Конспект урока по русскому языку 4 класс Изменение глаголов по временам
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Черненко Галина Васильевна

Конспект урока по русскому языку 4 класс Изменение глаголов по временам Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку в 4 классе

 Тема: "Изменение глаголов по временам"

комплект "Школа России"

Учитель начальных классов

Черненко Галина Васильевна

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма организации работы: групповая

Цели урока:

- научить образовывать три формы времени от глаголов в неопределённой форме, продолжать развивать умение работать с деформированным текстом;

-развивать речь, мышление, воображение, память, внимание;

-воспитывать любовь к природе, чувство товарищества взаимопомощи.

Формируемые УУД:

познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

коммуникативные – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

регулятивные –постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Прочитайте, какие глаголы в неопределённой форме вы образовали. Назовите суффиксы.

III.Формулирование темы урока

Учитель открывает запись на доске: [стр̓ич̓], [п̓эч̓], [й̓ош], [извл̓эч̓], [м̓эч̓тат̓], [н̓эс̓т̓и]

-Прочитайте эти слова.

-Какое из них вам непонятно?

-Какое лишнее?

-Чем похожи остальные слова?

-Какой частью речи они являются?

-Сформулируйте тему урока.

(Глаголы в неопределённой форме)

IV.Актуализация знаний

Группы получают деформированные схемы рассказа о глаголе как части речи с ключевыми словами.

 - Составьте схему рассказа о глаголе как части речи по ключевым словам.

Учитель на доске составляет аналогичную схему:

неопределённая форма глагола

что сделать?                                                                                                     что делать?

                                                                   

                                          -ть          -ти                -чь

прош.вр.                                                     наст. вр.                                       буд.вр.

род (в ед.ч.)                                                                              число

Обучающиеся рассказывают по схеме, приводят примеры, фиксируют правильность выполнения задания в группах, количество примеров.

V.Постановка учебной проблемы

-Как вы думаете, почему карточка «неопределённая форма глагола» стоит выше других? (от глаголов в неопределённой форме можно образовать три формы времени)

-Интересно, от всех ли глаголов в неопределённой форме можно образовать все три формы времени?

VI.Открытие нового знания (поиск решения проблемы)

Группы получают конверты, в которых находится текст, разрезанный на четыре части. У обучающихся должен получиться связный текст:

1.Как хорошо летом! Можно плавать, нырять, бегать по лугу и собирать цветы.

2.А осенью приятно полюбоваться чудесным листопадом и вспомнить ушедшее лето.

3.Зимой так замечательно лететь с горы на санках, мчать на лыжах по лесу, играть в снежки!

4.Но лучше всего встретить долгожданную весну и помечтать о лете…

-Чем интересен этот текст?

В чём его особенность?

-О чём он?

-К кому обращён?

-Что говорит автор о временах года?

Работа с частями текста:

Часть 1.

-Найдите глаголы в неопределённой форме и попробуйте образовать от каждого из них три формы времени.

Что делать?

Наст.вр.

Прош.вр.

Буд.вр.

плавать

нырять

бегать

собирать

плавает

ныряет

бегает

собирает

плавал

нырял

бегал

собирал

будет плавать

будет нырять

будет бегать

будет собирать

Вывод: от глаголов в неопределённой форме, которые отвечают на вопрос «что делать?», можно образовать все три формы времени.

Часть 2.

-Найдите глаголы в неопределённой форме и попробуйте образовать от каждого из них три формы времени.

Что сделать?

Наст.вр.

Прош.вр.

Буд.вр.

полюбоваться

вспомнить

-

-

полюбовался

вспомнил

полюбуется

вспомнит

Вывод: от глаголов в неопределённой форме, которые отвечают на вопрос «что сделать?», можно образовать  только две формы времени,  ыорма настоящего времени не образуется.

Части 3 и 4.

Аналогичная работа с глаголами в неопределённой форме проводится группами самостоятельно.

Проверка, общий вывод.

- Что примечательного у глаголов в форме прошедшего времени?

(суффикс -л)

-Мы решили проблему, которую сформулировали в начале урока?

-Как звучала проблема, повторите.

-Какой ответ мы даём?

VII.Первичное закрепление

Игра «Три шкатулочки». Каждая группа получает по три коробочки с надписями: настоящее время, прошедшее время, будущее время.

-За одну минуту разложите в коробочки глаголы: помогал, думает, нарисую, бормочет, мыл, завизжит, буду нырять, заснял, побелю, зеваю.

-Проверим.

VIII.Рефлексия деятельности

-Оцените свою работу на уроке.

-Работу группы в целом.

IX.Итог урока

-Когда от глаголов в неопределённой форме можно образовать все три формы времени, а когда – две?

 Учитель под руководством детей рисует цветные стрелки на схеме, которая была представлена в начале урока.

X.Домашнее задание

С.78 упр.161


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Конспект урока по русскому языку, тема: «Изменение глаголов по временам» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, изменять глаголы по времени.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- уметь правильно изменять...

Конспект урока по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется глагол проше...

Конспект урока + презентация по русскому языку. Тема: "Изменение глаголов по временам" (УМК "Перспектива" 3 класс)

Тема: «Изменение глаголов по временам» Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с изменением глаголов по временам;Планируемые результатыПредметные:...

КОНСПЕТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Изменение глаголов по временам». 3 класс Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с особенностями изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола. Планируемые результаты Предметные:- знать, как...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Изменение глаголов по числам (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя: закрепление умения определять числа глагола; изменять  глаголы по числам.Планируемые результаты  Предметные:          - знать: числа глаго...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» ( 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется гл...