разработки уроков, статьи
план-конспект урока по теме

Ситникова Светлана Павловна

Представлены разработки уроков : русский язык2 класс по теме"Предлоги"; русский язык 3 класс по теме "Правописание удвоенных согласных".

Разработки серии уроков по математике 1 класс по теме " Счёт в пределах 10"

Разработка урока чтения по рассказу М.Пришвина "Лиса-плясунья" в технологии критического мышления.

Статья "Деятельностный подход в обучении"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Единый методический день

5.11.2014г.

Выступление на секции учителей начальной школы Ситниковой С.П., учителя начальных классов высшей квалификационной категории муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы

 «Средняя общеобразовательная школа №18»

Деятельностный подход на уроках

в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Скажи мне, и я забуду,

  Покажи мне, и я запомню,

  Дай мне действовать самому-

  И я научусь.

Понятие системно-деятельностного подхода впервые было введено в 1985 году. В условиях ФГОС второго поколения деятельностный метод - основной метод для всех образовательных программ.

Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Технология деятельностного метода:

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 1-2 мин.

Цель-включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приёмы работы:

- учитель высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи;

-учитель предлагает детям подумать. Что пригодится для успешной работы;

-девиз, эпиграф.

     2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 мин.

          Цель-повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.Возникновение проблемной ситуации.

   3.Постановка учебной задачи 4-5 мин.

      Цель-обсуждение затруднения («Почему возникло затруднение?», «Что мы ещё не знаем?»). На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Дети фиксируют во внешней речи причину затруднения-те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи.

 4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 7-8 мин.

Целью является устранение возникшего затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий выхода из затруднения. Этим процессом руководит учитель на первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего, а затем с помощью исследовательских методов. Уместна работа в группах.

Групповая работа на уроке.

    Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорят на уроках только 7 минут в день. В атмосфере групповой работы эта цифра значительно увеличивается. К тому же, при совместной деятельности (групповой и парной) создаются условия для детей, которые имеют психологический зажим (не могут по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом). В группе такие дети часто занимают активную позицию, включаются в работу наравне с другими учащимися, раскрываются.

Какие процессы должны протекать в группе?

1.Самоопределение учащихся. Каждый должен сформировать позицию по отношению к своей группе?

2.Процесс исследования ситуации или условий задачи, поставленной перед группой. Дети оценивают возможности друг друга, прикидывают наилучшие варианты и распределяют позиции в группе.

3.Нахождение (построение) способа решения задачи.

4.Процесс мышления.

5.Рефлексия.Совместная оценка хода работы, при которой группы должны подводить итоги сделанного.

Когда истекло время обсуждения, учитель организует обсуждение результата работы групп. Обсуждение должно показать, действительно ли дети рассуждали.

-Как вы думали?

-Как пришли к решению?

Что надо помнить учителю:

-жёсткая регламентация времени на группообразование;

-нормирование будущей работы;

-чёткость и внятность поставленной задачи;

-распределение момента начала работы (например, колокольчиком);

-недопустима группа только из одних слабых учеников;

-желательно, чтобы в каждой группе был сильный ученик;

-детей, отказывающихся работать в группе (паре), не принуждать. Но завтра вновь предложить.

-групповая работа занимает 10-15 минут;

-групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.

 5.Первичное закрепление 4-5 минут.

Цель-проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала).

Фронтальная работа, работа в парах, комментирование, обозначение знаковыми символами.

Работа в парах.

      Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является работа в парах. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить, помочь справиться с трудностью.

      Работа в парах привлекает младших школьников. Это узкий круг общения. Стеснительные дети хорошо общаются с одним партнёром, раскрывают свои способности.

     Парную работу легче организовать, чем групповую. Поэтому работу в парах рекомендуют вводить с первых дней обучения.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу(эталону) 4-5 мин.

Каждый учащийся должен сделать для себя вывод, что он умеет. Небольшая самостоятельная письменная работа (2-3 типовые задания). Самоконтроль, самопроверка.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение 7-8 мин.

Цель-применение новых знаний в деятельности. Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.

8.Рефлексия учебной деятельности (итог) 2-3 мин.

Цель-осознание обучающимися своей учебной деятельности и деятельности всего класса.

-Какую задачу ставили на уроке?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?        

-Где можно применить знания?

-Что хорошо получилось на уроке? Над чем надо поработать?

По требованиям ФГОС нового поколения учащиеся с первого класса должны учиться оценивать свою деятельность.

Самооценка-это оценка ребёнком своих умений, своего успеха. Она играет важную роль в становлении индивидуальных особенностей. Важно с первых лет школьной жизни научить детей объективно оценивать свою деятельность.

 Виды самооценок:        

1.Светофор (цветовые полоски, цветовые огоньки в тетрадях).        

2.Говорящие рисунки(смайлики) улыбающееся, спокойное, грустное лицо.

3.Лесенка успеха, шкала успеха.

Вывод: использование системно-деятельностного подхода в начальной школе даёт возможность каждому ребёнку самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность, её результаты, формируется умение учиться. Создаются условия развития личности и её самореализации.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:

«Правописание предлогов».

Подготовила Ситникова Светлана Павловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного образовательного

учреждения города Костромы

«Средняя общеобразовательная школа №18»

Я восьмой год работаю по комплекту учебников образовательной системы «Школа 2100». С 2010 года являюсь активным участником городского Конкурса педагогического мастерства в различных номинациях, а именно: «Лучшая методическая разработка», Смотра-конкурса учебных кабинетов. В 2014 году стала лауреатом 3 степени в номинации «Открытый урок- 2014». Также принимаю активное участие в проведении открытых уроков и мастер-классов по использованию интерактивного оборудования в учебном процессе в рамках работы городских семинаров для учителей начальной школы и основного звена, которые являются неотъемлемой частью реализации «Дорожной карты развития муниципальной системы образования».

Конкурсный урок русского языка во2 классе по теме: «Правописание предлогов» был подготовлен и проведён в технологии системно-деятельностного подхода.Урок открытия новых знаний-это тот тип урока, где в полной мере можно увидеть активную мыслительную деятельность учащихся; тип урока, способствующий формированию универсальных учебных действий.

 С самого начала урока дети были замотивированы на продуктивную деятельность, на умение работать по плану, контролировать и оценивать свою деятельность. Цели и задачи урока дети формулировали самостоятельно после выполнения задания в группах.Цели урока определяли логику изучения содержания учебного материала.

На этапе актуализации знаний ученики повторили изученные части речи, их вопросы.

