"Устное народное творчество" занятие в подготовительной (логопедической) группе ДОУ
план-конспект урока по теме

Шаповалова Ирина Васильевна

"Устное народное творчество" конспект занятия в подготовительной (логопедической) группе ДОУ, в рамках районного семинара "Организация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальным общим образованием по вопросу речевого развития". Занятие проходит в форме устного журнала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Устное народное творчество.


Цель: развитие речевого слуха детей, развитие слухопроизносительного аппарата, подготовка его к более высокой стадии совершенствования.

Форма: устный журнал.

Материал: русские народные сказки, потешки, скороговорки, стихотворения, загадки, ребусы, странички журнала. Для дополнительного задания портрет С.Я.Маршака, его четверостишье.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы занятия, формы проведения. Беседа о журналах.

  1. Беседа об устном народном творчестве.

  1. «Чтение» страничек устного журнала.

1 страница – сказка «Волк и семеро козлят»

1). Краткий пересказ сказки детьми.

2). Просмотр сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»

Вед: Жили –были семь козлят,

Семь веселеньких ребят.

Маме дружно помогали

И за это получали

Травку, воду, молоко,

Всем им было хорошо.

И притом могли дружить,

Прыгать, веселиться,

Даже стебельком травы

Не забывали поделиться.

(Появляется мама – коза)

Вед: Вот однажды поутру мама им сказала:

Коза: Пироги я вам пекла,

В избушке не прибрала.

Ухожу я на базар,

Вы мне помогите –

После завтрака все вместе

В доме приберите.

Скоро будет день рожденья,

Принесу я вам варенья.

Принесу вам молочка,

Творога, сметаны.

Только бойтеся, друзья,

Волчьего обмана.

Хитрый зверь, коварный он,

Может появиться,

Попросить вас дверь открыть,

Подать воды напиться.

Вед: Самый малый их ребят

Маме отвечает:

7 козл: Мы запустим гостя в дом,

Ведь с жажды умирает!

Вед: А старшой ему в ответ:

1 козл: Что ты мелешь, братец!

Чтобы с кетчупом

Нас съесть – вот его задача.

Не волнуйся, мама, мы

Не откроем двери,

Хоть и все в округе вдруг

Соберутся звери.

2 козл: Хватит нам, друзья, трудиться,

Будем петь и веселиться

3 козл: Тише, слышите, друзья,

Кто – то к нам стучится!?

4 козл: Это мама принесла

Молочка напиться!

5 козл: Мама в дверь так не стучит,

Это к нам чужие.

Не стучатся грозно так

И козлы родные!

Волк: Двери быстро открывайте

И волка не обижайте,

Я пришел воды напиться –

Не тигрица и не львица.

Умираю с жажды я,

Пожалейте же, друзья!

6 козл: Ты, волчище, нас не трожь,

Пробирает сильно дрожь

Ушки, ножки и копытца…

Волк: Я хочу воды напиться!

Козлята: Лучше песенку споем

И тебя в друзья возьмем!

Волк: Не хотите по добру,

Будет по – плохому,

Откушу хвост одному,

Копыта, нос – другому.

7 козл: Помирать, так с музыкой,

Запевайте, братцы.

Козлята: По лесу гуляет  - 3р.

Волчище, ох, злой!

Козлят он съедает – 3р.

Ужасный такой.

Вед: Тут домой коза пришла

С творогом, сметаной.

И сгущенки принесла,

И пирог румяный.

Коза: Козлятушки, ребятушки,

И поила я вас, и кормила

.

Вед: Вдруг услышала коза песню,

Что за диво!?

Ведет ребят из лесу, ой!

Волк миролюбиво.

Козлята: По лесу гуляет – 3р.

Волчок молодой.

И танцы он знает, и песни он знает,

С козлами играет, хороший такой.

Коза: Как же так, он вас не съел,

Волк такой опасный?

Назвала его убийцей,

К счастью, я напрасно.

1 козл: Научили волка мы

Петь и веселиться,

Трудно было от него

Этого добиться.

2 козл: Слуха нет и голос страшен,

Сложная задача.

Скучно жить – то одному –

Вот и вся удача.

3 козл: Будет папой нам теперь,

Закрывать не надо дверь.

Трудно в доме без мужчины,

Справим вместе именины.

3). Сравнение сказок.

- Какая сказка понравилась вам больше?

- Почему?

-Те же ли герои в сказках?

- А конец?

- Изменилось ваше отношение к волку?

-Почему?

4). Игра «Один – много» (изменение существительных по числам)

   Назвать предметы из сказки (одушевленные и неодушевленные) по образцу: трава – травы.

2 страница – «Сказочники».

1). Краткий пересказ детьми сказки «Курочка Ряба».

2). Учитель предлагает двум детям роль сказочников, которые по строчке читают сказку, остальные дети их не видят. Задача детей – узнать сказочников по голосу.

- Кто был в роли первого сказочника?

- Второго?

- Речь какого сказочника вам понравилась больше?

-Почему?.

3). Ответы детей на вопрос учителя:

- Почему Курочку назвали Ряба, а не Чернушка или Белянка?

3 страница – «Физкультминутка».

 По интонации учителя дети должны понять – летает предмет или нет. Когда летает – машут руками, когда нет – руки прижимают.

Всем известно: к слову «кит»

Рифма звонкая – «летит».

Но кто слыхал, чтоб кит летал?

Никто об этом не слыхал!

Давай сыграем  в «Да» и «Нет».

Найди – кА правильный ответ.

Отвечайте без подсказок:

Кто летит, кто не летит?

Тот в игре и победит,

Кто не вылетит ни разу!

Летит – летит орел?

Летит – летит козел?

Летит – летит щегол?

Летит – летит синица?

Летит – летит горчица?

Летит – летит фазан?

Летит – летит сазан?

Летит – летит баклан?

Летит – летит кукушка?

Летит – летит лягушка?

Летит – летит старушка?

Летит – летит сухарь?

Летит – летит глухарь?

Летит – летит гагара?

Летит – летит гитара?

Летит – летит утенок?

Летит – летит котенок?

Летит – летит ворона?

Летит – летит корона?

Летит – летит сова?

Летит – летит трава?

Летит – летит пузырь?

Летит – летит снегирь?

Летит – летит удод?

Летит – летит компот?

Летит – летит скворец?

Летит – летит дворец?

Летит – летит кувшин?

Летит – летит пингвин?

Летит – летит балкон?

Летит – летит дракон?

4 страница – «Поэтическая».

1). Беседа.

- А все ли сказки сочинил народ? Какие вы знаете литературные сказки?

- В какой сказке девочка зимой собирает подснежники?

- Кто написал эту сказку?

2). Краткое знакомство с биографией и произведениями С.Я.Маршака.

Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний – Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и другом детей. Он подружил их с малых лет с музыкой стиха, со звонкой рифмой, показал чудесную силу родного языка. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

    «Любите Маршака, учитесь  у него!» - эти слова были сказаны ему А.М.Горьким.

    Родился Самуил Яковлевич в 1887 году в Воронеже, в семье мастера – химика. Детские и первые гимназические годы он провел в небольшом городе Острогожске. Почти в конце своей жизни Маршак написал повесть о своем детстве. Он вспомнил большой пустынный двор, где он играл со своими братьями и сестрами. Семья его была большая и дружная, отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырех лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, он уже занимался переводами.

   В 1992 году в Краснодаре была напечатана его первая детская книга, сборник пьес – сказок. В зо лет Маршак работает редактором журнала «Новый Робинзон». В это время выходят его произведения: «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Веселые чижи» и другие.

   С.Я.Маршак прожил большую и славную жизнь, работал до последнего дня.

   Родина высоко оценила литературные труды Маршака: он был награжден орденами и медалями, его книги отмечены Государственными премиями. В конце жизни получил премию за стихи для детей и книгу лирики.

3). Выполнение задания. Произнести поэтическую строку из стихотворения С.Я.Маршака

   «Дождь прошел.

     Трава блестит.

     В небе радуга стоит», с разной эмоциональной окраской:

а) как будто вы ведущий рубрики «Прогноз погоды».

б) как человек, который сидит в помещении и с грустью смотрит в окно.

в) как человек, который первый проснулся и увидел, что вместо унылых дождливых дней  - чудесная картина. Он будит родных и просит вместе с ним полюбоваться неожиданной переменой в природе.

- Какой из трех вариантов больше всего подходит  к тому настроению, которое хочет передать поэт?

5 страница – «Занимательная».

1). Отгадывание загадки:

      Цветное коромысло

      Над речкою повисло.

- Какие слова вам помогли отгадать загадку?

2). Работа над скороговоркой.

      Курочка – ряба – пестра, с носа востра.

3). Потешки.

     1чт. Люди за дело (радостно),

     2 чт. А мы за безделье (с сожалением).

     1 чт. Люди пахать (радостно),

     2 чт. А мы – руками махать (с сожалением).

     1 чт. Люди  - жать (радостно),

     2 чт. А мы – под межой лежать (с сожалением).

- С каким чувством читал первый чтец?

- А второй?

Чтецы читают потешку с обратной эмоциональной окраской.

- С каким чувством читал первый чтец?

- А второй?

- Когда прочитано правильно, в первый или во второй раз?

- Почему?

4). Отгадывание ребусов.

     Трава. Волк. Семья.

- К какой сказке подойдут все три слова?

- А загадка о радуге?

- Скороговорка о курочке.

4.Итог урока.

-   Понравилось вам занятие? Что понравилось больше всего?

-   Почему?

-   Что нового вы узнали для себя?

-    Какую игру или упражнение покажете дома родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по устному народному творчеству в старшей группе

Это игровое занятия в виде КВН можно использовать в работе педагогами доу...

Сказка "В гостях у Гнома" в подготовительной логопедической группе

Инсценирование сказки "В гостях у Гнома" в подготовительной логопедической группе...

Доклад "Использование устного народного творчества на логопедических занятиях"

Фольклор – неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа.Использование на том или ином этапе занятия примеров из исторических песен или легенд, пословиц и з...