Программа "Школа для малышей"
рабочая программа на тему
Программа разработана для проведения подготовительных занятий с будущими первоклассниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.shkola_dlya_malyshey_.doc | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕОЛЬНАЯ ШКОЛА №68 ИМЕНИ ДОЛГИХ Н.И. ГОРОДА ТУЛЫ
Программа
"Школа
для
малышей"
Составитель: Красова Ольга Викторовна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
В своей деятельности по организации работы «Школа для малышей» руководствуется:
- «Правилами оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 01. 07. 2001 г. №505;
- Письмом Министерства общего и среднего образования РФ «О подготовке детей к школе» от 22 июля 1997 г. № 990/14-15.
- Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования» от 15.03. 2002 г. №864.
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.
В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.
Изучив вопросы теории по обсуждаемой проблеме, мы выделяем наиболее приемлемые для развития нашей школы основополагающие идеи:
- создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
- формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;
- развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;
- формирование психологической готовности к школе.
В предлагаемой программе «Школы для малышей» мы комплексно решаем задачи по подготовке детей к школе.
Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности.
Развивающие занятия проходят с элементами тренинга в отличие от обычных занятий. Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.
Программа реализуется через следующие курсы:
- «Думай, решай, смекай»
- «По дороге к Азбуке»
- «Занимательное письмо»
- «Уроки Звуковичка»
- «Увлекательный английский»
Порядок организации работы подготовительных занятий будущих первоклассников
«Школа для малышей»:
- группы формируются из детей 6- 7 - летнего возраста;
- продолжительность обучения составляет 30 учебных недель ( октябрь – май)
- наполняемость групп 15 - 20 человек;
- режим занятий:
2 раза в неделю:
по понедельникам – 3 занятия по 30 минут и по средам - 2 занятия по 30 минут. Между занятиями музыкально - игровые 15 минутные перемены.
Цель и задачи курса
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит
- обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника,
- развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-7-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы «Школа для малышей» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Содержание программы
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
«Думай, решай, смекай»
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
- Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
- Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
- Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью;
- находить части целого и целое по известным частям;
- сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами,
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
- сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 и устанавливать насколько одно число больше или меньше другого;
- называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- измерять длину предметов, располагать предметы в порядке увеличения или уменьшения их длины, высоты, ширины;
- узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
- разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- называть части суток, последовательность дней недели, месяцев в году.
- использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной и нескольких единиц;
- записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =.
Тематический план занятий курса «Думай, решай, смекай»
№ п/п | Тема занятия | |
Октябрь | ||
1 | Вводное занятие. Правила работы и письма. Входная диагностика. | |
2 | Сравнение предметов. Цвет предметов. | |
3 | Сравнение предметов. Форма фигур. | |
4 | Сравнение предметов по размеру. Работа с шаблоном. | |
Ноябрь | ||
5 | Геометрические фигуры. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. | |
6 | Пространственная ориентация. Ориентировка на листе бумаги. | |
7 | Счет предметов. Число и цифра 1. Сравнение фигур. | |
8 | Число и цифра 2. Цветовая закономерность. | |
Декабрь | ||
9 | Счет предметов. Сравнение групп предметов. Знак =. | |
10 | Число и цифра 3. Треугольники. Работа на нелинованной бумаге. | |
11 | Число и цифра 4. Четырехугольник. Работа со счетными палочками. | |
12 | Порядковые отношения. Направление движения на листе бумаги. | |
Январь | ||
13 | Число и цифра 5. Пятиугольник. | |
14 | Число и цифра 6. Шестиугольник. Временные представления. | |
15 | Число и цифра 7. Классификация. | |
16 | Сравнение предметов по массе: «тяжелее – легче». Числа 1-7 | |
Февраль | ||
17 | Виды линий. Последовательности. Логические ряды. | |
18 | Число и цифра 8. Рисование фигур по точкам. | |
19 | Число и цифра 9. Игра «Поиск девятого» | |
20 | Число десять, запись числа десять | |
Март | ||
21 | Число и цифра 0. Конструирование из геометрических фигур. | |
22 | Круг. Овал. Составление композиций из кругов и овалов. | |
23 | Длина, ширина, высота, толщина предметов | |
24 | Временные отношения: «раньше – позже» | |
Апрель | ||
25 | Знаки <, >. Сравнение групп предметов. | |
26 | Составление математических рассказов по рисунку. | |
27 | Числа от 1 до 10. | |
28 | Счёт двойками и тройками | |
Май | ||
29 | Обратный счет. Математическая загадка. | |
30 | Обобщение изученного. Выходная диагностика. |
«По дороге к Азбуке»
Одним из ведущих направлений работы при подготовке детей к школе является развитие речи. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания дошкольников.
- решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
- Программа направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
- Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка; осуществляется подход от ситуативной к контекстной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления; начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее значение и ее особенности.
Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Программа предполагает не обучение просто чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:
- Овладение звуковым синтезом слов.
- Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
- Правильное произношение всех звуков родного языка.
- Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.
- Уточнение, обогащение, активизация словаря.
- Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).
- Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.
- Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).
- Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей
темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
- Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
- Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последоватeльности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
- Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей.
Тематический план занятий курса «По дороге к Азбуке»
№ п/п | Тема занятия |
Октябрь | |
1 | Звуки. Звуки речи. Знаки. Знаки речи. Входная диагностика. |
2 | Речь устная и письменная. Игра «Набери слово». |
3 | Вопросы – ответы. Диалог. Игра «Расшифруй письмо». |
4 | Предложение. Модели предложений. Игра «Разложи по порядку». |
Ноябрь | |
5 | Слова – «названия», слова – «действия». Игра «Найди лишнее слово». Игра «Назови одним словом». |
6 | Игра «Сочини сказку о предмете». Противоположные по значению слова. Игра «День – ночь» |
7 | Слова – «признаки». Схемы слов. Игра «Доскажи словечко». |
8 | Слова – друзья (синонимы). Игра «Скажи по-другому». |
Декабрь | |
9 | Времена года. Игра «Когда это бывает». Загадки. |
10 | Слоги. Схемы слогов. |
11 | Звуки гласные и согласные. Их условные обозначения. Игра «Найди букву», «Какой звук встречается чаще?». |
12 | Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Загадки. «Что необходимо» Игра «Ладошки». |
Январь | |
13 | Составление сказки «Репка» по картинкам, опорным словам. |
14 | Пересказ знакомой сказки «Теремок». Упражнение «Домик» (оценка умения действовать по образцу). |
15 | Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. |
16 | Звуки [а], [у ]. Буквы а, у. Игра «Споем букву». |
Февраль | |
17 | Звуки [ы ], [ и ]. Буквы ы, и. |
18 | Знакомство с буквами Д и О. Составление слова дом. Беседа о домах, которые строят у разных народов: чем дома отличаются и почему, функции дома (сказка о трех поросятах) |
19 | Знакомство с буквой С и Р. Беседа о Родине, России. Упражнения в произнесении звуков [а], [о], [у] со звуками [р],[с] с разными интонациями. |
20 | Знакомство с буквой М. Составление слова мама и рисование (по желанию детей) на эту тему. |
Март | |
21 | Знакомство с буквами Г и Н. Беседа о гномах. Рассказывание сказки «Белоснежка и семь гномов». |
22 | Знакомство с буквами К и Т. Игра со словами кит и кот, в которых “перепутались” гласные буквы. |
23 | Знакомство с буквой Б. Колыбельные песни, скороговорки. |
24 | Знакомство с буквой Л и П. Повторение и закрепление пройденного материала. Составление слов. |
Апрель | |
25 | Знакомство с буквой В и Ж.Введение буквенного лото для детей, начинающих читать. Составление слов с изученными буквами. |
26 | Знакомство с буквой З. Повторение пройденных букв, составление слов с помощью лото. |
27 | Что такое загадка? Сочинение загадок. |
28 | Слова-синонимы. Слова-антонимы. Потешки. |
Май | |
29 | Чтение слогов, слов, предложений. |
30 | Обобщение изученного. Выходная диагностика. |
«Занимательное письмо»
Если при подготовке к обучению чтению и при работе над совершенствованием связной устной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению к письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты: координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаза и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознавать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
При подготовке детей к письму учитель организует систематическую работу по специально разработанной тетради, yчитывая психическую и физическую готовность детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.
На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:
а) графические диктанты;
б) штриховку фигур;
в) рисование по клеткам узоров;
г) построение фигур из прямых линий.
Знакомство с начертаниями печатных букв, их «именами», рассматривание буквы как фигуры начинается только после этого. В этот период, когда ребёнок учится владеть рукой, с помощью зрения фиксировать границы, величину элементов, запоминает конфигурацию букв, не следует устанавливать связи с работой букв (какой звук какой буквой обозначаем). Полезнее попросить ребят сравнивать буквы между собой, из каких и скольких элементов построены, чем похожи и чем отличаются. Учитель предлагает детям такие упражнения: выложить букву их палочек, слепить из пластилина, составить из геометрических фигур, дорисовать, заштриховать или разукрасить.
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.
В данный раздел включены следующие упражнения:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Штриховка.
Все они проводятся на каждом занятии. Штриховка способствуют развитию творческого воображения и конструкторских способностей.
К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:
- правильно держать ручку при письме;
- ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;
- фиксировать границу и величину элементов;
- запоминать конфигурацию печатных букв;
- знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
- при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
- уметь по фрагментам продолжить узор.
Тематический план занятий курса «Занимательное письмо»
№ п/п | Тема занятия |
Октябрь | |
1 | Гигиенические правила письма. |
2 | Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи). |
3 | Упражнения, способствующие овладению навыками письма. Развитие внимания. |
4 | Развитие мелкой моторики руки. Штриховка и рисование.узоров в тетради. |
Ноябрь | |
5 | Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых_коротких линий. Считалки. |
6 | Письмо прямых наклонных линий. Штриховка геометрических фигур. |
7 | Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками. |
8 | Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв. |
Декабрь | |
9 | Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой. |
10 | Знакомство с линованной бумагой,письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву». |
11 | Ореинтировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику» |
12 | Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование ёлочки. |
Январь | |
13 | Письмо полуовалов. |
14 | Письмо овалов. Штриховка и раскрашивание снеговика. |
15 | Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные» |
16 | Кто с нами рядом живет? (о домашних животных) Построение и штриховка кошки. |
Февраль | |
17 | Построение и штриховка открытки к 23 Февраля. |
18 | В музее жилища. Построение и штриховка домика. |
19 | Построение и штриховка открытки к 8 Марта. |
20 | Подарки. Построение вазы с цветами для любимой мамочки. |
Март | |
21 | Делу время, потехе час. Построение и штриховка будильника |
22 | Орнамент из геометрических фигур. Построение и штриховка. |
23 | Птичий двор. Построение и штриховка петушка. |
24 | Загадываем желание. Построение и штриховка золотой рыбки в аквариуме. |
Апрель | |
25 | Путешествие в космос. Построение и штриховка ракеты. |
26 | Работа в тетради в узкую линейку. Письмо изученных элементов |
27 | Письмо изученных элементов. Повторение основных понятий. |
28 | Встречи на лесных тропинках. Построение и штриховка картинки “Гусеница” |
Май | |
29 | Морская прогулка. Построение и штриховка корабля и маяка. |
30 | Рисунок по образцу. |
«Уроки Звуковичка»
Эта программа предназначена для логопедической работы с детьми, испытывающими трудности в формировании устной и письменной речи, в рамках курса дополнительного образования.
Коррекционная работа осуществляется в группах, поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определенный логопедический диагноз.
Программа построена по принципу нарушений компонентов речи: фонетической, фонематической, грамматической, лексической, а так же недоразвитию психических процессов, приводящих к стойким нарушениям письма и чтения, и срокам исправления данных нарушений.
Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Главная задача – адаптировать ребенка к школьным помещениям, научить простейшим требованиям, навыкам самоконтроля учебных действий, культуре поведения и речи, развить артикуляционную моторику, улучшить звуковую культуру, активизировать словарный запас, совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Содержание планирования рассчитано на 30 часов при 30 учебных неделях.
В процессе коррекционного обучения наряду с общими задачами решаются частные задачи:
- Формирование фонематического восприятия;
- Формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
- Формирование навыков звуко - буквенного анализа и синтеза;
- Формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;
- Формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;
- Развитие пространственно – временной ориентации;
- Развитие зрительного и слухового восприятия;
- Развитие связной речи; развитие процессов письма и чтения.
Программа:
- Основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного и школьного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы образования;
- Разработана в соответствии с деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей с нарушениями звукопроизношения, письма и чтения,
- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- Строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
- Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей; 2) самостоятельную деятельность детей;
- Направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребенка.
«Увлекательный Английский»
Возможности иностранного языка на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память.
Настоящая программа предназначена для детей 6 лет. Е. А. Аркин выделяет шестилетний возраст, как наиболее подходящий (как в физиологическом, так и в психологическом плане) для начала любой деятельности. В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.
В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая детей дошкольного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребёнок утомляется не деятельностью, а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик. Овладение иностранным языком на элементарном уровне выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. Данный курс предполагает в целом 30 учебных часа по 30 минут. Частота проведения занятий максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и познании, и составляет 30 минут в неделю. Следует отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждое занятие строится как урок общения, максимально приближенное к естественному общению. Особое внимание следует обратить на фонетическую сторону речи: произношение звуков, овладение основными типами интонации в английском языке. Занятие следует начинать с фонетической разминки. Считалки, четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении. Для создания коммуникативной обстановки на занятиях важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка, нужно чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Важно, прежде всего, оценивать успехи ребёнка, а не недоработки. Даже самая маленькая победа должна быть оценена.
Успех обучения и отношение детей к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит занятия. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно учитель использует игровые приёмы, наглядность, тем прочнее ребёнок усваивает материал. Наблюдения показывают: укрепляя уверенность ребёнка в себе, а так же повышая его самооценку, педагог создаёт условия для его успехов и достижений в изучении иностранного языка. Даже исправление ошибок должно протекать как определённый этап игры.
Использование компьютерной поддержки очень важно, так как наглядность и ситуации на мониторе вполне реальны. Но работа на компьютере не должна превышать 5-7 минут.
Значительными возможностями обладает использование элементов драматизации. Ребёнок должен воспринимать учителя не только как носителя знаний по предмету, но и как яркую и интересную личность, умеющую установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что способствует плодотворному и эффективному сотрудничеству. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. Это: речь, интонация, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность и т.д. Благодаря этому расширяет творческую личность ребёнка; развивается эмоциональная сфера, развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается чувство перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.
Перечисляя средства, способствующие развитию интереса к иностранным языкам нельзя не остановиться ещё на одном – пении. Обращаясь на занятиях к пению, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несёт большой эстетический и воспитательный потенциал: происходит приобщение к музыкальной культуре страны изучаемого языка. Кроме того, пение вносит в занятие разнообразие, снимает усталость.
Говоря о целесообразности раннего обучения детей иностранным языкам, всегда следует помнить, что главным принципом в любом обучении является его гумманистическая направленность. Учитель должен заглянуть в душу ребёнка, побудить эмоции. Живое слово учителя – самое важное для каждого малыша.
Цели и задачи:
- Развитие речевых и познавательных способностей ребёнка, опираясь на речевой опыт в родном языке.
- Развитие речемыслительных способностей ребёнка.
- Формирование личности через приобщение к культуре и быту другого народа, через воспитание дружелюбного отношения ко всем людям, независимо от языка, на котором они говорят.
- Развитие творческой личности.
Формы организации деятельности:
- Речевые и фонетические разминки.
- Стихотворные примеры, рифмовки.
- Игры, ролевые игры, инсценировки.
