Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия для малышей"
рабочая программа (2 класс) по теме

Курс «Геометрия для малышей» играет особую  роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой - готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов. Основной принцип предлагаемого курса – метод геометрической наглядности. Программа основана на активной деятельности детей, направленной на накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometria.docx45.86 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Геометрия  для  малышей»

По общеинтеллектуальному направлению

(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)

кружок

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Геометрия для малышей»

(наименование)

1 год

(срок реализации программы)

8-9 лет

(возраст обучающихся)

Калинкина Ирина Михайловна,

Учитель начальных классов

(Ф.И.О. учителя, составителя)



 

Содержание

  1. Пояснительная записка

  1. Тематическое планирование  

  1.  Содержание программы   

  1. Календарно-тематическое планирование     

  1. Список литературы

  1. Пояснительная записка

        Геометрические  образы сопровождают человека в течение всей его жизни, начиная с первых лет. Первичные геометрические сведения появляются до того, как он способен формально – логически осмысливать. Чем богаче и разностороннее мир ребенка, тем больше таких знаний он получает до начала обучения в школе.

         В начальных классах на уроках математики ведется работа по знакомству с геометрическими понятиями и представлениями. Глубокое изучение геометрии начинается лишь в 7 классе и всегда вызывает у учащихся определенные трудности: непонимание необходимости доказательств, отсутствие геометрической зоркости, интуиции, геометрического воображения, неумение выстраивать четкие логические рассуждения, а в старших классах еще добавляется проблема пространственного мышления.

       

       Курс «Геометрия для малышей» играет особую  роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой - готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов. Основной принцип предлагаемого курса – метод геометрической наглядности. Программа основана на активной деятельности детей, направленной на накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации.

     Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, обучающиеся знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей, изучаемых геометрических фигур, с последующим обнаружением на предметах и объектах, окружающих ребят.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный и деятельностный подходы. Учебный материал организован таким образом, что позволяет реализовать процесс познания - от реальной жизни к теоретическому знанию (абстрагированию) и снова к реальной действительности. Но на новом витке познания. При этом уделяется внимание мотивации нового знания, которая обеспечивается рассмотрением знакомой детям ситуации.

Цель программы:  

Создание запаса геометрических представлений, восстановление и максимальное развитие познавательных способностей учащихся.

Задачи программы:

  • образовательные:
  • Создать запас геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов.
  • Показать роль геометрии в познании мира.
  • Развивать интуицию и геометрическое воображение учащихся.

  • развивающие: 

Развить пространственное воображения, речи, формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни,

Развивать мелкую моторику рук и глазомер,

 Пополнение словарного запаса, расширение мировоззрения.

  • воспитательные: 
  • воспитать критическое мышление, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.


Программа рассчитана на учащихся 2 классов. Продолжительность реализации программы рассчитана на один год, по 1 часу в неделю, всего 34 часа.

 

Основные формы обучения, положенные в основу программы:

Групповые формы организации обучения: групповая работа на уроке, групповые практикумы, творческие работы.

 Индивидуальные формы работы в классе: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационным технологиям за компьютером.

Формы проведения занятий:

  • Исследование;
  • создание проектов;
  • путешествие;
  • экскурсии;
  • КТД;
  • презентация;
  • беседа;
  • конкурс;
  • инсценирование, показ сказки;
  • выставка.

Виды контроля:

  •  индивидуальный, групповой и фронтальный.

Методы обучения:

  • Словесные:  рассказ, беседа.
  • Наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные,  так и компьютерные
  • Практические: изготовление моделей геометрических тел, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Методы воспитания:

  • Проблемно-ситуативный
  • Объяснительно-репродуктивный
  • Самовоспитания

Ожидаемые результаты: Формирование запаса геометрических представлений, необходимых учащимся для дальнейшего изучения предмета, повышение интереса учащихся к геометрии, приобретение опыта самостоятельного поиска и систематизации интересующей информации. Создание  проектов, коллективных работ, презентаций.

Планируемые результаты. В процессе посещения кружка обучающиеся смогут:

  • Распознавать  геометрические фигуры (точка, отрезок, прямая, луч, кривая, окружность, треугольник, четырехугольник, квадрат, ломаная, многоугольник), не менее десяти ;
  • продемонстрировать объемные геометрические фигуры (цилиндр, шар, пирамида, конус), построить развертку цилиндра, конуса, склеить из бумаги модель египетской пирамиды;
  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур (приводить не менее пяти примеров);
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • принимать участие в совместной работе коллектива, вести диалог, работая в парах, группах,
    взаимодействовать в группе;
  • находить необходимую информацию на различных носителях;
  • сформировать навыки самоанализа, самооценки;
  • сформировать умение демонстрировать результаты своей работы.

Межпредметное содержание:

Реализация программы по внеурочной деятельности опирается на содержание следующих учебных предметов: математика,  литература, технология, изобразительное искусство, география.      

