Программа "Школа для малышей"
рабочая программа на тему

Красова Ольга Викторовна

Программа разработана для проведения подготовительных занятий с будущими первоклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.shkola_dlya_malyshey_.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕОЛЬНАЯ ШКОЛА №68 ИМЕНИ ДОЛГИХ Н.И.      ГОРОДА ТУЛЫ

Программа

"Школа

для

 малышей"

Составитель: Красова Ольга Викторовна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

      В своей деятельности по организации работы «Школа для малышей» руководствуется:
- «Правилами оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 01. 07. 2001 г. №505;
- Письмом Министерства общего и среднего образования РФ «О подготовке детей к школе» от 22 июля 1997 г. № 990/14-15.
- Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования» от 15.03. 2002 г. №864.

        Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.

Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.

В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.

Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

      Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых  и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.
Изучив вопросы теории по обсуждаемой проблеме, мы выделяем наиболее приемлемые для развития нашей школы основополагающие
идеи:

  • создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
  • формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;
  • развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;
  • формирование психологической готовности к школе.

          В предлагаемой программе «Школы для малышей» мы комплексно решаем    задачи по подготовке   детей к школе.
        Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности.
Развивающие занятия проходят с элементами тренинга в отличие от обычных занятий. Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.

 Программа реализуется через следующие курсы:

  •  «Думай, решай, смекай»
  • «По  дороге  к  Азбуке»
  • «Занимательное  письмо»
  • «Уроки Звуковичка»
  • «Увлекательный английский»

Порядок организации работы подготовительных занятий будущих первоклассников

«Школа для  малышей»:

  • группы формируются из детей 6- 7 - летнего возраста;
  • продолжительность обучения составляет 30 учебных недель ( октябрь – май)
  • наполняемость групп  15 - 20 человек;
  • режим занятий: 

                           2 раза в неделю:

 по понедельникам – 3 занятия по 30 минут и по средам -  2 занятия по 30 минут. Между занятиями музыкально - игровые  15 минутные перемены.

Цель и задачи курса

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит

  • обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника,
  • развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей  6-7-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

 

Концепция программы  «Школа  для  малышей» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Содержание программы

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

                                               «Думай, решай, смекай»

На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

  • Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
  • Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
  • Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

    К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

  • выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
  • объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью;
  • находить части целого и целое по известным частям;
  • сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами,
  • считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
  • сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 и устанавливать насколько одно число больше или меньше другого;
  •  называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
  • определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
  • соотносить цифру с количеством предметов;
  • измерять длину предметов, располагать предметы в порядке увеличения или уменьшения их длины, высоты, ширины;
  •  узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
  • разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
  • выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
  • называть части суток, последовательность дней недели, месяцев в году.
  • использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной и нескольких единиц;
  • записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =.

Тематический план занятий курса «Думай, решай, смекай»

№ п/п

Тема занятия

Октябрь

1

Вводное занятие. Правила работы и письма. Входная диагностика.

2

Сравнение предметов. Цвет предметов.

3

Сравнение предметов. Форма фигур.

4

Сравнение предметов по размеру. Работа с шаблоном.

Ноябрь

5

Геометрические фигуры. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

6

Пространственная ориентация. Ориентировка на листе бумаги.

7

Счет предметов. Число и цифра 1. Сравнение фигур.

8

Число и цифра 2. Цветовая закономерность.

Декабрь

9

Счет предметов. Сравнение групп предметов. Знак =.

10

Число и цифра 3. Треугольники. Работа на нелинованной бумаге.

11

Число и цифра 4. Четырехугольник. Работа со счетными палочками.

12

Порядковые отношения. Направление движения на листе бумаги.

Январь

13

Число и цифра 5. Пятиугольник.

14

Число и цифра 6. Шестиугольник. Временные представления.

15

Число и цифра 7. Классификация.

16

Сравнение предметов по массе: «тяжелее – легче». Числа 1-7

Февраль

17

Виды линий. Последовательности. Логические ряды.

18

Число и цифра 8. Рисование фигур по точкам.

19

Число и цифра 9. Игра «Поиск девятого»

20

Число десять, запись числа десять

Март

21

Число и цифра 0. Конструирование из геометрических фигур.

22

Круг. Овал. Составление композиций из кругов и овалов.

23

Длина, ширина, высота, толщина предметов

24

Временные отношения: «раньше – позже»

Апрель

25

Знаки <, >. Сравнение групп предметов.

26

Составление математических рассказов по рисунку.

27

Числа от 1 до 10.

28

Счёт двойками и тройками

Май

29

Обратный счет. Математическая загадка.

30

Обобщение изученного. Выходная диагностика.

 

                               «По  дороге  к  Азбуке»

Одним из ведущих направлений работы при подготовке детей к школе является развитие речи. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания дошкольников.

  • решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
  • Программа направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
  • Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению.

 Развитие связной речи  происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка; осуществляется подход от ситуативной к контекстной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления; начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее значение и ее особенности.

Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Программа предполагает не обучение просто чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:

  • Овладение звуковым синтезом слов.
  •  Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
  • Правильное произношение всех звуков родного языка.
  • Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.
  • Уточнение, обогащение, активизация словаря.
  • Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).
  • Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.
  • Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).
  • Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей

  темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

  • Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
  • Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последоватeльности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
  • Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей.

Тематический план занятий  курса «По  дороге к  Азбуке»

№ п/п

Тема занятия

Октябрь

1

Звуки. Звуки речи. Знаки. Знаки речи. Входная диагностика.

2

Речь устная и письменная. Игра «Набери слово».

3

Вопросы – ответы. Диалог. Игра «Расшифруй письмо».

4

Предложение. Модели предложений. Игра «Разложи по порядку».

Ноябрь

5

Слова – «названия», слова – «действия». Игра «Найди лишнее слово». Игра «Назови одним словом».

6

Игра «Сочини сказку о предмете». Противоположные по значению слова. Игра «День – ночь»

7

Слова – «признаки». Схемы слов. Игра «Доскажи словечко».   

8

Слова – друзья (синонимы). Игра «Скажи по-другому».

Декабрь

9

Времена года. Игра «Когда это бывает». Загадки.

10

Слоги. Схемы слогов.

11

Звуки гласные и согласные. Их условные обозначения. Игра «Найди букву», «Какой звук встречается чаще?».

12

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Загадки.  «Что необходимо» Игра «Ладошки». 

Январь

13

Составление сказки «Репка» по картинкам, опорным словам.

14

Пересказ знакомой сказки   «Теремок». Упражнение «Домик» (оценка умения действовать по образцу).

15

Страна «Алфавития». В мире волшебных слов.

16

Звуки [а], [у ]. Буквы а, у. Игра «Споем букву».

Февраль

17

Звуки [ы ], [ и ]. Буквы ы, и.

18

Знакомство с буквами Д и О. Составление слова дом. Беседа о домах, которые строят у разных народов: чем дома отличаются и почему, функции дома (сказка о трех поросятах)

19

Знакомство с буквой С и Р. Беседа о Родине, России. Упражнения в произнесении звуков [а], [о], [у] со звуками [р],[с]  с разными интонациями.

20

Знакомство с буквой М. Составление слова мама и рисование (по желанию детей) на эту тему.

Март

21

Знакомство с буквами Г и Н. Беседа о гномах. Рассказывание сказки «Белоснежка и семь гномов».

22

Знакомство с буквами К и Т. Игра со словами кит и кот, в которых “перепутались” гласные буквы.

23

Знакомство с буквой Б. Колыбельные песни, скороговорки.

24

Знакомство с буквой Л и П. Повторение и закрепление пройденного материала. Составление слов.

Апрель

25

Знакомство с буквой В и Ж.Введение буквенного лото для детей, начинающих читать. Составление слов с изученными буквами.

26

Знакомство с буквой З. Повторение пройденных букв, составление слов с помощью лото.

27

Что такое загадка? Сочинение загадок.

28

Слова-синонимы. Слова-антонимы. Потешки.

Май

29

Чтение слогов, слов, предложений.

30

Обобщение изученного. Выходная диагностика.

                         «Занимательное  письмо»

Если при подготовке к обучению чтению и при работе над совершенствованием связной устной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

Подготовка к обучению к письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты: координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаза и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознавать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

При подготовке детей к письму учитель организует систематическую работу по специально разработанной тетради, yчитывая психическую и физическую готовность детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.

На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:

а) графические диктанты;

б) штриховку фигур;

в) рисование по клеткам узоров;

г) построение фигур из прямых линий.

   Знакомство с начертаниями печатных букв, их «именами», рассматривание буквы как фигуры начинается только после этого. В этот период, когда ребёнок учится владеть рукой, с помощью зрения фиксировать границы, величину элементов, запоминает конфигурацию букв, не следует устанавливать связи с работой букв (какой звук какой буквой обозначаем). Полезнее попросить ребят сравнивать буквы между собой, из каких и скольких элементов построены, чем похожи и чем отличаются. Учитель предлагает детям такие упражнения: выложить букву их палочек, слепить из пластилина, составить из геометрических фигур, дорисовать, заштриховать или разукрасить.

   Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

   В данный раздел включены следующие упражнения:

1.     Пальчиковая гимнастика.

2.     Штриховка.

Все они проводятся на каждом занятии. Штриховка способствуют развитию творческого воображения и конструкторских способностей.

   

   К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

  • правильно держать ручку при письме;
  • ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;
  • фиксировать границу и величину элементов;
  • запоминать конфигурацию печатных букв;
  • знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
  • при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
  • уметь по фрагментам продолжить узор.

Тематический план занятий  курса «Занимательное письмо»

№ п/п

Тема занятия

Октябрь

1

Гигиенические  правила письма.

2

Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

3

Упражнения, способствующие овладению навыками письма. Развитие внимания.

4

Развитие мелкой моторики руки. Штриховка и рисование.узоров в тетради.

Ноябрь

5

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых_коротких линий. Считалки.

6

Письмо прямых наклонных линий. Штриховка геометрических фигур.

7

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками.

8

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв.

Декабрь

9

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.

10

Знакомство с линованной бумагой,письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву».

11

Ореинтировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

12

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование ёлочки.

Январь

13

Письмо полуовалов.

14

Письмо овалов. Штриховка и раскрашивание снеговика.

15

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

16

Кто с нами рядом живет? (о домашних животных) Построение и штриховка кошки.

Февраль

17

Построение и штриховка открытки к 23 Февраля.

18

В музее жилища. Построение и штриховка домика.

19

Построение и штриховка открытки к 8 Марта.

20

Подарки. Построение вазы с цветами для любимой мамочки.

Март

21

Делу время, потехе час. Построение и штриховка будильника

22

Орнамент из геометрических фигур. Построение и штриховка.

23

Птичий двор. Построение и штриховка петушка.

24

Загадываем желание. Построение и штриховка золотой рыбки в аквариуме.

Апрель

25

Путешествие в космос. Построение и штриховка ракеты.

26

Работа в тетради в узкую линейку. Письмо изученных элементов

27

Письмо изученных элементов. Повторение основных понятий.

28

Встречи на лесных тропинках. Построение и штриховка картинки “Гусеница”

Май

29

Морская прогулка. Построение и штриховка корабля и маяка.

30

Рисунок по образцу.

                         «Уроки  Звуковичка»

Эта программа предназначена для логопедической работы с детьми, испытывающими трудности в формировании устной и письменной речи, в рамках курса дополнительного образования.

            Коррекционная работа осуществляется в группах, поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определенный логопедический диагноз.

            Программа построена по принципу нарушений компонентов речи: фонетической, фонематической, грамматической, лексической, а так же недоразвитию психических процессов, приводящих к стойким нарушениям письма и чтения, и срокам исправления данных нарушений.

           Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Главная задача – адаптировать ребенка к школьным помещениям, научить простейшим требованиям, навыкам самоконтроля учебных действий, культуре поведения и речи, развить артикуляционную моторику, улучшить звуковую культуру, активизировать словарный запас, совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Содержание планирования рассчитано на 30 часов при 30 учебных неделях.

