Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия для малышей"
рабочая программа (2 класс) по теме
Курс «Геометрия для малышей» играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой - готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов. Основной принцип предлагаемого курса – метод геометрической наглядности. Программа основана на активной деятельности детей, направленной на накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometria.docx | 45.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Геометрия для малышей»
По общеинтеллектуальному направлению
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/
по конкретным видам внеурочной деятельности)
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Геометрия для малышей»
(наименование)
1 год
(срок реализации программы)
8-9 лет
(возраст обучающихся)
Калинкина Ирина Михайловна,
Учитель начальных классов
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Содержание
Пояснительная записка
Тематическое планирование
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
Список литературы
- Пояснительная записка
Геометрические образы сопровождают человека в течение всей его жизни, начиная с первых лет. Первичные геометрические сведения появляются до того, как он способен формально – логически осмысливать. Чем богаче и разностороннее мир ребенка, тем больше таких знаний он получает до начала обучения в школе.
В начальных классах на уроках математики ведется работа по знакомству с геометрическими понятиями и представлениями. Глубокое изучение геометрии начинается лишь в 7 классе и всегда вызывает у учащихся определенные трудности: непонимание необходимости доказательств, отсутствие геометрической зоркости, интуиции, геометрического воображения, неумение выстраивать четкие логические рассуждения, а в старших классах еще добавляется проблема пространственного мышления.
Курс «Геометрия для малышей» играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой - готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов. Основной принцип предлагаемого курса – метод геометрической наглядности. Программа основана на активной деятельности детей, направленной на накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации.
Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, обучающиеся знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей, изучаемых геометрических фигур, с последующим обнаружением на предметах и объектах, окружающих ребят.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный и деятельностный подходы. Учебный материал организован таким образом, что позволяет реализовать процесс познания - от реальной жизни к теоретическому знанию (абстрагированию) и снова к реальной действительности. Но на новом витке познания. При этом уделяется внимание мотивации нового знания, которая обеспечивается рассмотрением знакомой детям ситуации.
Цель программы:
Создание запаса геометрических представлений, восстановление и максимальное развитие познавательных способностей учащихся.
Задачи программы:
- образовательные:
- Создать запас геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов.
- Показать роль геометрии в познании мира.
- Развивать интуицию и геометрическое воображение учащихся.
- развивающие:
Развить пространственное воображения, речи, формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни,
Развивать мелкую моторику рук и глазомер,
Пополнение словарного запаса, расширение мировоззрения.
- воспитательные:
- воспитать критическое мышление, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа рассчитана на учащихся 2 классов. Продолжительность реализации программы рассчитана на один год, по 1 часу в неделю, всего 34 часа.
Основные формы обучения, положенные в основу программы:
Групповые формы организации обучения: групповая работа на уроке, групповые практикумы, творческие работы.
Индивидуальные формы работы в классе: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационным технологиям за компьютером.
Формы проведения занятий:
- Исследование;
- создание проектов;
- путешествие;
- экскурсии;
- КТД;
- презентация;
- беседа;
- конкурс;
- инсценирование, показ сказки;
- выставка.
Виды контроля:
- индивидуальный, групповой и фронтальный.
Методы обучения:
- Словесные: рассказ, беседа.
- Наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные
- Практические: изготовление моделей геометрических тел, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Методы воспитания:
- Проблемно-ситуативный
- Объяснительно-репродуктивный
- Самовоспитания
Ожидаемые результаты: Формирование запаса геометрических представлений, необходимых учащимся для дальнейшего изучения предмета, повышение интереса учащихся к геометрии, приобретение опыта самостоятельного поиска и систематизации интересующей информации. Создание проектов, коллективных работ, презентаций.
Планируемые результаты. В процессе посещения кружка обучающиеся смогут:
- Распознавать геометрические фигуры (точка, отрезок, прямая, луч, кривая, окружность, треугольник, четырехугольник, квадрат, ломаная, многоугольник), не менее десяти ;
- продемонстрировать объемные геометрические фигуры (цилиндр, шар, пирамида, конус), построить развертку цилиндра, конуса, склеить из бумаги модель египетской пирамиды;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур (приводить не менее пяти примеров);
- принимать и сохранять учебную задачу;
- принимать участие в совместной работе коллектива, вести диалог, работая в парах, группах,
взаимодействовать в группе; - находить необходимую информацию на различных носителях;
- сформировать навыки самоанализа, самооценки;
- сформировать умение демонстрировать результаты своей работы.
Межпредметное содержание:
Реализация программы по внеурочной деятельности опирается на содержание следующих учебных предметов: математика, литература, технология, изобразительное искусство, география.
Принципы реализации:
- Доступность
- Научность
- Наглядность
- Гуманизация
Условия реализации программы:
Оборудование:
- Набор геометрических фигур и тел, набор разверток геометрических тел, игры: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», пластилин, мягкая проволока, циркуль, ножницы, цветная бумага, клей, карандаши, угольник, ПК, мультимедийный проектор, экран, возможности сети Интернет.
- Тематическое планирование кружка
«Геометрия для малышей»
Курс рассчитан на 34 часа, в том числе на проведение экскурсий и практикумов выделено 23 часа. Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, обучающиеся знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей, изучаемых геометрических фигур, с последующим обнаружением на предметах и объектах, окружающих ребят.
Курс состоит из следующих самостоятельных разделов: «Знакомство с геометрическими фигурами», «Конструирование», «Этот удивительный симметричный мир», «Объемные фигуры», «Геометрические образы».
№ | Название раздела | Всего часов | Из них | |
аудиторные | практические | |||
Раздел «Знакомство с геометрическими фигурами» | 4 | 2 | 2 | |
Раздел «Конструирование» | 14 | 5 | 9 | |
Раздел «Этот удивительный симметричный мир » | 5 | 1 | 4 | |
Раздел «Объемные фигуры» | 7 | 2 | 5 | |
Раздел «Геометрические образы» | 4 | 1 | 3 | |
ИТОГО: | 34 | 11 | 23 | |
Итого: 34 недели х 1 час = 34 часа
3.Содержание программы.
1. Знакомство с геометрическими фигурами
Понятие линии, линия замкнутая, незамкнутая, самопересекающиеся линии, линии без самопересечений; внутренняя и внешние области замкнутой линии. Знакомство с понятиями «принадлежит», «не принадлежит», «окружность», «ломаная». Геометрический материал, связанный со свойствами фигур, отрабатывается в необычной форме: генеалогическое древо многоугольников и четырехугольников, инсценирование сказки «Король в стране четырехугольников». Мир линий через произведения искусства. Иллюстрации, характеризующие разнообразный мир линий.
2. Конструирование
Способ составления фигуры – силуэта из геометрических фигур, составление с фиксированным правильным положением, составление фигур – силуэтов самостоятельно, используя собственный опыт, придумывание своих силуэтов. Закономерности в узорах, исследование «Узоры в культуре нашего края», узоры в одежде, узоры в архитектуре, узоры на посуде, узоры в оформлении книг, коллекция узоров, созданных в графическом редакторе. Большая часть времени отводится на работу с конструкторами – «Пифагор», «Танграм», «Колумбово яйцо». Такие конструкторы как «Пифагор» или древняя китайская головоломка «Танграм» уже не одно поколение детей учат изобретательности, логическому мышлению с помощью геометрических объектов. использование электронных вариантов конструкторов. Разработка и защита проекта «Моя головоломка».
3. Этот удивительный симметричный мир.
Зеркальное отражение предметов. Понятие симметрии. Симметрия в природе. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге перегибанием и отпечатыванием на нелинованной бумаге. Разработка и защита проектов: симметрия в мире растений, в мире животных.
- Объемные фигуры.
Понятие: объемная геометрическая фигура. Различие плоских и пространственных геометрических фигур. Цилиндр. Конус. Шар. Пирамида. Построение развертки цилиндра, конуса, деление геометрического тела на части, выделение в нем новых элементов. Знакомство с Египетский пирамидой Путешествие в «Древний Египет – родину геометрии». Склеивание из бумаги модели египетской пирамиды. Презентация «Объемные геометрические фигуры». Соотношение названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей среды.
5. Геометрические образы.
Неоднозначные фигуры. Геометрические образы в литературе: «Сказка о королевском солдате», показ сказки младшим школьникам, мастерская талантов КТД коллективная аппликация «Геометрия в моде», К итоговому занятию готовятся выставки самых удачных работ учащихся. Под каждым имя автора, литературное сопровождение. Обсуждаются перспективы дальнейшей геометрической деятельности.
4.Календарно - тематическое планирование кружка
«Геометрия для малышей»
№ | Тема занятия | Всего часов | Из них | УУД | Формы организации занятий | Формы контроля | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||||
1 | Раздел «Знакомство с геометрическими фигурами» Точка. Линия. Внутренняя и внешняя области замкнутой линии. Главные линии: прямая и окружность. Ломаная. Многоугольник. | 4 | 2 | 2 | Познавательные: Объяснять роль геометрии в практической деятельности людей. Соблюдать правила работы с ножницами, циркулем, правила работы в кабинете. Уметь работать с основными геометрическими инструментами. Коммуникативные: Уметь принимать участие в совместной работе коллектива. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: Умение адекватно оценивать результаты своей работы. | Беседа, сбор информации, работа в группах. Конкурс «Угадай геометрическую фигуру» . Инсценирование сказки «Король в стране четырехугольников» | Презентация, организация выставки геометрических фигур. |
2 | Раздел «Конструирование» Треугольники :остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. Треугольники: Равнобедренный, равносторонний. Четырехугольники. Геометрические фигуры в окружающем мире. Разрезание фигуры на части с целью составления другой фигуры. Плоские орнаменты. Узоры в культуре нашего края. Создание узоров в графическом редакторе. Прятки с фигурами. Геометрический конструктор «Танграм». Геометрический конструктор «Пифагор» Геометрический конструктор «Колумбово яйцо». Проект «Моя головоломка» Проект «Моя головоломка». Защита проекта. | 14 | 5 | 9 | Познавательные: Познакомиться с геометрическими фигурами, уметь выделять их свойства. Уметь соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. Составлять фигуры-силуэты по своему замыслу в процессе работы с геометрическими конструкторами. Находить дополнительную информацию, работать в графическом редакторе. Уметь моделировать геометрические фигуры из мягкой проволоки, пластилина. Коммуникативные: Уметь взаимодействовать в группе, вести диалог, корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию. Регулятивные: Умение проявлять познавательную активность и самостоятельность. Личностные: Умение адекватно понимать причины успешности (неуспешности) учебной деятельности. | Беседа, сбор информации, работа в группах. Экскурсия (наблюдение) «Геометрические фигуры вокруг нас». Исследование «Узоры в культуре нашего края». Исследование :Узоры в одежде, в архитектуре, узоры на посуде, узоры в оформлении книг. Проект «Моя головоломка». | Выставка альбомов «Узоры в геометрии» Мониторинг. |
3 | Раздел «Этот удивительный симметричный мир» Симметрия. Симметрия вырезания. Симметрия на клетчатой и нелинованной бумаге. Проект «Симметрия в природе». Проект «Симметрия в природе». Защита проекта.
| 5 | 1 | 4 | Познавательные: Находить фигуры, имеющие ось симметрии. Строить симметричные фигуры на клетчатой бумаге перегибанием и отпечатыванием на нелинованной бумаге. Находить дополнительную информацию о симметрии в окружающем нас мире. Коммуникативные: Критически относиться к своему и чужому мнению. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации. Личностные: Уметь понимать чувства других людей, сопереживать им. | Беседа, сбор информации, работа в группах. Экскурсия ( наблюдение): «Симметрия в природе» Проект «Симметрия в природе»
| Защита проекта. |
4 | Раздел «Объемные фигуры» Знакомство с объемными геометрическими фигурами. Объемные геометрические фигуры вокруг нас. Цилиндр. Применение формы цилиндра в жизни. Конус. Шар. Развертка цилиндра, конуса. Пирамида. Египетская пирамида. Моделирование объемных геометрических фигур из пластилина. | 7 | 2 | 5 | Познавательные: Распознавать и называть объемные геометрические тела (цилиндр, конус, шар, пирамида) Уметь соотносить реальные объекты с моделями объемных геометрических фигур .Выполнять развертку цилиндра, конуса. Уметь моделировать геометрические фигуры из пластилина. Находить дополнительную информацию о Египетских пирамидах, склеить из бумаги модель египетской пирамиды. Коммуникативные: Принимать участие в совместной работе коллектива. Регулятивные: Уметь анализировать ошибки и определять пути их преодоления. Личностные: Уметь определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя. | Беседа, сбор информации, работа в группах. Презентация «Объемные геометрические фигуры». Путешествие «В Древний Египет – родину геометрии» | Выставка объемных геометрических тел. Мониторинг. |
5 | Раздел «Геометрические образы» Геометрические образы в литературе. Геометрические созвездия. Геометрия в моде. Заключительный урок. Моя лучшая работа. | 4 | 1 | 3 | Познавательные: Уметь находить геометрические образы в литературе, на звездном небе, в моде, в окружающих предметах. Коммуникативные: Принимать участие в совместной работе коллектива. Принимать самостоятельное решение. Регулятивные: Адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя. Личностные: Уметь адекватно оценивать результаты своей работы. | Инсценирование сказки «О королевском солдате». Мастерская талантов КТД. Коллективная аппликация «Геометрия в моде». | Показ сказки «О королевском солдате» младшим школьникам. Выставка работ «Моя лучшая работа». |
Список литературы
Белошистая А. В., Кабанова Н. В., Моделирование в курсе «Математика и конструирование» - М.: Просвещение, 2009.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
Жильцова Т.В., Обухова Л.А. «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2008.
«Математические кружки в школе». А.В.Фарков.- М:Айрис-пресс,
2008.
5.Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа курса "Экономика для малышей"
Программа дополнительного образования “Экономика для малышей ” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет и рассчитана на 2 года обучения.Программа направлена на обучен...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...