Письмо и развитие мелкой моторики. Обучение письму дошкольников.
методическая разработка по теме
Данный материал содержит обмен опытом работы в школе раннего развития по первоначальному обучению письму дошкольников:
- цели и задачи;
-принципы работы;
-содержание работы;
-структурные компоненты занятий , методы и общие приёмы работы;
-тематическое планирование;
-планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_ran.razv_.1.docx | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Письмо и развитие мелкой моторики.
Обучение письму дошкольников.
Занятия обучения письму, действительно, самые трудные. Даже 7-8-летних детей обучать письму нелегко, а 6-летних и подавно.
Многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент быстрого нарастания нелюбви к этому занятию. Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых « не хочу», а во-вторых «не могу».
Наша задача - понять те трудности, которые испытывают дети, их причины возникновения; постараться облегчить их первые шаги в школьной жизни; помочь добиться успеха.
Подготовительные занятия не ставят целью своей научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На наших занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму.
Он заключается в следующем:
- укрепление руки, улучшение координации движений;
- усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки (карандаша) в руке.
- совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
- умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
- поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
- снижение психологической нагрузки ребенка;
- написание элементов букв и в неполном объеме самих букв, а на заключительном этапе - буквосочетаний и простых по написанию слов.
Занятия проводятся по группам. Дети работают в тетрадях (рисование узоров, штриха, письмо элементов букв, буквосочетаний, слов), вместо ручки пользуются простым карандашом. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса детей к работе, для развития эмоциональной сферы.
Цель занятий. Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму.
В своей работе мы основываемся на методическую систему Д.Б.Эльконина, которая разработана на основе новой концепции развивающего обучения письму.
Ведущими принципами в методике обучения первоначальному письму являются: 1) поэлементное изучение и 2) одновариантное начертание письменных букв.
Содержание работы.
Структурные компоненты (содержание) занятий по письму подготовительного периода. | Методы и приемы работы. |
1.Укрепление руки, развитие мелкой моторики, улучшение координации движений. | Штриховка геометрических фигур в разных направлениях, составление композиций из геометрических фигур. |
2. Беседа по рисунку, конфигурация которого напоминает форму изучаемого элемента. | Анализ, уточнение знаний, обобщение новых сведений о предмете, активизация творческой активности (составление рассказа или сказки по рисунку) |
3.Знакомство с одним из основных элементов графической системы письменных букв. | Показ учителем элемента на таблице, в наборе шаблонов. |
4.Объяснение последовательности начертания этого элемента. | Зрительное восприятие детьми образца написания учителем данного элемента. |
5.Подготовка детей к письму. | Повторение правил посадки и пользование ручкой и тетрадью, принятие соответствующей позы, письмо элемента под счет в воздухе. Развитие тактильной памяти. |
6.Написание элементов и в неполном объеме самих букв, буквосочетаний и простых по написанию слов в тетради. | Обводка пунктирных линий, письмо под счет самостоятельно или без счета. |
7.Упражнение детей в развитии их устной речи. Снижение психологической нагрузки ребенка. | Составление загадки, истории по рисунку. |
8.Выполнение узора-бордюра. | Изучение образца, обведение его по вспомогательным линиям, дорисовывание недостающих элементов узора, раскрашивание. |
Знания и умения. В результате обучения письму на подготовительном этапе дети должны усвоить основные пространственные и графические понятия, научиться правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями, овладеть элементарным навыком письма основных элементов.
Тематическое планирование занятий по письму.
(Работа в тетради)
№ п/п | Тема. | Элементы букв. |
1. | Здравствуй, школа! (вводное занятие) | |
2. | Написание длинной и короткой наклонной палочки. | |
3. | Написание короткой и длинной наклонной палочки. | |
4. | Написание короткой палочки с закруглением внизу и вверху. | |
5. | Написание длинной палочки с закруглением внизу. | |
6. | Написание короткой и длинной палочки с закруглением вверху и внизу. | |
7. | Написание длинной палочки с закруглением внизу влево. | |
8. | Написание длинной палочки с петлёй внизу. | |
9. | Написание длинной палочки с петлёй вверху. | |
10. | Написание длинной палочки с петлёй вверху и внизу. | |
11. | Написание элементов букв. | |
12. | Написание овалов, буквОо. | |
13. | Написание строчной буквы а. | |
14. | Написание заглавной буквы А. | |
15. | Написание полуовалов букв Сс. | |
16. | Написание букв Ээ. | |
17. | Написание строчных букв л, м. | |
18. | Написание строчных букв и,ш. | |
19 | Написание строчных букв р, у. | |
20 | Диагностическое занятие. |
Планирование занятий по письму.
(штриховка)
(Работа в альбомах)
№ п/п | Материал к уроку. | Примечание. | |
1. | Штриховка квадрата, круга и прямоугольника вертикальными прямыми в направлении сверху-вниз. | ||
2. | Штриховка квадрата, круга и прямоугольника вертикальными прямыми в направлении снизу-вверх. | ||
3. | Штриховка параллелограмма, круга и прямоугольника наклонными прямыми в направлении сверху-вниз. | ||
4. | Штриховка параллелограмма, круга и прямоугольника наклонными прямыми в направлении снизу-вверх. | ||
5. | Штриховка ромба, круга и ромба вертикальными прямыми в направлении слева-направо. | ||
6. | Штриховка «домик» ( рисунок из трёх домиков, составленных из квадрата и треугольника) вертикальными прямыми в направлении сверху-вниз. | ||
7. | Штриховка «дом с окнами» полуовалами. | Раскрасить. | |
8. | Штриховка кругов полуовалами (в 4 больших вписаны по одному малому кругу). | Раскрасить. | |
9. | Штриховка «овал в квадрате»(4квадрата) | ||
10. | Штриховка «цыплёнок» (рисунок составлен из круга, треугольников, параллелограмма) выполняется при использовании изученных элементов. | ||
11. | Штриховка «кораблик». | ||
12. | Штриховка «цветы» ( рисунок составлен из 7 кругов). | ||
13. | Штриховка «грузовик с прицепом» выполняется с использованием изученных элементов. | ||
14. | Штриховка «трактор на колесах» выполняется с использованием изученных элементов. | ||
15. | Штриховка «дом с забором» выполняется с использованием изученных элементов. | ||
16. | Штриховка «инопланетянин» выполняется с использованием изученных элементов. | ||
17. | Штриховка «трамвай» выполняется с использованием изученных элементов. | ||
18. | Работа с трафаретами (разные фигурки). Штриховка с использованием изученных элементами и буквами. | ||
19. | Работа с трафаретами (разные фигурки). Штриховка с использованием изученных элементами и буквами | ||
20. | Диагностическое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ....
Развитие мелкой моторики рук и подготовка детей к письму
Статья о системе работы по подготовке руки ребенка к письму и развитии мелкой моторики....
Использование изобразительной деятельности для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики у старших дошкольников с дизартрией
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как с...
Проект «Развитие мелкой моторику рук у дошкольников»
Задачи:1. Повысить речевую активность;2. Учить слушать и понимать речь взрослого;3. Создать благоприятный эмоциональный фон;4. Развивать умение подражать взрослому;5. Развивать воображение и память;6....
развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки ребенка к письму
Данный материал будет полезен для родителей будущих первоклассников при подготовке руки к письму....
Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).
Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитате...
Обобщение опыта по теме: Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной ...