Программа кружка "Весёлый этикет"
рабочая программа (4 класс) на тему
Весёлый этикет - это курс по развитию коммуникативных способностей ребёнка.В основе программы кружка лежит программа Т.А.Ладыженской "Детская риторика". Кружок носит практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_vesyolyy_etiket.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Весёлый этикет
Курс по развитию коммуникативных способностей ребёнка
Программа
Составитель: учитель начальных классов Н.В.Барташевич
Цель: Формирование развитых коммуникативных способностей младших школьников.
Задачами курса является:
- повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;
- формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, когда, зачем говоришь);
- освоение речевых норм осуществлять в единстве с изучением общих правил культурного поведения;
- обучение умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, и уважительное отношение к другим;
- создание эмоционального тонуса для содействия коммуникативных установок в конкретной ситуации общения.
Виды и формы обучения.
Основной единицей учебной работы является практическое занятие. Предлагается следующий баланс времени на освоении материала: 20 - 30% времени затрачивается на освоение теоретического материала; 80 - 70% времени используется для выполнения практических заданий. Для формирования практических навыков и умений введена система обучающих игр (имитационных, поисковых, исследовательских).
Формы контроля. Промежуточный и итоговый контроль проводится в форме тестовых методик: тестов с использованием техники множественного выбора, открытых тестовых заданий, заданий на установления соответствия, правильной последовательности и т.д.
Требования к уровню освоения содержания курса
Владение умениями организовывать речь в соответствии с видом и ситуацией общения, а также правилами речевого этикета.
Умение осуществлять речевое общение в письменной и устной форме.
Владение умениями трансформировать вербально (словесно) и невербально представленный материал в соответствии с коммуникативной задачей, осуществлять переход от одного типа речевого высказывания к другому (от описания к повествованию и рассуждению т.д.).
Структура программы:
Программа курса «Весёлый этикет» включает в себя 6 разделов, направленных на формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы как деликатность, доброта, внимание к окружающим.
Первый раздел «Введение в этику»
направлен на развитие самооценки. Самооценка – это осознание собственной ценности и самоидентичности, оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других. Самооценка регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная); вдохновляет человека на успех, и чем раньше он его обретает, тем раньше у него выявляется самоуважение. Самооценка неразрывно связана с самовосприятием – личностным определением образа «я»:
- наличное «я» (каким я себя воспринимаю);
-желаемое «я» (каким бы я хотел стать);
-представляемое «я» (каким меня видят другие).
Самовосприятие осуществляется через:
-восприятие своего внешнего вида;
-восприятие собственных норм и ценностей;
-результаты собственной деятельности;
-соотнесение себя с другими;
- восприятие себя окружающими.
Адекватная самооценка помогает добиваться значительных успехов в общении с другими.
Второй раздел «Волшебные слова»
связан со знакомством младших школьников с культурой общения. Культура общения людей основана на наблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях. Культурный воспитанный человек не только владеет такими качествами как приветливость, добросердечность, учтивость, уважительное отношение к людям.
Поэтому важно познакомить детей с простейшими правилами общения, основанными на уважении и доброжелательности (вежливое обращение, употребление в речи выражений приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения, умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего, умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов).
Третий раздел «Школа – твой дом»
направлен на знакомство детей младшего школьного возраста с нормами поведения в общественных местах (школа, магазин, общественный транспорт, театр, картинная галерея). Человек, живущий в городе, больше всего контактов с другими людьми имеет на улице, в городском транспорте, в магазинах и других общественных местах. Отсюда понятно, что правила поведения в этих местах занимает одно из важных мест в этикете. Эти правила направлены на то, чтобы сделать жизнь наиболее красивой, а взаимоотношения между людьми – здоровыми. Правила поведения в общественных местах лишь конкретизируют общие требования культуры взаимоотношений. Важно, чтобы каждый младший школьник стремился соблюдать эти правила, способствуя тем самым созданию в нашем обществе атмосферы благожелательности и взаимного уважения.
Четвертый раздел «Мы в гостях. У нас гости».
Люди ходят в гости и принимают у себя гостей, чтобы увидеть друг друга, побеседовать, обменяться мнениями, отпраздновать какое-либо событие. Это может быть памятная годовщина, день рождения и т.д. Часто просто свободный вечер служит причиной сбора друзей. Эти встречи позволяют выразить и удовлетворить важнейшую человеческую потребность – потребность в общении. Свободное, дружеское, неформальное общение, общение ради общения занимает большое место в жизни людей.
Пятый раздел «Речь правильная и неправильная» (Культура речевого общения)
направлен на постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются младшими школьниками в различных ситуациях (разговор с младшим, разговор с незнакомым на улице, вежливое обращение к старшим). Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, самому активнее вступать в контакт с окружающими.
Шестой раздел «Твоя общительность»
призван помочь младшим школьникам на практике отработать правила этического поведения. Предлагаемые занятия предусматривают моделирование поведения ребенка в различных ситуациях, овладение способами общения с людьми.
Количество часов в год: 68 ч.
Количество часов в неделю: 2 ч.
