Урок русского языка в 4 классе. Тема "Изменение глаголов по временам"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Тимофеева Ирина Владимировна

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Изменение глаголов по временам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Изменение глаголов по временам»

  Цели урока:

  • развивать умение различать временные формы глаголов и правильно их употреблять;
  • развивать орфографическую зоркость, умения выражать свои мысли в устной и письменной форме;
  •  продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
  • развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
  • совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
  • воспитывать самостоятельность, внимание, взаимопонимание, товарищество;

 Оборудование:

для учителя – учебник, компьютер, карточки для учащихся;

для учащихся – учебник, тетради, орфографические словари.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.

1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. 
(Газета.)

2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. 
(Лопата.)

3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! 
(Автобус.)

4) На жарком солнышке подсох 
И рвётся из стручков … 
(горох ).

5) Без окон, без дверей,
Полна горница людей. 
(Огурец.)

6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. 
(Лестница.)

- Из первых букв составьте слово, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. 

Глагол (слайд 1)

- Вспомните, что вы знаете о глаголе?

III Индивидуальная работа по карточке

-  Прочитайте определения, найдите верное утверждение.  Докажите.

а) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что делают? что сделают? что сделали?  и обозначает действие предмета. Глаголы изменяются по временам. В предложении глагол является сказуемым.

б) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?  и обозначает предмет. В предложении глагол является второстепенным членом предложения.

в) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? и обозначает признак предмета. Изменяется по числам, в единственном числе - по родам. В предложении чаще всего является второстепенным членом.

IV Подготовка к изучению нового материала. (слайд 2)

Иллюстрация на тему «Весна»

- Какое время года изображено?

- Каким предложением вы начали бы свой рассказ?

Наступило прекрасное время года…

Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

- Какие пословицы со словом время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)

V. Новая тема.

а)Постановка проблемы.

- Как вы думаете, что может связывать эти два понятия глагол и время?

- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.

- Кто сформулирует тему нашего урока?  (Время глагола или …)

«Изменение глаголов по временам» (слайд 3)

- На какие вопросы сегодня хотите найти ответ? (слайд 4)

- Сколько времен имеет  глагол?

- Могут ли глаголы изменяться по временам?

б) Поиск решения.

Работа в парах.

- Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Перед вами стихи о черепашке. Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы, поставить к ним вопросы. В зависимости от вопроса распределить глаголы на группы.

  - Напоминаю правила работы в парах:

 «Работаем дружно, сообща. Выслушиваем мнение каждого. Доказываем друг другу своё суждение. Находим правильный вариант»

Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И я подрастала.
Я скоро узнала,
Что взрослою стала
И детство моё
Навсегда потеряла.

Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю,
Кручу, кипячу,
Хвалю и ругаю,
Шучу и ворчу.

В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Буду плавать, буду прыгать,
Когда море надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.

Проверка.

- На какие группы вы предлагаете разбить все глаголы? Сколько времен у глагола?

- А могут ли  изменяться глаголы по временам? Докажите.

VI  Закрепление.

1.Работа по учебнику.

- А теперь обратимся к учебнику. Прочитаем вывод ( с. 64.)

Упражнение 406 (1/2 - коллективно, ½ - самостоятельно)

2. Работа в группах

  1)  «Найди лишнее слово»

  • Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкает. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
  • Встречает, приносила, визжал, поскрипывал, дули. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
  • Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

Аргументируйте свой ответ.

 2)   - Составьте памятку  (по группам)

А) «Как отличить глагол в настоящем времени от других глаголов»

Б) «Как отличить глагол в прошедшем времени от других глаголов»

В) «Как отличить глагол в будущем  времени от других глаголов»

и  презентуйте ее.

3)  Составьте  и запишите рассказ  из 3-5 предложений на тему «Весна» (слайд 2), используя глаголы:

 а) в настоящем времени;

 б) в прошедшем времени;

 в) в будущем времени.

Заслушиваются рассказы от групп.

VII Итог урока.

           - Как изменяются глаголы? (По временам.)

          - Как определить время глагола? (По вопросу.)

VIII  Рефлексия.

- Что на уроке было самым трудным?

- Какое задание показалось наиболее интересным?

- Какой вид работы  понравился больше?

- Как работать сложнее в группе или самостоятельно?

XIX  Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Образование глаголов будущего времени", 4 класс

Система развивающего обучения Л.В.Занкова; А.В.Полякова "русский язык 4 класс"...

Презентация к уроку русского языка на таму "Изменение глагола по временам" 4 класс Школа России

В презентации даны этапы работа, которые можно использовать для выполнения на интерактивной доске. Детям очень нравиться такая работа, они оживляются....

Конспект урока по русскому языку 4 класс Изменение глаголов по временам

Конспект урока по русскому языку 4 класс Изменение глаголов по временам Школа России...

Дидактическое средство к уроку русского языка 3 класс "Изменение глаголов по временам"

Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...

Конспект урока русского языка 4 класс "Изменение глагола по временам"

Конспект урока русского языка 4 класс "Изменение глагола по временам"...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Изменение глаголов по временам", УМК "Школа России"

Тип урока: ОНЗЦель урока: формирование умений определять времена глаголов, изменять глаголы по времени.Задачи урокаДидактические:1 Формировать умение определять времена глаголов;2 Формировать знания о...