Рабочая программа по ЗОЖ
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гусинская средняя общеобразовательная школа
Краснинского района Смоленской области
Рассмотрено На заседании ШМО учителей начальных классов протокол № 1 от Руководитель ШМО ___________(_____________) | Согласовано Зам. директора по УВР МБОУ Гусинской СОШ ___________(___________) « » 2014г | Утверждаю приказ № от Директор МБОУ Гусинской СОШ ____________(Егорова С.Ф.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по формированию экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни
(4 «А» класс)
составила Цыбульская Лариса Ивановна
учитель начальных классов
Гусино
2014 – 2015
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН;
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
- Концепция УМК «Школа 21 века».
Главной целью программы является создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике.
Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Задачи программы:
- формирование представлений о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- формирование потребности у ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- формирование представлений о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
- формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;
- формирование знаний учащихся о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей;
- воспитание потребности в выполнении правил личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- воспитание потребности в занятии физической культурой, спортом, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;
- воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью.
Программа реализуется как на уроках, так и во внеклассной работе.
Данная программа включает в себя пять взаимосвязанных разделов:
- Создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
- Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
- Организация физкультурно-оздоровительной работы,
- Реализация дополнительных образовательных программ,
- Организация просветительской работы с родителями (законными представителями).
Перечисленные разделы программы определяют основные направления работы педагогического коллектива по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:
– актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;
– доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования.
– положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
– последовательности. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
– системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
– сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков. Для образовательной системы «Гармония» характерна, прежде всего, гармония разных видов здоровья – физического, психо-эмоционального, духовно-нравственого, интеллектуального, социального. Известно, что состояние здоровья зависит от образа жизни, значительную часть которой ребёнок проводит в школе. Поэтому Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в школе начинается с продумывания построения и реализации здоровьесохраняющего, безопасного для здоровья обучающихся учебного процесса. Затем рассматриваются просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни.
Образовательная система «Гармония» обеспечивает здоровый образ жизни через здоровые уроки, построенные методически грамотно, без психологических перегрузок, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста. Она обеспечивает понимание ребёнком изучаемых вопросов, создаёт условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создает для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у школьников представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни путём использования возможностей УМК «Гармония», УМК «Школа 21 века» в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Гармония», УМК «Школа 21 века».
Система учебников УМК «Гармония», УМК «Школа 21 века» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».
В курсе «Русский язык» при выполнении упражнений на уроках обучающиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
В курсе «Литературное чтение» уделяется большое внимание формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).
Обучающиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).
В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема духовного здоровья, образования, труда, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Православное учение о человеке», «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе», «Зачем творить добро?» и др.
Основные направления просветительской и мотивационной работы
Направление деятельности | Задачи | Содержание |
Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни | 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни. 2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности. 3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни | – Проведение уроков здоровья, проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности |
Профилактическая деятельность | 1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья. 2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья. 3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу. 4. Профилактика травматизма | – Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье. – Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований. – Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми. – Профилактика утомляемости: проведение физкультминуток на уроках, подвижных перемен; оборудование зон отдыха. |
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа | 1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта. 2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму. | – Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОУ: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта; дни здоровья. – Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми родителей. |
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
·соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
·наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
·организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков, обедов;
·оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
·наличие помещений для медицинского персонала;
·наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, психолог).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Связи, устанавливаемые для реализации программы
- Внутренние: учитель физкультуры, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь.
- Внешние: детская библиотека, сельская амбулатория.
Предполагаемый результат реализации программы:
- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
- рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
- высокий уровень сплочения детского коллектива;
- активное участие родителей в делах класса;
- способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
В результате обучения и воспитания по данной программе планируется приобретение обучающимися знаний:
- об основных компонентах культуры своего здоровья и здорового образа жизни;
- по формированию у детей понятия ценности здоровья, его сохранения и укрепления;
- по формированию элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек.
Программа действий педагогического коллектива
на четвертом году обучения
Направления работы | Задачи, решаемые на каждом направлении | Формы деятельности | Сроки | Ответственные |
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры | • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; • создание условий для обеспечения максимально комфортного и здорового пребывания учащихся в школе | Обеспечение температурного и светового режима в классных помещениях и коридорах школы | В течение года | Зам. директора по АХЧ |
Организация горячего питания, охватывающего наибольший процент учащихся | Сентябрь, январь | Директор Кл. рук. | ||
Соблюдение санитарно-гигиенического режима в школе. | До 07.09.12 | Директор Кл. рук. | ||
Обеспечение своевременного медосмотра. | До 21.09.12. | Директор | ||
Организация проведения зарядок | постоянно | Кл. рук. | ||
Организация работы ГПД , контроль соблюдения режима дня | В течение года | Зам. директора | ||
Организация активного отдыха учащихся на переменах | В течение года | Кл. рук. | ||
Организация внеурочной деятельности | В течение года | Зам. директораРук. кружков | ||
Оформление информационных стендов в коридорах школы, в классе,пропагандирующих ЗОЖ | В течение года | Зам. директора Кл. рук. | ||
2. Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся | • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки | Применение здоровьесберегающих технологий на уроках | В течение года | Кл. рук. |
Оптимизации учебной нагрузки учащихся | В течение года | Зам. директор | ||
Обеспечение двигательной активности учащихся в течение учебного дня | В течение года | Кл. рук. | ||
Организация внеурочной деятельности во второй половине дня | В течение года | Зам. директора | ||
Психологическое сопровождение учащихся | В течение года | Педагог-психолог | ||
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы | • обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся; • сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. | Проведение мониторинга по выявлению детей с отклонениями в здоровье, определение групп здоровья учащихся | сентябрь | Мед. работники |
Распределение обучающихся по уровню физического развития | сентябрь | Учитель физ.культуры | ||
Определение уровня физической подготовки учащихся | сентябрь | Учитель физ.культуры | ||
Учет посещаемости школьных занятий учащимися | В течение года | Кл. рук. мед. работник | ||
Вовлечение учащихся с ослабленным здоровьем в работу спортивных кружков и секций | сентябрь | Кл. рук. | ||
Организация гимнастики в начале учебного дня, проведение двух физкультминуток в течение одного урока | В течение года | Кл. рук. | ||
Диспансеризация (осмотр узкими специалистами) | 1 раз в год | Мед. работники | ||
Витаминотерапия | декабрь-март | Мед. работники | ||
4. Реализация дополнительных образовательных программ | • внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. | Дни здоровья | 1 раз в четверть 15.09.12 | Зам. директора, учителя физкультуры |
Беседы по ЗОЖ | В течение года | Кл. руководители Мед. работники | ||
Тренировка вывода учащихся из здания школы | По графику школы | Зам.директора, кл.рук. | ||
Проведение кл. часов по темам ЗОЖ | В течение года | Кл. рук. | ||
Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!» | февраль | Кл. рук. | ||
Викторина на знание правил дорожного движения | 18-23.11 | Кл. рук. | ||
Обновление материалов в уголках безопасности дорожного движения | регулярно | Кл. рук. | ||
Соревнования «Весёлые старты» | 2 раза в год | Учителя физ. культуры | ||
5. Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) | • Приобщение семьи к оздоровительной работе; • организация совместной работы педагогов и родителей по вопросам здоровья ребенка. | Классное родительское собрание «Как сберечь здоровье ребенка». | декабрь | Кл. рук. |
Индивидуальные беседы с родителями о ЗОЖ третьеклассников | По необходимости | Кл. рук. Социальный педагог | ||
Организация однодневных походов на природу совместно с родителями «Кто здоровый образ жизни ведет, тот в походы в лес идет » | май | Родители, Кл. рук. |
Работа с родителями.
Главная задача – сформировать здоровый досуг семьи. В 4 классе будет продолжена совместная работа с родителями учащихся по всем направлениям программы, проведено родительское собрание на тему: «Как сберечь здоровье ребенка».
Тематика консультативных встреч:
- Гигиенические требования к организации домашней учебной работы.
- Комплекс микропауз при выполнении домашней работы.
- От чего зависит работоспособность младших школьников.
- Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости.
- Профилактика близорукости.
- Профилактика нарушения осанки.
- Упражнения на развития внимания.
- Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.
- Упражнения на развитие логического мышления.
- Компьютер. Безопасный режим работы и др.
Циклограмма работы класса
Ежедневно | Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических пауз, профилактических упражнений и самомассажа на уроках, прогулки. Организация классного ученического дежурства. Влажная уборка, проветривание классной комнаты. |
Еженедельно | Работа в кружках, спортивных секциях, проведение уроков на свежем воздухе. |
Ежемесячно | консультационные встречи с родителями, генеральная уборка классной комнаты. |
Один раз в четверть | Беседы по ТБ во время каникул, профилактика гриппа и других вирусных инфекций. День здоровья. |
Один раз в год | Медицинский осмотр, заполнение паспорта класса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...