Применение информационных технологий в начальной школе
статья по теме

Абросимова Светлана Александровна

Наличие современного оборудования в школе позволяет учителям активно использовать информационные технологии в своей педагогической деятельности. Учитель начальных классов имеет возможность использовать различные модели образовательной среды, как в урочной, так и внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_informacionnyh_tehnologiy_v_nachalnoy_shkole.rar17.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Абросимова С.А.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без новых информационных технологий. В МОУ «СОШ №16» города Губкина созданы все условия для нестандартной подачи материала и проведения уроков. Наличие современного оборудования в школе позволяет учителям активно использовать информационные технологии в своей педагогической деятельности. Учитель начальных классов имеет возможность использовать различные модели образовательной среды, как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

2. Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

3. Снижению дидактических затруднений у учащихся;         

4. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

5. Развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции.

Интерактивный комплекс дает возможность учителю сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.

Интерактивная доска позволяет использовать одновременно и изображения, и текст, и звук, и видео, и ресурсы Интернет, и другие необходимые материалы. Учитель имеет возможность воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе.

А так же позволяет  демонстрировать ученикам:

-  презентации, содержащие изучаемый материал;

- иллюстративный материал  (фотографии, рисунки, схемы);

- текстовый материал;

- материал, оформленный в виде таблиц;

- видеоматериал;

- комплексный материал, содержащий тренировочные задания и задачи с интерактивной проверкой и без нее.

Для ребенка интерактивная доска - это новое средство обучения, работать на ней увлекательно, поэтому у  младших школьников повышается мотивация на уроке, учащиеся становятся более внимательными. Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекая их в учебный процесс. Учащихся привлекают динамика, яркость, разнообразие сюжетов. Даже первоклассники быстро осваивают клавиатуру интерактивной доски, что создает предпосылки для дальнейшей успешной работы.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Для подготовки к урокам пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио, презентации.

При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

-слайд должен содержать минимально возможное количество слов;

-для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.

-предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации;

-размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт;

-заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз;

-чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.

-нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради. Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Используя интерактивные игровые упражнения-тренажеры на уроках-тренингах по русскому языку, мы увеличиваем продуктивность уроков на 30-40%. На уроке русского языка  заранее напечатанный текст вывести на экран и предложить ученикам у доски исправлять ошибки или вставить пропущенные буквы. Можно сделать видеозапись по окружающему миру. Более того, видео можно в любой момент остановить и обратить внимание учеников на какую-либо деталь в кадре, например, обведя её красным цветом, а затем продолжить показ.

На уроках литературы дети могут увидеть фотографии и портреты писателей, репродукции картин, услышать музыку и художественное чтение, что активизирует и визуальные, и слуховые каналы восприятия учебной информации.

На уроках математики с помощью обычных приложений Windows можно производить вычисления, обрабатывать результаты. Чертить графики с помощью компьютера можно настолько чётко, как не всегда получится даже у самого опытного учителя.

Для начальной школы интерактивная доска — невероятно эффективный инструмент концентрации внимания. Пример: идёт изучение формы и цвета, на доске — набор разноцветных фигур и две линейки. Ученики, выходя по очереди, должны выстроить на одной линейке фигурки одной формы, а на другой — одного цвета. Всё это ребёнок делает сам, что гораздо интереснее, чем проставлять цифры в рабочей тетради.

Младшие школьники с удовольствием  передвигают объекты на доске, вписывают нужные слова и числа в заготовленные шаблоны, управляют презентацией,  делают  чертежи и схемы, динамично дополняют изображение дополнительными рисунками, вносят поправки и дополнения по мере своего рассказа – и это  не полный перечень возможностей.

Примерные задания по математике в начальной школе с использованием интерактивной доски:

Сгруппируй предметы по форме, цвету, размеру.

Посчитай площадь фигуры с помощью палетки.

Соединение фигуры с соответствующей формулой площади или

периметра.

Собери новую фигуру.

Составь закономерность из фигур.

Удали или добавь лишнюю фигуру.

Примеры использования интерактивной доски можно приводить до бесконечности. Это мощный инструмент, который в сочетании с вашей фантазией оживит и сделает урок запоминающимся и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых информационных технологий в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учеб...

Информационные технологии в начальной школе.

Разработка для проведения семинара по теме: Информационные технологии в начальной школе. Урок по русскому языку с использованием задания, выполняемого на компьютере. Самоанализ урока....

Проект "Использование информационных технологий в начальной школе" с презентацией.

Проект разработан мною о том, как использовать информациооные технологии в начальной школе. В настоящее время это актуально. Предлагаю проект с презентацией....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«Дитя мыслит образами, звуками, красками». Помня слова К.Д. Ушинского, учителю начальной школы всегда приходилось самому делать много наглядности к урокам. Сегодня этот нелёгкий труд заменил монитор к...

Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.

В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...

Применение современных информационных технологий в начальной школе

Уроки, проводимые с использованием информационных технологий, в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоционального фона учащ...