Применение арт-технологий в начальной школе для развития речи детей
статья (1 класс) на тему

          Одной из главных задач педагога заключается в устранении таких дефектов и развитии грамотной речи у ученика. В наше время дети зачастую неспособны воспринять и удержать большой поток информации и далее, к примеру, частично воспроизвести его. На сегодня найдены разные варианты решения подобных проблем. Одними из них являются арт-технологии или, как их еще называют, арт-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_arzumanova.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Арзуманова Лора Ваченовна

МОБУ СОШ №35, г. Таганрог

Применение арт-технологий в начальной школе для развития речи детей

          Речь – это показатель культуры, воспитанности, знаний и умений. От того, как говорит человек, можно сказать о его роде деятельности, жизни. Формирование речи, как правило, происходит в дошкольном возрасте. Но на этом не стоит останавливаться. В настоящее время мы все чаще встречаем детей с нарушениями речи, дефектами. К примеру, дислалия – трудности с произношением звуков, которые сверстникам уже удалось освоить (вместо «хорошо» произносят «халасё»), ринолалия – неправильное произношение из-за анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. Ребенок говорит «в нос» (вместо «поздравляю» - «поздьявяю»). Брадилалия – замедление речи, тахилалия – ускорение, это все происходит из-за сбоя в центральной нервной системе детей. Алалия, например, проявляется как недоразвитие речи или же ее отсутствие. Связана алалия с поражение коры головного мозга, отвечающего за развитие речи. Вот яркие примеры проблем устной речи у детей, но, конечно же, существуют и другие.

          Одной из главных задач педагога заключается в устранении таких дефектов и развитии грамотной речи у ученика. В наше время дети зачастую неспособны воспринять и удержать большой поток информации и далее, к примеру, частично воспроизвести его. В свою очередь нарушения речи могут отрицательно повлиять  на формирование личности, вызвать нежелательные специфические эмоциональные особенности, способствовать отрицательному характеру. Также, подобные проблемы неблагоприятно сказываются на освоении грамотой, на успеваемости. Комплексное воздействие на ребенка может помочь преодолеть дефекты речи и дать положительную динамику в развитии.

          На сегодня найдены разные варианты решения подобных проблем. Одними из них являются арт-технологии или, как их еще называют, арт-терапии. Такие методы решают проблемы с помощью искусства. Основа арт-технологий – процесс творчества. Обычно к этим методам прибегают психологи и педагоги. Рекомендуется уделять внимание как моторике с гимнастикой, так и общению. М.В. Киселева, к примеру, в своей работе «Арт-терапия в работе с детьми» предлагает следующий набор терапий: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия. Посмотрим на примере песочной терапии.

          М.В. Киселева считает, что песочная терапия – это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного [1, с.56]. Мы согласны с данным определением. Заметим, что впервые такое использование песка было применено в 1930-х годах психотерапевтом Маргарет Ловенфельд. Она работала с  психологически неблагополучными детьми. Основа данного метода в сочетании вербальной и  невербальной экспрессии ребенка. Сначала идет процесс создания композиции, а затем повествование, рассказ, раскрывающий суть рисунка. Активно используется воображение. В отличие от взрослых, у детей картины не бывают статичными. Такая терапия развивает эстетику, творческие способности, мышление, речь и логику. После создания картины дети рассказывают о ней и о героях. Даже особо «несговорчивые» детки уже после нескольких занятий начинают говорить, проявлять эмоции: слова, звуки, реплики. Еще одним плюсом данной терапии является релаксирующий эффект песка, развитие моторики.

          Несомненно, арт-технологии необходимо применять в комплексе. Эти методы служат благоприятным фоном для улучшения психики и речи  ребенка. Арт-технологии улучшают эффективность избавления речевых патологий. И даже отдельно взятая песочная терапия в итоге дает положительную динамику, что говорит о необходимости применения подобных методов как в дошкольных учебных заведениях, так и в начальной школе.

Список используемой литературы:

  1. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми». – М.: РЕЧЬ, Спб, 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий в начальной школе

Статья из опыта работы о применении компьютерных технологий в начальной школе...

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе».

Выступление  на педсовете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе" с использованием презентации....

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

И хотя традиционно считается, что основная задача школы- дать необходимое образование, не менее важная задача- сохранить в процессе обучения здоровье детей....

Применение информационных технологий в начальной школе

Наличие современного оборудования в школе позволяет учителям активно использовать информационные технологии в своей педагогической деятельности. Учитель начальных классов имеет возможность использоват...

Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.

В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...