"Как животные приготовились к зиме"
методическая разработка (1 класс) по теме
Цель данного занятия: выявить и обобщить представления обучающихся о приспособлении животных различных классов к зимним условиям существования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsennaya_razrabotka.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Как животные приспособились к зиме»
Цель: Выявить и обобщить представления обучающихся о приспособлении животных различных классов к зимним условиям существования;
Задачи:
- Учить устанавливать взаимосвязи между особенностями поведения животных и условиями среды обитания;
- Развивать речь, память, логическое мышление и творческое воображение обучающихся;
- Воспитывать стремление помогать выжить животным в суровых зимних условиях.
Оборудование: сказочный персонаж Незнайка; рисунки с изображением хвостов зверей; рисунки с изображением зверей и птиц; опорные слова-модели; «Шкатулка со сказками»; жетоны для награждения.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- – К нам на занятие пришло письмо от нашего старого знакомого Незнайки, у которого всегда возникает множество вопросов.
- Послушайте, я вам прочитаю это письмо.
Здравствуйте, ребята!
Я сегодня проснулся, посмотрел с крыши вниз, а там так красиво, все белым-бело. И решил я пойти к своим друзьям в лес и сфотографироваться с ними. Но там я никого не встретил.
Тогда я пошел на пруд, но он замерз, и я там тоже никого не увидел. Я очень расстроился, уже было хотел возвращаться домой, когда передо мной что-то промелькнуло, сверху что-то хрустнуло, за деревом что-то скрипнуло. Я очень испугался, но решил все это зарисовать и вам ребята, показать, чтобы вы мне помогли в этом разобраться.
Незнайка.
III. – Ребята, давайте попробуем объяснить Незнайке, почему же он не встретил в лесу своих друзей и попробуем разобраться, что же он зарисовал в лесу.
Игра «Угадай-ка»
На доске скрыты рисунки Незнайки, на которых он изобразил то, что увидел в лесу. Нам нужно угадать, кого он зарисовал, а помогать вам будут модели со словами помощниками.
1рисунок с изображением хвостика зайца, опорные слова -линька, шерсть.
Косоглазый, маленький,
В белой шубке в валенках.
- Расскажите, пожалуйста, как зимует заяц, чем питается, как спасается от врагов, что ему помогает выдержать холод (меняет цвет, линька, ест кору деревьев, веточки, от врагов спасают быстрые ноги).
Карточка. Это интересно (о зайце)
Заячья шубка тёплая и пушистая. Летом она серая, а зимой белая – так легче прятаться. Нору себе не роет никогда, а отдыхает в неглубоких ямках.
У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – и так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, а выбирает самый короткий путь к спасению.
Но случается не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется задними ногами.
- Почему Незнайка не разглядел зайчишку? (снег белый и заяц тоже).
2 рисунок с изображением хвоста белки, опорное слово - дупло.
Она прыгать мастерица,
Она бегать не боится,
Небольшой у нее рост,
Но зато пушистый хвост.
- Почему Вопросик не разглядел белку?
- Где белка устраивает свое жилье?
- Что помогает ей ловко передвигаться по деревьям?
- Как белка спасается от врагов? (находит дупло, утепляет его, с осени заготавливает орехи, грибы, быстро перепрыгивает с дерева на дерево).
Карточка «Это интересно!»
Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того, чтобы сорвать гриб или подобрать упавшую шишку. И снова наверх – пополнить запасы очередной кладовой. Кладовых у белки много. Гнёзд тоже несколько. Строит их белочка в дуплах деревьев. Сначала зверёк сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху – крышу. Дома у белочки тепло и чисто. Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белочка затыкает лишайником.
3 рисунок с изображением рогов лося, опорные слова - шерсть, рога.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (Лось).
- Как лосю удается пережить зиму?
- Чем питается лось? (листьями, молодыми ветками, корой деревьев).
- Есть ли у него враги? Как лось от них спасается? (быстро убегает или защищается рогами).
Карточка «Это интересно!»
Лось – настоящий лесной богатырь. Вес его достигает до 600 кг. Самец носит рога более 1,5 метров в размахе и весом до 20 кг. Лоси живут рассеянно, зимой сбиваются в группы. В ноябре месяце лоси сбрасывают рога.
Шерсть у лося грубая, но тёплая. Студёной зимы лось не боится.
Лоси превосходно плавают, умеют нырять. Удят растительную пищу: ветки и кору деревьев, грибы и лишайники. Зимой, особенно в сильные морозы, лоси кормятся днём, делая время от времени перерывы для отдыха.
IV. Физминутка
Белым снегом всё покрыто,
И деревья и дома, (руки в стороны и вверх)
Свистнет ветер легкокрылый, (наклоны в стороны)
Здравствуй, зимушка-зима! (ножницы)
Вновь для птиц кормушки ставят, (руки в стороны и вверх)
Насыпают в них корма, (ножницы)
Здравствуй, здравствуй зимушка-зима! (руки в стороны и вниз).
- Рассмотрите внимательно следующий рисунок.
4 рисунок с изображением хвоста волка.
Кто зимой холодной,
Ходит по лесу злой и голодный? (Волк).
- Как же этому хищнику удается пережить суровое время года?
- Чем он питается?
- Как добывает себе пищу?
- Где живет? (волк бегает на большие расстояния в погоне за добычей, ведет кочующий образ жизни).
Карточка «Это интересно!»
Этого обитателя наших лесов недаром прозвали «серым». Серая шерсть – для маскировки во время бега. Когда волк уходит от погони, шкура его рябит, как кора мелькающих деревьев. Есть такое выражение «волка ноги кормят». Действительно в поисках пищи он за день может пробежать до 50 километров.
Шкура у зверя тё1плая, даже в 50 градусный мороз она не даёт волку замёрзнуть.
В еде волк неприхотлив. Если нет крупной добычи - питается мышами, жуками, даже ягоды ест. Волки очень заботливые и умные родители.
-Рассмотрите внимательно этот рисунок.
5 рисунок с изображением хвоста лисы.
- Как лисе удается пережить зиму?
- Чем питается зимой?
- Где живет? (лиса живут в норе, охотится за зайцами, ловит под снегом полевых мышей, в сильные морозы приближается к человеческому жилью).
Карточка «Это интересно!»
Лиса – очень хитрый и осторожный зверь. Она умеет прекрасно маскироваться, у неё острые: зрение, нюх и слух. А как она танцует! Поднимается на задние лапки и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот» в переводе с английского «лисий шаг».
Питается лиса насекомыми, грызунами, птицами, зайцами, а иногда даже ежами. Живут лисы в очень глубоких и длинных норах.
V. – Много чего заметил Незнайка в лесу, а вот двух своих друзей большого и маленького не увидел. Угадайте что это за звери?
Зимой спит,
Летом улья ворошит (Медведь).
На спине иголки,
Длинные и колкие,
А свернется в клубок –
Нет ни головы, ни ног (Еж).
- Почему Незнайка их не увидел в зимнем лесу?
Опорное слово – спячка.
- Как медведь готовится к зиме?
- Где зимует?
- Чем питается?
- Что еж делает, чтобы переждать зиму?
(медведь накапливает подкожный жир, спит в берлоге всю зиму; еж тоже спит всю зиму).
VI. Игра «Кто живет в родном лесу»
- Сейчас я буду называть разных животных, а вы выбирайте только тех, кто живет в лесах нашего края.
- Если живут – хлопайте в ладоши, если нет – не хлопайте.
Белка, лисица, жираф, бегемот.
Заяц, олень, крокодил, кашалот.
Волки, верблюды, моржи и тюлени.
Медведи, слоны, обезьяны, олени.
VII. – Ребята, а еще Незнайка хотел послушать соловьиные трели и полюбоваться в пруду рыбками, понаблюдать за лягушками. Куда они подевались?
- Какие птицы улетают на зиму в теплые края?
- Как они называются?
- Какие птицы остаются зимовать с нами? Как они называются?
- Ребята, как мы с вами можем помочь птицам зимой?
- Как спасается от холода лягушка? (лягушка забивается глубоко в ил и засыпает на всю зиму).
VIII. – Ребята, расскажите о рыбах и насекомых.
- Что делают рыбы зимой? (опускаются на дно, ведут малоподвижный образ жизни, дремлют).
- Куда исчезают насекомые? (прячутся в кору деревьев, щели).
IX. Игра «Шкатулочка со сказками»
- Молодцы, ребята. Удалось вам помочь Незнайке ответить на его вопросы, я думаю помощь наша ему пригодится.
- А сейчас давайте попробуем сочинить сказку про наших зверей и птиц в зимнем лесу.
- У меня в шкатулке разноцветные кружочки. Надо придумать, что или кто это будет в сказке. Например: оранжевый кружок-лисичка и так далее, что вам подскажет ваша фантазия.
Следующий обучающийся продолжает сказку. В результате должна получиться законченная история.
X. Итог занятия. Что узнали нового? Что больше всего запомнилось, понравилось на занятии?
- Молодцы, ребята! Хорошо вы сегодня потрудились. Самые активные ребята награждаются жетонами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающего мира в 1 классе "Как животные готовятся к зиме".
Конспект урока составлен к учебнику Окружающего мира О. Н. Федотовой и др. , УМК "Перспективная начальная школа". На занятии используются разные виды деятельности, презентация, работа с хрестоматией,р...
Урок по окружающему миру "Как животные готовятся к зиме"
урок по окр. миру...
Презентация "Как разные животные готовятся к зиме" 2 класс
Презентация по окружающему миру "Как разные животные готовятся к зиме" по УМК "Перспектива" для 2 класса....
Как различные животные готовятся к зиме УМК Перспектива
Презентация к уроку по теме Как различные животные готовятся к зиме УМК Перспектива...
Урок окружающего мира с использованием сервиса ZooBurst (3D книга) "Как разные животные готовятся к зиме"
План-конспект урока окружающего мира разработан по УМК "Перспектива" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке задействованы интернет-ресурсы: сервис ZooBurst (интерактивния 3D книга...
Как животные готовятся к зиме
познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду; обобщить наблюдения детей о перелетных и зимующих птицах; развивать практические н...
Конспект и презентация урока по окружающему миру: "Как разные животные животные готовятся к зиме" (2 класс)
В конспекте урока представлен перечень вопросов о животных, распространенных в нашем окружающем мире....