Программа по развитию мелкой и артикуляционной моторики и лексико-грамматического строя речи дошкольников
рабочая программа по теме

Третьякова Светлана Николаевна

В п

 В последнее десятилетие  увеличилось количество детей предшкольного возраста с недостаточной  сформированностью  всех языковых структур, с нарушением общей, мелкой и артикуляционной моторики, просодических компонентов. Данные вопросы с успехом реализуются в дошкольных общеобразовательных учреждениях.  Дети, не посещающие ДОУ, не получают в домашних условиях должной подготовки к обучению в школе, поэтому на базе школ открываются группы предшкольного образования.  Как правило,  многие из   детей, посещающих эти группы,  из социально незащищенных слоев населения, у большинства имеются  различные речевые дефекты, ограниченный словарный запас, низкий уровень интеллектуального развития. Учителя отмечают, что многие 6-7-летние дети пло­хо координируют движения руки и глаза, у них слабо раз­вита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец. Отмечается снижение темпа графической деятельности, а низкий уровень подготовки руки к овладению письмом в дальней­шем может привести к неуспеваемости в школе. Многих сложностей при обучении детей письму в на­чальной школе можно избежать, проведя целенаправлен­ную подготовительную работу на дошкольном этапе. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторич­ных отклонений. Максимально эффективное воздействие на формирование данных процессов возможно лишь при использовании комплексного подхода. Изучив проблемы и учтя рекомендации учителей на­чальных классов, учителями подготовительных классов Третьяковой С.Н.  и  Тюриковой Л.В. была разработана  программа «Удивительный мир» по развитию мелкой и артикуляционной моторики,  а также лексико-грамматического строя речи, рассчитанная на 1  год обучения. Каждое занятие комплексное, проводится на материале одной лексической темы. При разработке были использованы сюжеты детского познавательного мультфильма « Лунтик», в соответствии с темой занятия просматривается и обсуждается конкретная ситуация.

Программа коррекционно-развивающей работы составлена в соответствии с Законом РФ «Об образо­вании», соответствующими направлениями Концепции до­школьного воспитания, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министер­ства образования РФ и разработками оте­чественных ученых в области общей и специальной педагоги­ки и психологии.

Усть-Баргузинская СОШ имеет возможность реализации региональной модели предшкольного образования. В образовательном учреждении существует нормативно-правовая  база муниципального и регионального уровня, имеется оптимальная предметно - развивающая среда и квалифицированные кадры. Инновационная деятельность в общеобразовательном учреждении  присутствует. Форма организации предшкольного  образования представлена двумя группами  дошкольников кратковременного пребывания детей в ОУ. Организация образовательного процесса регламентируется календарным планом, расписанием занятий и осуществляется учителями, педагогами дополнительного образования, психологом, логопедом.

Образовательный процесс организуется с использованием технологии развивающего обучения, а также игровых технологий.

УМ

                               УМК   на основе работ О.С.Гомзяк, М.Ю. Картушина     

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кол-во

По плану

Факт.

Тема

Содержание.

1

06.09.2013

"Давайте познакомимся"

  1. Мультфильм « Как стать другом». Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика: "Дружба" "В гости к пальчику большому"
  3. Артикуляционная разминка  «Грустно-весело»
  4. Лексические упражнения: «Каким должен быть друг? (добрый…)»
  5. "Фигурки из палочек" (качели).
  6. Дорисуй узор

1

13.09

"Ягодка-малинка"

  1. Мультфильм « Ягода». Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй " "Травка"
  3. Артикуляционная разминка «Сладко-кисло»
  4. Лексические упражнения « Назови ласково» (малинка, клубничка..)
  5. Ниткография (корзинка для ягод).
  6.  Игра с камушками (выложить малинку в корзинке).

1

20.09

"Раз грибок, два грибок"

  1. Мультфильм. «Гриб» Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика: "Этот пальчик в лес пошел…»
  3. Артикуляционная разминка «Выросли грибочки»
  4. Лексические упражнения «Один-много»
  5. Работа  с крупой на пластилине (выложить гриб).
  6. Игра для пальчиков "Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов".

1

27.09

"В огород за урожаем'

  1. Мультфильм. Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты", «Урожай»
  3. Выработка речевого выдоха.
  4. Лексические упражнения : «У нас в огороде.....(глагольный словарь) растет -.., синеет -.., краснеет -.., наливается-..,
  5. Фигурки из геометрических фигур (машина везет урожай).
  6. Работа в рамке (Овощ из пластилинового жгутика)

1

04.10

Желтые листочки"

  1. Мультфильм « Желтые листья» . Беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика: "Птичек  стая" , "Птенчики в гнезде"
  3. Артикуляционные упражнения «Осенние листочки»
  4. Лексические упражнения «Согласование числительных один, одна, одно с существительными»
  5. Игра « Золушка» (рассортируй гречку и перловку).
  6. "Узнай меня !" (соединить точки одной линией )

1

11.10

"Один дома"

  1. Мультфильм « Один дома». Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире»
  3. Артикуляционная разминка «Язычок убирается в домике»
  4. Лексическое задание «Составь   предложение из слов»
  5. Работа  на пластилине ( выложить крупой  телефон)
  6. Игра на внимание  «Можно и нельзя»

1

18.10

" Правила этикета»"

  1. Мультфильм « Праздник». Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика: "Гости"
  3. Артикуляционная разминка «Можно-нельзя»
  4. Игра «Скажи правильно» ( Я сижу на столе, торт сидит на блюде, стакан кладут на стол)
  5. Фигурки из палочек (торт).
  6. Дорисуй узор

1

25.10

« Домашние дела»

  1. Мультфильм . «Помощники» Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Артикуляционные упражнения «Веник, метла»
  4. Игра «Что полезно, а что вредно»
  5. Ниткография (веник, кружка..)
  6. Дорисуй трафарет и раскрась (половина кружки)

1

01.11

"Семья"

  1. Мультфильм « Семья». Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья "
  3. Артикуляционные упражнения «Какое у нас настроение?»
  4. Лексические упражнения  « В семье» (кто кому и кем приходится, кто младше, кто старше)
  5. Работа в рамке из под диска «Человек»

1

15.11

"Правила дорожного движения"

  1. Мультфильм « Регулировщик». Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика «Ехали-ехали…»
  3. Лексическая игра « Кто идет,  кто едет, а кто стоит)
  4. Артикуляционная разминка «Мигающий светофор»
  5. Фигурки из палочек и камушек (едем по дороге)
  6. Пройди лабиринт и раскрась машину (три мальчика в кепках разного цвета (зеленой , синей и красной) - узнай кто первый дойдет до машины)

1

22.11

"Наша Родина"

  1. Беседа о родине. (Фотографии)
  2. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй"
  3. Артикуляционная разминка «Облака плывут, реки текут»
  4. Лексическое задание  «Один-много» (дерево –деревьев)
  5. Фигурки из геометрических фигур (солнце, дом).
  6. Наш флаг раскрась по образцу, запомни цвета .

1

29.11

"С новогодним волшебством, к нам зима шагает в дом"

  1. Мультфильм « Первый снег». Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика: "Погреемся" "Лёд" "Мороз'
  3. Выработка речевого выдоха.
  4. Лексическая игра «Исправь  предложение»
  5. Сложи бумагу и вырежи снежинку
  6. Раскрась трафарет елочки. Кусочки салфетки  наклей вместо снега.

1

06.12

"Правила поведения на дороге зимой"

  1. Мультфильм. Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком" "Снеговик"
  3. Артикуляционная разминка «Санки»
  4. Лексическое задание «Закончи предложение»
  5. Игра «Осторожно гололед» (помоги Вите дойти до дома)
  6. Дорисуй узор.

1

13.12

 «Много радостных хлопот- к нам шагает Новый год"

  1. Мультфильм.  «Елка» Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика"Ёлочка"
  3. Лексические упражнения  «Загадки о зиме»  (можно придумать самому)
  4. Артикуляционная разминка « Мороз»
  5. Групповая работа «Укрась ёлочку» (Изготовление елочных игрушек и гирлянд из цветной бумаги»

1

20.12

«Санки, лыжи и коньки -забава в зимние деньки»

  1. Мультфильм «На льду» .Беседа о поведении на дорогах зимой.
  2. Пальчиковая гимнастика «Ходим на лыжах» (бросовый материал-пробки)
  3. Артикуляционные упражнения «Прокатимся с ветерком»
  4. Лексические упражнения: Словарь признаков»
  5. Попади в цель (скомкать бумагу и попасть в корзину)
  6. Работа с пластилином  «Санки»

1

27.12

« В мире животных»

  1. Слайды о животных. Беседа.
  2. Пальчиковая гимнастика. «Лошадка», «Зайчик»
  3. Артикуляционная разминка «Прогулка по лесу».
  4. Лексические задания: Образование притяжательных, относительных прилагательных.
  5. Работа с крупой на пластилиновой основе (выложить контур животного с использованием трафарета)

1

17.01.2014

« Страна «Играйка»

  1.  Мультфильм. «Уборка» Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика «Паучок»
  3. Артикуляционная разминка « Игры Язычка»
  4. Лексическое задание «Предлоги»
  5. Оригами «Котенок», « Собачка»
  6. Штриховка образцов игрушек на бумаге

1

24.01

«Радо небо солнышку

Рады люди хлебушку»

  1. Слайды «От зернышка до булочки»
  2. Пальчиковая гимнастика «Пекарь»
  3. Артикуляционная разминка «Булочка»
  4. Лексическое задание. Образование притяжательных местоимений.
  5. Тестопластика «Приглашаем всех к столу

1

31.01

«Назовите-ка дети, сколько профессий на свете»

  1. Чтение стихотворения « А что у вас?» Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика «Строители»
  3. Артикуляционная гимнастика  «Игра на музыкальных инструментах»
  4. Лексические задания.  Загадки о профессиях.
  5. Построй башню из подручного материала
  6. Изготовь инструменты для мастеров. Работа с трафаретом

1

07.02

« Чтоб здоровым, сильным быть

Со спортом мы должны дружить»

  1. Мультфильм. «Самый-самый»  Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика «Силачи»
  3. Артикуляционная гимнастика « Забей гол»
  4. Лексические задания «Образование слов ж.р  и м.р (баскетболист-баскетболистка)»
  5. Работа  шнурком (мяч, лодка, весло, штанга)
  6. Закрась цифру- увидишь отгадку.

1

21.02

«Армия родная -защитница боевая»

  1. Мультфильм « Защитник». Беседа о защитниках
  2. Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
  3. Выработка речевого выдоха и силы голоса.
  4. Лексические задания. Назови солдата разного рода войск.
  5. Работа со шпагатом. «Кто больше завяжет узелков»
  6. Работа на пластилиновой основе кедровыми скорлупками.

1

28.02

«По дорожке к школе»

  1. Мультфильм. «Прогулял» Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика « Ходьба пальчиками»
  3. Артикуляционная гимнастика «Изображение глас. звуков мимикой»
  4. Лексическое задание.  Просчитай до 5 (Один карандаш ,два карандаша..)
  5. Работа с пуговицами. Выложи буквы.
  6. Графический диктант. Цифра 4.

1

07.03

«Только днем  8 Марта

Открывается весна»

  1. Стихи о маме, о весне. Беседа.
  2. Пальчиковая гимнастика. «Помощники»
  3. Артикуляционная разминка «Песенка звуков»
  4. Лексическое задание «Ласковые слова»
  5. Работа  в рамке из под  диска «Цветок для мамы»
  6. Дорисуй  картинку.

1

14.03

« Наш дом - мы в нем живем»

  1. Мультфильм. «А Земля-то круглая» Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика « Домик».
  3. Артикуляционная гимнастика «Домик Язычка»
  4. Работа на прозрачной основе. «Найди тропинку к домику»
  5. Лексическое задание.   Словарь признаков.
  6. Графический диктант «Стульчик»

1

21.03

 «По страницам добрых книг»

  1. Встреча со сказочными героями (назови знакомых героев сказок).
  2. Пальчиковая гимнастика  «Буратино»
  3. Артикуляционная гимнастика « Колобок»
  4. Лексическое задание «Гномы – люди – великаны»
  5. Пройди лабиринт. «В гости к другу»
  6. Сделай «Шапку-невидимку»

1

04.04

«День смеха. Идем в цирк»

  1. Мультфильм.         «Фокусник» Беседа.
  2. Пальчиковая гимнастика. « Вверх по лесенке»
  3. Артикуляционная  разминка. «Грусть, радость, удивление…»
  4. Лексическое задание: Слова антонимы.
  5. Закрась цифры - увидишь сюрприз.

1

11.04

 «Полетим к звездам»

  1. Мультфильм.         «Звездопад» Беседа.
  2. Пальчиковая гимнастика.  «Ракета»
  3. Выработка сильной воздушной струи и речевого выдоха.
  4. Лексико-грамматические задания  «Один-много»
  5. Фигурки из мозаики (ракета, звездочка)
  6. Обрывание (звезды на темно - синем небе)

1

18.04

«Давайте жить дружно!»

  1. Мультфильм «Настоящие друзья». Краткая беседа о дружбе.
  2. Пальчиковая гимнастика «Дружат мальчики и девочки…»
  3. Артикуляционная разминка «Друзья»
  4. Лексические упражнения.  Слова-действия  противоположные по значению (дал-взял..)
  5. Работа в рамке (Кот или мышонок).

1

25.04

«Посуда»

  1. Мультфильм. Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая  гимнастика «Показать пальчиками вилку, кружку, тарелку….)
  3. Артикуляционная  гимнастика «Чашечка, тарелочка»
  4. Лексические упражнения « Что для чего?» (для хлеба-хлебница…)
  5. Фантазии из проволоки.

1

02.05

«Героев не забывают»

  1. Стихотворение  «За все, что есть у нас

За каждый наш счастливый час

За то, что солнце светит нам

Спасибо доблестным солдатам

Что отстояли мир когда-то»   Краткая беседа по содержанию.

  1. Пальчиковая гимнастика «Маршируем пальчиками»
  2. Артикуляционная гимнастика   «Часовой»
  3. Лексические упражнения: «Я, он, она, они» (Я помню, он помнит, она помнит, они помнят…).
  4. Симметричное вырезание «Звезда героя»
  5. Дорисуй узор.

1

16.05

«Приключения Мойдодыра»

  1. Мультфильм Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика «Ладушки - ладошки»
  3. Артикуляционная  гимнастика «Моем зубки, губы…»
  4. Лексические упражнения: Добавь к слову-действию слова-предметы ( мыть-….., чистить-…)
  5. Работа с геометрическими фигурами в пластмассовом трафарете.

1

23.05

«Бал цветов»

  1. Мультфильм.Праздник» Краткая беседа по содержанию.
  2. Пальчиковая гимнастика «Цветик-семицветик»
  3. Артикуляционная  гимнастика  «Растут цветочки»
  4. Лексическая игра «У меня и у тебя» (один-много)
  5. Создаем цветы путем обрывания  готовых форм.

1

30.05

Урок-закрепление

Праздник прощания с Лунтиком



Предварительный просмотр:

Урок художественного творчества « Новогодняя елка»

Цель урока:

Программное содержание:

обучить детей складывать бумагу;

закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы; нарезать одинаковые полоски не отрезая в направлении к сгибу

воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу (бумаге);

развивать мелкую моторику, внимательность; фантазию

закрепить, уточнить, расширить знания детей об окружающем мире, бережном отношении к природе

Ход урока.

1Орг момент.

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

Появляется Буратино, загадывает детям загадку.(На доске закрыта отгадка)

Я модница такая, что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блестки – любые украшенья.

Но на мою, поверьте, великую беду

Наряд мне надевают всего лишь раз в году.

(Ёлка)

Ответы детей

Буратино: Молодцы, быстро отгадали. Открывает отгадку, а там ничего нет, только записка от Карабаса Барабаса: «Елку не отдам. Праздника не будет».

Буратино расстроился. - Что же делать? Сейчас придут друзья.

Учитель: Мы с ребятами можем помочь. Ведь под Новый год происходят чудеса. Ну что, ребята поможем сказочным героям попасть на праздник?

  Игра: «Какие бывают елки»

Ребята, а какие бывают елки? Высокие! ( дети поднимают руки вверх.) Низкие! (, приседают на корточки.) Широкие! (разводят руки в стороны.) Узкие! (обхватывают себя.) А какие у елки на ветках   иголки?(Руки в стороны ,пальцы расширены).

Учитель: -Из каких частей состоит елка? (ствол,ветки ,иголки-хвоинки, шишки) . Где растут елки?

  Мы будем создавать свою нарядную, красивую елочку.

Техника безопасности. Вместо топора, нам понадобятся ножницы.(правила работы с ножницами)

Порядок работы:

1. Берем зеленый лист бумаги сгибаем по полам по вертикали

2.От раскрытой части листа к верхнему углу по диагонали отрезаем треугольник.

3.В сложенном виде от отрезанной части до средины сгиба надрезаем узкие полоски

4.Раскрываем лист, по линии сгиба намазываем клеем и прикрепляем веточку к стволу (ствол на доске)

5. Украшаем получившуюся елочку шарами из разноцветной бумаги и дождика.

Итог: Скажем дружно волшебные слова

Здравствуй, праздник новогодний,

Праздник елки и зимы!

Всех друзей своих сегодня позовем на елку мы!

(закрывают глаза ,считают до трех, хлопают в ладоши)Появляются сказочные герои.

Благодарят детей конфетами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию мелкой моторики рук

Авторская адаптированная программа "По развитию мелкой моторики рук" для детей дошкольного и младшего школьного возраста на 2 года обучения с использованием инновационно-компьютерных технологий и инте...

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

Особенности развития фонетического строя речи дошкольников ОНР

Тема: Особенности развития фонетического строя речи дошкольников ОНР...

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребѐнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психи...

Программа по развитию мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста, с использованием техники плетения чия

Данная  программа предназначена для работы с обучающимися  младшего школьного возраста   с ОВЗ. Программа имеет коррекционно-воспитательную, коррекционно-образовательную, коррекцио...

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей....

Буклет Консультации для родителей и педагогов «Развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Буклет Консультации для родителей и педагогов «Развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»,...