Обобщение опыта по теме: Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму.
учебно-методический материал по зож по теме
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motorikimoyo.docx | 64.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме:
Развитие мелкой моторики
как эффективный способ подготовки руки
дошкольника к письму.
учителя начальных классов
Удовенко Светланы Олеговны
высшая категория
План:
Введение
Раздел 1. Теоретические основы нарушений письма.
1.1. Исторический аспект нарушений письменной речи.
1.2. Особенности развития письма у дошкольников.
1.3. Развитие мелкой моторики ведущей руки у детей.
Раздел 2. Методические рекомендации к подготовке руки ребёнка к письму.
2.1. Методики помощи в овладении навыком письма.
2.2. Система работы по развитию мелкой моторики.
2.3. Анализ результатов.
Список использованной литературы.
Введение
Развитие психики ребенка в значительной степени связано с его игровой деятельностью, которая у ребенка подчинена общим правилам развития движений: от простых способов подражания движениям взрослому до сложных сюжетно-ролевых вариантов игр. Онтогенез развития игровой деятельности у детей, говорит о том, что в связи с изменениями социально-экономических условий игровая деятельность претерпела значительные изменения. Еще 10-15 лет назад дети достаточно много играли в подвижные игры, в которых совершенствовалась не только координация ребенка, его моторика, но и развивалась временно-пространственная ориентация. В настоящее время можно говорить о превалировании игр статического характера - это конструирование, лото, пазлы, компьютер и другие электронные игры. При этом двигательная сфера ребенка остается недостаточно востребованной, что сказывается в недостаточной сформированности двигательно-моторных и координаторных функций ребенка .
На развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики.
Так, на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие ребенка находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Следовательно, формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Письмо – это сложный навык, исключающий выполнение тонких координированных движений руки.
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте.
Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации. Особенно перспективным и значимым в этом смысле является возрождение гимнастики - зарядки, как обязательного мероприятия во всех дошкольных учреждений. Комплекс гимнастических занятий необходимо разработать с позиции развития общей координации, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и ориентации в «схеме тела». Через освоение серийных комплексных упражнений можно развивать у ребенка не только координацию, но и ритмичность движений. Сформированность у ребенка двигательного ритма подготавливает почву к формированию речевого ритма, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь .
Учитывая все выше сказанное, считаю тему по самообразованию «Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму» на сегодняшний день актуальной.
Цель работы: На основании теоретического материала, практических занятий известных педагогов и психологов, с помощью специально разработанных методик по развитию мелкой моторики, подготовить руку шестилетнего ребёнка к письму (на различных упражнениях, на изображениях геометрических фигур, на рисунках зверей и птиц)
Задачи работы
Изучить теоретическую основу нарушений письма, провести подбор материала по тематике, предложить наиболее оптимальные занятия и упражнения для развития мелкой моторики у детей 6- летнего возраста.
Актуальность данной тематики
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Гипотеза:
Анализ исследований силы кисти правой руки школьников за последних три десятилетия (с 1977 года) показывает во всех возрастах отрицательную динамику. Наибольшее отставание наблюдается в младшем школьном возрасте. У мальчиков и девочек оно одинаково и составляет 15 - 16 %. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики у детей младшего школьного возраста. Приведенные факты связаны с отмечаемыми в последнее время отечественными и зарубежными педагогами трудностями обучения письму, встречаемыми сейчас гораздо чаще, чем 30 - 40 лет назад. Так, по данным М. М. Безруких, С. П. Ефимовой, число детей с трудностями обучения письму составляет 20 - 30 %, и эти трудности не заканчиваются в начальной школе. Среди учащихся пятых классов таких детей 20 - 25 %.
Вместе с тем, необходимо отметить, что при коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение исследуемой функции. Но эффективность коррекционных и профилактических мероприятий увеличивается только при условии глубокого теоретического обоснования проблем, так как при этом значительно возрастает ответственность взрослых за здоровье детей. Ведь редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии моторики кисти происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно - сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание (особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово. Следовательно, чем длиннее слог, а тем более слово, тем дольше задержка дыхания, отрицательно сказывающаяся на функциональном состоянии организма.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье. Выдающийся педагог М. Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, написав неправильно букву, он запоминает ее искаженной, поэтому обучать письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, обязательны. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга
Раздел 1. Теоретические основы нарушений письма
1.1. Исторический аспект нарушений письменной речи
Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 году. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. В этот период патологии чтения и письма рассматривалось как единое расстройство письменной речи. В литературе конца ХIХ и начала ХХ в. было распространено мнение, что нарушения чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдается только у умственно отсталых детей.
Таким образом, в конце XIX и начале XX в. существовали две противоположные точки зрения. Одни авторы рассматривали нарушение чтения и письма как один из компонентов умственной отсталости. Другие подчеркивали, что патология чтения и письма представляет собой изолированное нарушение, не связанное с умственной отсталостью.
