Урок литературного чтения в 4 классе
учебно-методическое пособие (4 класс) по теме
"Маршак – критик, поэт, редактар, переводчик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения
в 4 классе
Тема урока: «Маршак – критик, поэт, редактор,
переводчик»
Учитель
Удельнова Л.Н.
Цели:
- Пробудить интерес к творчеству С.Маршака. Желание открывать новые стороны творчества поэта.
- Познакомить с новым направлением творчества поэта – деятельностью переводчика, редактора.
- Развивать творческие способности учащихся путем вовлечения в процесс самостоятельного поиска информации.
- Формировать коммуникативные умения и чувство коллективизма.
Оборудование:
- портрет С.Я.Маршака;
- м/мед. оборудование;
- выставка книг поэта;
- рисунки учащихся к произведениям С.Я.Маршака.
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение темы
- Биография поэта
- Но сначала давайте вспомним биографию поэта (слайд №1)
- Дополните слайд. Какие еще интересные факты из детства писателя вы знаете? (ответы детей)
4. Работа по актуализации знаний
- Какое из этих понятий – критик, поэт, переводчик, редактор – вам наиболее знакомо? (поэт)
- Кто же такой поэт? (Поэт – писатель, автор стихотворных, поэтических произведений)
- Когда мы впервые встречаемся с Маршаком? (В раннем детстве)
- Какие детские стихи Маршака вы знаете?
- Узнайте, из каких произведений эти строки? (Слайд №2) (Чтение отрывков стихотворений)
- А что еще, кроме стихов, для детей писал Маршак? (загадки)
- А теперь посмотрите и послушайте выступление ребят и вспомните произведения Маршака (Инсценирование отрывков из драматической сказки «12 месяцев», «Кошкин дом»)
- А какие еще пьесы написал Маршак? (слайд №3) («Петрушка иностранец», «Горя бояться – счастья не видать»)
- А как еще можно обозначить творчество Маршака? (Драматург) (слово вывешивается на доске)
- Мы с вами отметили в творчестве Маршака стихи, загадки, пьесы. А что еще писал Маршак? (сказки)
- Какие сказки Маршака вы знаете?
(Сказка о глупом мышонке, Сказка про короля и солдата, Старуха, дверь закрой! Сказка о глупости, Не так).
- Какое слово можно добавить к определению Маршак? – (сказочник) (вывешивается на доске) (слайд №4)
- Вспомните, как называется раздел учебника, который мы сейчас изучаем. (Путешествие Х. Вокруг Маршака).
- О какой деятельности Самуила Яковлевича мы узнаем из этого раздела? (О Маршаке – редакторе) (слайд №4)
- Расскажите, что вам известно о деятельности Самуила Яковлевича Маршака в должности редактора? Кто работал вместе с ним? Какая атмосфера царила в редакции? (Рассказы детей)
- Что вам известно о «превращениях» писателей?
- Мы сейчас с уверенностью можем сказать о том, что именно благодаря С.Я.Маршаку мы можем сейчас читать произведения этих замечательных писателей (М.Пришвина, Н.Тихонова, А.Толстого, Б.Житкова, В.Бианки, Е.Чарушина, Л.Кассиля). Он сумел объединить вокруг себя и направить в детскую литературу целую плеяду талантливых писателей. (Слайд №5)
5. Проверка домашнего задания
- Творчеству, какого писателя посвящена статья, которую вы читали дома?
- Прочитайте III абзаца статьи. Как понимаете эти строки?
- Найдите, в чем была сила жизни Пришвина?
- Что поражало Маршака в произведениях Пришвина?
- С кем сравнивал Маршак талант Пришвина?
- Какие черты привлекали Маршака в Пришвине?
- Прочитайте следующий абзац. Объясните, как понимаете эти строчки?
- К какому жанру творчества Маршака можно отнести эту статью? (Критическая)
- Соотнесите это творчество с темой урока.
- (Ответы детей) (Маршак – критик) (слайд №6)
6. Работа над новым материалом.
- Сейчас мы с вами познакомимся еще с первой гранью деятельности С.Я.Маршака.
- Прочитайте стихотворения с.99
- Что объединяет эти стихотворения? (Их перевел на русский язык С.Маршак)
- Обратимся к I статью.
- Какая строка повторяется? Почему?
- С кем прощается герой стихотворения? Почему?
- Какую клятву дает?
- Что можно сказать о герое?
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (стихотворение – прощание, клятва)
- Обратимся ко II статье.
- Что можно сказать о герое этого стихотворения?
- О чем мечтает герой?
- Чем привлекает его Бразилия?
(стихотворение – мечта)
- Сравните оба стихотворения.
- Для кого переводил Маршака стихотворения разных поэтов? Какое из стихотворений адресовано детям? Почему?
- О какой грани творчества Маршака мы еще узнали? (переводчик)
- Какие требования к писателю предъявляет профессия переводчика?
- Послушайте 2 статья в переводе С.Маршака и определите, какое из них написал Роберт Бернс, а какое - Редьярд Киплинг (слайд№7)
- Какие интересные сведения вы узнали о Маршаке, как переводчике?
7. Обобщение и систематизация знаний
- Мы сегодня говорили о многогранной деятельности талантливого человека С.Я.Маршака. Давайте обобщим наши знания.
Что нового узнали о Маршаке?
8. Итог урока.
- Вспомним Маршака, которого знали раньше и сравните его с Маршаком, которого узнали сегодня. (Ответы детей)
С.Я.Маршак написал:
Я думал, чувствовал, я жил
И все, что мог, постиг
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
Действительно, творчество этого замечательного поэта бессмертно. И я думаю, мы сегодня с вами в этом убедились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...