Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Достижение планируемых результатов
статья (1 класс) на тему
Сложившаяся сегодня система оценки учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. У многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_shmo.docx | 60.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7
с углубленным изучением отдельных предметов»
Реализация требований
Федерального государственного
образовательного стандарта.
Достижение планируемых результатов
Выступление на ШМО
учителя начальных классов
Каревой Е.В.
г.Серпухов
24 марта 2015г
Контроль и самооценка учащихся через оценочные листы.
« Интерес к учению появляется тогда, когда есть вдохновение,
рождающееся от успеха в овладении знаниями;
без вдохновения учение превращается для детей в тягость.»
В.А. Сухомлинский.
Сложившаяся сегодня система оценки учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. У многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний.
Проблема контроля знаний и оценки деятельности имеет сложный многоаспектовый характер. Во-первых, для того, чтобы управление учебным процессом было эффективным, необходима оперативная информация о качестве усвоения знаний. Такую информацию даёт контроль ( итоговый, промежуточный или пооперационный)- и он выполняет функцию обратной связи. Во-вторых, всякая правильно организованная деятельность состоит из трёх частей: ориентировочной, исполнительской и контрольно-оценочной. Поэтому важнейшей задачей образования является научить школьников строить свою деятельность как полноценную, в которой все три части сбалансированы. Осознаны и проверены. При этом имеется контроль, осуществляемый самими учениками.
Таким образом, контроль приобретает функцию обучения школьников приёмам планирования собственной деятельности. Формирования у них потребности и привычки самоконтроля.
Для учащихся одним из своеобразных стимулов самообразования является оценочный лист, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. Большую роль в развитии ученика в познании математики имеет его самостоятельная деятельность над оценочным листом. Эту работу ученик выполняет дома, в течение изучения всей темы математики. А, следовательно, у него есть время не только найти метод решения предложенного контрольного задания, но и определить свой уровень знаний понятий, уровень овладения умениями и навыками.
Определёнными целью и прописанными в оценочном листе. На основе оценочных листов учащиеся ведут тетради самоконтроля, а в самом оценочном листе- самооценка своих достижений. Вопросы и задания для самоконтроля учащихся позволяют им осуществлять поурочный контроль своей учебно-познавательной деятельности. Самостоятельная работа школьников по разработанным вопросам и заданиям требует умения отбирать нужную информацию. Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации у него пробелов в усвоении знаний и умений.
Лист самооценки работы в паре
Оцени свою работу в паре
Вариант 1
Утверждение | Полностью согласен | Частично согласен | Не согласен | Затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий |
|
|
|
|
При разногласиях я принимаю другое решение |
|
|
|
|
Большинство решений предложено мной |
|
|
|
|
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение |
|
|
|
|
Работать в паре труднее, чем одному |
|
|
|
|
Мне интереснее и полезнее работать в паре |
|
|
|
|
Лист самооценки работы в паре
Вариант 2
Утверждение | Согласен | Затрудняюсь ответить | |
Да | Нет | ||
В паре работать всегда интереснее, потому что можно: 1) разобраться с непонятным заданием; 2) найти и исправить ошибки |
|
|
|
Мы сразу пришли к согласию, какие задания будем выполнять вместе |
|
|
|
При выборе заданий мне пришлось уступать своему партнёру |
|
|
|
Большинство решений предложено моим партнёром |
|
|
|
Вариант 3
Утверждение | Полностью согласен(а) | Частично согласен(а)
| Не согласен (а)
| Затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий |
|
|
|
|
Мы всегда приходим к общему мнению |
|
|
|
|
Мы много спорим |
|
|
|
|
Я всегда отвечаю так, как предлагает сосед (соседка) |
|
|
|
|
Работать в паре легче, чем одному (одной) |
|
|
|
|
Наша работа в паре интересна и полезна |
|
|
|
|
Мы быстрее и успешнее выполняем задания в паре |
|
|
|
|
Лист самооценки ученика (цы) ____ класса
________________________________________
Критерии | Мои комментарии | Оценка (1-5 баллов) |
Готовность к уроку | ||
Активность на уроке | ||
Личный вклад в работу группы |
Дай самооценку своей работе. Закрась один смайлик.
я доволен собой;
мне трудно, но я справляюсь;
трудно, нужна помощь;
Дай самооценку своей работе. Закрась один смайлик.
я доволен собой;
мне трудно, но я справляюсь;
« Лист самооценки»
- Я смог с лёгкостью
с трудом
с помощью
выбрать нужные высказывания, потому что ………………………….
…………………………………………………………………………….
- Я смог с лёгкостью
с трудом
с помощью
изобразить правило схемой, потому что ………………………………
……………………………………………………………………………..
- Я смог с лёгкостью
с трудом
с помощью
подобрать примеры предложений, потому что …………………………….
………………………………………………………………………………….
- При выполнении задания самым интересным было …………………….
……………………………………………………………………………….
- Чтобы успешно выполнить задание в другой раз мне нужно …………..
……………………………………………………………………………….
Задание «Подарки для любимых », направлено на формирование навыков разрешения проблем и проблемных ситуаций (для совместного выполнения в группах)
Приближается праздник - День Матери. К нам придут самые близкие, дорогие, любимые для нас люди – мамы и бабушки. Мы изготовим своими руками для гостей открытки, сувениры.
- Организуйтесь в три группы.
- В течение первой недели найдите и обсудите в группе возможные варианты изделия, используя поисковые системы, дополнительную литературу по технологии, можно привлекать старших братьев, сестёр.
- Из множества вариантов выберите один с учётом ваших умений, полученных на уроках технологии и ИЗО, наличия необходимых материалов и инструментов.
- Обсудите и наметьте порядок работы.
- Распределите обязанности в своей группе.
- Изготовьте свои изделия.
- На второй неделе каждая из групп выступит в классе с презентацией своего изделия. Для этого подготовьте рассказ о совместно проделанной работе по опорным вопросам:
- какие идеи возникали;
- как вы искали изделие;
- какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали;
- достигнут ли результат, который вы планировали;
8. Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу.
Заполните « Лист самооценки.»
1.Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково.
Б) Нет, работал только один.
В) Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
2. Дружно ли вы работали, ссорились?
А) Дружно, не ссорились.
Б) Дружно, спорили, но не ссорились.
В) Не всегда получалось договариваться.
3.Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо.
Б) Нравится, но можно было сделать лучше.
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы
А) Почти всё сделали без меня.
Б) Я сделал много.
В) Я сделал очень много, без меня работа не получилась бы.
Самооценка - это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.
Самооценка человека зависит от множества факторов. Психологи, однако, пользуются формулой:
Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.
Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.
Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень
ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания .Они более зависимы.
Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.
Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения.
При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.
По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.
Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале - это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем - к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, возникает необходимость во взаимопонимании.
От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.
Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент.
Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.
У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.
Методика "Лесенка"
Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).
Обработка результатов:
1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
Методика “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов
Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития самооценки:
Протокол методики “Какой я”
№ п/п | Оцениваемые качества личности | Оценки по вербальной шкале | |||
да | нет | иногда | не знаю | ||
1 | Хороший |
|
|
|
|
2 | Добрый |
|
|
|
|
3 | Умный |
|
|
|
|
4 | Аккуратный |
|
|
|
|
5 | Послушный |
|
|
|
|
6 | Внимательный |
|
|
|
|
7 | Вежливый |
|
|
|
|
8 | Умелый (способный) |
|
|
|
|
9 | Трудолюбивый |
|
|
|
|
10 | Честный |
|
|
|
|
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий
Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.
Шкала самооценки личности
Данная шкала, разработанная A.M. Пригожиным, представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки. Методика нормирована на выборках учащихся VII-Х классов.
Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.
Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье,
2) умственные способности,
3) характер,
4) авторитет у сверстников,
5) умение многое делать своими руками, умелые руки,
6) внешность,
7) уверенность в себе.
На каждой линии написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.
Итак: “-” - уровень развития у Вас качества, стороны личности в настоящий момент.
“X” - такой уровень развития качества, стороны, к которому Вы стремитесь, достигнув которого, Вы будете удовлетворены собой.
Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка).
Обработка результатов:
Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала “здоровье” рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой линии равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:
I этап
По каждой из шести шкал (“ум”, “способности”, “характер”, “авторитет у сверстников”, “умелые руки”, “внешность”, “уверенность в себе”) определяются:
а) уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (“О”) до знака “X”;
б) высота самооценки - от “О” до знака “-”;
в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценка - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака “X” до “-”; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.
Записывается значение каждого из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.
II этап
Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.
III этап
Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки “X” (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значениями. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.
Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и, соответственно, тем меньшее значение она имеет. При очень сильно дифференцированное, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие - очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использовано вами лишь для ориентировки.
IY этап
Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только самооценкам или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п.
“Как у тебя с самооценкой?”
Очень часто - 4 балла
Часто - 3 балла
Иногда - 2 балла
Редко - 1 балл
Никогда - 0 баллов
- Я часто волнуюсь понапрасну.
- Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
- Я боюсь выглядеть глупцом.
- Я беспокоюсь за свое будущее.
- Внешний вид других куда лучше, чем мой.
- Как жаль, что многие не понимают меня.
- Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
- Люди ждут от меня очень многого.
- Чувствую себя скованным.
- Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
- Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
- Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
- Я не чувствую себя в безопасности.
- Мне не с кем поделиться своими мыслями.
- Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Подсчитать сумму баллов.
30 баллов - ты недооцениваешь себя.
10-30 баллов - правильная (адекватная) самооценка
10 и ниже - завышенная самооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начальная школа как образовательная модель, формирующая условия для реализации новых государственных образовательных стандартов
Одна из важнейших образовательных тем последних лет - внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые в нашей школе начали реализовываться...
Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».
Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...
Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей....
Электронные образовательные ресурсы в деятельности учителя начальных классов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
В этой статье рассказывается о том, как использовать ЭОР на разных этапах урока в начальной школе....
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «САМБО В ШКОЛУ» В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «САМБО В ШКОЛУ» В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА...