Проектная деятельность в начальной школе
проект (1 класс) на тему

Вершинина Наталья Венедиктовна

Статья раскрывает возможности и перспективы проектной деятельности в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Каждая личность проходит в своём развитии тот же путь, что и всё человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человеку отпущено катастрофически мало времени для того, чтобы пройти свой собственный путь познания. А если учесть, что нужно постараться внести свой, пусть небольшой, вклад в этот процесс развития человечества (что останется после меня), то начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста. Тем более, что и современная ситуация в обществе и образовании заставляет педагогов искать новые подходы к обучению детей, а основной задачей на сегодня становится формирование у учащихся и их родителей потребности в саморазвитии, необходимом для адаптации к реальностям сегодняшнего мира.

Главная цель работы учителя сегодня – обучать, развивая каждого ребёнка.

Стандарты второго поколения определили приоритеты начального общего образования: формирование метапредметных умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения.

Главная задача начального образования – заложить основу формирования учебной деятельности ребенка.

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через проектную деятельность.

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, некая творческая работа, для выполнения которой требуется пройти определённые этапы.

Проект – это «пять П»:

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются все группы умений.

Раньше мы считали, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью. Пройдя в 2009 г. курсы в АППО «Проектная деятельность в начальной школе» начали работу в групповых проектах, предложенных на курсах. Это оказалось очень увлекательно!

На родительском собрании мы познакомили родителей с технологией проектной деятельности, а дети представили образцы проектов. Мы поняли, что учащиеся начальных классов могут и должны заниматься этим видом интеллектуальной деятельности.

Дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить сам учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что самостоятельно добытые учениками знания усвоятся надёжнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательский энтузиазм в нужное русло, ведь то, что интересно ребёнку, то, что он делает с удовольствием, во что он хочет вкладывать свои силы и ум, получается у него гораздо лучше.

Продолжая изучать проектную деятельность в начальной школе, мы нашли много интересного и на сайтах своих коллег, что еще раз убедило нас в правильности выбранного пути.

При выполнении обучающимися проектов качественно меняется роль учителя в образовательном процессе. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта.

При организации исследовательской деятельности учителю необходимо учитывать и степень самостоятельности учащихся, которая зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта исследовательской деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в классе или группе. Необходимо учитывать и тот факт, что у учащихся младших классов ещё недостаточно знаний, умений и навыков для правильного оформления продукта своих исследований. У них ещё не очень хорошо развиты навыки письменной речи: они не умеют грамотно составлять тексты (особенно научные), допускают орфографические и стилистические ошибки. Поэтому учителю нужно организовать не только исследовательскую деятельность ребят, но и помощь взрослых (учителей, родителей, старших братьев и сестёр, старшеклассников) в этой деятельности. Наряду с этими недостатками младшие школьники обладают рядом особенностей, которые способствуют успешному проведению исследовательской деятельности. Одна из самых главных особенностей – наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание «замыленный» взгляд взрослого человека. Другая особенность – это аккуратность и исполнительность. И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение.

Мы поощряем любые творческие находки детей, всегда рады помочь советом, направить в нужное русло, чтобы итог проектной деятельности был успешен. Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей.

Таким образом, при использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение), мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности. Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность. Ребята обучаются информационным технологиям.

Авторы статьи учителя ГБОУ школы №569

высшей категории Вершинина Н.В. и Мостовая Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....