Дисграфию можно и нужно предупредить.
статья по логопедии (1 класс) по теме
В статье дается краткое понятие "дисграфии" и способы ее предупреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiyu_mozhno_i_nuzhno_predupredit.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисграфию можно и нужно предупредить!
Научить детей писать и читать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но - окно и т.п.
К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма - дисграфия.
Что такое дисграфия?
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленного несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесто связано с устной речью, степенью её развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.
Чтобы написать слово, ребенку необходимо:
- Определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
- Соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
- Воспроизвести с помощью движений букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова. Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций:
- слуховой дифференциации звуков,
- правильного их произношения,
- звуковом анализе и синтезе,
- лексико-грамматической стороне речи,
- зрительном анализе и синтезе,
- пространственных представлениях,
то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия.
Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать букву. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления:
1.Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи
Ребенку важно уметь:
- Определять место заданного звука в слове ( в начале , середине, конце);
- Делить слова на слоги;
- Различать твердые и мягкие согласные;
- Различать гласные и согласные звуки;
- Различать слова похожие по звучанию;
- Различать слова, отличающиеся одним звуком;
- Находить слова, в которых нет данного звука;
- Осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Развитие моторики и графических навыков.
- Развитие ространственного восприятия (справа, слева, внизу, между и т.д.);
- Развитие общей моторики;
- Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, штриховки, конструкторы, вышивание и т.д.).
3.Развитие звуко-буквенного анализа.
- Учить определять наличие и место заданного звука в слове;
- Вычленять из слова первый и последний звук;
- Определять последовательность и количество звуков в слове.
4.Расширение словарного запаса.
5.Развитие связной речи.
Формировать умения:
- Определять кол-во и последовательность слов в предложении;
- Составлять предложения, рассказ по картинкам;
- Пересказать текст;
- Рассказать сказку.
5.Обучение чтению.Чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.
Если вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.
Автор: Глушенкова Нонна Викторовна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Что нужно знать современному родителю о дисграфии"
В статье даны общие рекомендации родителям по ранней профилактике дислексии и дисграфии. Указаны формы дисграфий и характерные для них ошибки....
Родительское собрание на тему "Дисграфия и дисслексия: как предупредить"
На данном родительском собрании учитель знакомит родителей с терминами «дисграфия» и «дислексия», а также предложены наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислекси...
Дисграфия и дислексия что нужно знать родителям
информация для родителей, учителей начальной школы...
План действий по проведению родительского собрания "Дисграфия и дислексия: как предупредить?"
Презентация раскрывает план действий по подготовке и проведению родительского собрания "Дисграфия и дислексия: как предупредить?"...
Как предупредить дисграфию?
Дисграфия - это серьезное препятствие в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Процесс письма - это сложная речевая деятельность, которая зависит от сформированности высших психических функц...
"Ругать можно, а хвалить нужно"
Консультация для родителей....
Проект "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести" (Вадим Шефнер)
В проекте собраны материалы глубокого исследования значения слова в жизни человека. Дан анализ истоков многих пословиц, поговорок. Материал может быть интересен не только педагогам начальной школы, но...