Урок русского языка в 4 классе. Тема "Изменение глаголов по временам"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Изменение глаголов по временам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока русского языка 4 класс | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Изменение глаголов по временам»
Цели урока:
- развивать умение различать временные формы глаголов и правильно их употреблять;
- развивать орфографическую зоркость, умения выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
- развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
- совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
- воспитывать самостоятельность, внимание, взаимопонимание, товарищество;
Оборудование:
для учителя – учебник, компьютер, карточки для учащихся;
для учащихся – учебник, тетради, орфографические словари.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Словарная работа.
- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.
1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)
2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата.)
3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (Автобус.)
4) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох ).
5) Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец.)
6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница.)
- Из первых букв составьте слово, и вы узнаете имя главного героя нашего урока.
Глагол (слайд 1)
- Вспомните, что вы знаете о глаголе?
III Индивидуальная работа по карточке
- Прочитайте определения, найдите верное утверждение. Докажите.
а) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что делают? что сделают? что сделали? и обозначает действие предмета. Глаголы изменяются по временам. В предложении глагол является сказуемым.
б) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. В предложении глагол является второстепенным членом предложения.
в) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? и обозначает признак предмета. Изменяется по числам, в единственном числе - по родам. В предложении чаще всего является второстепенным членом.
IV Подготовка к изучению нового материала. (слайд 2)
Иллюстрация на тему «Весна»
- Какое время года изображено?
- Каким предложением вы начали бы свой рассказ?
Наступило прекрасное время года…
Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)
- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
- Какие пословицы со словом время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)
V. Новая тема.
а)Постановка проблемы.
- Как вы думаете, что может связывать эти два понятия глагол и время?
- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.
- Кто сформулирует тему нашего урока? (Время глагола или …)
«Изменение глаголов по временам» (слайд 3)
- На какие вопросы сегодня хотите найти ответ? (слайд 4)
- Сколько времен имеет глагол?
- Могут ли глаголы изменяться по временам?
б) Поиск решения.
Работа в парах.
- Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Перед вами стихи о черепашке. Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы, поставить к ним вопросы. В зависимости от вопроса распределить глаголы на группы.
- Напоминаю правила работы в парах:
«Работаем дружно, сообща. Выслушиваем мнение каждого. Доказываем друг другу своё суждение. Находим правильный вариант»
Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И я подрастала.
Я скоро узнала,
Что взрослою стала
И детство моё
Навсегда потеряла.
Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю,
Кручу, кипячу,
Хвалю и ругаю,
Шучу и ворчу.
В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Буду плавать, буду прыгать,
Когда море надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.
Проверка.
- На какие группы вы предлагаете разбить все глаголы? Сколько времен у глагола?
- А могут ли изменяться глаголы по временам? Докажите.
VI Закрепление.
1.Работа по учебнику.
- А теперь обратимся к учебнику. Прочитаем вывод ( с. 64.)
Упражнение 406 (1/2 - коллективно, ½ - самостоятельно)
2. Работа в группах
1) «Найди лишнее слово»
- Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкает. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
- Встречает, приносила, визжал, поскрипывал, дули. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
- Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)
Аргументируйте свой ответ.
2) - Составьте памятку (по группам)
А) «Как отличить глагол в настоящем времени от других глаголов»
Б) «Как отличить глагол в прошедшем времени от других глаголов»
В) «Как отличить глагол в будущем времени от других глаголов»
и презентуйте ее.
3) Составьте и запишите рассказ из 3-5 предложений на тему «Весна» (слайд 2), используя глаголы:
а) в настоящем времени;
б) в прошедшем времени;
в) в будущем времени.
Заслушиваются рассказы от групп.
VII Итог урока.
- Как изменяются глаголы? (По временам.)
- Как определить время глагола? (По вопросу.)
VIII Рефлексия.
- Что на уроке было самым трудным?
- Какое задание показалось наиболее интересным?
- Какой вид работы понравился больше?
- Как работать сложнее в группе или самостоятельно?
XIX Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Образование глаголов будущего времени", 4 класс
Система развивающего обучения Л.В.Занкова; А.В.Полякова "русский язык 4 класс"...
Презентация к уроку русского языка на таму "Изменение глагола по временам" 4 класс Школа России
В презентации даны этапы работа, которые можно использовать для выполнения на интерактивной доске. Детям очень нравиться такая работа, они оживляются....
Конспект урока по русскому языку 4 класс Изменение глаголов по временам
Конспект урока по русскому языку 4 класс Изменение глаголов по временам Школа России...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Изменение глаголов по временам
УМК "Школа России"...
Дидактическое средство к уроку русского языка 3 класс "Изменение глаголов по временам"
Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...
Конспект урока русского языка 4 класс "Изменение глагола по временам"
Конспект урока русского языка 4 класс "Изменение глагола по временам"...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Изменение глаголов по временам", УМК "Школа России"
Тип урока: ОНЗЦель урока: формирование умений определять времена глаголов, изменять глаголы по времени.Задачи урокаДидактические:1 Формировать умение определять времена глаголов;2 Формировать знания о...