- Рисование, конструирование, лепка. (развитие мелкой моторики)
Тематический план курса «Увлекательный английский»»
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Приветствие | 3 |
2 | Знакомство | 3 |
3 | Животные | 3 |
4 | Числительные | 3 |
5 | Местоимения | 3 |
6 | Семья | 3 |
7 | Цвета | 3 |
8 | Мои игрушки | 3 |
9 | Части тела | 3 |
10 | Времена года | 3 |
Тематический план занятий курса «Увлекательный английский»
№ п/п | Тема занятия |
Октябрь | |
1 | Приветствие. В гостях у Красной Шапочки. Знакомство с приветственными словами: Hello,hi, good morning, good bye., Игра «Тук-Тук» (дети выходят за дверь, первый стучится в дверь-учитель открывает, при этом ребёнок здоровается «Good morning, Нина Григорьевна», следующий ребёнок при входе здоровается с тем кто вошёл до него «Hello, Дима» и т.д.) |
2 | Животные-артисты. Изготовление масок по шаблонам, приветствие друг друга – игра «Узнай соседа» (Дети встают в круг, одев сделанные своими руками маски. Взглянув на соседа, ребёнок должен догадаться кто из его друзей скрывается под маской и поздороваться «Hello, Миша», а тот ответить «Hi, Максим»). |
3 | Весёлая лисичка.. Приветствие учителя в маске лисички (Учитель не смотря ни на одного из детей здоровается с любым из них, ребёнок услышав, что с ним поздоровались – здоровается в ответ)., игра «Угадай кто?» (Один из детей становится спиной к остальным. Дети по очереди здороваются с ведущим «Hello, Рома», ведущий должен угадать кто с ним поздоровался и дать ответ «Hi, Саша», ведущий сменяется, если не угадает голос поздоровавшегося. |
4 | Знакомство. Встреча с гостями сказок .Введение речевых образцов My name is…/ I am…при помощи пальчикового театра (My name is Буратино, I am Мальвина и т.д)., игра «Придумай имя»( Дети представляются придумав себе разные имена «Good morning. My name is Tom») |
Ноябрь | |
5 | Незнайка знакомится с ребятами. Введение вопросов What is your name?, Who are you? Учитель в роли Незнайки знакомится с детьми. Затем ребята знакомятся друг с другом. |
6 | В гостях у Буратино. Ведение диалога между детьми и Буратино, игра «Волшебный микрофон» (с помощью кукольного театра кукла Буратино раздаёт детям игрушечные микрофоны и общается с каждым ребёнком: - Hello. |
7 | Животные. Забавные зверюшки. Знакомство с новой лексикой (использование компьютерной презентации с изображением животных и озвучиванием их названий). Игра «Найди зверя» (Перед детьми разложены мягкие игрушки-животные. Учитель предлагает ребёнку найти то или иное животное «Лена, find a dog, please». Если ребёнок затрудняется, учитель просит помочь детей.) |
8 | Лесная полянка. Введение структуры «I have…», составление монолога (ребята рассаживаются по парам друг против друга. Держа перед собой принесённую из дома любимую мягкую игрушку рассказывают друг другу монолог. Например: «Hello. My name is Толя. I have a rabbit»)., Игра - спектакль «Театр мишки и его друзей»(с помощью кукольного театра учитель показывает животных в действии). |
Декабрь | |
9 | Волшебный лес. Введение речевого образца It is…( It is a snake, It is a monkey и т.д. Ребята повторяют за учителем). Работа над проектом «Мои любимые животные». ( На стене висит пейзаж, где отражены небо, лесная поляна, река, болото, приусадебный участок. Дети рисуют животных и вырезав их крепят к пейзажу учитывая место обитания того или иного животного, при этом называют It is a frog. |
10 | Числительные. Занимательное лото. Знакомство с числительными с помощью карточек, комментируя It is one. It is two…,Обучение счёту с помощью счётных палочек, введение структуры «I am 6». Игра «Лото» (Ведущий достаёт из мешочка бочонок с изображением цифры, дети хором считают до той цифры, которую достал ведущий) |
11 | Волшебный счёт. Знакомство с множественным числом существительных с помощью картинок. (Учитель комментирует «I have a cat», «I have two cats» и т.д. Обращает внимание на окончание - S Игра «Лото» ( Ведущий достаёт из мешочка бочонок с цифрой, дети называют цифру по-английски) |
12 | В гостях у Мудрой Совы. Игра «Большие следы» .(На полу разложены бумажные следы с изображением цифр, сначала в порядке возрастания, затем в разброс. Дети идут по следам, называя цифру на которую наступают. Можно провести данную игру в виде соревнования двух команд)., Игра «Палочки» .( Учитель, используя кукольный театр- куклу совы предлагает каждому из ребят взять определённое количество палочек из своего дупла «Паша, take only one stick, please» и следит за правильностью выполнения задания). |
Январь | |
13 | Местоимения. Мои друзья. Знакомство с местоимениями I, you, we., Игра «Выбери друга» (Каждый ребёнок выходит и называет себя «I am Настя» выбирает себе друга и называет его «You are Илья», затем Илья отвечает «I am Илья. You are Настя». |
14 | Игры с Микки-Маусом. Приветствие Микки-Мауса (кукольный театр), знакомство с местоимениями he, she, they. Игра «Девочки-мальчики» ( Микки – Маус, обращаясь к ребятам, спрашивает, показывая на одного из детей «Is he Максим?/ Is she Лена?» , если он прав - дети отвечают «Yes, he/she is», если не прав – дети отвечают «No, he/she is not» ). |
15 | Мои любимые герои сказок. Изготовление рисунков «Мои любимые герои сказок», дети показывают свои рисунки, комментируя «He is Емеля», «She is Алёнушка»). |
16 | Семья. Моя семья. Знакомство с новой лексикой (mother, father, sister, brother , grandmother, grandfather) с использованием предметных картинок. Игра «Расскажи о себе» (Ребята перечисляют членов своей семьи с использованием структуры «I have..») |
Февраль | |
17 | В гостях у Кролика. Учитель в роли кролика рассказывает о своей выдуманной семье и предлагает детям выбрать маски животных и тоже рассказать об их выдуманной семье. |
18 | Мой фотоальбом. Совместное рассматривание фотоальбомов , принесённых детьми (ребята комментируют свои фотографии «He is my brother, She is my mother»), игра «Путаница» (Учитель показывает уже знакомые детям рисунки членов семьи и называет при этом «He is father», если сказанное соответствует изображению – дети хлопают в ладоши, если нет – дети топают), составление диалога). |
19 | Цвета.Разноцветные краски. Знакомство с цветами с помощью озвученной компьютерной презентации, учитель комментирует «It is red», дети повторяют за преподавателем., Игра «Раскрась »(Учитель раздаёт ребятам листочки с изображением животных. Дети должны раскрасить их так, как скажет учитель. Например, «A pig is pink» ( дети раскрашивают поросёнка в розовый цвет.) |
20 | Чудеса природы. Игра «Угадай цвет» (Дети срывают с нарисованного дерева листочки, с обратной стороны листочки раскрашены в те или иные цвета.) Ребята поворачивают листочек и называют цвет листочка «It is blue» и т.д). Игра «Светофор» (с помощью считалки выбирается ведущий, который называет любой цвет. Дети проходят мимо него, если этот цвет есть на их одежде, держась за него, и произносят «I have green». Те, у кого нет данного цвета, перебегают на другую сторону, проговаривая «I have no green». Тот, кого поймал ведущий, занимает его место) |
Март | |
21 | Что могут мои цветные карандаши? Рисуем радугу, презентация рисунков. |
22 | Мои игрушки. Путешествие в страну игрушек. Знакомство с новой лексикой с помощью компьютерной презентации. Учитель называет игрушки с экрана, дети повторяют, затем учитель предлагает выбрать каждому ребёнку среди игрушек разложенных на полу ту, которую он назовёт. Игра «Зеркало» (Дети переносят по одной игрушке из шкафа с игрушками назвав «It is a doll» в подобный шкаф на то же место, где эта игрушка стояла) |
23 | Магазин игрушек. Введение структуры «My favorite toy is… ». Дети рассказывают о своей любимой игрушке «My favorite toy is a car. It is yellow». Игра «Магазин игрушек» (Дети разыгрывают диалоги по образцу, предложенному учителем). |
24 | Подарки друзьям. Изготовление рисунков «Подарок для друга» (Дети рисуют, либо лепят на выбор подарки для своих друзей с помощью учителя, затем дарят их друг другу) Весёлое соревнование. Игра «Продавец» (Каждому ребёнку предлагается выступить в роли продавца и прорекламировать товар в его магазине , назвав верное количество той или иной игрушки и её цвет, используя структуру «I have..»). Игра «Snowball» (Дети называют слова по предложенной учителем теме, ребёнок повторяет слова, сказанные до него. Например, «Black», следующий «Black, red» и т.д.). |
Апрель | |
25 | Части тела. Доктор Айболит в гостях у ребят. Знакомство с новой лексикой с помощью озвученной компьютерной презентации «Части тела». (Учитель комментирует, дети повторяют, затем называют части тела вместе с учителем, показывая на себе). Игра «Айболит» (Учитель предлагает детям надев, шапку и халат Айболита, вылечить пациента. Айболит должен выбрать себе пациента, учитель называет какую-либо часть тела. Айболит дотрагивается до той части тела, которую назвал учитель на пациенте) |
26 | Визит Буратино. Знакомство с новой лексикой «Части лица» с помощью озвученной компьютерной презентации. (Учитель комментирует, дети повторяют, затем называют части лица вместе с учителем, показывая на себе), Игра «Хватай» ( Учитель с помощью куклы Буратино называет части лица, дети должны дотронуться на себе к тому месту, которое назвал Буратино) |
27 | Любопытный Незнайка. Ведение Незнайкой диалога с детьми. Игра «Да-нет» ( учитель с помощью пальчикого театра с изображением различных зверей говорит «I am a monkey. My name is Люся. I have five legs». Детям нужно ответить, правильное ли количество ног указала обезьянка и т.д. ). Рисуем портрет. Дети изготавливают портреты членов своей семьи. Презентуют свои рисунки, комментируя «I have a grandmother. She has two blue eyes, red lips, blond hair и т.д. |
28 | Времена года.В гостях у осени. Знакомство с осенними месяцами, введение структуры «I can…» и сопутствующей лексики (to run, to sing, to play football, to swim, to jump, to ski, to walk и т.д.), практика в составлении высказываний «I can run in autumn » , изготовление аппликаций в группах «Осеннее дерево») |
Май | |
29 | Зимушка-Зима. Знакомство с зимними месяцами, изготовление рисунков «Зима в деревне», игра «Зоопарк» (дети, надев маски животных, выступают перед своими друзьями, рассказывая о себе выдуманные монологи «I am a bear. My name is Ted. I can sleep in winter»). |
30 | Пришла Весна-красавица. Знакомство с весенними месяцами, экскурсия на природу. Письмо в лето. Знакомство с летними месяцами, соревнование «Собери мозаику» (дети делятся на четыре группы. Каждой группе учитель называет по-английски название времени года. Дети должны собрать мозаику с эмблемой своего времени года: зима – снеговик, весна – солнце, лето – цветок, осень - листочек . Затем каждый из детей говорит о том, что он умеет делать в своё время года. Например «I can swim in summer» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
говорил нерождённый малыш
стихотворение к Дню матери...
Физкультминутки для малышей.
Физкультминутки на уроках для первоклассников....
Научите малыша трудиться
Учим малыша любить трудиться, а также уважать труд других людей....
Викторина по книге Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
После того, как учащиеся прочитали книгу Астрида Линдгрена «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», была проведена викторина по содержанию этой книги....
Разработка урока по чтению во втором классе "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше"
Разработка урока по литературному чтению во втором классе по программе «Школа 2100»(с использованием «Проникающих информационных технологии»)...
Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Малыш и Карлсон"
Урок литературного чтения разработан по программе "Школа 2100", 2 класс. Это первый урок по произведению известной шведской писательницы Астрид Линдгрен. На этом уроке учащиеся знакомятся с главными г...
Лесные загадки. Электронная книжка для малышей
Книга с цветными пометками для облегчения чтения начинающим читать детям. Способствует формированию правильного способа чтения....