 Открытие нового проходило при работе в группах. Дети выполняли работу по карточке:распределяли слова по частям речи. Обозначилась проблема-остались слова, которые не попали ни в одну группу. Ученики попытались задать вопросы к словам. После составления предложения, сделали вывод , что такое предлоги и какую роль они выполняют в предложении. Проверка осуществлялась на интерактивной доске по ответу-ключу. Дети сделали вывод и сверили с правилом. Словарная работа была проведена со словом крокодил(выделили орфограммы, рассмотрели иллюстрацию, вспомнили, где живут эти животные, какие ещё животные живут на этом материке; составили предложения о этих животных, используя предлоги).

 На этапе первичного закрепления выполнялись занимательные задания-тренажёры. Ребята по одному выходили к интерактивной доске и выполняли задания по подбору предлогов к данным сочетаниям слов.

   Следующим этапом была самостоятельная работа по карточкам. С взаимопроверкой в парах. На закрытой части доски работали 2 ученика по вариантам. Остальные ребята работали в тетрадях.

Далее ребята выполняли  творческие задания по группам.  Группы вставляли в тексты предлоги,последние предложения составляли из рассыпанных слов.

На заключительном этапе (рефлексии) урока, после устных вопросов по теме урока, был проведён тест с использованием системы контроля, опроса и голосования. Дети активно отвечали на вопросы, голосуя при помощи пультов. Диаграммы показали, что тема урока детьми

усвоена хорошо.

Каждый этап урока ребята оценивали себя, в конце урока дана общая самооценка своей деятельности. В ходе урока была взаимопроверка, взаимооценка и оценка групп.

На уроке были организованы групповая, парная, фронтальная, индивидуальная формы работы.

Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными.

На уроке активно использовалось интерактивное оборудование: интерактивная доска, документ-камера, система контроля, опроса и голосования.

В заключении хочется сказать, что урок получился интересным, динамичным, ярким, цель урока достигнута.Дети были активны, работали с интересом. Итог урока показал, что изучаемая тема усвоена.

Предлагаю вашему вниманию конспект урока.

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Тема урока: «Правописание предлогов».

Программа, используемая в работе: «Школа 2100».

Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

Учебник: Русский язык, 2 класс, часть1 –Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.Глава1. Слово.   Раздел 10. Орфография Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.

Количество часов в неделю-5. В год-170.

Технология системно-деятельностного подхода.

Цель урока: познакомить учащихся с частью речи-предлогом, написанием предлогов, их ролью и  употреблением в речи.

Задачи:

1.Повторить изученные части речи и их вопросы.

2.Познакомить с частью речи -предлогом, ролью в речи.

3.Формировать орфографическую грамотность, каллиграфическое письмо.

4.Развивать речь учащихся, творческое мышление, обогащать словарный запас, устанавливать связь с жизненным опытом учащихся.

5.Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы, работать по плану.

6.Развивать коммуникативные навыки через работу в парах, группах оценку и самооценку деятельности.

7.Воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс» 1 часть.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,.В.Пронина

Тренажёры для ИД: Русский язык 2 класс (В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Дидактический раздаточный материал к урокам окружающего мира (иллюстрация)

Учебные карточки с заданиями. СИО: интерактивная доска, ноутбук, проектор, пульты для

голосования, документ-камера.

Ход урока:

  1.Организационный момент 2 мин.

  Начинаем урок. Сегодня у нас много гостей, поприветствуем их. Стараемся работать дружно, активно, чтоб получить хороший результат. Работать будем по плану (на доске), по каждому пункту будем себя оценивать.

План урока:

1.Чистописание.

2.Актуализация знаний.Возникновение проблемной ситуации.

3.Работа в парах (открытие нового).

4.Тренировочные упражнения.

5.Самостоятельная работа.

6.Работа в группах.

7.Итог урока. Рефлексия.

2.Чистописание. Актуализация знаний. 4 мин.

На ИД открывается шторка.

на по об до за над

Спишите красиво слова.

-Какие части речи вы знаете?

-На какие вопросы отвечают? Что обозначают?

Работа в группах. 6  мин.

Каждая группа получает карточку с заданием:

Распредели слова по частям речи. Задай вопросы к каждой группе слов.

На, река, дремал, под, солнце, нежился, большой, крокодил, зелёный.

Сущ.                                    Прил.                             Глаг.

-Какие слова не попали в группы?

+ На, под

-Можно ли задать вопросы к этим словам?

+Нет

-Кто знает к какой части речи относятся эти слова?

   +Предлоги.                         Самооценивание этапа

4.Формулирование темы, постановка целей урока. 2 мин.

-Как называется тема урока?

+ Предлоги.

-Чему будем учиться?

+Писать предлоги, употреблять в речи.

5.Открытие новых знаний. Работа в парах. 4 мин.

Проблемный вопрос: Для чего нужны предлоги?

Чтобы ответить на этот вопрос, составьте из данных слов предложение. Сравните предложение и группу слов. Сделайте вывод, какую роль в предложении выполняют предлоги.

+На реке под солнцем дремал, нежился большой крокодил.

Вывод: предлоги служат для связи слов в предложении.

Проверим наши выводы. Анимация.Учебник.

(диск «русский язык 2 кл.»В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Самооценивание этапа.

6.Физкультминутка 2 мин.

7.Тренировочные упражнения. Первичное закрепление.3 мин.

Тренажёры: (диск «русский язык 2 кл.» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий) Задание: вставить водходящий предлог в словосочетание и предложение.

Дети по одному подходят к ИД и выполняют задания-тренажёры.

8.Словарная работа.

Нам встретилось новое слово крокодил.Выделим орфограммы.Что вы знаете о этом животном? На каком материке живёт? Послушайте рассказ.Найдите предлоги.

Крокодил-крупное животное. Живут крокодилы в Индии, Австралии, но больше крокодилов в Африке, в реке Нил.Большие особи достигают в длину 7 метров, а самые маленькие 190 см. Челюсти содержат 24 зуба. За жизнь крокодил может сменить зубы до 60 раз.Но пищу крокодил не жуёт, а заглатывает.С пищей крокодил глотает и мелкие камни.Они помогают в желудке измельчать пищу. Эти камни помогают крокодилу погружаться в воду и держать баланс в воде.На Земле крокодилы живут 250 миллионов лет.

 Какие животные ещё живут в Африке?(На ИД появляются иллюстрации животных)

Составьте о них предложения, используя предлоги(Приложение2) Самооценивание этапа.

9.Самостоятельная работа 5 мин.

Подчеркни подходящий предлог. Измени окончания существительных.

Выехали(из,с) город.

Зацепился (за,о)гвоздь.

Выполз (от, из) нора.

Вцепился (за,в)рука.

Взобрался(в, на) гора.

Самооценивание этапа.

10.Работа в группах.(Включение в систему знаний и повторение) 10 мин.

Что такое текст?

-Что надо помнить при составлении текстов?

+Есть начало, середина, заключение. Название текста говорит о его содержании.

Класс поделён на 4 группы.

Вставь подходящие предлоги. Озаглавь текст. Составь последние предложения.

 ….  нашего дома …. лесу ведёт узкая тропинка. Сначала она бежит …. лугу.

Затем пробирается …. крапиву, взбирается..... горку.Потом спускается....  горки и исчезает ….  лесу.

Там, прячутся, у, боровики, тропинки.

Над, поют, ней, птицы, песни.

После своего выступления группа получает оценку класса.

11.Итог урока.Рефлексия 3 мин.

-Над какой орфограммой мы работали на уроке?

-Где в слове пишется удвоенный согласный?

-Можно ли проверить орфограмму?

-Как мы переносим слова с удвоенными согласными?

Вопросы для системы голосования:

1.Предлог-это:

а)часть слова

б)часть речи

2.Предлоги со словами пишутся:

а)слитно

б)раздельно

3.Предлоги служат для:

а)связи слов

б)для связи предложений

Самооценивание этапа. Самооценивание всей своей работы на уроке.

Учитель подводит итог урока, оценивает работу класса.

Приложение 1.        

Распредели слова по частям речи.Задай вопросы к каждой группе слов.

На, река, дремал, под, солнце, нежился, большой, крокодил, зелёный.

Сущ.                                    Прил.                             Глаг.

Приложение 2.

ПРЕДЛОГИ

ПО, ПРО, ДО, ОТ,

ИЗ, К, ЧЕРЕЗ, ОКОЛО,

ЗА, У,  С,  НА,  НАД,

О, ОБ, СО.

        

Приложение 3.

Подчеркни подходящий предлог. Измени окончания существительных.

Выехали(из,с) город.

Зацепился (за,о)гвоздь.

Выполз (от, из) нора.

Вцепился (за,в)рука.

Взобрался(в, на) гора.

Приложение 4.

Вставь подходящие предлоги. Озаглавь текст. Составь последние предложения.

 ….  нашего дома …. лесу ведёт узкая тропинка. Сначала она бежит …. лугу.

Затем пробирается …. крапиву, взбирается..... горку.Потом спускается....  горки и исчезает ….  лесу.

Там, прячутся, у, боровики, тропинки.

Над, поют, ней, птицы, песни.

-



Предварительный просмотр:

Цель:

Показать разработки уроков математики в 1 классе по теме « Числа 0-10» с использованием наглядных, занимательных, развивающих материалов.

Задачи:

  1. передать опыт по составлению уроков математики с использованием наглядных, занимательных развивающих материалов;
  2. сформировать представление об уроках математики как о целостных интересных конструкциях;
  3. сделать выводы по проведенным урокам, показать результаты работы.

Программа «Школа 2100»

Учебник «Математика 1 класс» под редакцией Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких.

Введение

Понятие натурального числа  является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования множествами и величинами: в процессе счета предметов, в процессе измерения величин и при изучении других вопросов.

При изучении этой темы ведется работа по совершенствованию умений считать предметы, движения, звуки, слова, слоги и т.п., а также группы предметов (пары, тройки…), умений сравнивать группы предметов установлением взаимно - однозначного  соответствия  или с помощью счета. Эти умения являются основой для формирования понятий числа, равенства и неравенства чисел, натурального ряда чисел. В данной теме начинается   интенсивная подготовка к усвоению конкретного смысла сложения и вычитания, без чего невозможно раскрыть перечисленные понятия. Кроме того, программа предусматривает изучение значительного объема геометрического материала. Такое содержание позволяет организовать на уроках разнообразную работу, что крайне важно для первоклассников.

Задачи, решаемые при изучении темы:

  1. Усвоить последовательность первых десяти чисел и уметь воспроизводить ее как в прямом, так и в обратном порядке, начиная  с любого числа. Знать, какое место занимает каждое из 10 чисел в этой последовательности (после какого числа оно идет при счете, перед каким числом оно встречается при счете, между какими числами  находится). Знать место числа 0 среди изученных чисел.
  2. Уметь считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слова, слоги и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета.
  3. Научиться читать печатные и письменные цифры, правильно писать цифры в тетради, уметь соотносить  цифру и число предметов. Наглядно изображать однозначные числа совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке.
  4. По отношению к каждому из чисел  первого десятка знать, как оно может быть получено: прибавлением 1 к предыдущему числу и вычитанием 1 из предыдущего за ним  в ряду чисел. Усвоить все случаи образования чисел первого пятка в результате сложения двух чисел, все случаи состава  чисел 3-5 из двух слагаемых, а по отношению к числам 6-10 знать, что каждое из них может быть получено не только прибавлением (вычитанием) 1, но и другими способами.
  5. Научиться сравнивать любые два числа, т.е. устанавливать какое из них  больше (меньше) другого. Уметь записывать результат сравнения чисел, используя знаки <, <, =.
  6. Научиться складывать и вычитать натуральные числа. Наглядно  изображать сложение и вычитание с помощью совокупностей предметов на числовом отрезке. Познакомиться с переместительным свойством сложения натуральных чисел.
  7. Формировать умения пользоваться порядковыми числительными.

В ходе изучения темы «Нумерация чисел 1-10» ведется работа над геометрическим материалом. Дети учатся различать линии (прямую, кривую, ломаную, луч, отрезок) и сравнивать их по длине. Распознают геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, сравнивают их по различным признакам (цвет, форма, размер). У многоугольников выделять вершины, стороны, углы.

Одновременно ведется работа и  по развитию пространственных и временных представлений у детей, которые  изначально закладываются и развиваются еще в детском саду. Тем самым осуществляется преемственность начальной школы и детского сада.

Тема «Нумерация чисел 1-10» изучается в 1 четверти, когда идет адаптационный период. Очень важно в это время создать условия для того, чтобы  укрепить интерес детей к школе, поддерживать надежды каждого ребенка на успешную работу. Изучая интересы  и способности детей, целесообразно проводить индивидуальные самостоятельные работы, подбирать для каждого ученика задание в соответствии с его  возможностями, а также осуществлять дифференцированный подход. Систематическое проведение такой работы помогает отрабатывать знания, умения и навыки учащихся, развивать мышление, речь, творческую активность и познавательную  самостоятельность.

Очень важно включать в уроки занимательные и игровые задания. Они помогают  учителю сделать обучение математически доступным, интересным, удерживают внимание детей, активизируют учащихся.

В своих уроках считаю  необходимым и использование  развивающих  заданий. Формирование и развитие основных логических структур мышления происходит в возрасте от 5 до 11 лет.

Интересная работа мысли вызывает чувство удовлетворения, а вместе с тем – во что бы то ни стало довести работу до конца. Положительные эмоции обладают созидающей силой. На уроках часто использую задания на развитие памяти, внимания, воображения, кругозора, логического мышления детей. Часто такие задания вызывают всплеск активности: задания вроде бы простые, и в то же время необычные – заставляют задуматься.

Очень важным фактором успешности урока является использование наглядности и здоровьесберегающих технологий.

При составлении разработок уроков старалась учесть все вышеперечисленные  факторы.

Урок 23

Тема урока: Сложение и вычитание отрезков. (Объяснение  нового материала).

Цель: научить складывать и вычитать отрезки с опорой на понятие «целое» и «части».

Задачи:

  1. закрепить понятие «Целое» и «часть»;
  2. повторить виды линий;
  3. дать понять учащимся, что на отрезках можно моделировать операции сложения и вычитания;
  4. развивать мышление, речь.

Оборудование урока:

  1. Учебник «Математика 1класс» и рабочая тетрадь под редакцией Т.Е. Демидовой.
  2. Наглядный материал: чертежи линий, составной квадрат из 2-х треугольников, составной отрезок, иллюстрация с цветами, иллюстрации с листьями 2-х цветов, карточки для работы в парах.

Дифференциация обучения: дети рассажены  в соответствии с уровнем интеллектуального развития (по результатам педагогический диагностики)

Ход урока:

Организационный момент: проверка готовности к уроку.

Устная работа. Актуализация знаний.

На доске: (линии красного и синего цвета)

-Что изображено на доске? /линии/

-назовите их?

Работа с веером (обратная связь)

-Каким по счету идет луч?

прямая?

ломаная?

отрезок?

-Сколько всего линий? /5/

- на какие группы их можно разделить? /синие и красные/

- Запишите математические выражения, используя цифры:

3+2=5  2+3=5   5-2=3    5-3=2

Дети объясняют, что означают выражения.

На доске:         - Как называется целая фигура?

        -А её части?

        - Как получили квадрат?          +      =

        -Как получить треугольник?        -        =

На доске наглядно открепляются фигуры.

Сообщение темы урока, целеполагание.

Сегодня на уроке мы будем проделывать операции сложения и вычитания отрезков. Наша цель - понять, как это происходит  и научиться. (Дети сами ставят цели).

-Что такое отрезок?  (дается понятие)

Физкультминутка. Длинный – короткий. Дети показывают отрезки при помощи рук.

Дорога до Москвы - путь до школы;

Уши зайца – его хвост;

Поезд с вагонами – легковой автомобиль;

Веревка – шнурок.

Высокий – низкий.  Дети встают и приседают.

Жираф - волк;

Сосна - трава;

Шкаф – стул.

Открытие нового знания (проблема)

На доске:

        

Зайчик бежал в поле за морковкой.

В пути он сделал остановку, а дальше продолжил путь.

Работа в группах:

1 группа – найти путь до остановки

2 группа - найти путь после остановки

3 группа - найти весь путь

-Покажите весь путь зайца.        отвечает 3 группа

- Из чего он складывается?

- Как найти путь до остановки? /отвечает 1 группа/

- Как найти, сколько пробежал после остановки? /отвечает 2 группа/

На доске открепляются полоски:

                                                                   

                                        

         =

                

Первичное закрепление

Учебник стр.46

- Сколько отрезков на рисунке Пети? (3)

- Какой самый длинный? (синего цвета)

- Из каких отрезков он складывается? (из отрезков  желтого и красного цвета)

   АВ=АБ+БВ

№ 2. Помоги Вове понять запись

        АВ-АБ=БВ        /дети объясняют с опорой на рисунок/

      АВ-БВ=АБ

Физкультминутка

Решение задачи

Составьте задачу по рисунку

В букете 3 василька и 2 ромашки. Сколько всего цветов в букете?

- Выполняем чертеж под руководством учителя

- Сколько васильков? Ромашек? /3 и 2/

        Сколько всего цветов? 3+2=5

        Как узнать кол-во васильков?  5-2=3

                                                                                         Ромашек?  5-3=2

Самостоятельная работа по учебнику

№ 3 стр.46 Как все небесные тела (целое) на рисунке Кати разбить на группы (части)? Как превратить записи Кати в верные равенства? Впиши числа.

-Какие числа в каждом равенстве обозначают целое, какие части?

1+2=?    2+?=3   3-2=?     ?-1=2

Работа в парах

Изобразите условие данной задачи с помощью отрезков.

Итог урока

  1. Я называю целое, а вы его части:
  • 1 ряду – овощи (морковь, капуста, свекла…)
  • 2 ряду – мебель (стол, кровать, диван…)
  • 3 ряду – игрушки (кукла, мяч, машина…)
  1. Найди целое и часть. Учитель показывает иллюстрации.
  • Цветы: васильки и ромашки (цветы – целое; васильки и ромашки – части целого)
  • Листья: зеленые и желтые (листья – целое; зеленые и желтые – части целого)
  • Игрушки: мячи и шары (игрушки – целое; мячи и шары – части целого)

Работа в парах

Каждой паре дается модель отрезков.

- Найди к своей модели подходящую иллюстрацию:

      3        2        2        2                 1        4

Рефлексия

Перед вами отрезок

Поставьте точку, на сколько вы усвоили данную тему.

Урок 33

Тема урока: Числа 1-5. Закрепление материала.

Цель урока:

закрепить приемы сложения и вычитания в пределах 5, состав чисел и их сравнение.

Задачи:

  1. повторить и закрепить случаи сложения чисел в пределах 5, состав чисел 2-5, сравнение чисел
  2. повторить знания о геометрических фигурах, их сравнении и классификации
  3. развивать пространственные представления, логическое мышление, речь
  4. воспитывать трудолюбие и позитивный настрой к учению

Оборудование урока:

  1. ракета, состоящая из геометрических цветных фигур, звезды
  2. луна и лунная дорожка (млечный путь)
  3. парашюты с числовыми выражениями
  4. изограф-луноход
  5. карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре.

Ход урока

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, позитивный настрой.

-Сегодня на уроке мы совершим путешествие. Отгадайте куда и на чем?

1 вариант                                                                              2 вариант

сок, сом         321654        карета        321456

123     456        12 3 456

        /космос/        /ракета/

Сообщение темы урока, целеполагание

Да, мы полетим в космическое путешествие на ракете. Но мы будем не просто путешествовать, а закреплять пройденный материал по теме «Числа 1-5»

Цель урока (формулируется при помощи ребят) – закрепить счет в пределах 5, состав чисел и их сравнение.

