"Сказкотерапия"
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Сергеева Ольга Алексеевна
Сказкотерапия
Цель: способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей.
Категория обучающихся:  8-10 лет
Срок обучения:  144 часа, 2 года  
Режим занятий:  2 часа  в неделю
Форма итоговой аттестации: творческая работа, педагогическое наблюдение.
Ожидаемый результат: знать эффективные и продуктивные стили поведения; уметь раскрывать глубинный смысл происходящих событий;   стремиться к созданию лучших моделей взаимоотношений; дать возможность развития личностных потенциалов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx76.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением французского языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Программа                                                                                             Утверждаю:

рассмотрена на                                                            Директор ГОУ школы №65

педагогическом  совете                                            ___________Ермолаева Н.Я.

протокол №___ от_______                                         «____» __________2010год

        Образовательная программа

«Сказкотерапия»

для детей 8-10 лет

рассчитана на 2 года

Автор-составитель:

(Педагог дополнительного образования)

Сергеева Ольга Алексеевна

Санкт-Петербург

2010

Пояснительная записка

Направленность

Программа «Сказкотерапия» имеет социально-педагогическую направленность и предполагает общекультурный уровень усвоения.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.
Термин "сказкотерапия" у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, мы, в первую очередь, понимаем под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека.
Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают пациенту достичь внутренней гармонии. Потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная - как разрушитель. Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом. Таким образом, задача психолога, или, иначе, сказкотерапевта, - изобрести метод обучения для тех, кто хочет познавать, и метод гармонизации для тех, кто ощущает хаос в душе и внутренний дискомфорт.

Новизна данной программы заключается в построении учебно-тематического плана.

Актуальность

Занятия помогают  активизировать внутренние ресурсы и  потенциал, способствуют успешной  адаптации  личности в социальной среде.

Педагогическая целесообразность

Занятия «сказкотерапией» способствуют  развитию речи, дают возможность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию - важные условия и показатели общекультурного развития ребенка.

Цель - способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей.

Задачи

Образовательные 

  • научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;
  • сформировать у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире; сформировать умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.

Развивающие

  • способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей;
  • развить любознательность, наблюдательность;
  • развить умение чувствовать и понимать другого;
  • развивать навыки ассоциативно-образного восприятия;
  • развивать самосознание, уверенность, внимание.

Воспитательные 

  • воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;
  • повышать групповую сплоченность.
  • повысить самооценку детей, их уверенность в себе.

Сроки реализации

Программа ориентирована на детей 8-10 лет без специальной подготовки. Программа рассчитана на 2 года обучения.

Наполняемость групп

1 год обучения -10 человек

2 год обучения -10 человек.

Режим занятий

Занятия проводятся:

2 раза в неделю по 1 часу –  1 год обучения (72 часа в год)

2 раза в неделю по 1 часу –  2 год обучения(72 часа в год)

Формы занятий

  • групповая;
  • занятие-игра, сказка;
  •  игры-перевоплощения или игры - беседы с обсуждением и анализом ситуаций;
  • этические сказки;
  • пластические этюды;
  •  игры с элементами изотерапии, музыкальной терапии, арттерапии, ароматерапии, цветотерапии;
  • обсуждение занятия с детьми;
  • постоянный ритуал начала занятий; ритуал прощания.

Приемы и методы

Словесные - рассказ, беседа, аудио-текст;

Наглядные -иллюстрации к сказкам, игрушки ,сказочные персонажи, видеофильмы.

Практические -сочинение историй и выход из сложившихся ситуаций

Репродуктивные -театрализация, иллюстрирование сказок.

Поисковые - фантазирование, постановка вопросов, организация викторин

Игровые - ролевые игры, игры- путешествия. и творческие проекты представления

Ожидаемые результаты

К концу второго года обучения ребёнок будет:

  • знать виды и жанры сказок;
  • владеть приемами сказкотерапии, арттерапии, песочной терапии, цветотерапии и ароматерапии;
  • будет способен к адекватной самооценке и оценке окружающих;
  • будет стремиться к   нормативным взаимоотношениям в социуме;
  • получит опыт стереотипных действий и поступков.

 

  Формы подведения итогов реализации программы

  • творческая работа;
  • педагогическое наблюдение.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Задачи

Образовательные 

  • познакомить детей с культурными традициями своего народа и народов мира,  отображенными  в сказках;
  • дать знания и представления  о разнообразии сказок.

Развивающие

  • развить любознательность, наблюдательность;
  • развивать навыки ассоциативно-образного восприятия.

Воспитывающие

  • воспитывать художественный вкус и уважение к литературе, чтению;
  • воспитывать нравственные качества (доброжелательность, отзывчивость, сопереживание).

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения воспитанники будут:

- знать виды художественных сказок 

  • народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки;
  • страшные сказки;
  • волшебные сказки;

- уметь работать с дидактическими сказками;

- иметь представление о сказках народов мира;

-  будет способен  анализировать сказки и персонажей.

Способы определения результативности.

  •  анкетирование.
  • диагностическая игра.

 

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Художественные сказки

6

1

4

3

Сказка в  арттерапии

9

3

6

4

Народные сказки

9

3

6

5

Бытовые сказки

9

3

6

6

Страшные сказки

9

3

6

7

Волшебные сказки

9

3

6

8

Дидактические сказки

9

3

6

9

Сказка в песочной терапии

9

3

6

10

Итоговое занятие

2

-

2

итого

100%

30%

70%

 

 

Содержание

Вводное занятие

Знакомство с коллективом, историей сказки, планом работы, обсуждение  и формулировка правил дружной работы

Художественные сказки

Теория: история появления сказок, народные и авторские сказки, мифы, легенды, притчи, басни. Приложение №1.

 Практика: введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный предмет, рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране. Постановка дидактической задачи и поиски путей ее разрешения.  Приложение №4, №5.

Сказка в арттерапии

Теория:  природа  цвета, теплые и холодные цвета; разнообразие материалов для использования в работе.

Практика: представление своего имени, коллективная работа «Наше настроение», игры-тренинги. Рисуночный тест Сильвер.

Народные сказки

Теория: сказки народов мира: общее и своеобразие, традиции и обычаи, культура в сказках.

Практика: введение в сказочную страну, создание ритуалов,  игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, символические путешествия, превращения.

Бытовые сказки

Теория: понятие « быт», бытовые предметы. Устаревшие и осовремененные предметы.  Знакомство с чертами характера людей , с жизненным укладом. Определение типичных героев.

Практика: введение в сказочную страну, создание ритуалов,  игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, символические путешествия, превращения. Проговаривание конкретных ситуаций реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт. Объединение нового опыта с реальной жизнью. Приложение №2.

Страшные сказки

Теория: обсуждение детских страхов, их реальность и вымысел.

Практика: введение в сказочную страну, создание ритуалов,  игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, символические путешествия, превращения. Проговаривание конкретных ситуаций реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт. Объединение нового опыта с реальной жизнью. Подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Волшебные сказки

Теория: волшебные предметы и герои. Волшебство и реальность. Сказочники.

Практика: введение в сказочную страну, создание ритуалов,  игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, символические путешествия, превращения. Проговаривание конкретных ситуаций реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт. Объединение нового опыта с реальной жизнью. Подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Дидактические сказки

Теория: качества, дающие характеристику поведению человека, его словам и действиям.  Как выражаются положительные и отрицательные эмоции.

Практика: введение в сказочную страну, создание ритуалов,  игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, символические путешествия, превращения. Проговаривание конкретных ситуаций реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт. Объединение нового опыта с реальной жизнью. Подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Упражнение « История из мешочка». Приложение №3.

Сказка в песочной терапии

Теория: составные части «волшебного» песка, что можно изобразить с его помощью. Воображение и фантазия - наши помощники.

Практика: изготовление индивидуальных и коллективных творческих проектов, придумывание сюжета, его обыгрывание.  Строя картины из песка, придумывая различные  истории,  в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания  и  жизненный  опыт, познаются  законы  окружающего  мира.  Взаимодействие   с   песком   очищает энергетику человека, стабилизирует  его  эмоциональное  состояние,  улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает  песочную  терапию  прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Итоговое занятие

Чему научились, что узнали.  Анкетирование учащихся.

Методическое обеспечение

Педагогические разработки

  • дидактические карточки;
  • эскизы;
  • иллюстрации;
  • дидактические сказки.

Информационные материалы

  • видеозаписи со сказками;
  • аудиозаписи с голосами людей и животных;

Разработки для организации контроля и определения результативности обучения

  • анкеты;
  • вопросники;
  • тест РТС.

Материально-техническое обеспечение

  • сборники сказок;
  • зеркало;
  • стол;
  • стулья;
  • ящик с песком;
  • мелкие предметы;
  • кисти для рисования;
  • гуашь;
  • бумага для рисования, ватман;
  • мешочек;
  • аудио и видео средства.

2 год обучения

Задачи

Образовательные 

  • познакомить с понятием режим дня, научить его составлять;  
  •  дать представление об изобразительной деятельности человека;
  • познакомить с возможностями использования цвета в повседневной жизни;
  • научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре.

 Развивающие 

  • развитие творческого мышления;
  • развить умение чувствовать и понимать другого;
  • развивать самосознание, самоконтроль и организацию, уверенность, внимание.

Воспитывающие 

  • воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого; повышать групповую сплоченность;
  • экологическое воспитание детей.

 Ожидаемые результаты

К концу второго года обучения воспитанники будут:

  • знать эффективные и продуктивные стили поведения;
  • уметь раскрывать глубинный смысл происходящих событий;
  •  будет стремиться к созданию лучших моделей взаимоотношений;
  • получат возможность развития личностных потенциалов.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

 Сказочные приключения смешка  

6

1

4

3

  Четыре желания

9

3

6

4

Разговор деревьев

9

3

6

5

Волшебные кляксы.  
Ассоциации

9

3

6

6

Сказка в гостях у цветотерапии

9

3

6

7

 Ароматерапия в жизни и в сказке

9

3

6

8

 Игровая терапия

9

3

6

9

Драматизация сказок. Творчество в двигательной деятельности детей

9

3

6

10

Итоговое занятие

2

-

2

итого

100%

30%

70%

Содержание

Вводное занятие

  Определение предмета изучения, обсуждение интересующих вопросов и проблем.  Помог  ли приобретенный на занятиях опыт ребятам в их обычной жизни.

Сказочные приключения смешка  

Теория: эмоции человека, мимика, пантомимика, жесты.

Практика: введение в сказочную страну. Разрушение благополучия. Обращение к ребенку с просьбой оказания  помощи персонажу. Игры и упражнения:« Заколдованные шарики», « Живая картина», « Сказочные нелепицы», «Встреча со звездочетом »,  « Лесная школа»,  « Неведомый рай»,«Огонь и солнце» , «Сказка о каменном короле» ,  « Легенда о камне»,  «Музыкальная шкатулка». Приложение №6.
Четыре желания

Теория: режим дня и его составление. Правильное распределение   свободного  времени. Обязательные режимные моменты.

Практика: игры на развитие творческого мышления: «Сказочная телепрограмма «, «Ищу тебя»,  
«Волшебная комната», «Космический корабль»,«Сказочный почтальон», «Тарабарская страна»,  «О чем мечтает сказочный герой»,  «От чего бы хотел отказаться сказочный герой», «Правдивый ответ»,«Журналист сказочной газеты», «Сказка по кругу»,  
«Королевство зеркал»,  «Чем я похож и не похож на сказочного персонажа», «Мудрый Змей Горыныч».
Разговор деревьев

Теория: живая и неживая природа в сказках.

Практика:  игровые упражнения : «Аленький цветочек»,«Земля, воздух, вода», « Дерево желаний», « Невиданное животное»,  « Анализируем характер», «Поиск причин событий»,«Расскажи, но … покороче»,
«Расскажи другими словами»,«На что это похоже?».  Использование методик «Дом. Дерево. Человек.»,  «Человек под дождем».
Волшебные кляксы.  Ассоциации.

Теория: ввести понятие «изобразительное искусство», история появления рисунка. Чем может быть представлена изобразительная деятельность человека.

Практика: словесное иллюстрирование сказок. «Кляксы» на различных поверхностях и различными материалами. Формулирование  ассоциаций, возникающих  в момент работы и после  окончания. Обыгрывание ситуаций.

Сказка в гостях у цветотерапии

Теория: Хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета, цвет и цветовая гамма.

Практика: использование цвета при  сочинении сказок,  выражение  своих чувств, переживаний, эмоций в цвете, упражнения «Цвет сказочных персонажей»,
«Цветной калейдоскоп сказок», « Цветные камешки», «Сказки о цветных камешках», «Золотая рыбка», «Цвет сказочных  персонажей», «Цветной калейдоскоп сказок», «Цветные небылицы». Техники и приемы использования цвета: «Каракули», «Метаморфозы», работа с  серией раскрасок «Драконовы ключи» С.Рокамболя.  Акватипия. Приложение № 7.

Ароматерапия в жизни и в сказке

Теория: многообразие запахов и ароматов. Природные запахи.

Практика:  соответствие  ароматов  различному настроению. Использование ароматерапии  с  сочетании с музыкотерапией. Упражнения: «Чем пахнет сказка?», «Какой запах у моего настроения», « Запах моего детства».

Приложение №8.

Игровая терапия

Теория: Организация   Объединённых    Наций    провозгласила    игру

универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Игра как средство подготовки  к  будущей  жизни. Основной признак сказочной игротерапии -  инструкция к игре  в  форме сказки или притчи.  

Практика: Выделяют два способа превращения обычной игротерапии в сказочную:  1)«переписывание» существующей инструкции к игре в форме сказки или притчи; 2) игра придумывается к сказке.  В  зависимости  от  целей  работы  и

проблем  воспитанника,  подбираются   сказки   и   на   основе   их   сюжета

придумываются игры.

       Сказочная игра, особенно разыгранная в песочнице или с помощью кукол,поможет детям осознать причины  своего  деструктивного  поведения  и  понять  свои сильные и слабые стороны.

Драматизация сказок. Творчество в двигательной деятельности детей.

Теория: Сказкотерапевтические постановки  не  допускают  «мучительного

 выучивания» ролей и длительных репетиций. Во  главу  угла  ставиться  идея

  экспромта. Существует  специальное  направление сказкотерапии, называемое  имидж-  -  терапией, в котором благодаря новому  имиджу  человек  символически получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Мгновенное преображение.

Практика: изготовление кукол. Драматизация сказок с куклами. Постановка  кукольных  спектаклей.

Релаксационный практикум. В этом аспекте уместно применение  медитативных сказок,  «заземляющих»  упражнений  (  хождение  по  разным   видам   почвы, превращение в дерево и пр. Моделирование ситуаций, связанных  с  ранним  детским  опытом.  ситуаций преодоления трудностей. Для приобретения  навыков сопротивления можно создавать «ситуации давления» .  При  этом  используются метафоры «Зернышко под землёй» , «Облако,  которое  превращается  в  тучу  и начинает давить» и др. Формирование  навыков  позитивной  невербальной коммуникации.   Здесь развиваются способности понимать язык  прикосновений,  умение  поддержать  в «тяжёлом» состоянии с помощью прикосновения.

Спонтанное  самовыражение.   В   этом   аспекте   используется   техника

спонтанного танца. Главная идея – отойти от стереотипных  движений,  ощутить ритм музыки и откликнуться на него гармоничным движением.

Итоговое занятие

Защита творческих проектов, совместное обсуждение результативности обучения.  Самооценка каждого участника.  Педагогическое наблюдение и анализ проделанной работы.

Методическое обеспечение.

Заимствованные методики

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Першина Н.Н.

 

Развивающая сказкотерапия для детей. Планета чудес.
Капская А.Ю. Мирончик Т.Л.
Педагогические разработки

  • раздаточный материал;
  • серия раскрасок «Драконовы ключи» С. Рокамболь
  • памятки;
  • беседы;
  • плакаты.

Информационные материалы

  • аудиозаписи;
  • видеозаписи.

Материально-техническое обеспечение

  • хорошо проветриваемое помещение;
  • набор запахов для ароматерапии;
  •  материалы для изготовления кукол ( вата, ткань, пуговицы, нитки, чулок, бусинка, коробочка);
  •  краски (акварельные, гуашь), чернила, клей ПВА, чай, молоко, кофе;
  • бумага для рисования, ватман;
  • стол;
  • стулья;
  • аудио и видео средства.

Литература

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. —М.: Ось-89, 2001.
    2. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). —СПб.: Речь, 2002.
    3. Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. —СПб.: Академический проект, 2000.
    4. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия.СПб.: Издательство ДНК, 2001.
    5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2000.
    6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. —СПб.: Речь, 1998.
    7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. Методический практикум по сказкотерапии. — СПб.: Златоуст, 1999.
    8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь,ТЦ Сфера, 2001.
    9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003.
    10. Короткова Л.Д. Сказка — для светлого ума закваска. М. :Педагогическое общество России, 2001.
    11. Кротов В.Г. Массаж мысли. Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. — М.: Совершенство, 1997.
    12. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. —М.: Независимая фирма «Класс», 1996.
    13. Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. —М.: Эксмо, 2002.
    14. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
    15. Соколов Д.Ю. Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле дзен. М.: Эксмо, 2002.
    16. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2000.
    17. Франц М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. — СПб., 1998.
    18. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь
     

Приложение к программе

«Приложение №1»

Виды сказок:

  1. Дидактические (в форме учебного задания)
  2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
  3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
  4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
  5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
  • народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки;
  • страшные сказки;
  • волшебные сказки.

«Приложение №2»

Употребление стереотипных выражений, помогающих ребенку

  1. Рассказывание новой или известной сказки от 3-го лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны авторские умения и навыки. Рассказывая сказку, важно перед своим мысленным взором выстроить образный ряд повествования. “Вжиться” в героев сказки и передать их интонации; вовремя делать паузы и смысловые акценты.
  2. Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей (или взрослых, или подростков).
  3. Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.
  4. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.
  5. Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, а следующий участник группы присоединяется к сказочной фразе одну или две.
  6. Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать, и распределяют персонажи сказки между собой.

 «Приложение №3»

                                   Обещание

 

        В давние времена жила –  была  маленькая  принцесса,  красивая,   как

   бабочка (бабочка). Однажды пошла она в лес погулять (ходьба),        деревьями  и цветами  полюбоваться.  Ходила  –  ходила,  да  и  заблудилась,    присела  на  пригорочке и заплакала. Услышала ее змея, приползла  узнать,  что случилось (змея). Принцесса все ей и рассказала.

          «Не плачь, я помогу найти тебе дорогу, только ты дружи со мной, а  то

 мне очень одиноко», -  сказала  змея  и  поползла.  Девочка  обещала  всегда дружить со змеей и побежала следом за ней, но  когда  увидела  свой  дворец, сразу же забыла свое обещание, даже «спасибо» не сказала – так  обрадовалась(бег).

       Как прибежала она домой, так и забыла про змею. Как – то утром сидела принцесса и читала любимую книжку с картинками (книга). Вдруг шум во  дворце поднялся.  Как же! Змея прямо в царские  покои  приползла.  Король  приказал схватить змею, а принцесса в это время в свою спальню  убежала  и  дверь  на замочек закрыла (замочек). Смотрит, а на  кровати  то  змея  лежит,  колечко золотое во рту держит (колечко). Расплакалась принцесса, очень стыдно  стало ей перед змеей, ведь он обещала дружить  с  ней.   Одна  слезинка  упала  на голову змее.  И тут случилось чудо, раздался гром, стало темно,  как  ночью.

А когда мрак рассеялся, увидела принцесса рядом с собой прекрасного юношу. Это оказался заколдованный королевич.   Очень  понравились  они  друг  другу. Сели они в карету, и резвые лошади  помчали  их  к  замку  королевича (лошадки).

       Там и свадьбу сыграли. Они были самой красивой парой в королевстве, и  как только выходили гулять, птицы кружили над их головами и весело  щебетали (птица).

                               Серая звездочка

       Жила – была на свете жаба, неуклюжая и некрасивая.   Но,  к  счастью,

она не знала о том, что такая некрасивая, ни о том, что она жаба (лягушка).

Жила она в саду, и ее очень любили и деревья, и кусты, и цветы.

       Когда она в первый раз пришла в сад, цветы спросили как ее  зовут.  А

жаба этого не знала.  Цветы обрадовались и решили сами выбрать для нее  имя. Можжевеловый  куст  склонил  свои  веточки,  прислушался  к  их   разговору, зашуршал ими, закачался и сказал: раз ее глаза сияют, как солнышко,  значит,   и называть ее солнышком (веточка).

       Но тут прилетела маленькая пчелка и пообещала придумать что –  нибудь  поинтереснее (пчелка). Собрала нектар и улетела в улей – думать.  Проползала мимо ящерица (а вы знаете, что жабы и  ящерицы  –  дальние  родственники)  и сказала, что ее родственница не  любит  солнца  и  гуляет  ночью  (ящерица).

Тогда цветы решили дать жабе ночное имя – «Звездочка».  А так, как она  была серая, то и назвали ее «Серая Звездочка» . Цветы ее очень любили.  Ведь  при ее виде прожорливые жуки разбегались в разные стороны. А  маленький  паучок, который тоже помогал цветам и ловил жуков  в  свои  сети,  сказал,  что  они очень похожи, оба серые (паучок).

       Однажды  на  колокольчик  напали  гусеницы,  они  ползли  по   нежным стебелькам, грызли листочки и задирали вверх головки, хвастаясь  друг  перед другом (гусеница). Конечно же, Серая Звездочка быстро с  ним  покончила,   и колокольчик вновь весело зазвенел. Услышала про  эти  события  старая  змея.Она давно жила на свете, но  не  слышала,  чтобы  жаба  дружила  с  цветами. Приползла она в  сад, подняла голову и стала смотреть и  слушать  (змея).  А потом спокойно в свой лес уползла – поняла, что в этом саду все  в  порядке. Даже позавидовала Серой Звездочке – ведь ее саму никто так не любил.

       Но было одно существ, которое ненавидело  Серую  Звездочку,  хотя  та никого не обижала. Это была очень красивая  бабочка,  которая  считала,  что цветы должны любить только ее – она ведь такая красивая  (бабочка).   Решила она погубить Серую Звездочку. Увидела как - то мальчика с  палкой  и  начала вокруг него летать. Она хотела, чтобы мальчик, гоняясь за ней,  увидел  жабу и убил ее палкой. Мальчик был глупый, замахал палкой и закричал: Бей противную жабу! (маятник).

       Но в жабу он не попал, так как куст розы  закрыл  ее  ветками.  Серая

Звездочка очень переживала, что оказалась противной жабой,  но  цветы  стали ласково называть ее Звездочкой, и она успокоилась. Ведь в самом  деле:  если ты все делаешь хорошо, то совсем неважно, что  скажет  о  тебе  какой  –  то глупый мальчишка.

«Приложение №4»

                        Принципы работы со сказками:

 

Принцип  

Основной акцент            

Комментарий  

Осознанность

Осознание    причинно-следственных  связей в развитии сюжета;  понимание роли каждого     персонажа в развивающихся  событиях.                  

Задача: показать          

  воспитанникам, что одно     событие плавно вытекает из  другого, даже не смотря на  то, что на первый взгляд  незаметно. Важно понять     место, закономерность      

появления и назначения      

каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и  тоже событие, ситуации могут иметь несколько              значений и смыслов.                                  

Задача: показать одну и ту же сказочную  ситуацию с  нескольких сторон.          

Связь с реальностью      

Осознание того, что каждая           сказочная ситуация          

разворачивает перед нами некий жизненный урок.      

Задача: кропотливо и       терпеливо прорабатывать    

сказочные ситуации с позиции    того, как сказочный урок     будет нами использован в    реальной жизни, в каких    конкретно ситуациях.      

«Приложение №5»            

 Структура  сказкотерапевтического занятия

Этап

Назначение  

Содержание              

1.Ритуал «входа» в сказку

Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку».

Коллективные упражнения.           Например, взявшись за руки  кругу, все смотрят на свечу или  передают друг другу мячик; или   совершается иное

«сплачивающее»  

 действие.                      

2. Повторение

Вспомнить то, что         делали в прошлый раз и                какие выводы для себя   сделали, какой опыт     приобрели,  научились.        

Ведущий задает детям вопрос  том, что они помнят,    пользовали ли они новый опыт.          

3. Расширение

Расширить представления

ребенка о чем-либо.  

Ведущий рассказывает или        показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать,   помочь какому-либо существу из  сказки.                        

4. Закрепление

Приобретение нового    

опыта, проявление новых качеств личности      

ребенка.  

Ведущий проводит игры,         позволяющие детям  использовать

новый опыт; совершаются        

символические путешествия,      превращения.                    

5. Интеграция

Связать новый опыт с жизнью.

Ведущий обсуждает и анализирует  

 вместе с детьми в каких          ситуациях из жизни они                           использовать тот опыт, что     приобрели.                      

 6.Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Ведущий подводит итог занятия.   Четко                последовательность                                       происходившего на занятии,       отмечает отдельных детей за  заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.          

  1. Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт,   подготовить ребенка к    взаимодействию в привычной  среде.      

 Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.          

 «Приложение №6»

Журнал учета индивидуально-групповой работы

1

2

3

4

5

6

7

Дата

Тема

Использованные изобразительные средства

Высказывания и невербальная экспрессия

Особенности изобразительной и другой продукции

Взаимодействие с др.участниками и специалистом

Отчет  участника о работе

«Приложение №7»

ЦВЕТОЛЕЧЕНИЕ (ХРОМОТЕРАПИЯ)

 

Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по-разному воздействуя на различные органы человека. Оказывая влияние цветом на тот или иной орган, можно лечить его. Такое лечение – лечение цветом – сейчас вновь возрождается и внедряется в лечебную практику и носит название хромотерапия.

Хромотерапия зародилась в древности. Цветом лечили в Египте, Китае, Индии. В перси уже в IV-III тысячелетиях до н.э. окрашенный свет, полученный с помощью цветных кристаллов природных минералов, успешно применялся для лечения и профилактики заболеваний, связанных с эмоциональным напряжением.

В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет. Египетские врачи словно купали больного в потоках целительных для него лучей определенного цвета. Проблемой цвета занимались Аристотель, Леонардо да Винчи, И.В. Гете, Т. Янг, И. Ньютон.

Широко использовала лечение цветом и народная медицина разных стран.  

В аюрведической медицине цветотерапия по сей день занимает столь же важное место, как терапия растительная, звуковая, ароматическая, терапия питанием, психотерапия и др.  

В западных странах стены специализированных больничных палат окрашивают соответствующим образом

 В основе хромотерапии лежат два механизма воздействия цветовой гаммы на человека: через глаза и через кожу. Цвет действует на людей даже с завязанными глазами. В среде огненно-красного цвета пульс у них учащается, в среде различных оттенков синего замедляется, а пациентом овладевает сонливость.

 Каково же физиологическое действие каждого из цветов?

 Красный цвет – это цвет планеты Марс и стихии огня, согласно восточной медицине. Цвет крови, жизни, энергии, мироздания. Он символизирует неодолимую власть женственности, страстное начало и любовь. Его рекомендуется использовать в цветолечении при болезнях, возникающих на фоне общего физического истощения и слабости.

 В хромотерапии красный цвет:

  • Оказывает стимулирующее действие на органы кровообращения;
  • Повышает содержание гемоглобина в крови и тем самым препятствует возникновению анемии;
  • Повышает иммунитет;

Медитация с красным цветом не рекомендуется при повышенной температуре тела и воспалительных процессах. Не следует также слишком долго воздействовать красным цветом, так как это может привести к утомлению и нервному перенапряжению.

 Оранжевый цвет – на Востоке считается цветом Солнца, который дает здоровье, красоту, омоложение. Его можно назначать пожилым людям.

 В хромотерапии оранжевый цвет:

  • Оказывает укрепляющее воздействие на жизнеспособность организма;
  •  Повышает аппетит;
  •  Улучшает настроение, снимает депрессию.

 Желтый цвет – цвет радости, хорошего настроения, снимает чувство усталости и сонливость. Цвет стихии Земли – золотой, божественный, лечебный. Дарует людям мудрость, слабым – силу, а женщинам – красоту.

 В хромотерапии желтый цвет:

  • Стимулирует интеллектуальные способности человека;

 Зеленый цвет восточные мудрецы считали высшим по своим вибрациям, положительно влияющим на центр душевной энергии человека

 В хромотерапии зеленый цвет:

  • Оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические и антимикробные свойства;
  •  Благотворно действует на глаза;

 Фиолетовый цвет оказывает тонизирующее действие на головной мозг и глаза, способствует выработке гормонов радости (эндорфинов), мелатонина.

 В хромотерапии фиолетовый цвет:

  • Оказывает благотворное воздействие на человека при напряженном ритме жизни, при бессоннице, мигренях и депрессиях;
  • Повышает творческую активность и иммунитет.

 Голубой цвет – цвет эмоционального энергетического центра, от его состояния зависит глубина чувств, чувство гармонии или ранимость.

 В хромотерапии голубой цвет:

  •  Снимает головные боли;
  • Снижает аппетит.

Передозировка может вызвать чувство страха.

 Синий цвет – является символом веры, надежды, судьбы. На Востоке считают, что связь его с шестым энергетическим центром («третий глаз») позволяет человеку ориентироваться в потоке времени: видеть прошлое и будущее.

 В хромотерапии синий цвет:

  •  Оказывает обезболивающее действие при всевозможных болях;
  •  Омолаживает, повышает творческую активность и иммунитет.

 Белый цвет – эквивалент дневного света. Белые птицы и белые животные у всех народов считаются священными. Египетские, зороастрийские и другие религиозные лица носили белые одежды, белые головные уборы и выезжали на белых, украшенных золотом, конях. Белый цвет дает силу и энергию, выравнивает настроение, создает праздничность и торжественность. Белый цвет гармонизирует действие всех органов человека.

В хромотерапии белый цвет:

  • Повышает силу, энергию;
  • Нормализует деятельность центральной нервной системы;
  • Положительно влияет на деятельность желез внутренней секреции.

Но длительное воздействие вызывает чувство страха, поэтому медработниками сейчас все чаще используется спецодежда других цветов, как правило, зеленого.

« Приложение № 8 »

 Запахи играют очень важную роль в нашей жизни. Очень часто они бывают тесно связаны с определенными событиями. Наш организм мгновенно реагирует, если какой-то запах вызывает у нас приятные или неприятные ассоциации и воспоминания. Причем реакция эта, как правило, спонтанна. Даже спустя много лет запах матери, например, вызывает у нас знакомые с детства чувства тепла и защищенности. Это связано с тем, что будучи малышами, мы познавали окружающий мир с помощью органов чувств.
Ароматерапия представляет собой лечение с использованием различных запахов. Эти запахи, или ароматы, в виде эфирных масел приходят к нам из растительного мира - от цветов, деревьев, кустарников и трав. Эфирные масла применяются очень широко. Но именно нашему чувству обоняния, которое тесно связано с эмоциональным состоянием, мы обязаны чудодейственной целительной и гармонизирующей силе ароматерапии.
Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.
Применение средств ароматерапии в детской комнате позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.
Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута. Этот метод применяется для ароматизации воздуха в детской комнате.
Смесь для поднятия настроения - масло апельсина - 2 капли, масло иланг-иланга - 2 капли.
Антипростудная смесь - масло ромашки - 1 капля, масло мандарина - 2 капли, масло чайного дерева - 2 капли, масло тимьяна (чабреца) - 1 капля.
Праздник должен быть веселым и доставлять детям радость. Каждая мать хочет, чтобы праздник ее ребенка понравился и запомнился всем маленьким гостям. Помимо таких традиционных вещей, как веселое убранство комнаты, интересные игры и угощение, добиться этого вам помогут и средства ароматерапии.
Однако традиционные аромакурительницы для этого лучше не использовать - ведь кто-то из маленьких гостей может случайно опрокинуть лампу и вызвать тем самым пожар, или полакомиться ее содержимым. Лучше применять все те же различные терракотовые или глиняные неглазурованные изделия.
Смеси, приведенные ниже, годятся для любых детских праздников и оказывают положительное воздействие на настроение детей. Помните одно - характер смеси должен соответствовать времени года. Например, весной и летом лучше использовать эфирные масла с ароматом свежести (цитрусовые, хвойные), а под Рождество или Новый год - более теплые (цветочные, пряные).
Детские праздничные смеси.
1) Лимон - 3 капли, апельсин - 2 капли, ромашка - 2 капли.
2)
Лаванда - 2 капли, корица - 2 капли, роза - 3 капли.
3)
Мандарин - 3 капли, лимон - 3 капли.
Ваш базовый набор масел - домашняя аромааптечка.
Химический состав и токсикология эфирных масел изучены достаточно хорошо, поэтому их можно применять с максимальной степенью безопасности для организма ребенка. Масла полезны для оказания первой доврачебной медицинской помощи при ожогах, укусах, ранениях наряду с другими манипуляциями, а также для лечения и оздоровления тогда, когда расстройство здоровья не требует срочной медицинской помощи, хирургического вмешательства или применения неотложных мероприятий.
Привожу оптимальный набор масел для ароматической аптечки.
1. Масло гвоздики.
2. Масло герани.
3. Масло лаванды.
4. Масло лимона.
5. Масло мяты японской (сладкая мята).
6. Масло ромашки.
7. Масло розмарина.
8. Масло чайного дерева.
9. Масло чабреца.
10. Масло эвкалипта.
И в качестве основы для разведения масел рекомендуется бутылочка с маслом сладкого миндаля, которое не имеет запаха, легко впитывается в кожу и оказывает дополнительный  лечебный эффект.
Соблюдение всех правил   окажет гармонизирующий эффект на весь организм ребенка в целом. И в отличие от многих медицинских средств, ароматерапевтические лечебные составы очень приятны в применении и понравятся детям.

 

        

        Государственное общеобразовательное учреждение школа №65

Выборгского района Санкт-Петербурга

        

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГОУ школы  №65

_____________ Ермолаева Н.Я.

«___»_______________2010год

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Сказкотерапия

Цель: способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей.

Категория обучающихся:  8-10 лет

Срок обучения:  144 часа, 2 года  

Режим занятий:  2 часа  в неделю

Форма итоговой аттестации: творческая работа, педагогическое наблюдение.

Ожидаемый результат: знать эффективные и продуктивные стили поведения; уметь раскрывать глубинный смысл происходящих событий;   стремиться к созданию лучших моделей взаимоотношений; дать возможность развития личностных потенциалов.

 

п/п

Наименование разделов программы

Всего часов

Формы контроля

1

Вводное занятие

2

опрос

2

Художественные сказки

6

Педагогическое наблюдение

3

Сказка в  арттерапии

9

Творческая работа

4

Народные сказки

9

Диагностические игры

5

Бытовые сказки

9

Диагностические игры

6

Страшные сказки

9

Диагностические игры

7

Волшебные сказки

9

Диагностические игры

8

Дидактические сказки

9

Диагностические игры

9

Сказка в песочной терапии

9

Диагностические игры, педагогическое наблюдение

10

 Сказочные приключения смешка  

6

 Диагностические игры

11

  Четыре желания

9

Творческая работа, диагностические игры

12

Разговор деревьев

9

Диагностические игры, опрос

13

Волшебные кляксы.  
Ассоциации

9

Диагностические игры, творческая работа

14

Сказка в гостях у цветотерапии

9

Диагностические игры

15

 Ароматерапия в жизни и в сказке

9

Диагностические игры

16

 Игровая терапия

9

Диагностические игры, педагогическое наблюдение

17

Драматизация сказок. Творчество в двигательной деятельности детей

9

Диагностические игры, педагогическое наблюдение

18

Итоговое занятие

4

Творческая работа, педагогическое наблюдение, собеседование. Анкетирование,

Собеседование,

диагностические игры

Итого:

144

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»

Индивидуальное занятие с  использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация  звука  С в слогах, словах»...

Психологическое занятие с использованием сказкотерапии "Ёжик заблудился"

Сказка - это волшебная страна, где ученику не читают нотации, не учат, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно здесь, ненавязчиво, ребёнок включается в "процесс поиска...

Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....

статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"

Использование сказкотерапии на  логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...

Сказкотерапия

Психологические сказки помогают легче справиться с трудностями, которые могут быть у детей в разном возрасте....

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...

Пути преодоления дезадаптации у младших школьников средствами сказкотерапии.

Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, новый этап в его жизни. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Чтобы избежать негативных эмоций у школьников, помочь ...