            В процессе коррекционного обучения наряду с общими задачами решаются частные задачи:

  • Формирование фонематического восприятия;
  • Формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
  • Формирование навыков звуко - буквенного анализа и синтеза;
  • Формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;
  • Формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;
  • Развитие пространственно – временной ориентации;
  • Развитие зрительного и слухового восприятия;
  • Развитие связной речи; развитие процессов письма и чтения.

Программа:

  • Основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного и школьного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы образования;
  • Разработана в соответствии с деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей с нарушениями звукопроизношения, письма и чтения,
  • Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • Строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
  • Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей; 2) самостоятельную деятельность детей;
  • Направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребенка.

 

«Увлекательный  Английский»

     Возможности иностранного языка  на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память.

   Настоящая программа предназначена для детей 6 лет. Е. А. Аркин выделяет шестилетний возраст, как наиболее подходящий (как в физиологическом, так и в психологическом плане) для начала любой деятельности. В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.

      В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая детей дошкольного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребёнок утомляется не деятельностью, а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик. Овладение иностранным языком на элементарном уровне  выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. Данный курс предполагает в целом 30 учебных часа по 30 минут. Частота проведения занятий максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и познании, и составляет 30 минут в неделю. Следует отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждое занятие строится как урок общения, максимально приближенное к естественному общению. Особое внимание следует обратить на фонетическую сторону речи: произношение звуков, овладение основными типами интонации в английском языке. Занятие следует начинать с фонетической разминки. Считалки, четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении. Для создания коммуникативной обстановки на занятиях важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка, нужно чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Важно, прежде всего, оценивать успехи ребёнка, а не недоработки. Даже самая маленькая победа должна быть оценена.

     Успех обучения и отношение детей к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит занятия. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно учитель использует  игровые приёмы, наглядность, тем прочнее ребёнок усваивает материал. Наблюдения показывают: укрепляя уверенность ребёнка в себе, а так же повышая его самооценку, педагог создаёт условия для его успехов и достижений в изучении иностранного языка. Даже исправление ошибок должно протекать как определённый этап игры.

     Использование компьютерной поддержки очень важно, так как наглядность и ситуации на мониторе вполне реальны. Но работа на компьютере не должна превышать 5-7 минут.

     Значительными возможностями обладает использование элементов драматизации. Ребёнок должен воспринимать учителя не только как носителя знаний по предмету, но и как яркую и интересную личность, умеющую установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что способствует плодотворному и эффективному сотрудничеству. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. Это: речь, интонация, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность и т.д. Благодаря этому расширяет творческую личность ребёнка; развивается эмоциональная сфера, развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается чувство перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

     Перечисляя средства, способствующие развитию интереса к иностранным языкам нельзя не остановиться ещё на одном – пении. Обращаясь на занятиях к пению, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несёт большой эстетический и воспитательный потенциал: происходит приобщение к музыкальной культуре страны изучаемого языка. Кроме того, пение вносит в занятие разнообразие, снимает усталость.

Говоря о целесообразности раннего обучения детей иностранным языкам, всегда следует помнить, что главным принципом в любом обучении является его гумманистическая направленность. Учитель должен заглянуть в душу ребёнка, побудить эмоции. Живое слово учителя – самое важное для каждого малыша.

Цели и задачи:

  1. Развитие речевых и познавательных способностей ребёнка, опираясь на речевой опыт в родном языке.
  2. Развитие речемыслительных способностей ребёнка.
  3. Формирование личности через приобщение к культуре и быту другого народа, через воспитание дружелюбного отношения ко всем людям, независимо от языка, на котором они говорят.
  4. Развитие творческой личности.

