"Безударные гласные в однокоренных словах"
презентация к уроку (2 класс) по теме
Материалы к уроку русского языка и Презентация по теме: "Безударные гласные в однокоренных словах"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык 2 класс
учитель начальных классов
Четвертакова Ирина Анатольевна
Конспект урока
Тема: Безударная гласная в однокоренных словах
Цель: создать условия для сопоставления учащимися однокоренных слов с ударными и безударными гласными в корне, составления алгоритма проверки безударной гласной в однокоренных словах, организовать обсуждение и практическое использование алгоритма в записывании слов с безударной гласной в корне.
Задачи: организация подводящего и побуждающего диалога, работы в парах, создание речевых ситуаций.
Тип урока: закрепление изученных знаний.
Планируемые результаты (предметные):
-уметь выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
-уметь разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
-рассмотреть орфограмму "Безударные гласные " на новом морфемном уровне;
-закрепить представление о единообразном написании корня слова;
-обогащать речь словами-"Роса, тина, синица, свиристель, снегирь" (Уточнение лексического значения слов);
-активизировать словарный запас при подборе родственных слов.
Универсальные учебные действия (метапредметные).
Регулятивные:
-определение цели учебной задачи при нахождении корня слова, подборе однокоренных слов, объяснении общности их значения;
-составлять план (алгоритм) решения учебной задачи: совместно с учителем и одноклассниками при определении корня и нахождении безударной гласной;
-оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем.
Познавательные:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач, с использованием учебника, дополнительной справочной литературы и ИКТ;
-логические.
Коммуникативные: развивать умение оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Личностные результаты:
- понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтении слов;
- формировать интерес к живой природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник Русский язык Л. Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной. Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Вид и форма контроля | Проектор, компьютер. | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||||
I. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний. | Фронтальная. Индивидуальная Словесный. Слово учителя | Сформулировать тему урока нам поможет орфографическая разминка. | Проверяют безударные гласные в словах:1.Болезнь,заболел,боль-ной2. Листок, листовой, полистать. Вставляют гласные в слова: Дежурить, дежурный. Записывают в тетрадь и объясняют устойчивое сочетание (Мы будем работать засучив рукава.) | Умение применять правило при работе с орфограммой, сопоставлять, анализировать Эмоционально положительный настрой на урок. | Фронтальный, наблюдение учителя, учащихся | Пректор, компьютер |
П. Актуализация темы урока | 1.Подводящий диалог 2.Создание проблемной ситуации. | С какой орфограммой работали? Что общего у слов каждой группы? В чём отличие? (можно ли проверить написание безударной гласной?) Какова будет тема нашего урока? Ане дали задание: подобрать проверочное слово и вставить нужную букву. (т-нуть рыбу из воды... Проверочное слово " тянуть" или " тина" ? Для слова в- дяной, проверочное слово "вода" или " "водный"?) Какая у Ани проблема? Как ей помочь? | Наблюдают над безударными гласными в однокоренных словах. Озвучивают тему урока: "Проверяемая безударная гласная в однокоренных словах." Наблюдают, рассуждают, делают вывод. Проверочное слово " тянуть " связано с главным по смыслу. В проверочном слове "водный"гласный в корне стоит под ударением Озвучивают проблему: "затрудняется подбирать проверочное слово" Предлагают варианты решения проблемы. | Умение сопоставлять, сравнивать, выде -лять общий признак у однокоренных слов. Умение пользоваться правилом, рассуждать, делать выводы. Самостоятельное (с помощью учителя) формулирование познавательной цели. | Коллективный. Наблюдение учителя. | Пректор, компьютер |
III. Основной этап урока. Формулировка учебной задачи. Создание алгоритма. | Организация работы в группах. | Давайте составим памятку-алгоритм с которой Ане и другим ребятам будет легче подбирать проверочное слово. | Работают в группах, общаются, рассуждают, анализируют, собирают алгоритм проверки безударной гласной в корне: 1. Найти корень 2.Поставить ударение. 3.Найти безударный гласный. 4. Подобрать однокоренное проверочное слово. | Составление плана (алгоритма ) решения учебной задачи при определении корня и нахождении безударной гласной. | Групповой, фронтальный, устные ответы. | Пректор, компьютер |
Динамическая пауза | Показ видеоряда с музыкальным сопровождением (слово "роса") | Выполняют упражнения на расслабление и растяжку мышц рук, спины. | Пректор, компьютер | |||
Усвоение алгоритма. Закрепление представления о единообразном написании корня. | Организация диалога- рассуждения по материалу учебника с использованием составленного алгоритма. | Что такое роса? Составьте предложение со словом "роса". (Учебник , упр.66) Какое задание нам даёт учебник? Прочитайте предложения. Найдите родственные слова. Запишите эти слова в тетрадь и поработайте с ними по алгоритму. Какое проверочное слово подобрали? Почему? (Учебник, упр.67) А можно использовать алгоритм для группы однокоренных слов? Какое задание даёт учебник? Работаем по строчкам. | Объясняют значение слова "роса",составляют предложения о росе. Анализируют предложения о росе в учебнике, Упражняются в использовании алгоритма проверки безударных гласных. Подбирают проверочное слово. | Обогащение речи словами- названиями природного явления (роса),умение работать по плану. | Фронтальный, Индивидуальный | |
IV Домашнее задание | Озвучивает творческого домашнего задания. | Подобрать другие однокоренные слова с корнем "корм", составить с двумя из них предложения и записать | Записывают домашнее задание в дневник. | Ориентировка в пространстве, Списывание с проговариванием | Фронтальный | |
V Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | Подводит итог урока. Организует рефлексивную деятельность уч-ся. | Какую проблему помогли решить Ане? Какие шаги в алгоритме записали? Какое правило проверки вспомнили? Мы справились с поставленной задачей? Оцените свою работу. | Вспоминают познавательную задачу урока. Повторяют шаги алгоритма. Повторяют правило проверки безударной гласной. Оценивают свою работу. | Логические, Речевые, Самооценка. | Фронтальный, индивидуальный. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Безударная гласная в корне слова проверяется ударением
Т_нуть рыбу из воды. тянет тина ? / / я /
Проверочное слово связано с главным п о смыслу
В_дяной / вода водный / / ? о
В проверочном слове гласная стоит п од ударением
Алгоритм проверки гласной . 1.кОРЕНЬ 2 .уДАРЕНИЕ 3 .БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ 4 . Однокоренное Проверочное слово
О р о сил , р о синки , р о систой р о са - р о сы / / / / /
С_ница и / (с и нь)
Св_ристель (св и ст) и /
Сн_гирь (сн е г) е /
Запомните! Корни слов в родственных (однокоренных) словах пишите одинаково.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.
Нахождение "опасных" мест,их классификация (проверяемые, непроверяемые безударные гласные), нахождение орфограмм в корне слова- путем подбора однокоренных слов, привитие умения пользоваться словарем....
Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».
Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...
Урок на тему:Ознакомление со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов
На уроке:Ознакомление со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов. Ребята познакомятся со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов; научатся составять...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов"
Цели урока: учить проверять безударные гласные в корне слова; совершенствовать умение подбирать и записывать однокоренные проверочные слова; учить обозначать орфограмму графическиПланируемые результат...
Открытый урок по русскому языку во 2 «В» классе. Тема: Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов.
Цель: учить проверять безударные гласные в корне слова; совершенствовать умение подбирать и записывать однокоренные прилагательные; пользоваться толковым и этимологическим словарями.Планируемые резуль...
Урок русского языка во 2 классе УМК "Планета знаний" Тема урока: Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.
Цели деятельности учителя: учить записывать слова парами, доказывая графически свой выбор;Планируемые результаты: личностные: владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деяте...
2 класс Повторение изученного материала: "Части речи. Однокоренные слова. Правописание слов с безударной гласной в корне слова". Рабочий лист № 1.
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям, ученикам 2 класса....