Письмо и развитие мелкой моторики. Обучение письму дошкольников.
методическая разработка по теме

Озкан О.Н.

Данный материал содержит обмен опытом работы в школе раннего развития по первоначальному обучению письму дошкольников:

- цели и задачи;

-принципы работы;

-содержание работы;

-структурные компоненты занятий , методы и общие приёмы работы;

-тематическое планирование;

-планируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_ran.razv_.1.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Письмо и развитие мелкой моторики.

                                               Обучение письму дошкольников.

      Занятия обучения письму, действительно, самые трудные. Даже 7-8-летних детей обучать письму нелегко, а 6-летних и подавно.

      Многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент быстрого нарастания нелюбви к этому занятию. Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых « не хочу», а во-вторых «не могу».

      Наша задача - понять те трудности, которые испытывают дети, их причины возникновения; постараться облегчить их первые шаги в школьной жизни; помочь добиться успеха.

      Подготовительные занятия не ставят целью своей научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На наших занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму.

        Он заключается в следующем:

   - укрепление руки, улучшение координации движений;

   - усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки (карандаша) в руке.

    - совершенствование способности к  зрительному восприятию форм;

    - умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;

    - поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;

    - снижение психологической нагрузки ребенка;

    - написание элементов букв и в неполном объеме самих букв, а на заключительном этапе - буквосочетаний и простых по написанию слов.

Занятия проводятся по группам. Дети работают в тетрадях (рисование узоров, штриха, письмо элементов букв, буквосочетаний, слов), вместо ручки пользуются простым карандашом. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса детей к работе, для развития эмоциональной сферы.

Цель занятий. Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму.

В своей работе мы основываемся на методическую систему Д.Б.Эльконина, которая разработана на основе новой концепции развивающего обучения письму.

Ведущими принципами в методике обучения первоначальному письму являются: 1) поэлементное изучение и 2) одновариантное начертание письменных букв.

Содержание работы.

Структурные компоненты (содержание) занятий по письму  подготовительного периода.

        Методы и приемы работы.

                                                                                1.Укрепление руки, развитие мелкой моторики, улучшение координации движений.

                                                                                        Штриховка геометрических фигур в разных направлениях, составление композиций из  геометрических фигур.

                                                                                                  2. Беседа по рисунку, конфигурация которого напоминает форму изучаемого элемента.

                                                                                              Анализ, уточнение знаний, обобщение новых сведений о предмете, активизация творческой активности (составление рассказа или сказки по рисунку)

                                                                                    3.Знакомство с одним из основных элементов графической системы письменных букв.

                                                                                                 Показ учителем элемента на таблице, в наборе шаблонов.

                                                                                    4.Объяснение последовательности начертания этого элемента.

                                                                                                Зрительное восприятие детьми образца написания  учителем данного элемента.

                                                                                                   5.Подготовка детей к письму.

                                                                                      Повторение правил посадки и пользование ручкой и тетрадью, принятие соответствующей позы, письмо элемента под счет в воздухе. Развитие тактильной памяти.

                                                                                6.Написание элементов и в неполном объеме самих букв, буквосочетаний и простых по написанию слов в тетради.

                                                                                             Обводка пунктирных линий, письмо под счет    самостоятельно или без счета.

                                                                              7.Упражнение детей в развитии их устной речи. Снижение психологической нагрузки ребенка.

                                                                                     Составление загадки, истории по рисунку.

                                                                              8.Выполнение узора-бордюра.

                                                                                          Изучение образца, обведение его по вспомогательным линиям, дорисовывание недостающих элементов узора, раскрашивание.

Знания и умения. В результате обучения письму на подготовительном этапе дети должны усвоить основные пространственные и графические понятия, научиться правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями, овладеть элементарным навыком письма основных элементов.

         

Тематическое планирование занятий по письму.

(Работа в тетради)        

   №

    п/п

                                                  Тема.

Элементы

букв.

    1.

Здравствуй, школа! (вводное занятие)

    2.

Написание длинной и короткой наклонной палочки.

    3.

Написание короткой и длинной наклонной палочки.

    4.

Написание короткой палочки с закруглением внизу и вверху.

    5.

Написание длинной палочки с закруглением внизу.

    6.

Написание короткой и длинной палочки с закруглением вверху и внизу.

    7.

Написание длинной палочки с закруглением внизу влево.

    8.

Написание длинной палочки с петлёй внизу.

    9.

Написание длинной палочки с петлёй вверху.

    10.

Написание длинной палочки с петлёй вверху и внизу.

    11.

Написание элементов букв.

    12.

Написание овалов, буквОо.

    13.

Написание строчной буквы а.

    14.

Написание  заглавной буквы А.

    15.

Написание полуовалов букв Сс.

    16.

Написание букв Ээ.

    17.

Написание строчных  букв л, м.

    18.

Написание строчных букв и,ш.

    19

Написание строчных букв р, у.

    20

Диагностическое занятие.

                                             

Планирование  занятий по письму.

(штриховка)

(Работа в альбомах)

 № п/п            

                     Материал к уроку.

Примечание.

1.

Штриховка квадрата, круга и прямоугольника вертикальными прямыми в направлении сверху-вниз.

     2.

Штриховка квадрата, круга и прямоугольника вертикальными прямыми в направлении снизу-вверх.

     3.

Штриховка параллелограмма, круга и прямоугольника наклонными прямыми в направлении сверху-вниз.

     4.

Штриховка параллелограмма, круга и прямоугольника наклонными прямыми в направлении снизу-вверх.

     5.

Штриховка ромба, круга и ромба вертикальными прямыми в направлении слева-направо.

     6.

Штриховка «домик» ( рисунок из трёх домиков, составленных из квадрата и треугольника) вертикальными прямыми в направлении сверху-вниз.

      7.

Штриховка «дом с окнами» полуовалами.

Раскрасить.

      8.

Штриховка кругов полуовалами (в 4 больших вписаны по одному малому кругу).

Раскрасить.

      9.

Штриховка «овал в квадрате»(4квадрата)

     10.

Штриховка «цыплёнок» (рисунок составлен из круга, треугольников, параллелограмма) выполняется при использовании изученных элементов.

     11.

Штриховка «кораблик».

     12.

Штриховка «цветы» ( рисунок составлен из 7 кругов).

     13.

Штриховка «грузовик с прицепом» выполняется с использованием изученных элементов.

     14.

Штриховка «трактор на колесах» выполняется с использованием изученных элементов.

     15.

Штриховка «дом с забором» выполняется с использованием изученных элементов.

     16.

Штриховка «инопланетянин» выполняется с использованием изученных элементов.

     17.

Штриховка «трамвай» выполняется с использованием изученных элементов.

     18.

Работа с трафаретами (разные фигурки). Штриховка с использованием изученных элементами и буквами.

     19.

Работа с трафаретами (разные фигурки). Штриховка с использованием изученных элементами и буквами

     20.

Диагностическое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

РАЗВИТИЕ   МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП  ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ  И РАЗВИТИЮ РЕЧИ....

Развитие мелкой моторики рук и подготовка детей к письму

Статья о системе работы по подготовке руки ребенка к письму и развитии мелкой моторики....

Использование изобразительной деятельности для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики у старших дошкольников с дизартрией

Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как с...

Проект «Развитие мелкой моторику рук у дошкольников»

Задачи:1. Повысить речевую активность;2. Учить слушать и понимать речь взрослого;3. Создать благоприятный эмоциональный фон;4. Развивать умение подражать взрослому;5. Развивать воображение и память;6....

развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки ребенка к письму

Данный материал будет полезен для родителей будущих первоклассников при подготовке руки к письму....

Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).

Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитате...

Обобщение опыта по теме: Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной ...