- результативность любой деятельности ребенка; её значимость в его развитии определяется организацией и методами, которыми пользуется взрослый человек – воспитатель или учитель.
Важнейшим условием, обеспечивающим преемственность в работе двух сложных звеньев единой системы воспитания, является создание так называемой направленности личности, формирование у ребёнка установки на ту основную деятельность, которой ему предстоит заниматься. Поэтому в задачу воспитателя подготовительной группы необходимо включить не только работу над кругозором детей и формированием ряда навыков и способов поведения, но и над воспитанием важнейших качеств личности, наличие которых в значительной мере будут способствовать успешной учёбе ребёнка. Среди этих качеств особого внимания требуют следующие:
- любознательность – желание заниматься новым, стремление глубже, полнее узнать уже известное, радость от сделанных открытий;
- активность и инициативность – стремление действовать самостоятельно, не обращаясь за помощью к старшим; проявление разумной инициативы, поиск новых путей и приёмов действия, проявление элементов творчества (придумывание рисунков к рассказу, сказок на заданную тему…);
- способность к самоконтролю и саморегуляции – умение управлять своими практическими и умственными действиями; умение критически оценивать свою и чужую работу, исправлять допущенные ошибки;
- владение основными учебными умениями – наблюдение, слушание, рассказ, изображение, выделение главного в воспринимаемом рассказе, сохранение логической последовательности в изложении, свободное пользование грамотной речью;
- сформированность навыков гигиенического, социального и культурного поведения;
- владение знаниями о том, что хорошо, что плохо, признание общественных норм морали, обязательных для каждого человека.
Следовательно, важнейшей задачей обеспечения преемственности в работе детского сада и школы является подготовка к бескризисному переходу от одной ступени к другой. Характер встречающихся трудностей, длительность и напряжение в их преодолении в большой степени зависят от подготовленности ребёнка, а также от такта и мастерства учителя, принимающего вчерашнего дошкольника в 1 класс.
Желательно, чтобы учителя 1 классов и воспитатели подготовительных групп творчески общались в ходе составления годового плана работы школы и подготовительной группы; посещали занятия и уроки с последующим обсуждением, проводили совместные педсоветы и др.
Перед выпуском детей в школу проводится итоговое родительское собрание, на котором воспитатели дают объективную оценку работы не только группы, но и каждого ребёнка. Здесь надо проявить максимум такта, чтобы дать соответствующее напутствие родителю. Не менее важна такая характеристика будущих первоклассников и их учителю. Она поможет узнать ему особенности семей, сильные и слабые стороны будущих учеников, черты их характера, мир увлечений.
Выявляя готовность будущих первоклассников к школе, необходимо определить сформированность предпосылок к учебной деятельности, а именно умение ориентироваться на систему правил, слушать и выполнять инструкции …Ведь с психологической точки зрения готовность к школе представляет собой умение принимать нормы и способы действий, способность действовать в соответствии с поставленной целью.
Особое место в вопросе о школьной готовности занимает познавательная деятельность. Школьнику необходим тот комплекс качеств, который образует умение учиться. Сюда входят понимание смысла учебных задач, осознание способов выполнения действий, самоконтроль и самооценка.
Современный учитель ценит в будущем первокласснике не только умения читать, считать и решать задачи, сколько положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, самостоятельность, инициативность, любознательность и коммуникабельные способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О необходимости преемственности между детским садом и начальной школой...
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования....
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ...
Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования
Материал предназначен для обобщения опыта при организации приемственности в учреждении типа начальная школа-детский сад...
Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения
Выступление на педсовете по теме: «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения»...
"Проблема преемственности дошкольного и начального образования"
«Проблема преемственности дошкольного и начального образования» Проблема преемственности дошкольного и начального образования является одной из приорит...
Преемственность дошкольного и начального образования с введением ФГТ и ФГОС.
Преемственность дошкольного и начального образования с введением ФГТ и ФГОС....