Конспект урока по изобразительному искусству Тема: Красота родной природы в творчестве русских художников. Осенний пейзаж
план-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме

Эглитис Людмила Павловна

 

Цель урока:  развивать умения проводить словесное и изобразительное описание        осенней природы
Задачи урока: - ознакомить с творчеством И.И. Левитана, И. И. Бродского,              формировать эстетическое отношение к произведениям искусства;
- учить использовать свойства линейной и воздушной перспективы, обучать навыкам передачи настроения через цвет;
- воспитывать любовь к малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnoe_iskusstvo_plan_uroka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство

4 класс

Программа В.С. Кузина

Тема: Красота родной природы в творчестве русских художников.

 Осенний пейзаж

Цель урока:  развивать умения проводить словесное и изобразительное описание        осенней природы

Задачи урока: - ознакомить с творчеством И.И. Левитана, И. И. Бродского,              формировать эстетическое отношение к произведениям искусства;        

- учить использовать свойства линейной и воздушной перспективы, обучать навыкам передачи настроения через цвет;

- воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование: - таблицы: цвет в перспективе, затемнение, потускнение;

                      - художественные принадлежности для рисования гуашью:

                      -  репродукции картин И.И. Левитана, И.И. Бродского;

                

Учитель начальных классов МОУ Дубровской №2 средней общеобразовательной школы пос. Дубровка Брянской области

Эглитис Людмила Павловна


План урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы, задач урока. Словарь терминов.

III. Рассматривание репродукций картин И. И. Левитана «Золотая осень», И.И. Бродского «Опавшие листья». Беседа.

1) Беседа по репродукции картин

2) Повторение правил по линейной, воздушной, цветовой перспективам.

3) Беседа о строении деревьев. 

IV. Практическая работа учащихся

Выполнение рисунка легкими карандашными линиями

V. Физкультминутка

VI. Переход к цветовой разработке

1) Беседа

2) Уточнение задач данного этапа

3) Образец рисования дерева учителем. Приемы работы кистью.

4) Самостоятельная работа учащихся (Звучит тихая музыка для создания эмоционального настроения)

VII. Детальная проработка

1) Показ слайдов «Трава». Беседа.

2)  Самостоятельная работа учащихся

VIII. Экспресс – выставка работ учащихся и учителя

  1. Самоанализ работ

2) Анализ работ учащимися

IX. Оценка работ учителем

X. Уборка рабочих мест

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

- Ребята, при подготовке к уроку у вас возникли затруднения, вопросы?

- Начинаем игру «Не повторюсь». Расскажите, какая осень и почему? (Один ученик отвечает, называет имя следующего ученика, садится. Например: шуршащая (листья падают, шуршат, как бы разговаривают).

II. Сообщение темы, задач урока. Словарь терминов.

- Вы сейчас сделали словесное описание осени. Рисуя сегодня осенний пейзаж, мы будем учиться создавать образ осенней природы, передавать настроение, свое отношение к увиденному с помощью красок, цвета.

На доске записаны термины:

пейзаж

композиция

русская пейзажная живопись

- Что означают эти слова-термины?

(Пейзаж - жанр изобразительного искусства. Рисунок, картина, на которых изображена природа.

Композиция – сочинение, взаимосвязь элементов произведения, переходящая в какую – либо идею, сюжет.

Русская пейзажная живопись - произведения русских художников-живописцев).

- Что объединяет эти термины?

(Художники – живописцы, рисуя пейзажи, работают над композицией, создают образ своего произведения.)

III. Рассматривание репродукций картин И. И. Левитана «Золотая осень», И.И. Бродского «Опавшие листья». Беседа.

1) Беседа по репродукции картин

 - В русской пейзажной живописи есть произведения, значения которых в истории нашей культуры необычайно велико. (Открываю репродукции

картин.)

- Исаак Ильич Левитан «Золотая осень», Исаак И. Бродский «Опавшие листья». (Читаю: …В рощах желтый листопад,

                           Листья около березы

   Золотым ковром лежат…»

                        Е.Головин

Запах и шум осени!

Пейзажи Левитана чаще, чем произведения других художников, назывались пейзажами настроения.

- Какое настроение навевают эти пейзажи?

(Радостное, как будто парад красок идет.)

- Что вы отметили для себя, рассмотрев эти пейзажи?

( - Наверное, художники любили осень.

- Мне кажется, что я брожу среди этих берез и слышу, как падают листья.

- Ветер, листья, как хозяева, гуляют  на даче и др.)

2) Повторение правил по линейной, воздушной, цветовой перспективам.

 - Для нашего задания важно уметь использовать знания по линейной, воздушной, цветовой перспективе.

- Кто напомнит эти правила? (Ученики объясняют, опираясь на репродукции картин.)

Линейная перспектива: чем предметы дальше, тем они изображаются меньше.

Воздушная перспектива: на переднем плане четко просматриваются все элементы предмета. На дальнем плане детали не просматриваются.

Цветовая перспектива: на переднем плане цвета яркие, насыщенные, чем дальше от нас, тем они тускнее.

3) Беседа о строении деревьев 

- Какую роль в пейзажах играют образы деревьев?

(Одну из главных. В окружающей природе большое разнообразие деревьев, художники на картинах рисуют деревья.)

-Что различного в строении дерева и кустарника?

(У дерева четко просматривается ствол, у кустарников несколько побегов с ветками)

Что у дерева выше: крона, верхние ветви или макушка ствола? (Крона и ветви)

- Обратите на особенности форм частей дерева.

(Показ слайдов)

-береза - ветви певучие, нежные, нужно рисовать плавными тонкими линиями;

- дуб – ветви мощные, загадочные, будем рисовать толстыми линиями, начиная от ствола;

- рябина – ветка величественная, пышная, много мелких веточек и др.;

IV. Практическая работа учащихся.

- А теперь, мои юные художники, за работу. Вы дома работали над композицией пейзажа. Выполните рисунок легкими карандашными линиями.

(Учитель подходит к учащимся, дает рекомендации)

V. Физкультминутка

1)Упр. на осанку, гимнастика для глаз

2)Упражнения:  руки подняли вверх, покачали, с пальчиков сбросили листья;

3)Посмотрите в окно вдаль:

- Что вы видите?

VI. Переход к цветовой разработке

  1. Беседа

- Ребята, давайте еще раз всмотримся в пейзаж Левитана.

Осенняя пылающая листва на фоне холодного голубого неба.

- Сравните желтый цвет переднего, среднего и дальнего плана.

(На переднем плане - сочная, яркая желтизна;

на среднем – как грязно-желтая;

на дальнем – как желтая дымка)

- Сравните цвета на другом пейзаже (больше красного, коричневого цвета).

2) Уточнение задачи данного этапа

- Основная задача при выполнении ваших рисунков -  передача различных состояний природы.

- От чего это зависит? (от времени суток, условий погоды, освещения…)

Слайд.  Сравнение цвета на фотографиях нашей местности

- Добавляя черную, серую, белую краски, вы сможете создать более гармоничное сочетание красок. Как получать дополнительные цвета вы знаете, во время работы обращайтесь к таблицам.

3) Образец рисования дерева учителем. Приемы работы кистью.

- Нажим кисточки ослабевает к макушке ствола, тонкие ветки рисуем концом кисточки и т.д.

4) Самостоятельная работа учащихся. (Звучит тихая музыка для создания эмоционального настроения)

VII. Детальная проработка

1)Показ слайдов «Трава»

- Трава не может быть такого же желтого или зеленого цвета, как листья на деревьях.

В солнечную погоду опавшие листья яркие, в холодную, дождливую – сырые, темные.

2)  Самостоятельная работа учащихся

- Вспомните наши экскурсии, какой цвет ствола у березки, дуба и других деревьев на солнце, в тени.

- Проверьте, ствол дерева объемный? Приглушите теневую сторону.

VIII. Экспресс – выставка работ учащихся и учителя

- Кто желает показать свой пейзаж на выставке?

- Какой образ осени вы создали? Какое настроение вы хотели показать красками? (Дети по – очереди вывешивают свои рисунки, коротко рассказывают)

Все встают, рассматривают работы.

- Чьи рисунки особенно выразительно передают художественный образ осени?

IX. Оценка работ учителем

- Ребята с задачей урока вы справились. Кто оставил рисунки для доработки, можете работать самостоятельно или приходите на изостудию. После завершения работы я поставлю вам оценки. За рисунки на выставке ставлю оценку «5».  Спасибо ребятам за выставку (звучат аплодисменты).

Старайтесь видеть в окружающей нас природе удивительную красоту, и вы добрее станете к ней.

X. Уборка рабочих мест 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку ИЗО Тема: Красота родной природы в творчестве русских художников. Осенний пейзаж

Презентация составлена из фотографий родной природы нашего Дубровского района. Фотографирую сама....

Красота родной природы в творчестве русских художников. Осенний пейзаж. Урок ИЗО

используются репродукции картин И.И. Левитана, И.И. Бродского...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема. Картина - особый мир. Картина-пейзаж

Тема. Картина - особый мир. Картина-пейзажЦели: повторить знания о крупнейших музеях; знакомство с жанром «пейзаж»; поиск композиции пейзажа; решение колористических задач; повторить терми...

Конспект урока по изобразительному искусству, тема: «Картина-пейзаж» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений выполнять композицию «Картина-пейзаж».Планируемые результаты: Предметные:-знать разнообразие пейзажных сюжетов;-понимать роль искусства в кра...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Картина-пейзаж». 2 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Картина-пейзаж»Цели деятельности учителя: развитие умений выполнять композицию «Картина-пейзаж»;Планируемые результаты:...