Урок-экспедиция 4 класс по самопознанию на тему: "Красота родной земли"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Вагнер Дарья Александровна

Цели урока:

  1. Расширять представления учащихся о ценности и красоте родной земли, раскрывать значение понятий «родная земля», «малая родина»;
  2. Развивать способность к эмоционально-эстетическому восприятию родного края как источника любви и вдохновения;
  3. Воспитывать заботливое отношение к природе родного края.

Ресурсы:

Карта экспедиции; ролик «Музей под открытым небом»; фото родного села;  аудио запись песни «С чего начинается Родина», звуки леса; картины или слайды поля пшеницы, леса, гор, реки, яблоневого сада; обращение «Хранительницы леса»; иллюстрации с нарушениями в природе; памятки.

«Природа – наши корни,

Начало нашей жизни».

 

«Мы хозяева нашей планеты,

и она для нас кладовая солнца

 с великими сокровищами жизни.

 И охранять природу – значит

 охранять Родину» .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

№ 1 Новоишим орта мектебi

Новоишимская средняя школа№1

Урок-экспедиция

по самопознанию

на тему: «Красота родной земли»                             

Учитель: Вагнер Дарья

Александровна

2011-2012 уч. год

Тема урока: Красота родной земли.

Цели урока:

  1. Расширять представления учащихся о ценности и красоте родной земли, раскрывать значение понятий «родная земля», «малая родина»;
  2. Развивать способность к эмоционально-эстетическому восприятию родного края как источника любви и вдохновения;
  3. Воспитывать заботливое отношение к природе родного края.

Ресурсы:

Карта экспедиции; ролик «Музей под открытым небом»; фото родного села;  аудио запись песни «С чего начинается Родина», звуки леса; картины или слайды поля пшеницы, леса, гор, реки, яблоневого сада; обращение «Хранительницы леса»; иллюстрации с нарушениями в природе; памятки.

Ход урока

«Природа – наши корни,

Начало нашей жизни».

«Мы хозяева нашей планеты,

и она для нас кладовая солнца

 с великими сокровищами жизни.

 И охранять природу – значит

 охранять Родину» .

Круг радости

Учащиеся в круге декламируют стихотворение.

                                                С.М.Городецкий  

Здравствуй, весна! 

Вешний цветик в травке новой

Щурит ласковый глазок.

Сел щеглёнок на кленовый,

Зеленеющий сучок.

Любо птичке желтогрудой:

В ясном блеске вышина,

Светит солнце, радость всюду, -

Здравствуй, милая весна!

                                 

Слово учителя:

Тема нашего сегодняшнего урока «Красота родной земли». Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда давайте вместе с вами отправимся в экспедицию в удивительный, прекрасный, загадочный мир. Садитесь на места, перед вами карта экспедиции «Красота родной Земли».

  1. Давайте соберёмся на полянке и приготовимся к экспедиции.

(на карту картинка полянки)

Сейчас вашему вниманию фильм «Музей под открытым небом».

Ответы на вопросы:

  1. Понравился вам фильм?
  2. О чём он?
  3. Можно ли назвать Казахстан музеем под открытым небом? Почему?
  4. Какие чувства вызывают у вас увиденные кадры Казахстанской природы?
  5. Есть понятия большой и малой родины. Объясните. Почему родной край дорог сердцу человека?

(ответы детей)

В качестве подтверждения я хочу вам прочитать сочинение  участницы Республиканского конкурса «Мой край» (с.102 в учебнике), наши ребята тоже писали сочинение, некоторые зачитают.

Слово учителя:

С любви к малой родине всё начинается. Если человек любит свою малую родину, любит своих родителей, то когда он вырастет, обязательно станет настоящим защитником и патриотом своей страны.

Давайте посмотрим с чего же начинается наша Родина.

На фоне  песни «С чего начинается Родина» фото родного села.

Задание

- Представьте, что к вам из другой страны приехал в гости друг, который никогда не был в вашем родном краю. Куда вы его поведёте, что покажете и что расскажете о родном крае?  Составим карту путешествия. (Задание 4 в тетради с. 75.)

  1. Итак, давайте отправимся. А куда же мы направимся? Ответьте на вопрос.

Назовите главное богатство Казахстана? (хлеб)  Чем славен наш родной  край на весь мир?

(на карту прикрепляется картинка поля пшеницы)

Стихотворение «Чудо» (с.101-102 в учебнике)

Я утонул в душистых травах,

Раскинув руки в тишине.

Среди жуков, среди козявок

Лежу на сумеречном дне.

Пыльцой медовой запорошен,

Сердито пчёлами отпет,

Сквозь отцветающий горошек

Лежу, гляжу на белый свет.

