Курс кружка «Школа этикета»
статья (4 класс) на тему

Мишина Наталья Николаевна

Курс кружка «Школа этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует ее стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

    Статья в журнал " Начальная школа", автор Мишина Н.Н.

 Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Нормативно – правовой и документальной основой Программы духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина общего образования.

   Курс кружка «Школа этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует ее стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

      Программа состоит из 4 крупных разделов:

  1. Этика общения.
  2. Этикет.
  3. Этические нормы отношений с окружающими.
  4. Этика отношений в коллективе.

                                       Этика общения ( 7 часов)

1.

Чем мы будем заниматься (знакомство с понятием «этикет»).

2.

Будем общаться.

3.

Обращение.

4.

Приветствие.

5.

Ответы на приветствие.

6-7.

Звонок по телефону.

Этикет ( 8 часов)

        

8.

Простые правила этикета

9.

Я знакомлю разных людей.

10.

Я знакомлюсь сам.

11.

Приглашение и ответ на него.

12.

Письменное приглашение. Приглашение по телефону

13-14.

Просьба, предложение, скрытая просьба.

15.

Отказ в ответ на просьбу, приглашение.

Этика отношений с окружающими (9 часов)

16.

Неопределённый ответ на просьбу, предложение, приглашение.

17.

Поздравление и пожелание.

18.

Маленькое дело  лучше большого безделья.

19.

Любимый уголок родной природы.

20.

У каждого народа свои герои.

21.

Мы собираем большой хоровод.

22.

Я люблю маму милую мою.

23.

Поздравляем наших мам.

24.

Люби все живое.

             Этика отношений в коллективе (9 часов).

25.

Если радость на всех одна.

26.

Мой класс – мои друзья

27.

Самолюб никому не люб.

28-29.

Поиграем и подумаем

30.

О дружбе мальчиков и девочек.

31.

Путешествие в мир мудрых мыслей.

32-33.

Доброта что солнце.

Вот , например, разработка занятия кружка по итоговой теме "Доброта что солнце".

План – конспект занятия по внеурочной деятельности

Учитель - Мишина Н.Н.  

МБОУ "Росток" г.о. Самара

Программа по внеурочной деятельности " Школа этикета"

Класс - 3

Занятие помещено в раздел "Этика отношений в коллективе", на который отводится 9 часов.

Тема занятия: Путешествие по городу Добра и вежливости

Форма занятия: интегрированное занятие по внеурочной деятельности "Школа этикета" и студии "Театр"

Цель: формирование привычки вежливого общения и доброго отношения к людям.

Задачи:

1.способствовать формированию умения выделять нравственную сторону поступков,

2.рассмотреть разные жизненные ситуации, сделать выводы,

3.способствовать  воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.

4.способствовать формированию вежливого общения.
5.дать детям почувствовать, что добро-это радость для самого себя и для окружающих.

Оборудование:компьютер, мультимедийная установка, презентация, чашечные весы, капельки "добра",конверты с заданиями, приглашения для формирования команд ,таблички с названием команд.

Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД

Познавательные УУД: Активизация интеллектуальной деятельности учащихся: установление соответствия поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям (определить группы вежливых слов).

Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Регулятивные УУД: 1.Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

2.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД: 1.Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.

2.Формирование нравственного сознания младшего школьника

3.Формирование  начальных нравственных представлений, знакомство с нравственными понятиями: «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?»

Тип занятия: комбинированный

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, чашечные весы, заготовки для аппликации, «капельки добра», конверты с заданиями, мудрая сова, костюмы,

Структура занятия:

                     Ход занятия:

1.Организационный момент. 

           Если хмуримся с утра,                                        

           Нам поможет доброта.
           Ну-ка, дети, соберитесь,                              
           И друг другу улыбнитесь!

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. 

2. Актуализация знаний и определение темы занятия

Сегодня необычное занятие-путешествие. Мне бы хотелось начать его со сценки "Помогла" Г .Ладонщиковой , которую покажут девочки театральной студии нашего класса. После просмотра этой миниатюры попробуйте сформулировать тему занятия.

-Кто догадался и сформулирует тему?
Тема: Правила вежливости, представление о добрых и недобрых поступках.

-Зачем нам нужно рассматривать  добрые поступки, знать правила вежливости?
Цели:

1.Вспомнить  правила вежливости
2.Рассмотреть и проанализировать примеры из жизни ,сделать выводы.
Звучит песня "Дорога добра" музыка М .Минкова, слова Ю. Энтина ,учитель раздает учащимся пригласительные билеты ,по которым происходит деление на группы: "Милосердие","Уважение","Вежливость","Отзывчивость"
Что такое доброта?

Доброта – это отзывчивость, вежливое обращении и доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим.

3.Путешествие

- Молодцы! А теперь я предлагаю вам совершить путешествие .

Сегодня мы совершим путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений.

1 остановка «Проспект вежливости»(слайд1)

-Что такое вежливость?

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

-Всегда ли вежливый человек является добрым?

Игра “Вежливо — невежливо”

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, отвечайте: «вежливо или невежливо». (Дети с помощью сигнальных карточек тучка- солнышко оценивают поступки.)

Поздороваться при встрече?

Толкнуть и не извиниться?

 Говорить: «Спасибо» за подарок?

 Обозвать обидным словом соседа?

 Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

Помогать родителям?

Помочь подняться по лестнице?
Не вставать на обращение учителя?
Свистеть, кричать, шуметь в школе?
Уступить место старшим?
Попрощаться уходя?
Обижать младших?
Пожилых уважать?

Уважать желание других?

-Бывает так, что вы поступаете невежливо?
-Что нужно сделать, чтобы вежливость вошла в привычку?

2 остановка "Аллея добрых слов"(слайд2)

-Зачем мы произносим добрые слова?

-Предлагаю вам разыграть ситуацию " Лужа".Представьте, что утром вы опаздываете в школу, бежите по улице ,на вашем пути очень большая лужа. Перед лужей стоит бабушка ,она не может через нее перейти и обойти тоже не может. Ваши действия.

Задания в группах: собери слова по группам (слова  развешены по классу)

1группа: слова приветствия.

2 группа: слова, которыми можно попрощаться

3 группа: слова-обращения,  чтобы попросить книгу

4 группа: слова-благодарности

Каждая группа ищет нужные ей  слова.

Слова:

1.Доброе утро, добрый день, здравствуйте, приветствую вас, рад встрече, привет.

2.Всего доброго, всего хорошего,  спокойной ночи, приятных сновидений, пока, в добрый путь, счастливо, до свидания, рад был вас видеть.

3.Дай мне пожалуйста, не мог бы ты мне одолжить, прошу тебя, одолжи мне пожалуйста на время, если не трудно дай мне пожалуйста.

4.Спасибо, большое спасибо, я буду весьма благодарен, благодарю, мне очень приятно, позвольте выразить свою благодарность.

-Для чего мы выполнили это задание?

4.Физминутка . Игра “Пожалуйста”

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
 

3 остановка «Улица обыкновенных людей» (слайд3)

- Вспомним ещё раз: Какого человека называют добрым?

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь,  любит природу и бережет ее,  вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.

- А сейчас послушайте небольшой рассказ и попытайтесь ответить на вопрос: каким может быть человек?(3 детей читают по ролям)

В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»

Анализ рассказа:

- Понравился ли вам рассказ? Назовите главных героев.

- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?

- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?

- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?  

-  Каким еще человеком его можно назвать? 

- На кого из героев вы бы хотели быть похожими?

- Чему нас учит эта история?

4 остановка «Перекресток трудных задач»(слайд5)

- Ребята, мы с вами много говорили о доброте, но на нашей планете к сожалению бывает и зло.

- Что такое зло?

Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.

- А коль существует добро и зло, значит люди могу совершать добрые и недобрые (злые) поступки.

-Чтобы пройти перекрёсток нужно решить трудные задачи, но не математические ,а жизненные .

- Каждая команда выбирает себе задачу в конвертике, анализирует и обсуждает ситуацию,  данную в задаче, и предлагает своё решение.

1.Трехлетний Ваня увидел девочку лет шести, которая баюкала в игрушечной коляске своего зайчика. Он подошел к счастливой владелице розового сокровища и очень вежливо попросил: «Дай, пожалуйста, поиграть зайку». Но хозяйка мягкой игрушки спрятала ее за спину и затопала ногами: «Отойди! Это мой зайчик!» Ваня продолжал просить игрушку. Его мама не выдержала и тоже начала уговаривать девочку: «Дай, пожалуйста, Ванечке поиграть с зайчиком, а он тебе даст свою игрушку». Но обмен не состоялся, и маленький Ваня горько заплакал. Мама взяла мальчика на руки и направилась в сторону дома. А что же мама девочки? Женщина сидела рядом на скамейке, продолжала спокойно листать свой красочный журнал, несколько раз с любопытством поднимала глаза, чтобы посмотреть, чем закончится эпизод.

Как вы оцениваете поступок девочки и её мамы?

2 .Дети играли в песочнице. Мимо проходила старая больная кошка. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла. «Фу, какая противная кошка», – сказала Лена. «Так и хочется в нее чем-нибудь запустить», – сказала Надя. И дети принялись кидать в кошку песком. Как оценить поступок детей?

3.Однажды Петя и Гриша вошли в класс на перемене. В классе никого не было. На учительском столе лежали два больших красных яблока. «Берем и смываемся», - сказал Петя. Он схватил яблоко и выбежал из класса. Гриша не взял яблоко. На уроке учительница спросила ребят о том, кто взял яблоко. Все молчали. Гриша встал и сказал, что яблоко взял Петя. «У — у, предатель», - подумал Петя,- «я еще с тобой рассчитаюсь!». Как вы оцениваете поступок Гриши?

4.Витя и Ваня - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо,
Ваня - не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая дружба.
Как вы думаете, ребята?

 

6 остановка «Площадь добрых поступков».(слайд6)

-Как вы думаете легко ли быть добрым?

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета

Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть 

И в беде друг друга не забыть

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

- Что же надо делать чтобы быть добрым? (совершать добрые поступки)

- Надо ли стесняться быть добрым?

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

- Может быть нам помогут в этом старинные весы?

                   Появляются  чашечные весы.

  - На одну чашу весов я положу «зло» (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь).

  - Чтобы победить зло, надо постараться, чтоб перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром».

       (Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла»).                                                          

-  Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра.

4.Подведение итогов.  Рефлексия.(слайд7) 

-Встанем в круг.

Вам понравилось путешествие?

Вы хотели бы ,чтобы наш родной город Самара был городом добра и вежливости?

Если каждый житель Самары будет стараться, то наш город именно таким и станет.

Что запомнилось больше всего?

Для чего мы говорили о доброте и вежливости?

Добро должно быть напоказ?

Что вы чувствуете после занятия?

Как оцениваете свою работу?

Давайте сделаем еще одно доброе дело- подарим гостям песню"Если добрый ты "музыка Б. Савельева ,А. Хайта.

Список  использованной литературы :

1... Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.

2.Козлова М.А. Классные часы: внеклассная работа: 1-4классы. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

3.  Плинер Я.Г.,  БухваловВ.А.  Воспитание личности в коллективе. Издательство: Центр "Педагогический поиск", 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Весёлый этикет"

Весёлый этикет - это курс по развитию коммуникативных способностей ребёнка.В основе программы кружка лежит программа Т.А.Ладыженской "Детская риторика". Кружок носит практический характер, поэтому цен...

Заседание кружка «Веселый этикет» 1 класс Тема: Будьте взаимно вежливы.

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 100%; widows: 2; orphans: 2; } Цели и задачи: Воспитание этических норм поведения и общей культуры личности младшего ш...

Программа кружка "Азбука этикета"

Одной из главных задач как дошкольного, так и школьного возраста является становление нравственных основ личности. Сегодня ученые-педагоги пытаются признать и установить приоритет общечеловеческих цен...

Программа кружка "Азбука этикета"

Одной из главных задач как дошкольного, так и школьного возраста является становление нравственных основ личности. Сегодня ученые-педагоги пытаются признать и установить приоритет общечеловеческих цен...

Рабочая программа кружка "Азбука этикета", 2 класс

Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление)...

Программа кружка "Веселый этикет" 1 класс

Программа кружка "Веселый этикет" 1 класс...

Программа кружка внеурочной деятельности "Школа этикета"

.     Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует разви...