Устный счет

 Сейчас по «лесенке» мы будем подниматься к ракете. Учитель показывает числовое выражение, дети показывают ответ с помощью веера цифр (обратная связь)

Учитель выставляет ответы на ступеньки

- Сможем мы подняться по этой лесенке? /нет/

-Поставьте номера ступенек в правильной последовательности

Ученики по цепочке подходят и расставляют цифры

 - Шагаем  к ракете (хором) 1,2,3,4,5

- Посмотрите на ракету и скажите, из каких фигур она состоит? /квадрат и треугольник/

- Сколько квадратов? Треугольников? /5 и 4/

- Сравните эти числа / 5>4/

- На какие группы вы бы разделили фигуры?

/красные и синие; большие и маленькие; квадраты и треугольники/

- Каких фигур больше: синих или красных? Больших или маленьких?/красных; больших/

        3+2

        4-1

        5-3

        2+2

        2-1

Физкультминутка: Запуск ракеты

К запуску космической ракеты приготовиться.

Пристегнуть ремни (руки в замок)

Включить мотор (вращение рук)

Счет 5,4,3,2,1 –взлет (встаем, покружились)

Счет в пределах 5

- Что вы видите на небе над ракетой? /звезды/

- Сколько слева от ракеты? Справа? 2 и 3

-Сравните     (на наборном полотне) 2<3

- Сколько звезд всего? 5

- Как узнали? /дети составляют выражение на доске 2+3=5/

Учитель снимает последовательно звезды и спрашивает

- Одна звезда упала. Сколько осталось? /5-1=4/

- Еще две упали. Сколько осталось? /4-2=2/

-Звезды упали вам на парты.

Работа в парах. Дифференцированное задание

(учитываются способности учащихся)

    3                3                4            4              4                   5             5            5

1 +           2  +             1+         2 +            3 +                1+           2+          3+

Самостоятельная работа

Найдите значения числовых выражений, расставьте их по порядку и разгадайте, куда мы полетим дальше.

1+1         у

1+3         а

5-2          н

3-2          л        /луна/

        

        

В голубой станице

Девица круглолица

Ночью ей не спится –

В зеркало глядится.

-На чем мы будем путешествовать?

Изограф

        /луноход/

Физкультминутка  

Сидя за партами, едем на луноходе. Надели бинокли и смотрим на луну.

-Какая линия идет по контуру луны? /замкнутая кривая/

На доске

        - Заполните пустые кратеры

                                       (самостоятельная работа) Каждому ученику дается

индивидуальная карточка.

Если ясной ночью выйдешь

Над собою ты увидишь ту дорогу

Днем она не видна.  

                                (млечный путь)

- На млечном пути загадочные космические знаки

- Сравни их по месту в числовом ряду (фронтальный опрос)

Физкультминутка  

Кружимся в невесомости. Делаем 2 витка вокруг нашей планеты, раскрываем парашюты и приземляемся.

На доске

        1               2             3            4              5

Дети выходят по одному к доске и приземляют парашюты

(мелом соединяют парашют с числовым выражением и его результатом)

Итог урока

  1. Космическое путешествие длилось 3 часа. Из них 2 часа мы летали вокруг Земли. Сколько времени мы были на Луне?
  2. У лунохода 3 колеса. Среднее колесо отличается от крайних. Какое оно по счету?
  3. Когда на Землю приземлялся пятый парашютист, сколько парашютистов уже было на Земле?
  4. Сейчас в космосе 2 русских космонавта и 1 малазийский. Сколько всего? Каких больше?

Рефлексия и самооценка при помощи цветовых полосок.

Урок 52

Тема урока: Сложение и вычитание вида + 1, 2

Цель урока:

Научиться прибавлять и вычитать числа 1 и 2

Задачи:

  1. закрепить понятия «предшествующее» и «последующее» число, состав числа 2, учить прибавлять и вычитать число2, основываясь на его состав 1 и1
  2. развивать вычислительные навыки, логическое мышление, речь, пространственные представления.

Оборудование

Учебник, тетрадь, карточки для работы в парах и индивидуальные, рисунки: белочка, паровозик, елочка

Расстановка парт.

Дифференцированное обучение: дети рассажены в соответствии с уровнем интеллектуального развития (по результатам педагогической диагностики).

Ход урока

Организационный момент

Сегодня к нам на урок пришла гостья. Мы должны узнать, откуда она. Поставь цифры в порядке возрастания.      6    2    4

                                           С   Л   Е        (лес)

Из леса к нам прибежала

Не мышь, не птица

В лесу резвится

На деревьях живет

И орешки все грызет.  

(белочка)

Сообщение темы урока и формулировка целей урока.

Белочка-хозяюшка

Школу открывает

И лесных зверюшек

Учиться приглашает

И звери, и птицы

Спешат к нам в класс,

А белочка-учитель

Дает такой наказ:

«Начинаем наш урок

Повторять мы будем счет

И примеры порешаем,

Кто внимательней узнаем».

Цель урока: научиться прибавлять и вычитать числа 1  и 2 (формулируют дети)

Актуализация знаний

Перед белкой лежат 2 шишки    2        состав числа 2

        1        1

Набор картинок разнообразный ( желательно по теме «лес»)

-  Какой предмет является предшествующим  грибку (якорю; сердечку)? А какой последующий?  

       

Открытие нового знания

  1. Ежик по лесу шел, На обед грибы нашел:

Два под березою,

Один - у осины

Сколько их будет в плетеной корзине? (2+1=3)

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один малыш устал

От товарищей отстал

А теперь ответ найди

Сколько мишек впереди?    (6-1=5)

Вывод: Если +1 получаем последующее число

             Если  -1 получаем предшествующее число

Работа в группах. Реши задачу. Найди способ прибавления и вычитания числа 2.

1 вариант

                        Пять ворон на крышу сели

Две еще к ним подлетели

Отвечайте быстро, смело

Сколько всех их прилетело?    5+2=7

      1      1

        2 вариант (выводят способ +2 и -2)        

        Семь гусей пустились в путь

                       Два решили отдохнуть

                       Сколько их под облаками?

                        Сосчитайте дети сами.              7-2=5

      1      1

Вывод: Как мы можем прибавить и вычесть 2? (1 и 1)

Презентация вариантов учащихся.

Первичное закрепление:   № 1 стр. 26 по вариантам

                                                                                                                Аналогичные задания на -1 и -2

        Самооценка.        

Физкультминутка

Прибежали ежики, ежики

Наточили ножики, ножики

Прискакали зайчики, зайчики

Приседают девочки, приседают мальчики.

Самостоятельная работа.

  1. Очень тихо, еле-еле

Вышел мишка из-за ели

Он мотает головой

Рассуждает сам с собой

«Я примеры все решил,

А проверить нету сил

Вот ответы перед вами, вы друзья, проверьте сами.

/дети проверяют и исправляют ошибки – индивидуальная работа/

Каждому ученику выдана карточка.

1 вариант: 6-1=4;   5+2=6;   7-1=6;   2+2=5

2 вариант: 9-1=7;   4+2=5;   8-1=7;   3+2=6

3 вариант: 8-1=7;   3+2=6;   7+1=8;   9-2=6

4 вариант: 7-1=6;   4+2=7;   6+1=4;   8-2=7

Самооценка

Тренировочные упражнения.

  1. Всей семьей идут к нам в класс

Летом вдоль дорожки

Еж-отец, ежиха – мать

И детишки – ежики

Чтоб быстрее добрались они

Поезд им составим мы.

Дети составляют паровозик по порядку вагонов.

Самооценка

  1. Белочка:

      Я украсила у школы

      Елочку шарами

      Разноцветными, большими

      Со своими номерами

      Вы внимательно смотрите,

      По порядку назовите

Дети выходят к доске, указкой показывают шары

и считают до 10 в прямом и обратном порядке.

 

                   

  1. –Дети, посмотрите,   все фигуры назовите

        

       - Какая фигура в правом нижнем углу?

       - В верхнем левом?

       - Нарисуйте фигуры по памяти.

Задание: Запиши в         число, которое на 1 меньше, чем 6

                              в        число, которое на 1 больше чем   7

                              в          число, которое на 2 больше чем 3

                              в         число, которое  на 2 меньше чем 9

Проверка. Самооценка

Итог урока

Повторяем правила сложения и вычитания 1 и 2

Работа в парах или группах

        + 1 =                           -1 =

       -2 =                +2=

Самооценка. В ходе урока за каждое задание дети давали себе оценку при помощи цветовых точек. Красный цвет – отлично, зеленый –хорошо, синий – не усвоил.

Рефлексия: Оцените свою работу. Дети подсчитывают цветовые точки и дают оценку своей работе.

- Кто сегодня поработал отлично и все понял? (красный цвет)

                                           хорошо?                      (зеленый цвет)

Заключение

На протяжении 1 и 2 четверти на уроках математики я работала над развитием арифметического мышления и формированием математических понятий.

На уроках старалась применять задания, которые заставляют думать, логически мыслить, делать умозаключения, выводы.

Очень важно на уроках в 1 классе применять наглядность: рисунки, схемы, опорные карточки. Это помогает детям быстрее усваивать материал. Стараюсь всегда использовать наглядность.

В этом году я работаю над методической темой «Использование занимательных заданий на уроках в 1 классе» Поэтому в свои уроки я постаралась включить занимательный материал (игры, загадки, задачи в стихах, ребусы и т.д.)

Развивающие задания (деление предметов на группы, замена цифр буквами, знаками, выделение общего признака, разгадывание слов по цифрам и т.д.) применяю каждый урок. Они заставляют мыслить, вносят в урок своеобразие, интерес.

На уроках систематически использую дифференцированные задания, т.к. уровень развития детей разный. Это выявлено путем регулярно проводимой педагогической диагностики.

Все эти факторы влияют на качество знаний учащихся, повышают интерес к урокам и активизируют учащихся.

В своей работе я представила разработки 3 уроков. Урок объяснения нового материала «Сложение и вычитание отрезков». Тема для детей 1-го класса сложная. Но благодаря опоре на наглядность, использование схем и моделей, детям удалось легко усвоить тему.  

Урок 2 по теме «Числа 1-5». Закрепление. На уроке представлены игровые моменты, путешествия. Дети летят в космос на космической ракете, путешествуют по Луне, приземляются на парашютах. Благодаря большому объему игрового и занимательного материала активность учащихся была на очень высоком уровне, материал подавался в ненавязчивой форме, урок вызвал огромный интерес. На данном уроке присутствовали воспитатели детских садов №28, 57. 60. Был проведен совместный семинар «Детский сад – Начальная школа», где было отмечено, что дети на уроке активны, дают хорошие ответы, учатся мыслить самостоятельно и обосновывать свое мнение.

Урок 3. Тема «Сложение и вычитание вида ±1, 2». Урок объяснения нового материала с опорой на ранее изученный. На данном уроке дети сами открывают новые знания и применяют его при решении учебных заданий. Используется работа в парах и группах, на уроках используются развивающие задания, которые заставляют думать, формируют логическое мышление.

Все уроки разработаны с использованием деятельностного метода. Применяется занимательность, дифференцированные и индивидуальные задания, игровые моменты, развивающие упражнения, наглядность. Все эти факторы побуждают детей к активной работе, делают уроки интересными и способствуют повышению качества знаний.



Предварительный просмотр:

1               2             3            4              5



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по рассказу Н.И.Сладкова «Лиса-плясунья».

Технология критического мышления.

Тема: « О братьях наших меньших».

Цель: обеспечить целостное восприятие и понимание текста, составить характеристику главных героев рассказа.

Задачи:1)Формировать навыки чтения и приёмы понимания текста

              2)Отрабатывать операции анализа, синтеза, сравнений.

              3)Воспитывать любовь к природе, к животным.

              4)Развивать умения передавать впечатления о прочитанном, речь, кругозор, мышление, память.

Ход урока:

  1. Орг.момент.
  2. Сообщение темы.

- О ком  будем читать?

-О животных.

- О каких животных писал Н.И.Сладков?

- О диких.

3)Постановка цели:

- Узнать что-то новое, понять…

Отгадай о ком будем читать

Лось, иволга, собака, аист.

Разбей слова на 2 группы. Найди лишнее слово. Прочитай слово по первым буквам. ЛИСА.

4).Актуализация знаний. Стадия «Вызов».

-Что вы знаете об этом животном?

-Как выглядит? Где живёт? Чем питается?

- Какие сказки читали? Какие черты характера у лисы?(записывают в таблицу).

5) Приём антиципации.

Прочитай название рассказа.

Предположите о чём пойдёт речь.

Проблемный вопрос: Какую роль в жизни лисы играют пляски?

6).Работа над понятиями (в парах).Установи связь.

Околица        добывает

Жнивьё        изогнута

Рыскает        поле, где сжат хлеб

Спина дугой, как коромысло         изгородь вокруг селения

Выкомаривает                                  торопливо бегает в поисках чего-либо

Промышляет         выделывается.

Стадия Осмысление

7).Чтение с пометками на полях ИНСЕРТ    

       v -  я это знал.

      +  новое для меня.

       -   думал иначе.

       ? –непонятно, нужно разобраться.

8)Чтение со стопами. Детальное обсуждение. Вопросы толстые и тонкие. По  ходу составляется таблица характеристик

ЛИСА             АВТОР

Вопросы по ходу чтения.

1 часть.

-Почему автор не взял с собой собаку?

- С какой  целью  он сам отправился на прогулку в непогоду?

-Какое чувство он испытывал? (любопытство).

-Какие картины возникают?

2часть

-Что интересного увидел автор во время прогулки?

Для чего лиса устроила пляски?

-Почему в дождливую погоду она вышла на охоту?

-Легко ли ей было это делать? Докажи.

-Какие черты характера здесь проявились?

3часть

Сразу ли автор понял смысл лисьих плясок?

-Как он наблюдал?

-Как ему удалось понять танец лисы?

-что увидел автор?

4 часть.

-Что происходило с мышами, когда плясал автор?

-Какие чувства они испытывали?

5 часть.

-Пожалел охотник, что спугнул лису? Почему?

Как вы думаете, пожалел ли автор, что вышел на прогулку в дождливую погоду?

-Что интересного он увидел и узнал?

Почему же он пошёл домой?

-Как он относился к животным?

Заполняется таблица

ЛИСА                      АВТОР

Старательная        любопытный

Ловкая                   наблюдательный

Хитрая         терпеливый

Умная        любит животных

Не ленивая

Настойчивая

9)Приём  «Мудрые совы».

«Что не ждали» Найди информацию, которая для вас является новой.

«Главная жизненная мудрость»

Постарайся выразить основную мысль текста.

«Известное и неизвестное»

«Иллюстративное изображение»

Проиллюстрируй основную мысль ввиде рисунка.

10)Синквейн.

Лиса

Умная, хитрая,

Танцует,выманивает,ест.

Пляски кормят лису.

Плутовка.

11)Рефлексия.Выводы.Размышления.

-Что нового вы узнали о лисе?

-В чём суть лисьих плясок?

-Трудное ли это занятие?

-О чём вы задумались, читая рассказ?

-Как можно изучать природу?

-Какими качествами надо обладать?

Напишите эссе на тему «Лиса.Лисьи пляски»или «Что я узнал о жизни животных».

Эссе-литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.



Предварительный просмотр:

4 класс. 4 четверть.

Проверка навыка чтения вслух

Плясунья

Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки! Дождь, слякоть, холод, прямо – бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.
Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон – и пошёл! Любопытно все-таки поглядеть, что в такую непогоду зверье делает.
И только вышел за околицу, вижу – лиса! Мышкует – промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле – ну чистое коромысло. Вот легла на брюхо, ушки торчком – и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок – собирают себе зерно на зиму. Вдруг вскинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на землю, рванула – вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.
Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула.
Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли – слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет – не пойму!
В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!
Надоело мне мокнуть – вскочил я во весь рост. Лиса увидала – тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты – только я её и видел!
Обошёл я жнивьё и, как лиса, все себе под ноги гляжу. Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.
Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно... Эх, был бы я лисой, так...
Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.
Плясала – не баловала, мышей из их норок выгоняла... Был бы у неё тут пир на весь мир!
Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле-то под крышей.

(383 слова)
(
Н. Сладков)

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения, 4 класс

Прочитай текст «Плясунья» Н. Сладкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

а) Зимой;
б) весной;
в) летом;
г) осенью.

2. Обоснуй свой ответ словами из текста.

3. Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду.

4. Определи верное значение слова жнивьё.

а) Поле с созревшими зерновыми культурами;
б) поле, засеянное льном;
в) невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты хлеба.

5. Определи значение слова околица в данном тексте.

а) Изгородь вокруг деревни;
б) окраина селения;
в) окольная, не прямая дорога.

6. С какой целью вышел автор из дому? Запиши ответ словами текста.

7. Какое зверьё встретил автор-рассказчик на поле?

a) Зайца, лису, мышей-полёвок;
б) зайца, мышей-полёвок;
в) лису, мышей-полёвок.

8. Восстанови последовательность действий лисы при мышковании.

а) Разинула пастишку, поймала мышь на лету;
б) пала передними лапами и носом на землю;
в) легла на брюхо, поползла;
г) рванула;
д) вскинулась всем передом;
е) проглотила, даже не разжевав.

9. Какие образные выражения использует автор, описывая пляску лисы?

10. Какой опыт проделал автор-рассказчик, чтобы разгадать причину пляски лисички?

11. Запиши разгадку пляски лисоньки.

12. Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.

а) Отплясывание лисьего танца автором-рассказчиком.
б) Лисья пляска.
в) Поход за околицу.
г) Тайна разгадана.
д) Мышкование лисицы на жнивье.
е) Желание разгадать тайну поведения лисы.

13. Составь план текста из трёх пунктов.

14. Что нового из жизни природы ты узнал?



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе.

Тема урока: «Удвоенные буквы согласных в словах».

Программа, используемая в работе: «Школа 2100».

Авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева.

Учебник: Русский язык, 3 класс, часть1 –Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.Глава1. Слово.   Раздел 10. Орфография Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.

Количество часов в неделю-5. В год-170.

Технология системно-деятельностного подхода.

Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой удвоенная согласная на стыке приставки и корня, на стыке суффикса и корня, графическим обозначением; формировать умения определять место орфограммы в слове, делить слова для переноса, употреблять в речи.

Задачи:

1.Повторить слова с орфограммой удвоенная согласная в корне, способы переноса слов.

2.Познакомить с орфограммой удвоенная согласная на стыке приставки и корня, на стыке корня и

суффикса, развивать умение видеть место орфограммы в слове.

3.Формировать орфографическую грамотность, каллиграфическое письмо.

4.Развивать речь учащихся, творческое мышление, обогащать словарный запас, устанавливать связь с жизненным опытом учащихся.

5.Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы, работать по плану.

6.Развивать коммуникативные навыки через работу в парах, группах оценку и самооценку деятельности.

7.Воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» 1 часть.Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева,.В.Пронина

Тренажёры для ИД: Русский язык 3 класс(В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Дидактический раздаточный материал к урокам окружающего мира (иллюстрация)

Учебные карточки с заданиями. СИО: интерактивная доска, ноутбук, проектор, пульты для

голосования, документ-камера.

Ход урока:

  1.Организационный момент 2 мин.

  Начинаем урок. Сегодня у нас много гостей, поприветствуем их. Стараемся работать дружно, активно, чтоб получить хороший результат. Работать будем по плану (на доске), по каждому пункту будем себя оценивать.

План урока:

1.Чистописание.

2.Словарная работа.

3.Работа в парах (открытие нового).

4.Тренировочные упражнения.

5.Самостоятельная работа.

6.Работа в группах.

7.Итог урока. Рефлексия.. 

2.Определение темы урока, постановка целей 3 мин.

Чтоб сформулировать тему урока, разгадаем кроссворд:

1.Где доска и парты есть,                

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас

Это наш просторный……

(класс)

2.Простудился я вчера

Голова болит с утра.

Я закашлялся, охрип

У меня наверно……..

(грипп)

3.Вдоль дороги по бокам

Липы, клёны тут и там.

Всем идти здесь веселее.

Этот путь зовут…….

(аллея)

-Какая тема урока?

+Удвоенные согласные.

-Чему будем учиться?

-Какую цель поставим?

После высказываний детей учитель конкретизирует: вспомним слова с удвоенной согласной в корне, узнаем новые случаи написания удвоенных согласных, повторим правила переноса слов.

3.Чистописание. Актуализация знаний. 4 мин.

На ИД открывается шторка.

пп рр нн кк сс лл  мм жж

Филипп и Жанна учат гаммы.

-Что написано на доске?

-Предложение.

+Докажите. Спишите.(Смысл слова гаммы уточняем по словарю)

Подчеркните удвоенные согласные. Выделите корень.

Вывод:

-В какой части слова пишутся удвоенные согласные?

+ В корне.

-Можно ли как –то проверить правописание орфограммы?

+Нет

-А как мы можем поделить слова для переноса? Повтор правила.

Самооценивание этапа

4.Словарная работа 7 минут

а) Тренажёры на ИД. Дети по очереди подходят к ИД, перетягивают слова к их определениям.

(диск «русский язык 3 кл.» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

1.Рисунок в книге.

2.Шестой день недели.

3.Спортивный бег.

4.Значимая часть слова.

5.Шотландская овчарка.

6.Собрание однородных предметов.

7.Специалист по составлению программ.

8.Вещество, вызывающее брожение.

9.Учебное заведение.

Ответы: колли, дрожжи, суббота, иллюстрация, коллекция, кросс, суффикс, колледж, программист.

б) Выборочный диктант.Двое работают на закрытой части доски, остальные в тетрадях.

Задание-выписать слова с удвоенными согласными, поделить для переноса.

В субботу группа ребят нашего класса пошла в бассейн. Они сели в троллейбус и поехали.

Бассейн занимал большую территорию.

Инна и Анна не умели плавать. Они взяли ракетки и стали играть в настольный теннис. После занятий дети вернулись в свой класс.

Взаимопроверка.

Самооценивание этапа.

5.Открытие нового знания.Работа в парах. 6  мин.Каждая группа получает карточку с заданием:

        Разбери слова по составу. Подчеркни удвоенные буквы согласных. В какой части слова они написаны?

массаж                             поддержка                     осенний

грамм                                рассказ                                  длинный

-Ребята, что вы заметили, везде ли удвоенные согласные написаны в корне?

+Нет.

-Как удвоенная согласная получилась во 2, в 3 столбике? Ребята объясняют своими словами.

-Здесь буквы пишутся на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса.

Стык-место, где части слова присоединяются друг к другу.

-Можно ли как –то проверить написание орфограммы?

+Нет.

Проверим наши выводы. Анимация.Учебник.

(диск «русский язык 3 кл.»В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Самооценивание этапа.

6.Физкультминутка 2 мин.

7.Тренировочные упражнения. Первичное закрепление.3 мин.

Тренажёры: (диск «русский язык 3 кл.» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий) Задание: слова с орфограммой «удвоенная согласная» классифицировать по группам: в корне слова, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса.

Слова: хоккей, каменный, лимонный, ванна, беззвёздный, ввозить, ссыпать, матросский, коллектив.

Дети по одному подходят к ИД и выполняют задания-тренажёры.

8.Самостоятельная работа 5 мин.

Упр.160.

Прочитай. Спиши в один столбик слова с удвоенной буквой согласного в корне, а в другой-на стыке приставки и коря.

Массаж, рассмешил. кроссворд, оттолкнул,

аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил, оттуда.

Ребята самостоятельно выполняют задание в тетрадях.На закрытой части доски работают 2

ученика(задание по вариантам).

Самооценивание этапа.

9.Работа в группах.(Включение в систему знаний и повторение) 10 мин.

Что такое текст?

-Что надо помнить при составлении текстов?

+Есть начало, середина, заключение. Название текста говорит о его содержании.

Класс поделён на 4 группы.

Задание: составить тексты по названию и опорным словам

1группа.

В парке. (Экскурсия, аллея, осенний парк, листья, коллекция, урок

русского языка, писать рассказ).

2 группа

На вокзале. (Суббота, экскурсия, вокзал, кассы, билеты,

длинный перрон,

поезда, вагоны, группа,

пассажиры).

3 группа

На катке. (Суббота, ребята, хоккейная площадка, коньки, играть в хоккей, клюшка, шайба, вратарь, ничья, рады.

4группа работает с готовым текстом по заданию: подчеркнуть удвоенные согласные в корне красным цветом, на стыке приставки и корня  -синим, на стыке корня и суффикса-зелёным.

Утренний кросс.

Ранний рассвет. Но на реке ещё видна лунная дорожка. Я надеваю кроссовки и бегу по длинной аллее. За мной бежит сонный пёс Конни. Масса осенних листьев шуршит под ногами. Я оббегаю всю территорию и возвращаюсь на террасу

домика. Там с аппетитом пью вкусный чай.

Презентация групп проходит у доски. На ИД по ходу выступления появляются иллюстрации:на катке, на вокзале, в парке.

После своего выступления группа получает оценку класса.

10.Итог урока.Рефлексия 3 мин.

-Над какой орфограммой мы работали на уроке?

-Где в слове пишется удвоенный согласный?

-Можно ли проверить орфограмму?

-Как мы переносим слова с удвоенными согласными?

Вопросы для системы голосования:

1.Найди слово, в котором правильный перенос:

а)Кири-лл

б)суб-бота

в)па-ссажир

2.Укажи слово,где удвоенная согласная на стыке приставки и корня:

а)аккорд

б)аппетит

в)рассвет

3.Укажи слова, где удвоенная согласная на стыке  корня и суффикса:

а)лунный

б)гаммы

в)хоккей.

4.Надо ли писать удвоенную согласную

в слове орфограмма?  

а) нет б)да в)не знаю

Самооценивание этапа. Самооценивание всей своей работы на уроке.

Учитель подводит итог урока, оценивает работу класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков, контрольных работ, статей и т.д.

Публикации содержат материалы по учебным программам начальной школы...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Блокада Ленинграда, методическая разработка, презентация, статья

О блокаде трудно писать и сложно рассказывать. Однако мы все понимаем, как важно сохранить эту историю, именно поэтому первый урок в этом учебном году в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга ст...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка «Планирование и разработка урока с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»

1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучать...