Статья. Готов ли ребёнок к школе?
статья по теме
Статья предназначена для учителей, родителей и воспитателей. Она раскрывает аспектыне только психологической готовности ребёнка к школе, но и нравственной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_psikhologicheskoy_gotovnosti_k_shkole_ne_novaya.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Готов ли ребёнок к школе?
Абралава Светлана Сергеевна
ГОУ СОШ №436, учитель начальных классов,
Санкт-Петербург.
Под готовностью ребёнка к школе понимают, прежде всего, психологическую готовность.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
В современном мире очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
Так Л.И. Божович [21с. 23] выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:
1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Л.И. Божович, 1972 г. с. 23-24).Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется знать определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. О готовности ребёнка к школе много говорят и пишут мне же хотелось раскрыть более узкий аспект-нравственная готовность, которая включает в себя в первую очередь значимость взрослого в жизни школьника
Для первоклассников образ учителя приобретает первостепенную значимость. Это своеобразный притягательный центр-образец для подражания. Поэтому очень важно родителям воспитывать правильное и положительное отношение ребёнка не только к школе, но и к личности будущего учителя. Зарождающие в этом возрасте нравственные чувства детей способны сформировать в дальнейшем зрелые чувства и убеждения.
Ведь учитель для первоклассника не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию. Учитель для первоклассника – совсем особенный человек, он первый учитель. От того, какой этот первый учитель, зависит многое в жизни ребенка. Как будет воспринимать этого человека и его профессию ребенок? Как преподавателя учебной дисциплины или как наставника, который не только учит школьным дисциплинам, но и учит жизни, воспитывает, стремится сформировать достойную личность. У учителя начальных классов есть все шансы стать учителем в самом высоком значении этого слова- наставником с высоким авторитетом для ребенка в настоящем, остаться в его благодарной памяти и определить будущее. Именно личность первого учителя может стать примером для подражания, образцом для поступка ребенка.
Таким образом, социально-психологическая готовность к обучению предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умением подчиняться интересам и обычаям детской группы развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения, умения выполнять требования по организации и самоорганизации учебного процесса , всё это включает в себя готовность к школе.
Работа по психологической готовности ребёнка к школе, должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями дошкольных образовательных учреждений и учителями начальных классов. Это обеспечит хорошую готовность к школе, детям будет легче пережить адаптацию. Очень важно воспитывать у ребёнка значимость его новой роли-роли ученика, вселять уверенность и силы для устойчивой картины успешного и правильного поведения в дальнейшем.
. Проблема психологической готовности к школьному обучению чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе
Список литературы:
Божович Л. И. «Проблемы развития мотивационной серы ребёнка. Изучение мотивации и поведения ребёнка». 1972 г.
Выгодский Л.С. «Проблема возраста».1984 г.
Саллина Н. Г. «Интеллектуальное развитие ребёнка». 1988г.
Агафонова И. Н. « Социально – психологическое обучение детей 6 – 10 лет». «Программа «Я и Мы». 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."
Внеурочная деятельность в начальной школе. "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."...
Здоровый ребёнок – успешный ребёнок
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Анкеты для родителей: "Агрессивен ли ваш ребёнок?", "Активен ли ваш ребёнок?", "Тревожен ли ваш ребёнок?"
Ответы на простые анкеты, приведённые ниже, помогут вам найти правильный путь в мир вашего ребёнка, лучше понимать его, находить общий язык....
Про «плохое» поведение: Почему ребёнок плохо себя ведёт? Как по-настоящему любить своего ребёнка?
1. Причины «плохого» поведения.2. Как по-настоящему любить ребёнка.3. Приемы родительского воздействия.4. Наказания....
Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе
Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...
Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»
«Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»Цель: 1) способствовать формированию культуры общения родителей и детей...