Принципы реализации:

  • Доступность
  • Научность
  • Наглядность
  • Гуманизация

Условия реализации программы:

Оборудование:

  • Набор геометрических  фигур и тел, набор разверток геометрических тел, игры: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», пластилин, мягкая проволока, циркуль, ножницы, цветная бумага, клей, карандаши, угольник,   ПК, мультимедийный проектор, экран, возможности сети Интернет.

 


  1. Тематическое планирование кружка

     «Геометрия для малышей»

Курс рассчитан на 34 часа, в том числе на проведение экскурсий и практикумов выделено 23 часа.       Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, обучающиеся знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей, изучаемых геометрических фигур, с последующим обнаружением на предметах и объектах, окружающих ребят.

Курс  состоит из следующих самостоятельных разделов: «Знакомство с геометрическими фигурами», «Конструирование», «Этот удивительный симметричный мир», «Объемные фигуры», «Геометрические образы».

Название раздела

Всего часов

Из них

аудиторные

практические

Раздел «Знакомство с геометрическими фигурами»

4

2

2

Раздел  «Конструирование»

14

5

9

Раздел «Этот удивительный симметричный мир »

5

1

4

Раздел «Объемные фигуры»

7

2

5

Раздел «Геометрические образы»

4

1

3

ИТОГО:

34

11

23

             Итого: 34 недели х 1 час = 34 часа

3.Содержание  программы.
                1. Знакомство с геометрическими фигурами

Понятие линии, линия замкнутая, незамкнутая, самопересекающиеся линии, линии без самопересечений; внутренняя и внешние области замкнутой линии. Знакомство с понятиями «принадлежит», «не принадлежит», «окружность», «ломаная». Геометрический материал, связанный со свойствами фигур, отрабатывается в необычной форме: генеалогическое древо многоугольников и четырехугольников, инсценирование сказки «Король в стране четырехугольников». Мир линий через произведения искусства. Иллюстрации, характеризующие разнообразный мир линий.
               2. Конструирование

Способ составления фигуры – силуэта из геометрических фигур, составление с фиксированным правильным положением, составление фигур – силуэтов самостоятельно, используя собственный опыт, придумывание своих силуэтов. Закономерности в узорах, исследование «Узоры в культуре нашего края», узоры в одежде, узоры в архитектуре, узоры на посуде, узоры в оформлении книг, коллекция узоров, созданных в графическом редакторе. Большая часть времени отводится на работу с конструкторами –  «Пифагор», «Танграм», «Колумбово яйцо». Такие конструкторы как «Пифагор» или древняя китайская головоломка «Танграм» уже не одно поколение детей учат изобретательности, логическому мышлению с помощью геометрических объектов. использование электронных вариантов конструкторов. Разработка и защита проекта «Моя головоломка».


               3. Этот удивительный симметричный мир.

Зеркальное отражение предметов. Понятие симметрии. Симметрия в природе. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге перегибанием и отпечатыванием на нелинованной бумаге. Разработка и защита проектов: симметрия в мире растений, в мире животных.

  1. Объемные фигуры.

Понятие: объемная геометрическая фигура. Различие плоских и пространственных геометрических фигур.  Цилиндр. Конус. Шар. Пирамида. Построение развертки цилиндра, конуса, деление геометрического тела на части, выделение в нем новых элементов. Знакомство с Египетский пирамидой Путешествие в «Древний Египет – родину геометрии». Склеивание из бумаги модели египетской пирамиды. Презентация «Объемные геометрические фигуры». Соотношение названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей среды.


5. Геометрические образы.

Неоднозначные фигуры. Геометрические образы в литературе: «Сказка о королевском солдате», показ сказки  младшим школьникам, мастерская талантов КТД коллективная аппликация «Геометрия в моде»,  К итоговому занятию готовятся выставки самых удачных работ учащихся. Под каждым имя автора, литературное сопровождение. Обсуждаются перспективы дальнейшей геометрической деятельности.


4.Календарно - тематическое планирование кружка

             «Геометрия для малышей»

Тема занятия

Всего  часов

Из них

УУД

Формы организации занятий

Формы контроля

аудиторные

внеаудиторные

1

Раздел «Знакомство с геометрическими фигурами»

Точка. Линия. Внутренняя и внешняя области замкнутой линии.

Главные линии: прямая и окружность.

Ломаная.

Многоугольник.

4

2

2

Познавательные: Объяснять роль геометрии в практической деятельности людей. Соблюдать правила работы с ножницами, циркулем, правила работы в кабинете. Уметь работать с основными геометрическими инструментами.

Коммуникативные: Уметь принимать участие в совместной работе коллектива.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные: Умение адекватно оценивать результаты своей работы.

Беседа, сбор информации, работа

 в группах.

Конкурс «Угадай геометрическую фигуру» .

Инсценирование  сказки «Король в стране четырехугольников»

Презентация, организация выставки геометрических фигур.