В моих ногах терновый кустик

Шуршит, отряхивая зной.

И облака недавней грусти

Плывут, играя, надо мной.

Потом я выйду на поляну,

Шмеля уснувшего стряхну.

И если снова грустным стану,

Вернусь – и в травах утону…

В прошлом году  благодаря хорошим погодным условиям Северо-Казахстанская область засыпала в закрома Родины большой урожай он превышал 16 млн тонн зерна пшеницы. Этот урожай кормит хлебом всё государство. И много тонн зерна уходит на экспорт, в другие страны.

(слайды, фото полей пшеницы)

- Ребята, люди каких профессий участвуют в хлебной промышленности?

Задание

Собери пословицы и поговорки о хлебе.

Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Без соли, без хлеба - половина обеда.
Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.
Брось хлеб позади, очутится впереди.
Береги хлеб в углу, а деньги - в узлу.
Был бы хлеб, а мышки будут.
Без хлеба куска везде тоска.
Без закваски хлеба не месят.
Без соли хлеб не еда.
Без хлеба не обедают.
Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
Без хлеба и у воды худо жить

  1. Продолжим нашу экспедицию.

Загадка.

К маме-речке бегу и молчать не могу,

Я её сын родной,  а родился весной.   (Ручей)

- А куда сбегаются ручьи?

Фото Ишима.

- Отдыхали ли вы на реке, что делали?

-Любите ли вы отдыхать на водоемах?

-  Что именно вам нравится в таком отдыхе?

Чтение

Н.Рыжов                     Экологическая сказка «Жила – была река».

        Жила – была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз.  И все говорили: «Какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье!» Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но всё ещё была прозрачной и чистой.

        Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

        Шли годы. Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

        Шло время. Люди всё больше загрязняли реку, и она всё терпела, ждала, когда они наконец опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.

        «Нет, - думает, - не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

        Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили  свой дом от грязи, вылечили речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.

        А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё равно по вечерам не было света.

        И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал…. Пауза

Вопросы для обсуждения:

  • Какой была Речка до прихода в город? Опиши ее.
  • Почему она посерела и погрустнела после жизни с людьми?
  • Как жители города обидели Речку и ее жителей?
  • Почему так нельзя поступать? Что бы вы сделали на месте людей?

Творческая деятельность 

Придумать концовку сказки.

Рисование. Предложить детям подобрать цвета, при помощи которых можно отразить изменения, происшедшие с рекой. Пусть они раскрасят речку на обеих половинках листа, при этом на левой его части отразят при помощи цвета "настроение" реки до прихода в город к людям, а на правой - после того как люди её загрязнили.

Продолжение сказки

Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был совсем маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернётся».

        Отправились самые сильные и выносливые горожане искать речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

        Вернулась река в город помогать её жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием реки. С тех пор в этом городе люди и река живут дружно.

        А недавно реку сделали самым почетным гражданином города, а день её возвращения отмечают как самый главный праздник.

Итак, немножко отдохнём.

  1. Привал.

Разминка «Это может быть весной»

Учитель читает предложения, а ученики отвечают: «Это может быть весной».

Если не согласны, отвечают: «Это происходит в другое время года»

Во дворе звенит капель.

Молодой пчелиный рой покидает улей.

На берёзках зашелестели клейкие листочки.

На полянки у тропинки пробиваются травинки.

Мчатся птицы за моря, и начинаются занятия в школе.

День стал длиннее, а ночи короче.

Грачи с юга прилетают.

Подснежник зацветает.

Снег кружится и ложится.

Разминка «Мы тоже можем так».

Смотри скорей, который час!

Тик – так,

Тик – так,

Тик – так.

Налево – раз!

Направо – раз!

Мы тоже можем ТАК!

Чтоб стать похожим на орла

И напугать собак,

Петух расправил два крыла…

Мы тоже можем ТАК!

Идёт медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг

На двух ногах, на двух руках…

Мы тоже можем ТАК!

Сначала рысью, а потом

Сменили рысь на шаг,-

Конь через мост идёт шажком…

Мы тоже можем ТАК!

Теперь пора и отдохнуть:

Устали как никак!

Поесть, попить и снова в путь…

Мы тоже можем ТАК!

  1. -Продолжим путь.

Трудно представить Землю не только без цветов, но и без лесов. Лес – чудесное творение природы.

А.П.Чехов писал: «Лес учит человека понимать прекрасное и внушает ему величавое настроение».

Закройте на минуту глаза, вслушайтесь в неповторимые звуки леса, пение птиц.

(Фонограмма с пением птиц, звучанием леса)

- Что вы себе представили?

- Были ли вы в лесу?

- Чем богаты наши леса?

Трудно представить себе Землю без лесов, полей, рек, без вашего участия в природе.

