"Устное народное творчество" занятие в подготовительной (логопедической) группе ДОУ
план-конспект урока по теме
"Устное народное творчество" конспект занятия в подготовительной (логопедической) группе ДОУ, в рамках районного семинара "Организация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальным общим образованием по вопросу речевого развития". Занятие проходит в форме устного журнала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Устное народное творчество.
Цель: развитие речевого слуха детей, развитие слухопроизносительного аппарата, подготовка его к более высокой стадии совершенствования.
Форма: устный журнал.
Материал: русские народные сказки, потешки, скороговорки, стихотворения, загадки, ребусы, странички журнала. Для дополнительного задания портрет С.Я.Маршака, его четверостишье.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы занятия, формы проведения. Беседа о журналах.
- Беседа об устном народном творчестве.
- «Чтение» страничек устного журнала.
1 страница – сказка «Волк и семеро козлят»
1). Краткий пересказ сказки детьми.
2). Просмотр сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»
Вед: Жили –были семь козлят,
Семь веселеньких ребят.
Маме дружно помогали
И за это получали
Травку, воду, молоко,
Всем им было хорошо.
И притом могли дружить,
Прыгать, веселиться,
Даже стебельком травы
Не забывали поделиться.
(Появляется мама – коза)
Вед: Вот однажды поутру мама им сказала:
Коза: Пироги я вам пекла,
В избушке не прибрала.
Ухожу я на базар,
Вы мне помогите –
После завтрака все вместе
В доме приберите.
Скоро будет день рожденья,
Принесу я вам варенья.
Принесу вам молочка,
Творога, сметаны.
Только бойтеся, друзья,
Волчьего обмана.
Хитрый зверь, коварный он,
Может появиться,
Попросить вас дверь открыть,
Подать воды напиться.
Вед: Самый малый их ребят
Маме отвечает:
7 козл: Мы запустим гостя в дом,
Ведь с жажды умирает!
Вед: А старшой ему в ответ:
1 козл: Что ты мелешь, братец!
Чтобы с кетчупом
Нас съесть – вот его задача.
Не волнуйся, мама, мы
Не откроем двери,
Хоть и все в округе вдруг
Соберутся звери.
2 козл: Хватит нам, друзья, трудиться,
Будем петь и веселиться
3 козл: Тише, слышите, друзья,
Кто – то к нам стучится!?
4 козл: Это мама принесла
Молочка напиться!
5 козл: Мама в дверь так не стучит,
Это к нам чужие.
Не стучатся грозно так
И козлы родные!
Волк: Двери быстро открывайте
И волка не обижайте,
Я пришел воды напиться –
Не тигрица и не львица.
Умираю с жажды я,
Пожалейте же, друзья!
6 козл: Ты, волчище, нас не трожь,
Пробирает сильно дрожь
Ушки, ножки и копытца…
Волк: Я хочу воды напиться!
Козлята: Лучше песенку споем
И тебя в друзья возьмем!
Волк: Не хотите по добру,
Будет по – плохому,
Откушу хвост одному,
Копыта, нос – другому.
7 козл: Помирать, так с музыкой,
Запевайте, братцы.
Козлята: По лесу гуляет - 3р.
Волчище, ох, злой!
Козлят он съедает – 3р.
Ужасный такой.
Вед: Тут домой коза пришла
С творогом, сметаной.
И сгущенки принесла,
И пирог румяный.
Коза: Козлятушки, ребятушки,
И поила я вас, и кормила
.
Вед: Вдруг услышала коза песню,
Что за диво!?
Ведет ребят из лесу, ой!
Волк миролюбиво.
Козлята: По лесу гуляет – 3р.
Волчок молодой.
И танцы он знает, и песни он знает,
С козлами играет, хороший такой.
Коза: Как же так, он вас не съел,
Волк такой опасный?
Назвала его убийцей,
К счастью, я напрасно.
1 козл: Научили волка мы
Петь и веселиться,
Трудно было от него
Этого добиться.
2 козл: Слуха нет и голос страшен,
Сложная задача.
Скучно жить – то одному –
Вот и вся удача.
3 козл: Будет папой нам теперь,
Закрывать не надо дверь.
Трудно в доме без мужчины,
Справим вместе именины.
3). Сравнение сказок.
- Какая сказка понравилась вам больше?
- Почему?
-Те же ли герои в сказках?
- А конец?
- Изменилось ваше отношение к волку?
-Почему?
4). Игра «Один – много» (изменение существительных по числам)
Назвать предметы из сказки (одушевленные и неодушевленные) по образцу: трава – травы.
2 страница – «Сказочники».
1). Краткий пересказ детьми сказки «Курочка Ряба».
2). Учитель предлагает двум детям роль сказочников, которые по строчке читают сказку, остальные дети их не видят. Задача детей – узнать сказочников по голосу.
- Кто был в роли первого сказочника?
- Второго?
- Речь какого сказочника вам понравилась больше?
-Почему?.
3). Ответы детей на вопрос учителя:
- Почему Курочку назвали Ряба, а не Чернушка или Белянка?
3 страница – «Физкультминутка».
По интонации учителя дети должны понять – летает предмет или нет. Когда летает – машут руками, когда нет – руки прижимают.
Всем известно: к слову «кит»
Рифма звонкая – «летит».
Но кто слыхал, чтоб кит летал?
Никто об этом не слыхал!
Давай сыграем в «Да» и «Нет».
Найди – кА правильный ответ.
Отвечайте без подсказок:
Кто летит, кто не летит?
Тот в игре и победит,
Кто не вылетит ни разу!
Летит – летит орел?
Летит – летит козел?
Летит – летит щегол?
Летит – летит синица?
Летит – летит горчица?
Летит – летит фазан?
Летит – летит сазан?
Летит – летит баклан?
Летит – летит кукушка?
Летит – летит лягушка?
Летит – летит старушка?
Летит – летит сухарь?
Летит – летит глухарь?
Летит – летит гагара?
Летит – летит гитара?
Летит – летит утенок?
Летит – летит котенок?
Летит – летит ворона?
Летит – летит корона?
Летит – летит сова?
Летит – летит трава?
Летит – летит пузырь?
Летит – летит снегирь?
Летит – летит удод?
Летит – летит компот?
Летит – летит скворец?
Летит – летит дворец?
Летит – летит кувшин?
Летит – летит пингвин?
Летит – летит балкон?
Летит – летит дракон?
4 страница – «Поэтическая».
1). Беседа.
- А все ли сказки сочинил народ? Какие вы знаете литературные сказки?
- В какой сказке девочка зимой собирает подснежники?
- Кто написал эту сказку?
2). Краткое знакомство с биографией и произведениями С.Я.Маршака.
Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний – Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и другом детей. Он подружил их с малых лет с музыкой стиха, со звонкой рифмой, показал чудесную силу родного языка. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.
«Любите Маршака, учитесь у него!» - эти слова были сказаны ему А.М.Горьким.
Родился Самуил Яковлевич в 1887 году в Воронеже, в семье мастера – химика. Детские и первые гимназические годы он провел в небольшом городе Острогожске. Почти в конце своей жизни Маршак написал повесть о своем детстве. Он вспомнил большой пустынный двор, где он играл со своими братьями и сестрами. Семья его была большая и дружная, отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырех лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, он уже занимался переводами.
В 1992 году в Краснодаре была напечатана его первая детская книга, сборник пьес – сказок. В зо лет Маршак работает редактором журнала «Новый Робинзон». В это время выходят его произведения: «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Веселые чижи» и другие.
С.Я.Маршак прожил большую и славную жизнь, работал до последнего дня.
Родина высоко оценила литературные труды Маршака: он был награжден орденами и медалями, его книги отмечены Государственными премиями. В конце жизни получил премию за стихи для детей и книгу лирики.
3). Выполнение задания. Произнести поэтическую строку из стихотворения С.Я.Маршака
«Дождь прошел.
Трава блестит.
В небе радуга стоит», с разной эмоциональной окраской:
а) как будто вы ведущий рубрики «Прогноз погоды».
б) как человек, который сидит в помещении и с грустью смотрит в окно.
в) как человек, который первый проснулся и увидел, что вместо унылых дождливых дней - чудесная картина. Он будит родных и просит вместе с ним полюбоваться неожиданной переменой в природе.
- Какой из трех вариантов больше всего подходит к тому настроению, которое хочет передать поэт?
5 страница – «Занимательная».
1). Отгадывание загадки:
Цветное коромысло
Над речкою повисло.
- Какие слова вам помогли отгадать загадку?
2). Работа над скороговоркой.
Курочка – ряба – пестра, с носа востра.
3). Потешки.
1чт. Люди за дело (радостно),
2 чт. А мы за безделье (с сожалением).
1 чт. Люди пахать (радостно),
2 чт. А мы – руками махать (с сожалением).
1 чт. Люди - жать (радостно),
2 чт. А мы – под межой лежать (с сожалением).
- С каким чувством читал первый чтец?
- А второй?
Чтецы читают потешку с обратной эмоциональной окраской.
- С каким чувством читал первый чтец?
- А второй?
- Когда прочитано правильно, в первый или во второй раз?
- Почему?
4). Отгадывание ребусов.
Трава. Волк. Семья.
- К какой сказке подойдут все три слова?
- А загадка о радуге?
- Скороговорка о курочке.
4.Итог урока.
- Понравилось вам занятие? Что понравилось больше всего?
- Почему?
- Что нового вы узнали для себя?
- Какую игру или упражнение покажете дома родителям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН по устному народному творчеству в старшей группе
Это игровое занятия в виде КВН можно использовать в работе педагогами доу...
Конспект НОД "Знакомство с народной тряпичной куклой" подготовительная группа ДОУ. Изготовление куклы Утешница. Воспитатель Битель Светлана Сергеевна.
Конспект НОД "Знакомство с народной тряпичной куклой" . Знакомство с историей и видами кукол....
Перспективный план работы взаимодействия логопеда с родителями в старшей и подготовительной логопедических группах.
Перспективный план работы взаимодействия логопеда с родителями....
Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе"Сказка о золотой рыбке"
Итоговое занятие...
Сказка "В гостях у Гнома" в подготовительной логопедической группе
Инсценирование сказки "В гостях у Гнома" в подготовительной логопедической группе...
Доклад "Использование устного народного творчества на логопедических занятиях"
Фольклор – неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа.Использование на том или ином этапе занятия примеров из исторических песен или легенд, пословиц и з...