№ | Тема | Дата проведения |
1 | 1 раздел Введение в этику 8 ч. Давайте познакомимся. | |
2 | Культура речи. По речи узнают человека. | |
3 | Деловой человек. | |
4 | О вежливости. Вежливость необходима каждому. | |
5 | Умение вежливо слушать. | |
6 | Разрешите мне сказать. | |
7 | Устное и письменно общение. | |
8 | Жесты, мимика, интонация в устной речи. | |
2 раздел Волшебные слова 12 ч. | ||
1 | Такое простое слово «Здравствуйте». | |
2 | «Здравствуйте!..» Как это бывает в разных странах. | |
3 | «До свидания» | |
4 | Знакомство. Ситуация знакомства. | |
5 | «Привет, привет. Пока, пока. Я очень видеть рад тебя». | |
6- 7 | Извините, спасибо, пожалуйста. | |
8 | Прощание и приветствие | |
9 | Об уступчивости. Вежливая просьба. | |
10 | Этикетный диалог | |
11 | Не ссориться и не обижать друг друга | |
12 | Разговор по телефону | |
11 | Нормативные словари | |
12 | Изучающее чтение | |
3 раздел «Школа – твой дом» 13 ч. | ||
1 | Поведение в школе. | |
2 | Поведение в магазине | |
3 | Общение в быту | |
4 | Правила поведения в столовой, в гардеробе | |
5 | На перемене | |
6 | В общественном транспорте | |
7 | В кино, театре | |
8 | В картинной галерее | |
9 | В детской библиотеке | |
10 | Поведение в кафе | |
11 | Твоя общительность | |
12 | Оцени свою общительность | |
13 | Общение в официальной обстановке (музей) | |
4 раздел «Мы в гостях. У нас гости» 6 ч. | ||
1 | У тебя в гостях Маленький принц. | |
2 | Прощание с гостем | |
3 | Прощание с близким перед отъездом | |
4 | Игра в гости (театрализация). | |
5 | У нас сегодня праздник. | |
6 | У тебя в гостях подруга. | |
5 раздел «Речь правильная и неправильная» (Культура речевого общения) 6 ч. | ||
1 | Речь разговорная | |
2 | Культура речи в речевои этикете | |
3 | Сказочные истории | |
4 | Считалки. Сочиним считалку | |
5 | Речевая ситуация | |
6 | Речь правильная и неправильная | |
7 | Типы заголовков. Вывески | |
8 | Сочиняем стихи | |
9 | Речевые жанры | |
10 | Разговор с младшим как разговор сильного со слабым. | |
11 | Разговор с незнакомым человеком на улице. | |
12 | Диалогические и монологические тексты | |
13 | Повествование. Описание. Рассуждение. | |
14 | Определение типа текста. | |
15 | Речь учебно-научная | |
16 | Рассуждение с целью объяснения | |
17 | Игра «Объяснялки» | |
18 | Сравнительное описание | |
19 | Речевые задачи | |
20 | Разговор в быту | |
21 | Газетный стиль. Особенности газет. Чтение газет | |
22 | Письмо личное | |
23 | Участие к человеку. Утешение. У постели больного | |
24 | Нарушение норм говорящего (пишущего). Коммуникативные промахи, неудачи | |
25 | Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь эпитетов. | |
26 | Пожелания и поздравления | |
6 раздел «Твоя общительность» 3 ч. | ||
1 | Разговор о животных и с животными | |
2 | Россыпи народной мудрости. | |
3 | Обобщение по курсу. Праздник «Весело шагать» |
Результаты реализации программы.
Вывод: после прохождения учебного курса «Весёлый этикет» младшие школьники должны:
1.Уметь оценивать себя адекватно.
2.Знать и применять на практике нормы и правила поведения и общения.
3.Уметь слушать, контролировать свои эмоции и поведение.
4.Иметь желание вступать в контакт с окружающими сверстниками и взрослыми.
Литература
Н.Е.Богусловская, Н.А.Купина. Весёлый этикет, Екатеринбург: Арго
Е.Н.Леонович.Учимся говорить и писать, - М.: Дидакт, 1993
Л.Я Желтовская. Родная словесность, -М.: Дидакт, 1992
Т.А.Ладыженская. Детская риторика, -М.: С-Инфо, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Весёлый карандаш"
Данная программа разработана для работы с детьми с ОВЗ в школе VIII вида в рамках дополнительного образования...
Программа кружка "Азбука этикета"
Одной из главных задач как дошкольного, так и школьного возраста является становление нравственных основ личности. Сегодня ученые-педагоги пытаются признать и установить приоритет общечеловеческих цен...
Программа кружка "Азбука этикета"
Одной из главных задач как дошкольного, так и школьного возраста является становление нравственных основ личности. Сегодня ученые-педагоги пытаются признать и установить приоритет общечеловеческих цен...
Внеурочная деятельность. Программа кружка . Весёлая грамматика.
Кружок "Весёлая грамматика" даёт возможность дополнительно привлечь больше матариала для изучения русского языка...
Рабочая программа кружка "Азбука этикета", 2 класс
Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление)...
Программа кружка "Веселый этикет" 1 класс
Программа кружка "Веселый этикет" 1 класс...
программа кружка "Весёлый английский в 1 классе"
Рабочая программа кружка "Весёлый английский" для 1 класс (1 час в неделю)...