Программа дополнительного образования детей "Клуб интеллект"
рабочая программа на тему
Пояснительная записка.
Актуальность , педагогическая целесообразность программы.
Развития познавательных способностей у детей школьного возраста продиктовано современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях, т.е. научить ребенка думать и размышлять. Для развития навыков эффективного мышления, требуется специально отработанная целенаправленная практика. «Подобно тому, как нужно научиться плавать до того, как начнешь тонуть, - говорил известный психолог Эдуард де Боно, - нужно чаще прибегать к нашему мышлению, развивать навыки нестандартного подхода к решению старых и новых задач».
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из школы человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение.
Проблема.
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Приоритетным направлением в моей работе является развитие и своевременная коррекция развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младнешкольного возраста.
Восприятие и пространственное мышление - это те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе перцептивных образов строиться работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, и воображения.
Поэтому, усилия педагогов в школе по развитию логического мышления, хорошей памяти, способности творческого решения разноплановых задач зачастую оказывается малоэффективными. Происходит это потому, что пытаются лечить следствие, а не первоначальную причину слабой неуспеваемости.
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА - одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение - один из ведущий каналов получения информации о внешнем мире.
Данная психическая функция обеспечивается работой теменно-затылочных зон головного мозга. Поражение этих зон у детей, вызванное различными причинами (особенностями внутриутробного развития , родовыми или послеродовыми черепно-мозговыми травмами, хроническими заболеваниями ребенка), приводит не только к нарушению наглядного отражения мира, но и разрушает основу формирования тех психических процессов, которые строятся на базе наглядно-действенного отражения действительности.
От сформированности зрительного восприятия пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи, понимание логико-грамматических конструкций, отражающих реальные отношения между предметами.
Поэтому развитие или компенсация дефектов развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.
Оказывается природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Но в жизни мы видим совсем иное: сколько еще слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери , когда с учебой у детей плохо.
Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга. Но только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры когда начинают функционировать те или иные способности, по « линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем легче происходит образование связей, а с возрастом новым связям образовываться все труднее и труднее. Это явление называется НЕОБРАТИМОЕ УГАСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ.
Практика показывает, что именно те дети, которые уже до школы, обладали высоким уровнем развития зрительно моторного восприятия и пространственного мышления, впоследствии не испытывают трудностей в учебе.
. Ведь именно в раннем детстве малыш больше всего зависит от мамы и папы, от того, что они предпримут для его развития, какие факторы будут считать важными, а какие второстепенными. Чему родители отдадут предпочтение в обучении: чтению, письму, математике, иностранным языкам т.е. развитию исполнительских способностей или развитию зритель- моторного, слухового и тактильного восприятия и пространственного мышления . А когда эти способности будут развиты, тогда ребенок будет готов развить у себя сам творческие способности в процессе самосовершенствования, саморазвития. Только так формируются и вырастают таланты и тем более гении.
И перед наши государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех , кто сейчас ходит в детский сад и кто еще должен родиться, вырастить не только сознательным членом общества , не только здоровым и крепким человеком, но и -обязательно!- инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.
Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь. И если ребенок научился думать до школы именно думать и размышлять, чтение и письмо к нему приходит само собой, как правило у таких детей нет проблем в освоении математике, в дальнейшем он хорошо понимает алгебру видит и чувствует геометрию и черчение, легко постигает азы информатики, хорошо справляется с физикой, а как сказал один ученый «физика- это ЖИЗНЬ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kluba_intellekt.docx | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Клуб «Интеллект»
Составитель программы:
педагог-психолог Володина Татьяна Владимировна
УТВЕРЖДЕНО печать/подпись______________
директор._______________
зам. директора по ._____________
_____________ Г.Москва
Пояснительная записка.
Актуальность , педагогическая целесообразность программы.
Развития познавательных способностей у детей школьного возраста продиктовано современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях, т.е. научить ребенка думать и размышлять. Для развития навыков эффективного мышления, требуется специально отработанная целенаправленная практика. «Подобно тому, как нужно научиться плавать до того, как начнешь тонуть, - говорил известный психолог Эдуард де Боно, - нужно чаще прибегать к нашему мышлению, развивать навыки нестандартного подхода к решению старых и новых задач».
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из школы человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение.
Проблема.
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Приоритетным направлением в моей работе является развитие и своевременная коррекция развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младнешкольного возраста.
Восприятие и пространственное мышление - это те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе перцептивных образов строиться работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, и воображения.
Поэтому, усилия педагогов в школе по развитию логического мышления, хорошей памяти, способности творческого решения разноплановых задач зачастую оказывается малоэффективными. Происходит это потому, что пытаются лечить следствие, а не первоначальную причину слабой неуспеваемости.
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА - одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение - один из ведущий каналов получения информации о внешнем мире.
Данная психическая функция обеспечивается работой теменно-затылочных зон головного мозга. Поражение этих зон у детей, вызванное различными причинами (особенностями внутриутробного развития , родовыми или послеродовыми черепно-мозговыми травмами, хроническими заболеваниями ребенка), приводит не только к нарушению наглядного отражения мира, но и разрушает основу формирования тех психических процессов, которые строятся на базе наглядно-действенного отражения действительности.
От сформированности зрительного восприятия пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи, понимание логико-грамматических конструкций, отражающих реальные отношения между предметами.
Поэтому развитие или компенсация дефектов развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.
Оказывается природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Но в жизни мы видим совсем иное: сколько еще слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери , когда с учебой у детей плохо.
Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга. Но только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры когда начинают функционировать те или иные способности, по « линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем легче происходит образование связей, а с возрастом новым связям образовываться все труднее и труднее. Это явление называется НЕОБРАТИМОЕ УГАСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ.
Практика показывает, что именно те дети, которые уже до школы, обладали высоким уровнем развития зрительно моторного восприятия и пространственного мышления, впоследствии не испытывают трудностей в учебе.
. Ведь именно в раннем детстве малыш больше всего зависит от мамы и папы, от того, что они предпримут для его развития, какие факторы будут считать важными, а какие второстепенными. Чему родители отдадут предпочтение в обучении: чтению, письму, математике, иностранным языкам т.е. развитию исполнительских способностей или развитию зритель- моторного, слухового и тактильного восприятия и пространственного мышления . А когда эти способности будут развиты, тогда ребенок будет готов развить у себя сам творческие способности в процессе самосовершенствования, саморазвития. Только так формируются и вырастают таланты и тем более гении.
И перед наши государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех , кто сейчас ходит в детский сад и кто еще должен родиться, вырастить не только сознательным членом общества , не только здоровым и крепким человеком, но и -обязательно!- инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.
Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь. И если ребенок научился думать до школы именно думать и размышлять, чтение и письмо к нему приходит само собой, как правило у таких детей нет проблем в освоении математике, в дальнейшем он хорошо понимает алгебру видит и чувствует геометрию и черчение, легко постигает азы информатики, хорошо справляется с физикой, а как сказал один ученый «физика- это ЖИЗНЬ».
- Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (пример-яблоко).
Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать.
Восприятие – это целостное отражение какого-то объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
Представление– чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного, логического мышления.
Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения.
Понятие –форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Для успешного формирования понятий требуется развитие таких мыслительных операций:
Анализ–мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение необходимых признаков.
Синтез– мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение –мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Обобщение–мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков.
Классификация –распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.
Цель программы: Сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности, научить ребенка мыслить, дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач по средствам интеллектуальных игр
Задачи программы конкретизируют цель и подразделяются на обучающие, развивающие и воспитательные.
Обучающие:
-учить мыслить объемными фигурами;
-понимать, что такое план, карта, чертеж;
-учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи на математическом и жизненном материале ;
- научить детей пользоваться методами, позволяющими отойти от шаблонности мышления;
Развивающие:
-развитие творческих и интеллектуальных способностей;
-развивать зрительное восприятие и пространственное мышление;
-развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний
Воспитательные:
-воспитать позитивные личностные качества : терпение, аккуратность, точность, усидчивость, лидерские качества, целеустремленность к приобретению новых знаний и умений;
-воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми.
Особенности и новизна программы.
Данная программа построена с учетом идей и рекомендаций ученых и практиков, работающих с детьми : Д.Б. Богоявленской, Б.П.Никитина, Ш.Амоношвили, Ю.Н. Белехова, А.И. Савенкова, а так же в программе А.З.Зака, А.В.Белошистая , Золтан Дьениша , В.Воскобовича и др.
В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр, головоломок, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей, к которым можно отнести:
- использование игр на основе викторин различного типа с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;
- активное участие обучающихся в соревнованиях по интеллектуальным играм различного уровня, их участие в подготовке массовых мероприятий, проводимых на базе общеобразовательного учреждения, где они пребывают
- активное сотрудничество с родителями и педагогами
В первый год обучения основной упор делается на развитие или коррекцию развития зрительного восприятия ,а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. А как известно « ум находится на кончиках пальцев». На втором году обучения акцент на развитие интеллектуальных базовых способностей: внимания, восприятия, памяти, фантазии и воображения. На третьем и четвертом годах обучения основное внимание уделяется развитию логического и прстранственного мышления, творческих способностей и практической деятельности детей.
Постоянно обновляемый банк интеллектуально развивающихся игр и головоломок , ориентация на способности ребенка определили широту учебно-тематического плана программы: педагог вправе выбирать задания, соответствующие уровню знаний и способностям детей конкретной группы, делать упор на развитие тех или иных граней интеллекта .