Формы организации деятельности:

  1. Речевые и фонетические разминки.
  2. Стихотворные примеры, рифмовки.
  3. Игры, ролевые игры, инсценировки.
  4. Рисование, конструирование, лепка. (развитие мелкой моторики) 

Тематический план курса «Увлекательный  английский»» 

 № 

Тема

 Кол-во часов 

1

Приветствие

3

2

Знакомство

3

3

Животные

3

4

Числительные   

3

5

Местоимения

3

6

Семья

3

7

Цвета

3

8

Мои игрушки

3

9

Части тела

3

10

Времена года

3

 

      Тематический план занятий  курса  «Увлекательный английский»

№ п/п

Тема занятия

Октябрь

1

Приветствие. В гостях у Красной Шапочки.  Знакомство с приветственными словами: Hello,hi, good morning, good bye., Игра  «Тук-Тук» (дети выходят за дверь, первый стучится в дверь-учитель открывает, при этом ребёнок здоровается «Good morning, Нина Григорьевна», следующий ребёнок при входе здоровается с тем кто вошёл до него «Hello, Дима»  и т.д.)

2

Животные-артисты. Изготовление масок по шаблонам, приветствие друг друга – игра «Узнай соседа» (Дети встают в круг, одев сделанные своими руками маски. Взглянув на соседа, ребёнок  должен догадаться кто из его друзей скрывается под маской и поздороваться «Hello, Миша», а тот ответить «Hi, Максим»).

3

Весёлая лисичка.. Приветствие  учителя в маске лисички (Учитель не смотря ни на одного из детей здоровается с любым из них, ребёнок услышав, что с ним поздоровались – здоровается в ответ)., игра «Угадай кто?» (Один из детей становится спиной к остальным. Дети по очереди здороваются с ведущим «Hello, Рома», ведущий должен угадать кто с ним поздоровался и дать ответ «Hi, Саша», ведущий сменяется, если не угадает голос поздоровавшегося.

4

Знакомство. Встреча с гостями сказок .Введение речевых образцов My name is…/ I am…при  помощи пальчикового театра (My name is Буратино, I am Мальвина и т.д)., игра «Придумай имя»( Дети представляются  придумав себе разные имена «Good morning. My name is Tom»)

Ноябрь

5

Незнайка знакомится с ребятами. Введение вопросов  What is your name?, Who are you? Учитель в роли Незнайки знакомится с детьми. Затем ребята знакомятся друг с другом.

6

В гостях у Буратино. Ведение  диалога между детьми и Буратино, игра «Волшебный микрофон» (с помощью кукольного театра  кукла Буратино раздаёт детям игрушечные микрофоны и общается с каждым ребёнком: - Hello.

7

Животные. Забавные зверюшки. Знакомство с новой лексикой (использование компьютерной презентации с изображением животных и озвучиванием их названий). Игра «Найди зверя» (Перед детьми разложены мягкие игрушки-животные. Учитель предлагает ребёнку найти то или иное животное «Лена, find a dog, please». Если ребёнок затрудняется, учитель просит помочь детей.)

8

Лесная полянка. Введение структуры «I have…», составление монолога (ребята рассаживаются по парам друг против друга. Держа перед собой принесённую из дома любимую мягкую игрушку рассказывают  друг другу монолог. Например: «Hello. My name is Толя. I have a rabbit»).,  Игра - спектакль «Театр мишки и его друзей»(с помощью кукольного театра учитель показывает животных в действии).

Декабрь

9

Волшебный лес.  Введение речевого образца It is…( It is a snake, It is a monkey и т.д. Ребята повторяют за учителем). Работа над  проектом «Мои любимые животные». ( На стене висит пейзаж, где отражены небо, лесная поляна, река, болото, приусадебный участок. Дети рисуют животных и вырезав их крепят к пейзажу учитывая место обитания того или иного животного, при этом называют It is a frog.

10

Числительные. Занимательное лото. Знакомство с числительными с помощью карточек, комментируя It is one. It is two…,Обучение счёту с помощью счётных палочек,  введение структуры «I am 6». Игра «Лото» (Ведущий достаёт из мешочка бочонок с изображением цифры, дети хором считают до той цифры, которую достал ведущий)

11

Волшебный счёт. Знакомство с множественным числом существительных с помощью картинок. (Учитель  комментирует «I have a cat», «I have two cats» и т.д. Обращает внимание на окончание - S Игра «Лото» ( Ведущий достаёт из мешочка бочонок с цифрой, дети называют цифру по-английски)

12

В гостях у Мудрой Совы.  Игра «Большие следы» .(На полу разложены бумажные следы с изображением цифр,  сначала в порядке возрастания, затем в разброс. Дети идут по следам, называя цифру на которую наступают. Можно провести данную игру в виде соревнования двух команд)., Игра «Палочки» .( Учитель,  используя кукольный театр- куклу совы предлагает каждому из ребят взять определённое количество палочек из своего дупла  «Паша, take only one stick, please» и следит за правильностью выполнения задания).

Январь

13

Местоимения. Мои  друзья. Знакомство с местоимениями I, you, we., Игра «Выбери друга» (Каждый ребёнок выходит и называет себя «I am Настя» выбирает себе друга и называет его «You are Илья», затем Илья отвечает «I am Илья. You are Настя».

14

Игры с Микки-Маусом. Приветствие Микки-Мауса (кукольный театр), знакомство с местоимениями he, she, they. Игра «Девочки-мальчики» ( Микки – Маус, обращаясь к ребятам, спрашивает, показывая на одного из детей «Is he Максим?/ Is she Лена?» , если он прав - дети отвечают «Yes, he/she is», если не прав – дети отвечают «No, he/she is not» ).

15

Мои любимые герои сказок. Изготовление рисунков «Мои любимые герои сказок», дети показывают свои рисунки, комментируя «He is Емеля», «She is Алёнушка»).

16

Семья. Моя семья.  Знакомство с новой лексикой (mother, father, sister, brother , grandmother, grandfather) с использованием предметных картинок. Игра «Расскажи о себе» (Ребята перечисляют членов своей семьи с использованием структуры «I have..»)

Февраль

17

В гостях у Кролика. Учитель в роли кролика рассказывает о своей выдуманной семье и предлагает детям выбрать маски животных и тоже рассказать об их выдуманной семье.

18

Мой фотоальбом. Совместное рассматривание фотоальбомов , принесённых детьми (ребята комментируют свои фотографии «He is my brother, She is my mother»), игра «Путаница» (Учитель показывает уже знакомые детям рисунки членов семьи и называет при этом «He is father», если сказанное соответствует изображению – дети хлопают в ладоши, если нет – дети топают), составление диалога).

19

Цвета.Разноцветные краски.  Знакомство с цветами с помощью озвученной компьютерной презентации, учитель комментирует «It is red», дети повторяют за преподавателем.,  Игра «Раскрась »(Учитель раздаёт ребятам листочки с изображением животных. Дети должны раскрасить их так, как скажет учитель. Например, «A pig is pink» ( дети раскрашивают поросёнка в розовый цвет.)

20

Чудеса природы.   Игра «Угадай цвет» (Дети срывают с нарисованного дерева листочки, с обратной стороны листочки раскрашены в те или иные цвета.) Ребята поворачивают листочек и называют цвет листочка «It is blue» и т.д). Игра «Светофор» (с помощью считалки выбирается ведущий, который называет любой цвет. Дети проходят мимо него, если этот цвет есть на их одежде, держась за него, и произносят «I have green». Те, у кого нет данного цвета, перебегают на другую сторону, проговаривая «I have no green».  Тот, кого поймал ведущий, занимает его место)

Март

21

Что могут мои цветные карандаши?  Рисуем радугу, презентация рисунков.

22

Мои игрушки. Путешествие в страну игрушек.  Знакомство с новой лексикой с помощью компьютерной презентации. Учитель называет игрушки с экрана, дети повторяют, затем учитель предлагает выбрать каждому ребёнку среди игрушек разложенных на полу ту, которую он назовёт. Игра «Зеркало» (Дети переносят по одной игрушке из шкафа с игрушками  назвав «It is a doll» в подобный шкаф на то же место, где эта игрушка стояла)

23

Магазин игрушек. Введение структуры «My favorite toy is… ». Дети рассказывают о своей любимой игрушке «My favorite toy is a car. It is yellow».  Игра «Магазин игрушек» (Дети разыгрывают диалоги по образцу, предложенному учителем).

