Статья. Готов ли ребёнок к школе?
статья по теме

Абралава Светлана Сергеевна

Статья предназначена для учителей, родителей и воспитателей. Она раскрывает аспектыне только психологической готовности ребёнка к школе, но и нравственной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_psikhologicheskoy_gotovnosti_k_shkole_ne_novaya.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Готов ли ребёнок к школе?

Абралава Светлана Сергеевна

ГОУ СОШ №436, учитель начальных классов,

Санкт-Петербург.

 

Под готовностью ребёнка к школе понимают, прежде всего, психологическую готовность.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

В современном  мире очень высокие требования жизни к организации воспитания и   обучения   заставляют   искать   новые,   более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на   приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.

Так   Л.И.   Божович   [21с. 23]   выделяет   несколько   параметров психологического развития ребенка, наиболее   существенно   влияющих   на успешность обучения   в   школе.   Среди   них   –   определенный   уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы   учения,   достаточное   развитие   произвольного   поведения   и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения,   или   мотивы,   связанные   «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей,   потребность   в   интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Л.И. Божович, 1972 г. с. 23-24).Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется знать определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него   есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. О готовности ребёнка к школе много говорят и пишут мне же хотелось раскрыть более узкий аспект-нравственная готовность, которая включает в себя в первую очередь значимость взрослого в жизни школьника

Для первоклассников образ учителя приобретает первостепенную значимость. Это своеобразный притягательный центр-образец для подражания. Поэтому очень важно родителям воспитывать правильное и положительное отношение ребёнка не только к школе, но и к личности будущего учителя. Зарождающие в этом возрасте нравственные чувства детей способны сформировать в дальнейшем зрелые чувства и убеждения.

Ведь учитель для первоклассника не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию. Учитель для первоклассника – совсем особенный человек, он первый учитель. От того, какой этот первый учитель, зависит многое в жизни ребенка. Как будет воспринимать этого человека и его профессию ребенок?     Как преподавателя учебной дисциплины или как наставника, который не только учит школьным дисциплинам, но и учит жизни, воспитывает, стремится сформировать достойную личность. У учителя начальных классов есть все шансы стать учителем в самом высоком значении этого слова- наставником с высоким авторитетом для ребенка в настоящем, остаться в его благодарной памяти и определить будущее. Именно личность первого учителя может стать примером для подражания, образцом для поступка ребенка.

Таким образом, социально-психологическая   готовность   к   обучению предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умением подчиняться интересам и обычаям детской группы развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения, умения выполнять требования по организации и самоорганизации учебного процесса , всё это включает в себя готовность к школе.

Работа по психологической готовности ребёнка к школе, должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями дошкольных образовательных учреждений и учителями начальных классов. Это обеспечит хорошую готовность к школе, детям будет легче пережить адаптацию. Очень важно воспитывать у ребёнка значимость его новой роли-роли ученика, вселять уверенность и силы для устойчивой картины успешного и правильного поведения в дальнейшем.

. Проблема психологической готовности к школьному обучению чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения   детей   в   школе

Список литературы:

 Божович Л. И. «Проблемы развития мотивационной серы ребёнка. Изучение мотивации и поведения ребёнка». 1972 г.

 Выгодский Л.С. «Проблема возраста».1984 г.

 Саллина Н. Г. «Интеллектуальное развитие ребёнка». 1988г.

Агафонова И. Н. « Социально – психологическое обучение детей 6 – 10 лет». «Программа «Я и Мы». 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."

Внеурочная деятельность в начальной школе. "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."...

Здоровый ребёнок – успешный ребёнок

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

Анкеты для родителей: "Агрессивен ли ваш ребёнок?", "Активен ли ваш ребёнок?", "Тревожен ли ваш ребёнок?"

    Ответы на простые анкеты, приведённые ниже, помогут вам найти правильный путь в мир вашего ребёнка, лучше понимать его, находить общий язык....

Про «плохое» поведение: Почему ребёнок плохо себя ведёт? Как по-настоящему любить своего ребёнка?

1. Причины «плохого» поведения.2. Как по-настоящему любить ребёнка.3. Приемы родительского воздействия.4. Наказания....

Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе

Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...

Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»

«Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»Цель: 1) способствовать формированию культуры общения  родителей  и детей...