Принципы, на которых осуществляется программа:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 1-2 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Формы работы при реализации программы:
При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников: фронтальную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.
Время проведения занятий:
Систематический курс (один раз в неделю) по развитию интеллектуальных способностей учащихся. Количество занятий – 34, продолжительностью 45 минут.
Методики и техники для работы:
- создание проблемной ситуации;
- техника поэтапного формирования умственных способностей;
- развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
- методы групповой работы;
- методы индивидуальной работы.
- Структура программы:
Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.
I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).
Продолжительность вводной части – 5 минут.
II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Этапы основной части:
- Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.
- Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).
- Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 30 минут.III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия. 5 мин
Режим занятий– 1 занятие в неделю, продолжительностью45 минут.
Ожидаемые результаты
Есть великая формула К. Э. Циалковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: « Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные.» Видимо это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобразительного и исследовательского таланта. В процессе занятий у ребенка сформируется общая осведомленность, любознательность, сообразительность, он сможет анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.
В результате проведения занятии клуба интеллект дети будут уметь:
- сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы
окружающей действительности
- ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся
справа, слева, вверху, внизу;
-разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим
свойством;
-сопоставлять части и целое для предметов и действий;
-называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
-выполнять перечисляемую или изображенную последовательность
действий;
- применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых
действий;
-проводить аналогию между разными предметами;
- запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать,
рассуждать.
- работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ занятия | Развиваемые способности | Кол-во часов | |
1 | Развитие мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти. | 1 | |
2 | Развитие мышления. Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
3 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений. | 1 | |
4 | Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
5 | Тренировка вербальной опосредованной памяти. Развитие вербального, логического мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
6 | Развитие творческого мышления, операции сравнения. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Пространственные представления. | 1 | |
7 | Развитие мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти. Развитие внутреннего плана действия. | 1 | |
8 | Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка произвольного внимания. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
9 | Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. | 1 | |
10 | Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
11 | Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. Тренировка слуховой памяти. | 1 | |
12 | Тренировка опосредованной вербальной памяти. Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
13 | Развитие вербально-понятийного мышления, способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. Внутренний план действия. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
14 | Развитие мышления (процессов обобщения). Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка непосредственной памяти, избирательности внимания. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
15 | Развитие мышления (процессы обобщения). Способность мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие внутреннего плана действия. | 1 | |
16 | Развитие понятийного мышления. Знакомство учащихся с основными логическими понятиями и операциями (род - вид). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | |
17 | Определение отношений между понятиями «род-вид». Тренировка опосредованной памяти. Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
18 | Определение отношений между понятиями «род-вид». Формирование способности рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие внутреннего плана действия, мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
19 | Контрольная работа вербально-понятийного (обобщения). Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
20 | Определение отношений между понятиями «целое-часть». Развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза. Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. | 1 | |
21 | Определение отношений между понятиями «целое-часть». Тренировка опосредованной памяти, внимания. Установление закономерностей. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
22 | Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность). Способности самостоятельно мыслить, рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
23 | Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность). Тренировка зрительной памяти, внимания. Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
24 | Причинно-следственные отношения между понятиями. Выявление отношений противоположностей. Развитие внутреннего плана действия. Тренировка внимания. | 1 | |
25 | Причинно-следственные отношения между понятиями. Выявление отношений противоположностей, сравнения. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, внимания. | 1 | |
26 | Причинно-следственные отношения между понятиями. Развитие речи (омонимы). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Умение рассуждать, выделять главное. Развитие пространственных представлений, произвольной сферы. | 1 | |
27 | Причинно-следственные отношения между понятиями. Развитие речи (объяснение значения слов - омонимы); мыслительных операций анализа и синтеза. Умение рассуждать, выявление отношения противоположностей. Тренировка опосредованной памяти | 1 | |
28 | Тренировка слуховой памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие мышления (отношения сходства и противоположностей). Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. Мыслительные операции анализа и синтеза. | 1 | |
29 | Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Способность рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
30 | Развитие мышления (отношения последовательности, аналогии, наглядно-образное). Развитие внутреннего плана действий. | 1 | |
31 | Тренировка логической памяти. Развитие произвольности. Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; выявление отношения сходства), мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
32 | Развитие мышления (аналогии, мыслительные процессы анализа и синтеза). Тренировка вербальной опосредованной памяти, концентрации и избирательности внимания. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
33 | Развитие мышления (наглядно-образного; способность самостоятельно мыслить, рассуждать; процесса обобщения). Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | |
34 | Контрольная работа (отношения целое-часть, аналогии, рядоположенности). Развитие пространственных представлений. Тренировка внимания. | 1 |
Литература, используемая при составлении программы:1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000.
- Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
- Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М., 2002.
- Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.
- Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.
- Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
- Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.
- Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1984. – Т 4.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
- Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
- Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
- Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. – М., 2000.
- Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб., 2001.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004.
- Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»
Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...