24

Подарки друзьям.  Изготовление рисунков «Подарок для друга»  (Дети рисуют, либо лепят на выбор подарки для своих друзей с  помощью учителя, затем дарят их друг другу)

Весёлое соревнование.  Игра «Продавец» (Каждому ребёнку предлагается выступить в роли продавца и прорекламировать товар в его магазине , назвав верное количество той или иной игрушки и её цвет, используя структуру «I have..»). Игра «Snowball» (Дети называют слова по предложенной учителем теме, ребёнок повторяет слова, сказанные до него. Например, «Black», следующий «Black, red» и т.д.).

Апрель

25

Части тела. Доктор Айболит в гостях у ребят.  Знакомство с новой лексикой с помощью озвученной компьютерной презентации «Части тела». (Учитель комментирует, дети повторяют, затем называют части тела вместе с учителем, показывая на себе). Игра «Айболит» (Учитель предлагает детям надев, шапку и халат Айболита, вылечить пациента. Айболит должен выбрать себе пациента, учитель называет какую-либо часть тела. Айболит дотрагивается до той части тела, которую назвал учитель на пациенте)

26

Визит Буратино.  Знакомство с новой лексикой «Части лица» с помощью озвученной компьютерной презентации. (Учитель комментирует, дети повторяют, затем называют части лица вместе с учителем, показывая на себе), Игра «Хватай» ( Учитель с помощью куклы Буратино называет части лица, дети должны дотронуться на себе к тому месту, которое назвал Буратино)

27

Любопытный Незнайка.  Ведение Незнайкой  диалога с детьми. Игра «Да-нет» ( учитель с помощью пальчикого театра с изображением различных зверей  говорит «I am a monkey.  My name is Люся. I have five legs». Детям нужно ответить, правильное ли количество ног указала обезьянка и т.д. ). Рисуем портрет.  Дети изготавливают  портреты членов своей семьи. Презентуют свои рисунки, комментируя «I have a grandmother. She has two blue eyes, red lips, blond hair и т.д.

28

Времена года.В гостях у осени.  Знакомство с осенними месяцами, введение структуры «I can…» и сопутствующей лексики (to run, to sing, to play football, to swim, to jump, to ski, to walk и т.д.), практика в составлении высказываний «I can run in autumn » , изготовление аппликаций в группах «Осеннее дерево»)

Май

29

Зимушка-Зима.    Знакомство с зимними месяцами, изготовление рисунков «Зима  в деревне», игра «Зоопарк» (дети, надев маски животных, выступают перед своими друзьями, рассказывая о себе выдуманные монологи «I am a bear. My name is Ted. I can sleep in winter»).

30

Пришла Весна-красавица.  Знакомство с весенними месяцами, экскурсия на природу.

 Письмо в лето.  Знакомство с летними  месяцами, соревнование «Собери мозаику» (дети делятся на четыре группы. Каждой группе учитель называет по-английски название времени года. Дети должны собрать мозаику с эмблемой своего времени года: зима – снеговик, весна – солнце, лето – цветок, осень - листочек . Затем каждый из детей говорит о том, что он умеет делать в своё время года. Например «I can swim in summer»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

говорил нерождённый малыш

стихотворение к Дню матери...

Физкультминутки для малышей.

Физкультминутки на уроках для первоклассников....

Научите малыша трудиться

Учим малыша любить трудиться, а также уважать труд других людей....

Викторина по книге Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

После того, как учащиеся прочитали книгу Астрида Линдгрена «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», была проведена викторина по содержанию этой книги....

Разработка урока по чтению во втором классе "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше"

Разработка урока по литературному чтению во втором классе по программе «Школа 2100»(с использованием «Проникающих информационных технологии»)...

Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Малыш и Карлсон"

Урок литературного чтения разработан по программе "Школа 2100", 2 класс. Это первый урок по произведению известной шведской писательницы Астрид Линдгрен. На этом уроке учащиеся знакомятся с главными г...

Лесные загадки. Электронная книжка для малышей

Книга с цветными пометками для облегчения чтения начинающим читать детям. Способствует формированию правильного способа чтения....