Мы должны сберечь природу нашей Родины, где мы живём, для наших потомков, поэтому охрана природы – это святой долг каждого.

Творческая деятельность «Исправь ошибки»

Учитель делит класс на группы и каждой  раздаёт картинки, где изображен лес со следами разрушительной деятельностью человека. Учащиеся решают, что и как можно исправить в данной ситуации. Каждая группа предлагает свои решения.

Составляются правила поведения в лесу.  Учитель обобщает и показывает слайды с правилами поведения в природе.

Обращение «Хранительницы леса» к детям.

- Ребята! Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветок. Не рубите деревья без нужды, не ломайте их. Убирайте мусор на лесных полянах. Не допускайте пожара в лесу. Не разоряйте птичьего гнезда, не уничтожайте насекомых и зверей, а, наоборот, боритесь с браконьерами.

«Дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

Вблизи нашего села больших лесов нет, но люди  высаживают много деревьев. Вы знаете, что в посёлке создали сквер, около нашей школы ,в том году, поладили ёлочки, по над дорогой и во многих других местах нашего села. Они ещё маленькие, но когда они приживутся, станут большими ,то будут украшать нашу Родину и приносить пользу.

  1. А  куда же мы дальше отправимся?

Казахстан красив и славен не только полями, лесами, но и горами.

(картинка гор Казахстана)

-Какой знаменитый город находится в горах? (Алматы)

-Чем славится город Алматы?

(Яблоневые сады картинки)

Выступление Зайры коротко. (со слайдами)

Творческая деятельность

 - Жители города Алматы считают символом своего города яблоко. Этот символ изобразили художники Владимир и Виктор Гвоздевы (представлен в учебнике с.104). а что вы назвали бы символом своего родного края? Нарисуйте этот символ.

(Задание 4 с.75 в тетради)

Обобщение.

- Животные не могут жить без растений, чистого воздуха и воды. Растения не могут жить без почвы и чистой воды. Человек тоже не может жить без природы. Неумелое обращение с природой, неправильное поведение человека может привести к гибели природы.

Человеку нужно стремиться жить в гармонии с природой.

                                                Б.Заходер

Про всех на свете

Все, все на свете нужны.

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны,

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

- Чтобы сохранить красоту родного края, нужно его любить и беречь. Посадите дерево, очистите от мусора ближайший сквер, набережную вместе с одноклассниками, разбейте во дворе вашего дома цветочную клумбу.

Вы знакомы с разными планетами, каждая по своему прекрасна, но учёные до сих пор не нашли такую красивую и жизненную планету как наша.

Круг «От сердца к сердцу»

- Я надеюсь, что ваши поступки будут всегда хорошими, а сердце – добрым и чутким. Ведь добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им, любит природу и сохраняет её.

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку  на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

                                      М.Дудин, российский поэт

На память об экспедиции дарю памятки.

Давайте мы будем природу беречь

 Для очень приятных у озера встреч,

Для встреч на поляне, купаний в реке,

 Для отдыха дома, а не вдалеке.

 Чтоб было природу кому охранять,

Нам нужно все четко и верно понять-

 Природы король человек и венец,

 Но все ж без нее человеку - конец!

Молодцы ребята вы сегодня хорошо поработали на уроке, спасибо за урок!

Закончи сказку

Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал…. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нарисуй реку. Раздели её линией пополам, цветом карандаша или красок передай её настроение до прихода в город и после жизни с людьми.



Предварительный просмотр:

Обращение

- Ребята! Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветок. Не рубите деревья без нужды, не ломайте их. Убирайте мусор на лесных полянах. Не допускайте пожара в лесу. Не разоряйте птичьего гнезда, не уничтожайте насекомых и зверей, а, наоборот, боритесь с браконьерами.

«Дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

Хранительница леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: Красота родной природы в творчестве русских художников. Осенний пейзаж

Цель урока:  развивать умения проводить словесное и изобразительное описание        осенней природыЗадачи урока: - ознакомить с творчеством И.И. Левитана, И. И. Бродског...

презентация к уроку ИЗО Тема: Красота родной природы в творчестве русских художников. Осенний пейзаж

Презентация составлена из фотографий родной природы нашего Дубровского района. Фотографирую сама....

Методическая разработка урока на тему «Красота родного края»

Методическая разработка урока кубановедения....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Красота любимого города и родного села" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Красота любимого города и родного села" 1 класс...

Открытый урок изобразительного искусства во 2 классе УМК «Перспектива» по теме: «Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа»

Конспект урока по ИЗО во 2 классе по теме: "Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа"....

Разработка урока окружающего мира по теме «Красота родного села»

Урок разработан для 1 класса по УМК "Перспектива"...