2

Раздел  «Конструирование»

Треугольники :остроугольный, прямоугольный, тупоугольный.

Треугольники: Равнобедренный, равносторонний.

Четырехугольники.

Геометрические фигуры в окружающем мире.

Разрезание фигуры на части с целью составления другой фигуры.

Плоские орнаменты.

Узоры в культуре нашего края.

Создание узоров в графическом редакторе.

Прятки с фигурами.

Геометрический конструктор «Танграм».

Геометрический конструктор «Пифагор»

Геометрический конструктор «Колумбово яйцо».

Проект «Моя головоломка»

Проект «Моя головоломка». Защита проекта.

14

5

9

Познавательные: Познакомиться с геометрическими фигурами, уметь выделять их свойства. Уметь соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. Составлять фигуры-силуэты по своему замыслу в процессе работы с геометрическими конструкторами. Находить дополнительную информацию, работать в графическом редакторе. Уметь моделировать геометрические фигуры из мягкой проволоки, пластилина.

Коммуникативные: Уметь взаимодействовать в группе, вести диалог, корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию.

Регулятивные: Умение проявлять познавательную активность и самостоятельность.

Личностные: Умение адекватно понимать причины успешности (неуспешности) учебной деятельности.

Беседа, сбор информации, работа в группах.

Экскурсия (наблюдение) «Геометрические фигуры вокруг нас».

Исследование «Узоры в культуре нашего края».

Исследование :Узоры в одежде,

в архитектуре, узоры на посуде, узоры в оформлении книг.  

Проект «Моя головоломка».

Выставка альбомов «Узоры в геометрии»

Мониторинг.

3

Раздел «Этот удивительный симметричный мир»

Симметрия.

Симметрия вырезания.

Симметрия на клетчатой и нелинованной бумаге.

Проект «Симметрия в природе».

Проект «Симметрия в природе». Защита проекта.

 

5

1

4

Познавательные: Находить фигуры, имеющие ось симметрии. Строить симметричные фигуры на клетчатой бумаге перегибанием и отпечатыванием на нелинованной бумаге. Находить дополнительную информацию о симметрии в окружающем нас мире.

Коммуникативные: Критически относиться к своему и чужому мнению.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации.

Личностные: Уметь понимать чувства других людей,  сопереживать им.

Беседа, сбор информации, работа в группах.

Экскурсия ( наблюдение): «Симметрия в природе»

Проект «Симметрия в природе»

 

Защита проекта.

4

Раздел «Объемные фигуры»

Знакомство с объемными геометрическими фигурами.  Объемные геометрические фигуры вокруг нас.

Цилиндр. Применение формы цилиндра в жизни.

Конус.

Шар.

Развертка цилиндра, конуса.

Пирамида.  Египетская пирамида.

Моделирование объемных геометрических фигур из пластилина.

7

2

5

Познавательные: Распознавать и называть объемные геометрические тела (цилиндр, конус, шар, пирамида) Уметь соотносить реальные объекты с моделями объемных геометрических фигур .Выполнять развертку цилиндра, конуса. Уметь моделировать геометрические фигуры из пластилина. Находить дополнительную информацию о Египетских пирамидах, склеить из бумаги модель египетской пирамиды.

Коммуникативные: Принимать участие в совместной работе коллектива.

Регулятивные: Уметь анализировать ошибки и определять пути их преодоления.

Личностные: Уметь определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя.

Беседа, сбор информации, работа в группах.

Презентация «Объемные геометрические фигуры».

Путешествие  «В Древний Египет – родину геометрии»

Выставка объемных геометрических тел.

Мониторинг.

5

Раздел «Геометрические образы»

Геометрические образы в литературе.

Геометрические созвездия.

Геометрия в моде.

Заключительный урок. Моя лучшая работа.

4

1

3

Познавательные: Уметь находить геометрические образы в литературе, на звездном небе, в моде, в окружающих предметах.

Коммуникативные: Принимать участие в совместной работе коллектива.  Принимать самостоятельное решение.

Регулятивные: Адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Личностные: Уметь адекватно оценивать результаты своей работы.

Инсценирование сказки  «О королевском солдате».

Мастерская талантов КТД. Коллективная аппликация «Геометрия в моде».

Показ сказки «О королевском солдате» младшим школьникам.

Выставка работ «Моя лучшая работа».


Список литературы


  1. Белошистая А. В., Кабанова Н. В., Моделирование в курсе «Математика и конструирование» - М.: Просвещение, 2009.

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2008.

  4. «Математические кружки в школе». А.В.Фарков.- М:Айрис-пресс,

2008.  

5.Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008.


http://www.uroki.net/bp/adview.php?what=zone:5&n=a89ba286


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа курса "Экономика для малышей"

Программа дополнительного образования “Экономика для малышей ” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет и рассчитана на 2 года обучения.Программа направлена на обучен...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...