П. Раншбург впервые стал различать более легкие степени нарушений чтения и письма и тяжелые расстройства, при которых симптоматика является более выраженной. Легкие степени нарушений чтения и письма он обозначил терминами «легастения» и «графастения» в отличие от тяжелых случаев нарушений чтения и письма, которые назывались «алексией» и «аграфией».
Постепенно понимание природы нарушений чтения и письма менялось. Это расстройство уже не определялось как однородное оптическое нарушение. Одновременно происходит дифференциация понятий «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия».
Выделяются различные формы дислексии и дисграфии, появляются классификации нарушений чтения и письма.
Большое значение в развитии учения о нарушениях письменной речи имела точка зрения невропатолога Н.К.Монакова. Он впервые связал дисграфию с нарушениями устной речи, с общим характером речевого расстройства, или афазией.
Е.Иллинг выделяет ряд процессов, которые нарушаются при патологии чтения и письма:
1) овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука; 2) соотнесение звука с буквой; 3) синтез букв в слово; 4) способность расчленять слова на оптические и акустические элементы; 5) определение ударения, мелодии слова, гласных слова; 6) понимание прочитанного.
Е.Иллинг считал главным в картине алексии и аграфии трудность ассоциации и диссоциации, невозможность схватить целостность слова и фразы.
О.Ортон (1937) посвятил специальное исследование расстройствам чтения, письма и речи у детей. Он отмечал большую распространенность нарушений чтения и письма у детей, указывал, что затруднения у детей при обучении грамоте отличаются от нарушений чтения и письма у взрослых при повреждениях головного мозга. Ортон подчеркивал, что основное затруднение у детей с нарушениями чтения и письма заключается в неспособности составлять из букв слова. Ортон вслед за Е.Джексоном называл эти затруднения «алексией и аграфией развития» или «эволюционной дислексией и дисграфией». Термин «алексия и аграфия развития», или «эволюционная дислексия и дисграфия», больше соответствовал описываемым в литературе случаям нарушений чтения и письма у детей с задержкой развития некоторых психических функций. Ортон сделал вывод, что алексия и аграфия у детей вызываются не только моторными затруднениями, но и нарушениями сенсорного характера. Он отмечал, что эти нарушения чаще всего встречаются у детей с моторными недостатками, у левшей, у тех, у которых поздно осуществляется латерализация, выделение ведущей руки, а также у детей с нарушениями слуха и зрения.
Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А.Ткачева и С.С.Мнухина.
Анализируя наблюдения над детьми с нарушениями чтения, Р.А.Ткачев сделал вывод, что в основе алексии лежат мнестические нарушения, т.е. нарушения памяти. Ребенок с алексией плохо запоминает буквы, слоги, не может соотнести их с определенными звуками. По Р.А.Ткачеву, алексии объясняются слабостью ассоциативных связей между зрительными образами букв и слуховыми образами соответствующих звуков. Автор отмечает, что интеллект у детей является сохранным. Это нарушение, как считает Р.А.Ткачев, вызывается влиянием наследственных факторов.
С.С.Мнухин в работе «О врожденной алексии и аграфии» говорит о том, что нарушения чтения и письма встречаются как у интеллектуально полноценных, так и у умственно отсталых детей. При различных степенях умственной отсталости алексия и аграфия встречаются заметно чаще, чем у нормальных детей.
Автор делает вывод о том, что нарушения чтения и письма сопровождаются рядом других расстройств.
Среди авторов, отстаивающих изолированный, самостоятельный характер нарушений чтения и письма, существовали различные толкования природы этого расстройства. Наибольшее распространение в литературе и особенно в практической диагностике получила точка зрения, утверждающая, что в основе патологии чтения и письма лежит неполноценность зрительного восприятия и памяти. Согласно этому взгляду, механизмом нарушений чтения и письма является дефектность зрительных образов слов и отдельных букв. В связи с этим нарушения чтения и письма стали называть «врожденная словесная слепота»
1.2. Особенности развития письма у дошкольников.
Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны.
В психическом развитии ребёнка движения руки имеют особенное значение, они начинают развиваться довольно рано. Уже в преддошкольном возрасте ребёнок легко манипулирует с предметами и игрушками, хотя рука его ещё недостаточно движима, движения нескоординированные, неточные.
В дошкольном возрасте совершенствуются движения руки, связанные с использованием инструментов и орудий труда (ножницы, молоток, кисточка, карандаш). Как отмечает Д.Б. Эльконин, «в дошкольном возрасте перестроение движений и действий ребёнка состоит в том, что они начинают практически использоваться, контролироваться и регулироваться самим ребёнком на основе представления о будущем действии и условия его выполнения».
Овладение двигательными навыками, в особенности графическими, - это создание временных нервных связей в коре головного мозга ребёнка. Развитие движений и формирование двигательных навыков зависит как от дозревания нервно-мышечного аппарата ребёнка, так и от содержания и строения деятельности на определённом возрастном этапе.
По данным физиологии, нервная система и нервно-мышечный аппарат ребёнка 6 лет уже сформированы, как у взрослого человека. После 5-6 лет у детей в коре головного мозга согласно законам образования условных рефлексов создаются условно-рефлекторные функции чтения и письма.
На протяжении дошкольного возраста возрастает и роль слова в формировании двигательных навыков. Последнее, в свою очередь, повышает эффективность двигательного обучения, навыки приобретают осознанный и обобщенный характер, легко переносятся в новые условия, снижается количество ошибок, уменьшается время, нужное для того, чтобы усвоить новые навыки. Все это дает основание для формирования у детей старшего дошкольного возраста, более сложных двигательных навыков.
В основе овладения письма также лежат двигательные навыки. Процесс формирования навыка письма можно разделить на четыре стадии. Дошкольный возраст считается «специфической» ориентировочной стадией, в процессе которой ребёнок знакомится с графическими движениями и формами, приобретает графический опыт. От правильной организации этого опыта зависит успех первых письменных упражнений в школе. На практике работы наблюдаются факты раннего проявления графической деятельности у детей. На самом деле, дети рано тянутся к карандашу и бумаге. В дошкольных учреждениях систематически проводятся занятия по изобразительной деятельности, на которых дети усваивают графические навыки рисования.
Графические навыки, необходимые для рисования, и навыки письма - не одно и то же. Графические приёмы письма прямо противоположны приемам рисования. Можно выделить три группы навыков письма: технические - умение правильно использовать письменные принадлежности, координировать движения руки, придерживаться гигиенических правил и т.д.; графические - умение правильно изображать отдельные буквы и слова (правильный наклон, размер, положение букв на линейке); орфографические - умение правильно определять звуковой и буквенный состав слов.
Сопоставим некоторые навыки письма и рисования.
Навыки письма:
· Во время письма ребёнок держит тетрадь под наклоном.
· Ребёнок наклоняется над тетрадью.
· Во время письма предплечья обеих рук лежат на столе, ребёнок опирается на локоть правой руки, работают только пальцы, мелкие мышцы запястья, правая рука закрывает нижнюю часть тетради.
Навыки рисования:
· Альбом для рисования всегда лежит прямо.
· Спина прямая, ребёнок отклоняется от альбома.
· Во время рисования правая рука не должна закрывать альбом, на неё нельзя опираться, она не должна быть совсем свободна, нужно легко держать карандаш и легко двигаться. Левая рука слегка придерживает альбом, на неё и опирается ребёнок.
Итак, технические навыки письма имеют свою специфику, свои трудности. Не менее сложные и графические навыки. Чтобы у ребёнка формировался графический навык, у него должны образоваться нужные условные рефлексы, ассоциации между тем что он слышит, представляет, говорит, и тем, что воспроизводит (слогом, словом, звуком). Чтобы написать только одно слово, ребёнок должен выполнить целый ряд операций: анализировать звуковой слог слова, установить последовательность звуков в слове, уточнить звукофонемы, отделить их от близких по звучанию, дифференцировать стечение согласных, быстро «перешифровать» фонемы в графемы. Качество написания букв во многом зависит от того, как ребёнок ориентируется в задании, насколько он умеет анализировать рисунок буквы на образце, находить в тетради те места, где линия буквы резко меняет своё направление.
В процессе письма создаются связи между элементами речи и движениями, необходимыми для их обозначения на письме. Именно во время образования этих связей ребёнок сталкивается с большими трудностями, которые обусловливаются высокой подвижностью руки, пальцев, запястья, предплечья.
Каждое звено руки может двигаться довольно быстро и в разных направлениях. Чем подвижнее орган и чем большее количество его частей берет участие в выполнении движений, тем сложней и разнообразней оказываются сигналы, которые идут от периферии к двигательному анализатору, и тем сложней обеспечить точность движений.
Движения руки тормозятся под влиянием внешних факторов: движение по инерции, тяжесть самой руки, противодействие бумаги, одежды, то есть целый комплекс силовых взаимодействий, которые мешают точному выполнению движений. Чтобы избежать отклонению руки, ребёнок непроизвольно напрягает мышцы, рука теряет свою подвижность, возникают разные ошибки. Значит, чтобы ребёнок научился писать, он в первую очередь должен научиться выполнять движения легко, свободно, без лишнего мышечного напряжения.
Особенности и трудности письма заключаются в необходимости одновременного развития движений руки и глаз. Выполнение движений контролируется, корректируется, направляется путём сопоставления результата с целью движения.
На начальных этапах овладения письмом, когда у ребёнка ещё отсутствуют кинестетические представления, движения контролируются зрением. Педагог пишет нужную букву на доске, объясняет способ действия. Ребёнок следит взглядом, мысленно анализирует структуру буквы, в коре головного мозга у него создается модель буквенного знака, который необходимо воспроизвести в тетради. Написание буквы в тетради также сопровождается зрительным контролем, совершается зрительное сопоставление написанного с образцом и корректированием величины, формы, положения буквы на линейке и её отдельных частей. Ребёнок имеет дело с такими пространственными отношениями, как справа, слева, вверху, внизу, под линией, на линии, посередине строки и др. Ориентировка на странице тетради, образование рефлекса на отношение, координация движений руки, зрения даётся ребёнку довольно тяжело.
Условные рефлексы на пространственные сигналы образовываются в несколько раз медленней по сравнению с обычными условными рефлексами, поскольку они требуют различения сложных пространственных отношений. Таким образом, ребёнок должен ещё до школы приобрести определенный чувственный опыт ориентации в пространстве, научиться управлять и корректировать свои движения.
В овладении навыком письма, как и каким-нибудь другим навыком, важное значение приобретают подготовительные упражнения. Основная цель таких упражнений - подготовить руку ребёнка к письму, сформировать двигательный стереотип, помочь ребёнку избавиться тех трудностей, которые возникают на начальных этапах овладения навыком письма. Как показывает анализ проведенных исследований (Н.М. Красногорского, А.В. Запорожца, Е.В. Гурьянова, Д.Б. Эльконина и др.), ребёнок старшего дошкольного возраста как в физиологическом, так и в психическом отношении готов к восприятию новых видов ориентировочно-исследовательской деятельности и на её основе к усвоению более сложных двигательных навыков, к которым относится и навык письма
1.3. Развитие мелкой моторики ведущей руки у детей.
Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем дается легко. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно - двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.
Согласно данным психологов и физиологов, чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6 - 7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. Формирование этих функций завершается к 10 - 13 годам. При этом возраст 6 - 7 лет является сензитивным периодом для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости).
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье - ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Исследования психологов и физиологов доказали, что в начале обучения письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения каждого графического элемента. Они не видят в буквах элементов, не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. На первом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, что " нужно писать какую-то букву ", но и " как это сделать " правильно, в соответствии с требованиями, задачей действия.
Характерной особенностью письма на данном этапе является выписывание каждого элемента в отдельности и поэтому, когда взрослый требует безотрывного написание буквы, а тем более слога или слова, ребенок не может выполнить это требование. И пусть под строгим взглядом учителя он не будет отрывать руку от тетради, но обязательно прервет движение, остановится для того, чтобы понять, что делать дальше. А вместо того, чтобы расслабить мышцы в этот момент, дать им отдых, он будет "держать" точку, создавая тем самым еще более трудное статическое напряжение. При помощи специальных датчиков, прикрепленных к стержню шариковой ручки, специалисты получили наглядную схему, структуру движений, вычислили время движения и продолжительность паузы на этапе обучения письму. При этом время движения, необходимое для написания одного элемента буквы, практически равно времени паузы, а значит, время, необходимое для осознания последующего действия, практически равно времени самого движения. Вот почему так медленно и напряженно пишут дети и нельзя их торопить. Специальные исследования показали, что инструкция " пиши как можно быстрее, еще быстрее " не сокращает время самого движения (физиологические механизмы регуляции движения не позволяют это сделать), и тогда приходится сокращать время паузы, столь необходимой для осознания " что и как дальше делать ". И, конечно, страдает качество письма, тормозится формирование навыка. Этот первый этап обучения продолжается довольно долго, практически весь первый год. Этот период бывает более длительным у детей, не готовых к обучению, у детей с недостатками и расстройствами моторики, у детей с задержкой психического развития и отклонениями в состоянии здоровья.
При несоблюдении гигиенических правил обучения письму у ослабленных детей может возникнуть своеобразное нарушение функции письма - писчий спазм (писчая судорога, графоспазм) - при сохранности остальных движений, выполняемых теми же мышцами руки в полном объеме. Для писчего спазма характерно неравномерное распределение тонуса мышц, принимающих участие в акте письма (дистония), возникает спазм (тоническое напряжение) отдельных мышц, боль распространяется по всей руке, шее, лицу; пальцы, удерживающие ручку, принимают неестественное положение, и акт письма становится невозможным. Выделяют различные клинические формы писчего спазма: судорожную, болевую, дрожательную, паралитическую. Чаще наблюдаются их комбинации. "Подкрадывается" писчий спазм незаметно. То пальцы занемеют от долгого писания, то побаливать начнут, подрагивать. Сначала чуть-чуть, едва заметно. Позднее дрожь в пальцах может стать постоянной; или резкая боль сведет пальцы, как только они возьмут ручку или карандаш. В сложных формах пальцы сводит не только при письме, но даже при мысли о том, что нужно взять ручку. Поэтому, если ребенок жалуется на боль и дрожь в пальцах или у него сводит кисть руки, необходимо минимум на несколько дней освободить его от всех нагрузок на пальцы - письма, рисования. Надо дать пальцам полностью расслабиться и лишь потом снова медленно и постепенно подключать ребенка к нагрузкам.
Многие трудности в обучении письму связаны и с тем, что существующая методика не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Так, для одних детей в процессе обучения необходимы педагогические приемы, способствующие развитию уверенности в своих силах, для других - дающие полезное направление выходу их детской энергии. Следует всегда помнить, что почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. У ребенка может "вдруг" значительно испортиться почерк, а этим "вдруг" могут быть болезнь, утомление, психологическое напряжение и многие другие причины.
Большое значение при формировании навыка письма имеет рабочая поза. Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора - на мизинец и ребро ладони; кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5 - 2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы рука, не занятая письмом, передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка.
Каждый из учителей начальной школы по-своему старается преодолеть возникающие трудности при формировании у детей каллиграфических навыков. По мнению большинства учителей начальных классов, хорошими упражнениями являются списывание печатного текста и письмо " в воздухе ", лепка букв из пластилина, конструирование букв из их элементов. При письме " в воздухе " кисть находится чуть ниже уровня на расстоянии 25 - 30 см, работают лишь кисть и пальчики, локти находятся на парте; дети работают под счет учителя " и - раз - и ", " и - раз - и ".
Письмо " в воздухе " хорошо развивает мышцы кисти, закрепляет умение держать правильно ручку, укрепляет двигательную, а если сопровождается объяснением, слуховую и зрительную память. Опыт работы учителей начальной школы свидетельствуют и о том, что подготовительная (коррекционная) работа при подготовке к школе и на начальном этапе обучения дает хорошие результаты, коррекция во втором и третьем классе очень трудна. Незрелость кинестетического контроля тонких движений руки, мышечно-суставного чувства не только усложняет освоение навыком письма, но и способствует быстрому утомлению и потере интереса к занятиям. Письмо называют "базовым" навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а, значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему так важна готовность руки ребенка к школьному обучению
Раздел 2. . Методические рекомендации к подготовке руки ребёнка к письму
2.1. Методики по развитию мелкой моторики рук детей.
Работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:
- развитие ручной умелости (выполнение различных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность). Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сторону письма.
Содержательная сторона - это умение представлять звуковой состав слова, которое пишется.
Двигательная сторона письма - это умение сохранять и изменять направление движения руки в соответствии с рисунком графемы (изображением формы буквы), осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движения. Все это требует координации движений руки и зрительного контроля за этим движением. ;
- развитие пространственной ориентировки детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад). Развитие у детей чувства ритма, умения согласовать темп и ритм движений, слово и жест;
- развитие изобразительных и графических умений (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений).
Обучение письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Усвоенные навыки ребенок применит к новой для него деятельности.
Каким же образом можно развивать «ручную умелость»? Этому способствуют такие виды изобразительной деятельности, как рисование, лепка, аппликация, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и других материалов.
По мнению большинства специалистов наиболее важным из перечисленных видов деятельности все таки является рисование.
Учеными установлено, что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями -зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функции, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние, участки. Любопытно, что одним из таких важных «соседей» подвергающихся положительному влиянию является речевой центр. В последствии, в результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, речи, а с ними и всех интеллектуальных процессов.
В процессе рисования у ребенка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой), развивается координация движения обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Наблюдения показывают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисунка, легче выучиваются писать.
Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме.
Если обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал карандаш, кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сгибая его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инструмент на 3-4 сантиметра выше отточенного конца (или ворса кисточки), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требования и легко овладеет техникой письма.
Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше времени рекомендуется уделять таким узорам, которые характеризуются плавностью линий и рисовать которые нужно не отрывая карандаша от бумаги. Это могут быть различного рода завитки: разные по величине, направленности (с наклоном влево или вправо), слитности. Помогает отработке нужных .для письма навыков (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость,
равномерность нажима, аккуратность) раскрашивание картинок (в книжках-раскрасках). Для раскрашивания карандашами обычно рекомендуется отбирать картинки с менее крупными изображениями, а для раскрашивания красками картинки могут быть покрупнее. Пальчиковая гимнастика. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых. Вырезывание ножницами. Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину. Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников. Рисование, раскрашивание. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических правил письма. Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Работа с бумагой. Оригами. Плетение. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная). Графические упражнения. Штриховка. Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Одним из видов подготовки дошкольника к письму является раскрашивание. Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Детям предлагаются задания, связанные со штриховкой. Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения: раскрашивание короткими частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку длинными параллельными отрезками. При их выполнении необходимо соблюдать правила штриховки: не выходить за |
контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 - 0,5 см.). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками.
При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки. Можно штриховать книжки-раскраски.
Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:
Игра "От дома к дому". Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами "От домика к домику".
Игра "Кто быстрее - кто ровнее?" - точность и координация графических движений. Она может происходить как соревнование 2х групп детей. У каждой команды - доска, на которой воспитатель рисует мелом две вертикальные линии и соединяет их вверху горизонтальной слева направо. Задача детей - сменяя друг друга, быстро проводить ниже параллельные горизонтальные линии.
Игра "Парашютисты". В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это парашютисты), внизу - небольшой круг (место их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз "посадить" своих парашютистов.
Игра "Охотник и волк". На одном конце листа рисуется охотник с ружьем, на другом - волк. Охотник "должен выстрелить и убить волка" (дуло ружья соединяется прямой линией с фигурой волка, карандаш при этом не отрывается от бумаги).
Игра "Самолет и облако". Ребенку предлагается сделать одно облако "таким темным", чтобы самолет через него совсем не было видно, а другое "светлым", чтобы самолет был через него немножко виден.
Упражнение "Попади в точку". Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребенка с карандашом вверх на расстояние 10 -15 см от листа, а затем предлагает ребенку попасть кончиком карандаша в точку.
Упражнение "Обведи квадрат". Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. "Соскальзывание" карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации.
Упражнение "Дорога". Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге "машину" до дома так, чтобы она "ехала" точно по середине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги.
Письмо - это " разговор с белым листом бумаги ". А рисунок - естественный предшественник этого будущего "разговора с белым листом". Рисуя, ребенок тренирует свою руку для письма, совершенствуются ее движения.
В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма. В процессе рисования дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки: это рисование черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.
Вместе с тем рисование тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.
Хорошо подготовить руку ребенка к письму поможет рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее. Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается. Графические упражнения не являются главным компонентом изобразительной деятельности пяти - шестилетних детей и поэтому не должны в ней преобладать. Графические листы для упражнений могут быть подготовлены самими воспитателями или родителями
Игры для развития мелких мышц пальцев руки, глазомера.
В играх, направленных на подготовку руки ребенка к письму, обычно используется мелкий раздаточный материал. Эти игры являются хорошим средством развития мелких мышц пальцев руки, предплечья и глазомера, т. е. они готовят руку ребенка к овладению техникой письма. Проводить их можно на занятиях и в перерыве, а также во внеклассной работе. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру, упражнение можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т. д
"Кто запомнит?".
Дидактическая задача: учить детей запоминать и точно воспроизводить образец; выкладывать фигуры из палочек разной длины; воспитывать внимание, умение сопоставлять выполненную работу с образцом.
Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.
Содержание: воспитатель показывает детям образец 5 - 10 сек. Дети должны внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Воспитатель убирает таблицу, и дети самостоятельно выкладывают из палочек рисунок, который они только что видели. По окончанию работы дети сверяют рисунок с образцом.
"Выложи узор в строке".
Дидактическая задача: учить детей запоминать и быстро воспроизводить образец.
Оборудование: листы бумаги, подносы с палочками у детей, образцы на таблицах у воспитателя.
Содержание: воспитатель предлагает детям выложить на листе бумаги палочками строчку по нарисованному образцу, который он демонстрирует в течении нескольких секунд. Дети выполняют задание.
"Построим дом".
Дидактическая задача: сравнивать предметы по форме; выбирать предметы определенной величины.
Оборудование: в конвертах детали к трем домикам разной величины, вырезанные из бумаги, магнитная доска.
Содержание: воспитатель строит дом, прикрепляя детали к магнитной доске. Ребенок строит такой же дом, подбирая из конверта соответствующие детали. Остальные дети строят дома по этому же образцу или индивидуальным заданиям. Ребята помогают друг другу
"Какая фигура получилась?".
Дидактическая задача: проверить умение детей воспроизводить знакомые геометрические фигуры.
Оборудование: наборы однотонных и цветных палочек.
Содержание: по сигналу выполняются следующие задания:
а) сложить геометрические фигуры из 3, 5 и 6 палочек,
б) выложить 3 треугольника; 2 прямоугольника (разной формы),
в) выложить четырехугольник из 6 (8) палочек,
г) сложить 2 фигуры из 7 палочек; 3 фигуры из 10 палочек и т. д.
Палочки для каждой фигуры могут быть определенного цвета.
"Считай не глядя".
Дидактическая задача: упражнять детей в счете с помощью осязания.
Оборудование: длинные полоски картона с нашитыми на них пуговицами, кубики или палочки в мешочках.
Содержание: полоски с пуговицами перевернуты на столах лицевой стороной вниз. Дети берут их в руки (не глядя на пуговицы), прячут за спину и на ощупь считают, затем проверяют, уже глядя на карточку. Дети на ощупь отсчитывают заданное количество кубиков или палочек из мешочка.
"Придумай узор".
Дидактическая задача: составить узор на таблице из глины (пластилина) путем разрисовки поверхности стежками или накладыванием на нее элементов узора.
Оборудование: таблички квадратной или прямоугольной формы (12*12 см, 10*15 см, толщиной 0,5 - 0,7 см) из глины или пластилина; вариативные образцы элементов узора на картинках.
Физкультминутки на уроках письма.
Формирование графических навыков - процесс сложный и длительный, а ребенок, изображая простейшие элементы той или иной буквы, прикладывает максимум усилий, эмоционально переживает свои неудачи. Наиболее утомительно для младших школьников длительное статическое напряжение (сидение за партой). Поэтому постоянная смена деятельности в процессе урока диктуется возрастными особенностями ребенка. Физкультминутка как элемент двигательной активности (активный отдых) предлагается детям для переключения внимания на другой вид деятельности.
Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного ее вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью (Сеченов И. М.). На первых этапах урока, когда формируются первые графические навыки, необходимо отдать предпочтение физическим упражнениям, направленных на включение в работу всего организма (поворот рук, ног, головы и т. д.), упражнениям специально для мелких мышц пальцев рук. Последующие минуты отдыха могут сопровождаться музыкой, речевыми упражнениями. Музыка, соответствующая возрасту ребенка, является действенным и организующим средством. По мнению учителей начальных классов, наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны. Выделяют различные виды физкультминуток (Т. М. Андрианова).
1. Оздоровительно - гигиенические. Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, "поболтать" ножками.
На уроках необходимо проводить зарядку для глаз. Не поворачивая головы, посмотреть на право, на лево, вниз, верх. Дети могут следить глазами за движением руки учителя. А можно просто, закрыть глаза, немного "подремать".
2. Танцевальные. Они особенно любимы детьми, т. к. всегда выполняются под веселую музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет, при этом желающие могут петь.
3. Ритмические. Они сродни танцевальным, т. к. выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
4. Физкультурно-спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенной группы мышц. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте и т. д.
5. Двигательно-речевые. Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения. Вот, например, такие стихи Б. Заходера:
Дождик песенку поет: кап - кап...
Только кто ее поймет, - кап - кап?
Не пойму ни я, ни ты, (кап - кап)
Да зато поймут цветы (кап - кап)
И весенняя листва, (кап - кап)
И зеленая трава... (кап - кап).
Слова "кап - кап" сопровождаются постукиванием пальчиков. На уроках обычно проводятся две - три физкультпаузы, поэтому учителю необходимо иметь в своем арсенале большое количество разнообразных физкультминуток, которые помогут детям переключиться, поднимут настроение.
6. Подражательные. Успех этих физкультминуток целиком зависит от фантазии и творчества учителя. Дети очень хорошо подражают движениям лягушат, обезьян, кузнечиков, имитируют шофера за рулем, звуки машин, паровозика и т. д.
1
Вы старались, вы писали
и немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
и дотянемся до тучки. (Дети поднимают руки, потягиваются).
Уходи от нас скорей,
не пугай ты нас детей! (Дети машут руками, прогоняют тучку).
Вот к нам солнышко пришло,
стало весело, светло. (Дети поворачивают голову влево, вправо, вверх, вниз).
2
Дети, подпевая под считалочку, выполняют танцевальные упражнения:
Пой-ка, подпевай-ка, Эта птичка - коростель,
Десять птичек - стайка, Эта птичка - скворушка,
Эта птичка - соловей, Серенькое перышко.
Эта птичка - воробей, Это - зяблик, это - стриж,
Эта птичка - совушка, Это развеселый чиж.
Сонная головушка. Ну а это - злой орлан
Эта птичка - свиристель, Птички, птички - по домам!
3
Дети хором говорят стихотворение, сопровождая слова движениями.
Выпал беленький снежок.
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег,
засыпает он нас всех.
(Дети медленно поднимают руки и медленно опускают их, подражая падающему снегу.)
Мы на саночки садимся
и под горку быстро мчимся,
Снег, снег, белый снег,
мчимся мы быстрее всех.
(Шагают медленно, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж.)
Мы из снега ком слепили,
потом куклу смастерили.
Снег, снег, белый снег,
куклы вышли лучше всех.
(Наклоняются и показывают, как лепят куклу.)
Дети к вечеру устали,
по домам все возвращались.
(Садятся за парты.)
Гимнастика для утомленных пальцев.
При длительной работе авторучкой, карандашом пальцы кистей рук нуждаются в специальной гимнастике. Описанные ниже упражнения не только послужат активным отдыхом для утомленных пальцев, но и увеличат их подвижность и силу.
1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 - 5 раз.
2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.
3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 - 6 раз.
4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 - 6 раз.
5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 - 4 раза.
6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак.
Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.
Развитие пространственной ориентировки и чувства ритма.
Письмо связано с умением ребенка свободно ориентироваться на листе бумаги. Поэтому в старшем дошкольном возрасте воспитатель уделяет значительное внимание развитию пространственных ориентировок. Дошкольники должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений или расположения предметов.
Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей, расположением строк, с листом в линейку и клетку). Такие выражения: "верхняя строка", "нижняя строка", "верхний правый (левый) угол", "нижний правый (левый) угол", "середина страницы", "первая, вторая строка" и т. д. должны быть хорошо знакомы будущим школьникам. Для закрепления этих выражений и пространственных ориентировок используются игры-соревнования, когда одновременно к доске (к двум "полям") выходят по два ребенка - представители двух команд, например команда тигров и команда слонов. Воспитатель отдает приказы - задания на перемещение животных, и каждый ребенок старается быстрее поставить свою фигуру (слона или тигра) в нужное место. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание. Игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя различные графические задания (закрашивание или обведение клетки, зарисовка геометрических фигур и т. д.), требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитать клетки, расстояния между фигурами.
Для развития способности ориентироваться в пространстве, можно использовать "Графический диктант" (по Эльконину). Взрослый говорит ребенку: " Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеток. Когда проведешь, жди, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
1. Начнем рисовать первый узор (рисуем на бумаге в клетку). Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клеточка вниз, не отрывай карандаш от бумаги. Теперь клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна - вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна - направо. Одна клетка вниз ".
Дальше ребенку предлагается самостоятельно дорисовать узор до конца строчки. (Если не получится, необходимо разобрать узор, объясняя еще раз закономерности).
2. Ребенку предлагается поставить карандаш в точку (которую поставил взрослый) и диктуется следующий узор: " Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо ". Дальше ребенок продолжает самостоятельно.
3. " Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки направо. Три клетки вверх ". Дальше ребенок продолжает самостоятельно.
4. " Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх ". Дальше ребенок работает самостоятельно.
Овладение письмом связано с освоением чувства ритма. Его развитию способствуют различные танцевальные и физкультурные движения под музыку, требующие от детей согласованных действий. Полезны упражнения, в которых согласуются движения и речь. Это могут быть считалки. Считалки произносятся в различном темпе и соответственно меняется быстрота движения руки. Ритмичность движений и графические навыки развиваются в графических упражнениях. Например, упражнение "Дождь". Дети рисуют разный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В зависимости от дождя капли рисуются в виде штрихов, сплошных линий, точек. При этом графические движения сопровождаются словами "кап - кап", произносимыми в быстром или медленном темпе.
2.3. Сравнительный анализ результатов
№ п/п | ФИО | На начало учебного года | На конец учебного года | ||
баллы | уровень | баллы | уровень | ||
1. | Горлова Дарья | 79,5 | средний | 104,5 | высокий |
2. | Онучкин Дмитрий | 84,5 | средний | 89,5 | средний |
3. | Власов Роман | 39 | низкий | 57,5 | низкий |
4. | Дель Полина | 100 | высокий | 111 | высокий |
5. | Галицкий Сергей | 60,5 | низкий | 72,5 | средний |
6. | Данильченко Марина | 63,5 | низкий | 89,5 | средний |
7. | Дорохина Ксения | 86,5 | средний | 92,5 | высокий |
8. | Козлова София | 56,5 | низкий | 80,5 | средний |
9. | Коваленко Андрей | 79 | средний | 94,5 | высокий |
10. | Головко Влада | 101 | высокий | 114 | высокий |
11. | Лиханова Анна | 86,5 | средний | 101 | высокий |
12. | Никифорова Ангелина | 82,5 | средний | 91 | высокий |
Уровень | Начало года | Конец года |
Количество учащихся | Количество учащихся | |
Высокий | 2 | 7 |
Средний | 6 | 4 |
Низкий | 4 | 1 |
Список использованной литературы
1. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. - Л., 1990. - 81с.
2. Багатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошк. восп. - 1987. № 8 - с. 49-52.
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994 - 191с.
4. Выготский Л.С. Предистория развития письменной речи. Сбор. соч. Т.3.- М.: Педагогика, 1983. - 366с.
5. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. - 1997. - №5. - С. 3-17.
6. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. - М.: Наука, 1965. - 599с.
7. Климов Е.А. Психология: Воспитание и обучение. - М.: Владос, 2000. - C. 20.
8. Плохий З. П. Дай руку, малыш!, - К.: Молодь, 1988. - 62с.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие - М.: Нар. образование, 1998. - 256 с.
10. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Проосвещение, 1998. - 164 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"
Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"
Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Развитие мелкой моторики рук и подготовка детей к письму
Статья о системе работы по подготовке руки ребенка к письму и развитии мелкой моторики....
Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»
Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...
обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме
Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики". Также даётся конспект урока по данной теме...