Рабочая программа по предшкольной подготовке
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Подготовка к школе» является основой для организации образовательной деятельности группы дошкольного образования детей 5,5 - 7 лет, рассчитана на 4 месяца В основе подготовительного курса лежит программа "Ступеньки детства", (составитель Н.М.Конышева).
Данная программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».
Основная цель программы - обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.
Программа «Подготовка к школе» отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, представляет собой эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.
Задачи программы:
- Создание развивающей среды
- Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры
- Развитие личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы
- Формирование опыта самопознания.
Принципы построения программы «Подготовка к школе»:
- Принцип адаптивности – создание адаптивной модели воспитания и развития дошкольников, обеспечивающей гуманный подход к личности ребенка.
- Принцип развития – целостное развитие личности и ее готовности к дальнейшему развитию.
- Принцип психологической комфортности - обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
- Принцип образа мира и целостности содержания образования - формирование единого и целостного представления дошкольника о мире.
- Принцип смыслового отношения к миру - осмысление ребенком того, что он является частью мира.
- Принцип систематичности - реализация единых линий развития и воспитания.
- Принцип обучения деятельности - организация видов деятельности, во время которых ребенок сам делает «открытия».
- Принцип опоры на предшествующее развитие.
- Принцип креативности - обучение дошкольников творчеству.
Программа «Подготовка к школе» готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (формируется мотивационная готовность, осуществляется познавательно-речевое развитие, формируется навык работы в коллективе, общения с взрослыми и сверстниками).
Данная программа обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка:
- Социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
- Культурное развитие - совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
- Познавательное развитие - собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.
Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире
Программа «Подготовка к школе» ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста, разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению, приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития, создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, будут способствовать решению данной проблемы.
. Ребенок, по той или иной причине отстающий в развитии, ограничится минимумом, «сильный» возьмет все, что ему дают, и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями, но при этом каждый будет готов к школьному обучению и получит перспективу для своего личностного и познавательного развития.
В программу включены занятия:
- Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
- Математическое развитие
- Подготовка к письму
Программа «Подготовка к школе» составлена на основе учета максимального объема учебной нагрузки дошкольников по 3 занятия 1 раз в неделю (субботу), продолжительность занятий - 20 минут.
Направление занятий. | Февраль 4,11,18,25 | Март 3,10,17,24,31 | Апрель 7,14,21,28 | Май 5,12,19,26 | Итого |
1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | 4 ч. | 5ч. | 4ч. | 4ч | 17 ч. |
2.Развитие математических способностей | 4 ч. | 5ч. | 4ч. | 4ч | 17 ч. |
3. Развитие мелкой моторики и общее развитие | 4ч | 5ч | 4ч. | 4ч | 17ч |
Расписание занятий
1занятие- 10.00-10.20
2 занятие -10.30-10.50
3 занятие-11.00-11.20
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
"Подготовка к чтению и письму" (автор - О.И. Бадулина)
Курс «Развитие речи и обучения грамоте» для дошкольников призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе по образовательной программе « Школа России». Рассчитан на 4 месяца из расчета 2 часа в неделю.
Цель курса «Развитие речи и подготовки к обучению грамоте» – развитие умения говорения, слушания, чтения (слияние звуков в слоги), интереса к собственной речи и речи окружающих, обогащение словаря и грамматического строя речи.
Задачи обучения:
- Развивать умения говорения, слушания.
- Развивать и совершенствовать фонематические процессы (фонемного восприятия и представлений и звуковой структуре слова);
- Совершенствовать тонкую ручную и артикуляционную моторику.
- Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; развить грамматический строй речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка- носителя языка.
- Развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
- Развивать умение общения с взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека.
Предметное содержание
- Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
- Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
- Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
- Обучение звуко-слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
- Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру и др.).
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности — творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
К концу года дошкольники овладевают возможностью:
- соотносить букву и звук;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- различать гласный и согласный звук, находить их в словах;
- характеризовать согласные звуки по глухости - звонкости, твердости - мягкости;
- определять количество букв и звуков в односложных словах;
- определять количество слогов в слове, выделять первый и последний слог, конструировать слова из слогов;
- обогатить словарный запас по темам: «Животные», «Растения», «Одежда» и др.;
- составлять предложения, устный рассказ по серии сюжетных картинок;
- отвечать на вопросы и самому задавать вопросы по теме;
- читать слоги и слова;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- выявлять признаки сходства и различия между двумя и более предметами;
- выделять одинаковые и лишние предметы из группы предметов;
- объединять различные предметы в группы;
- выявлять логические несоответствия в рисунках или рассказах и т. д.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
Тематическое планирование занятий
16 часов
№ | Тема | Наши прописи стр. | Количество часов | Дата |
Речь: говорение и слушание. Составление рассказов по сюжетным картинкам об осени. | 1 | |||
Речь: чтение и письмо. Составление рассказов по серии картинок. | 1 | |||
Звуки речи. Русские народные сказки «Маша и медведь», «Колобок». Гласные звуки. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «Во дворе». | 1 | |||
Согласные звуки. | 1 | |||
Слоги. Русская народная сказка «Курочка Ряба». Составление рассказов по серии картинок на тему «Семья». | 1 | |||
Ударение. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Забавы детей». | 1 | |||
Слова. Игры по развитию речи. | 1 | |||
Буквы А, а, Я, я, звук [а]. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | |||
Буквы О, о, Е. е, звук [о]. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Верный друг». | 1 | |||
Буквы У, у, Ю. ю, звук [у]. | 1 | |||
Буквы Э. э, Е. е, звук [э]. Русская народная сказка «Ежонок». | 1 | |||
Буква И, и, звук [и].Буква ы, звук [ы]. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Зимушка – зима». | 1 | |||
Буква М, м, звуки [м], [м].Русская народная сказка «Три медведя». | 1 | |||
Буква Н, н, звуки [н],[н']. | 1 | |||
Буква Р, р, звуки [р],[р'].Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «В лесу». | 1 | |||
Буква Л, л, звуки[л],[л]. Русская народная сказка «Гуси – лебеди». | 1 | |||
Буква Й, й, звук [й]. | 1 | |||
Буква Г, г, звуки [г],[г']. Буква К, к, звуки [к],[к']. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «Развлечения детей зимой». | 1 | |||
Буква З, з, звуки [з],[з']. Буква С, с, звуки [с],[с']. Русская народная сказка «Лиса и заяц». | 1 | |||
Буква Д, д, звуки [д],[д']. Буква Т, т. Звуки [т], [т']. | 1 | |||
Буква Б, б, звуки [б],[б']. Буква П, п. Звуки [п],[п']. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «В магазине». | 1 | |||
Буква В, в. Звуки [в],[в']. | 1 | |||
Буква Ф, ф. Звуки [ф],[ф']. | 1 | |||
Буквы Ж,ж. Звук [ж]. | 1 | |||
Буква Ш,ш. Звук [ш]. | 1 | |||
Буква Ц, ц. Звук [ц]. В. Драгунский «Заколдованная буква». | 1 | |||
Буква Ч, ч. Звук [ч]. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «Забавы детей весной». | 1 | |||
Буква Щ,щ. Звук [щ]. С. Михалков «Мой щенок». | 1 | |||
Буква Х, х. Звуки [х],[х']. | 1 | |||
Буквы ъ и ь. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Весна». | 1 | |||
Буква З, з, звуки [з],[з']. Буква С, с, звуки [с],[с']. Русская народная сказка «Лиса и заяц». | 1 | |||
Буква Д, д, звуки [д],[д']. Буква Т, т. Звуки [т], [т']. | 1 | |||
Буква Б, б, звуки [б],[б']. Буква П, п. Звуки [п],[п']. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «В магазине». | 1 | |||
Буква В, в. Звуки [в],[в']. | 1 |
Математическая подготовка (автор -Н.Б.Истомина)
Курс «Математическая подготовка» для дошкольников призван развивать математические представления дошкольников и обеспечивает качественную подготовку к обучению математике в начальной школе. Рассчитан на 1 год из расчета 3 часа в неделю.
Цель курса «Математическая подготовка» - развитие мотивации учения дошкольников, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; формирование мыслительных операций; развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Задачи обучения:
- Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
- Развивать образное мышления (ощущение, восприятие, представление).
- Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Развивать вариативность мышления, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивные умения.
- Работать над увеличением объема внимания и памяти.
- Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Воспитывать интерес к предмету и процессу обучения в целом.
Предметное содержание
- Общие понятия.
- Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
- Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление группы предметов по заданному признаку. Выделение части группы.
- Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
- Установление равночисленности двух групп предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... - меньше на ...).
- Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
- Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т. п.).
- Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
- Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
- Работа с таблицами. Знакомство с символами.
- Числа и операции над ними.
- Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
- Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
- Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на ..., меньше на ...) на наглядной основе.
- Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
- Число 0 и его свойства.
- Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
- Пространственно-временные представления.
- Отношения: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др..
- Установление последовательности событий.
- Последовательность дней в неделе.
- Последовательность месяцев в году.
- Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
- Геометрические фигуры и величины.
- Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.
- Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
- Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
- Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
Возрастные особенности дошкольников требуют использования игровой формы деятельности. Занятие не следует сводить только к работе за столом над страничками учебного пособия. Само же «открытие» должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи в учебное пособие включен материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.
Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием. Поэтому, предлагая детям проблемную ситуацию, нельзя сразу же объяснять им, как и что нужно делать. Следует всячески поощрять их самостоятельность, инициативность, выдвижение и обоснование своих версий.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:
• называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
• различать свойства предметов(цвет, форма, размер и т.д.);
• соотносить цифру с числом предметов;
• присчитывать и отсчитывать по единице;
• ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Тематическое планирование занятий
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Признаки предметов. Счёт предметов (устная нумерация). Взаимное расположение предметов (слева, справа, вверху, внизу). Понятие «одинаковый». | 1 | ||
Отношение: столько же, больше, меньше. Счёт предметов. Сравнение. | 1 | ||
Пространственные отношения: внутри, снаружи. Числа 1, 2, 3. | 1 | ||
Число и цифра. Счёт предметов. Знакомство с цифрой 1. | 1 | ||
Счёт предметов. Знакомство с цифрами 2, 3. | 1 | ||
Представления о паре предметов. Числа 4, 5, 6. | 1 | ||
Геометрические фигуры. Знакомство с цифрой 4. | 1 | ||
Пространственные отношения: между, перед. Знакомство с цифрами 5,6. | 1 | ||
Отношение: столько же. Счёт предметов. Числа 7, 8, 9. | 1 | ||
Отношения: больше, меньше. Сравнение длин предметов. Знакомство с цифрой 7. | 1 | ||
Пространственные отношения: уже, шире. Знакомство с цифрой 8. | 1 | ||
Пространственные отношения: выше, ниже, короче, длиннее. Знакомство с цифрой 9. | 1 | ||
Поиск и составление закономерностей. Натуральный ряд чисел от 1 до 9, принцип его построения. | 1 | ||
Присчитывание по единице и отсчитывание по единице. | 1 | ||
Пространственные отношения: на, над, под. Состав чисел 2, 3. | 1 | ||
Пространственные отношения. Состав 4, 5. | 1 | ||
Поиск и составление закономерностей. | 1 | ||
1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предшкольной подготовке
Рабочая программа по предшкольной подготовке "Первые шаги"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-516528-1415388378.jpg)
рабочая программа для предшкольной подготовки
Рабочая программа для предшкольной подготовки "Преемственность" с тематическим планированием по развитию речи, математике, окружающему миру....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-283871-1379759607.jpg)
Рабочая программа по предшкольной подготовке
Рабочая программа в группе предшкольной подготовки разработана в соответствии с ООП «МБОУ « Тункинская СОШ», с учетом Федеральных государственных обра...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/03/picture-1156640-1567526496.jpg)
Рабочая программа по предшкольной подготовке.
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе....