Как помочь детям с низким уровнем фонематического слуха научиться проводить звуковой анализ?
статья по русскому языку (1 класс)

Алейникова Наталья Николаевна

Овладение более элементарными формами звукового анализа, а также интонационным выделением звуков является успешным средством проведения звукового анализа. Генетически более ранней и легкой для ребенка формой звукового анализа является вычленение первого гласного звука в ударной, а потом безударной позиции, далее вычленение согласного из положения конца слова, потом из положения начала слова. Очень серьезное внимание необходимо обратить на освоение способов интонационного выделения звука в слове, т. к. интонационное выделение является подготовительным этапом по отношению к пространственным формам моделирования слова. Овладение им, с одной стороны, чрезвычайно важно для детей с низким уровнем фонематического слуха, с другой стороны, представляет для них значительные трудности. Овладение интонационным выделением звука происходит через подражание учителю, от повторения образца к самостоятельному выделению звука. Особенностью работы является постоянное привлечение внимания детей к артикуляции выделяемых звуков. Продиктована эта особенность, во-первых, пониманием огромной роли речедвигательного анализатора в процессах чтения и письма, а во-вторых, 95 необходимостью опоры на сохранные анализаторы. У большинства детей к моменту обучения грамоте фонетический строй речи в норме, но при этом наблюдается недоразвитие фонематической стороны речи. Таким образом, опора на речеслуховой анализатор не может быть достаточной, требуется дополнительная опора на речедвигательный анализатор для создания полноценных фонетико-фонематических образов фонем. Важно постоянно привлекать внимание детей к положению органов артикуляции в момент произнесения выделяемого звука. Важна опора на артикуляцию и для дифференциации звуков. Дифференциация гласных и согласных фонем представляет для детей очень большую трудность и невозможна без опоры на собственную артикуляцию. Именно поэтому так детям необходима постоянная фиксация их внимания на наличии преграды в ротовой полости (в момент произнесения согласных) или ее отсутствии (в момент произнесения гласных). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

         Как помочь детям с низким уровнем фонематического слуха научиться проводить звуковой анализ?          Овладение более элементарными формами звукового анализа, а также интонационным выделением звуков является успешным средством проведения звукового анализа. Генетически более ранней и легкой для ребенка формой звукового анализа является вычленение первого гласного звука в ударной, а потом безударной позиции, далее вычленение согласного из положения конца слова, потом из положения начала слова. Еще одна из целей этого этапа обучения – начать учить детей вслушиваться в звучащую речь, переключать свое внимание со смысловой стороны речи на ее звуковую сторону. Итак, на данном этапе дети должны научиться:

 1) выделять первый и последний звук в слове;

2) интонационно выделять нужный звук;

 3) определять частотный звук в стихотворении;

4) называть слова из предложенного текста с заданным звуком.

 Очень серьезное внимание необходимо обратить на освоение способов интонационного выделения звука в слове, т. к. интонационное выделение является подготовительным этапом по отношению к пространственным формам моделирования слова. Овладение им, с одной стороны, чрезвычайно важно для детей с низким уровнем фонематического слуха, с другой стороны, представляет для них значительные трудности. Овладение интонационным выделением звука происходит через подражание учителю, от повторения образца к самостоятельному выделению звука. Особенностью работы является постоянное привлечение внимания детей к артикуляции выделяемых звуков. Продиктована эта особенность, во-первых, пониманием огромной роли речедвигательного анализатора в процессах чтения и письма, а во-вторых, 95 необходимостью опоры на сохранные анализаторы. У большинства детей к моменту обучения грамоте фонетический строй речи в норме, но при этом наблюдается недоразвитие фонематической стороны речи. Таким образом, опора на речеслуховой анализатор не может быть достаточной, требуется дополнительная опора на речедвигательный анализатор для создания полноценных фонетико-фонематических образов фонем. Важно постоянно привлекать внимание детей к положению органов артикуляции в момент произнесения выделяемого звука. Важна опора на артикуляцию и для дифференциации звуков. Дифференциация гласных и согласных фонем представляет для детей очень большую трудность и невозможна без опоры на собственную артикуляцию. Именно поэтому так детям необходима постоянная фиксация их внимания на наличии преграды в ротовой полости (в момент произнесения согласных) или ее отсутствии (в момент произнесения гласных). Также важна опора на артикуляцию и для дифференциации согласных по месту и способу образования. Отработка умений определить частотный звук в стихотворении, повторить слова с заданным звуком, придумать свои слова с этим звуком начинается на дополнительном и продолжается на последующих этапах обучения. Эти задания служат как успешному проведению звукового анализа, так и дифференциации твердых и мягких согласных звуков, поэтому являются обязательным моментом занятий. При подборе стихотворений на первом этапе нужно исходить из того, чтобы в них частотными были звуки, входящие в состав анализируемых в дальнейшем на занятии слов. При этом педагог на первых порах слегка интонирует частотный звук в ходе прочтения стихотворения, а потом стихотворения читаются без интонационного выделения частотных звуков. После того, как дети называют частотный звук, педагог обращает их внимание на особенности артикуляции этого звука: есть ли во рту преграда – мешает ли чтонибудь воздуху свободно и легко выходить изо рта, если преграда есть, то чем она создается – губами, зубами или языком. После повторного чтения стихотворения педагог просит детей назвать слова с тем звуком, который был определен как частотный. Обязательным условием произнесения детьми слов с заданным звуком является интонационное выделение ими этого звука на фоне всего слова. Это необходимо и как тренировка для последующего проведения звукового анализа, и 96 как самоконтроль и контроль за правильностью найденного слова по наличию в нем искомого звука. Определение частотного звука в стихотворении целесообразно использовать и при дифференциации твердых и мягких согласных. Для этого предлагаются стихи с частотным использованием парных по твердости - мягкости согласных звуков, т.к. их дифференциация идет более успешно при постоянном сопоставлении этих звуков внутри пар. Дети называют как частотный и тот, и другой звук, после этого указывают сначала слова с одним из звуков (например, только с твердым звуком), а после того, как все эти слова определены, называют слова с мягким звуком. Проиллюстрируем это на примере стихотворения Б. Тимофеева: Дятел дерево долбил, Деда стуком разбудил. Дятел, дятел Дуб долбит, В щепки дерево дробит. – Дятел! В дереве дыра, Перестать давно пора. Сначала дети запоминают и называют слова со звуком [д] – «дуб», «долбит», «дробит», «дыра», «давно». Если кто-то из детей ошибается и называет, например, слово «дятел», педагог просит его еще раз произнести слово. Ученик, произнося слово, выделяет звук [д'] (звук [д] он выделить не может, т.к. в слове его нет) и либо сам обнаруживает ошибку, либо педагог спрашивает его о том, какой же звук есть в этом слове: [д] или [д']? Потом дается задание запомнить и назвать слова со звуком [д'], выделяя его. Дети называют «дятел», «дерево», «дед», «разбудил». Выполнение этого задания, безусловно, представляет для детей большую трудность, но является необходимым. Систематическое его проведение, а также обязательный разбор ошибок позволяет добиться правильного выполнения. Очень полезной для дифференциации твердых и мягких согласных является игра «Волшебная палочка». Для ее проведения нужна палочка, один конец которой зеленого цвета, а другой – синего. Проводится она так: «Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Один конец у нее синий, другой зеленый. Сейчас вы все станете волшебниками – мы будем превращать твердые согласные звуки в мягкие». Педагог, держа палочку синим концом к себе, а зеленым к детям, произносит твердые согласные звуки, дети (по очереди) называют их мягкие пары. Через  некоторое время задание меняется. Педагог называет мягкий согласный звук, дети отвечают произнесением его твердой пары (меняется соответственно и положение палочки). Параллельно с упражнениями на дифференциацию согласных по твердостимягкости детям предлагаются задания, направленные на дифференциацию гласных и согласных звуков и на распределение звуков на три группы: гласные, твердые согласные, мягкие согласные. Для совершенствования умения давать качественную характеристику звуков предлагаются следующие виды заданий.

1. Проводится как фронтальное: «Положите перед собой три фишки: красную, синюю и зеленую. Сейчас я буду называть звук, а вы, услышав, будете его повторять и определять, есть преграда при произнесении этого звука или нет. Если преграда есть, то это ...? (ученики отвечают: «согласный»). Правильно, согласный, и тогда вы должны решить, твердый или мягкий это согласный звук, и поднять соответствующую фишку. Если твердый согласный звук, то ... («синюю», – отвечают дети). Если мягкий, то ...? («зеленую», – говорят ученики). А если при произнесении звука во рту нет преграды, то это ...? («гласный», – отвечают дети). Итак, начинаем». Набор звуков может быть любым, парные по твердости-мягкости согласные лучше предлагать друг за другом, так как в сравнении их различение идет легче.

2. На доске три схемы (в первой клеточке первой схемы стоит красная фишка, в первой клеточке второй схемы стоит синяя фишка, в первой клеточке третьей схемы стоит зеленая фишка) и набор картинок: медведь, волк, ослик, утка, жираф, гусь, аист, дятел. Педагог говорит: «Сейчас мы будем называть картинку, выделяя первый звук, произносить этот звук отдельно, определять, гласный это или согласный, если согласный, твердый или мягкий. Когда мы узнаем все о первом звуке, мы поставим картинку под нужную схему». Задания выполняются как коллективно (у доски три ребенка), так и индивидуально. 3. Еще один вид заданий данного типа можно вынести в тетрадь на печатной основе. Ученик произносит название картинки, выделяя первый звук, дает его характеристику и в соответствии с ней заштриховывает клеточку под картинкой. Задание может быть предложено и как индивидуальное, и как фронтальное. Наряду с моделированием звукового состава слова следует ввести моделирование самой последовательности действий, осуществляемых в ходе 98 звукового анализа. Особую сложность для детей представляет удержание последовательности характеристики каждого звука. В качестве опоры для определения качественных характеристик звуков целесообразно использовать ряд специальных схем, отражающих в образной и схематической формах последовательность даваемых звуку характеристик. Существенные изменения необходимо внести в работу над гласными звуками и гласными буквами. Из исследований, посвященных проблемам нарушений чтения и письма, известно, что пропуск гласных букв является наиболее распространенным типом ошибок. Полезно предлагать детям для определения как частотного звука в стихотворении и для интонационного его выделения в словах гласные звуки. Особенность развития детей требует акцентирования внимания на гласных звуках для создания их четких речедвигательных и речеслуховых образов, столь значимых сначала для проведения звукового анализа, а потом для успешного чтения и письма. Важно уделять особое внимание дифференциации гласных звуков, т.к. это способствует совершенствованию фонематического слуха, умения определять наличие звука в слове, различать сходные в акустико-артикуляционном отношении звуки внутри пар: [а]–[о], [и]–[у], [о]–[у], [ы]–[и]. Как при выделении отдельных гласных звуков, так и при их дифференциации необходимо опираться на наблюдение детей за артикуляцией в момент произнесения звука. Предлагаем обсудить Каковы особенности усвоения качественных характеристик согласных звуков? Особенность работы над согласными звуков заключается в поэтапности введения их характеристик. 1. Дифференциация твердых и мягких согласных представляет для детей с низким уровнем фонематического слуха очень большие сложности, т. к. единственная опора при их различении – это речеслуховой анализатор. Разница в артикуляции (дополнительный подъем средней части спинки языка при произнесении мягкого согласного) настолько мала, что практически неуловима для анализа. В то же время умение различать твердые и мягкие согласные является 99 одним из основных навыков для успешного овладения чтением и письмом. Поэтому обязательно введение разнообразных заданий (в основе которых будет лежать подключение смыслоразличительной функции твердых и мягких согласных, возможность слышать то мягкий, то твердый звук), способствующих акустическому различению этого дифференциального признака. 2. Следующий этап работы над согласными звуками заключается в дифференциации согласных звуков не только по признаку твердость-мягкость, но и по такому признаку, как место образования. При анализе с детьми каждого согласного звука следует обращать их внимание на артикуляцию звука, при этом не менее важным мы считаем задачу дифференциации звуков, близких по месту образования. Обусловлено это отсутствием у детей описываемой группы четкого речедвигательного и речеслухового образа фонемы. Требуется ввести сопоставление анализируемого звука со сходными по месту образования звуками, их дифференциацию, что предупредит смешение фонем, а потом и графем в процессе чтения и письма. Обязательно проводится дифференциация свистящих и шипящих звуков (и те и другие являются переднеязычными, свистящие – зубные переднеязычные, а шипящие – передненебные переднеязычные), недостаточность такой тонкой дифференцировки по месту образования приводит к ошибкам смешения этих звуков при чтении и письме. Также важна отработка пар [п]–[т]; [п']–[т']; [б]–[д], [б']–[д'], т.к. эти звуки близки по месту образования (звуки [п]–[б] – губно-губные, а [т]–[д] – переднеязычные зубные); пар [л]–[р], [л']–[р'] (и тот и другой звуки – переднеязычные, [л] – переднеязычный зубной, [р] – переднеязычный передненебный), хотя эти звуки различаются еще и способом образования, но разница по этому признаку тоже очень мала, поэтому дифференциация их дается детям с трудом. При этом важно включить не только дифференциацию звуков на слух и в произношении, но и дифференциацию букв, обозначающих эти звуки в процессе чтения и письма, по мере их прохождения. 3. Еще одной особенностью работы над согласными фонемами является введение такого признака, как звонкость-глухость. Зная о такой часто встречающейся ошибке детей, как замены в процессе чтения и письма букв, обозначающих парные по звонкости-глухости звуки, вызванные отсутствием четкой дифференциации, необходимо ввести этот признак согласных звуков. Это будет способствовать развитию фонематического слуха, а также послужит основой 100 для проведения дифференциации звуков, парных по звонкости-глухости, и букв, обозначающих эти звуки. Для более успешного усвоения этой характеристики мы подключаем физиологическую опору – ощущение наличия или отсутствия вибрации гортани внутренней стороной ладони, положенной на гортань. В систему наглядных опор, используемых в ходе звукового анализа, также вносится изменение: для обозначения звонкости используется красный кружок, накладываемый на фишку этого согласного звука. После освоения понятий «звонкий-глухой» согласные звуки обязательно вводится дифференциация парных по глухостизвонкости согласных звуков в восприятии, произношении, написании и чтении. Дети отгадывают загадки о звуках. Как пример приведем загадки, используемые в ходе дифференциации букв «с» и «з»: «Слушайте внимательно, я вам расскажу о звуке, а вы покажете мне букву, которой этот звук записывается. Это согласный звук, преграда создается языком и зубами, при произнесении этого звука горлышко работает, это звонкий согласный звук, твердый, имеет мягкую пару. (Ученики поднимают букву «з».) Слушайте внимательно следующую загадку: Это согласный звук, преграда создается языком и зубами, горлышко при произнесении этого звука не работает, это глухой согласный звук. Он мягкий, имеет твердую пару. Поднимите букву, которой записывается этот звук. (Дети поднимают букву «с»). А о каком звуке эта загадка? (о звуке [с'])». Еще один вид устных заданий, направленных на дифференциацию, может быть таким: «Слушайте слова и поднимайте нужную букву («з» или «с»): слон, змея, весы, косы, спокойно, закон, заноза, бусы, месяц, гроза, лисята, осина, злой, Трезор». Еще одно задание на дифференциацию букв «з» и «с» выглядит так. На доске написано печатными буквами: ли пог Ли мок ко за за бота поло са са хар ро гадка ва молет мимо лат Предлагается по очереди прочитать слова, выбирая нужный слог (в первой группе слов эти слоги стоят в конце слова, во второй – в начале слова). 101 В тетрадях дети записывают слова в два столбика по наличию в них букв «з» и «с». «з» «с» зима салат и т. д. Предлагаем обсудить Каковы особенности формирования основного механизма чтения и письма? Для детей с низким уровнем фонематического слуха необходимо, с одной стороны, увеличить время на отработку слогового чтения, количество слогового материала, предлагаемого для чтения, с другой стороны, увеличить объем заданий по созданию звуковых цепочек и увеличить количество упражнений на «словоизменение» (используем термин, предложенный Д. Б. Элькониным), т.к. они развивают фонематический слух, способствуют дальнейшему совершенствованию навыка проведения звукового анализа, а также точности оптической дифференциации зрительных образов букв. Важно увеличить также и количество упражнений, способствующих пониманию значений прочитанных слов, предложений, текстов. Перечислим некоторые виды заданий: – «Соедини слова с картинками, изображающими называемые этими словами предметы». – «Прочитай предложение и рассмотри картинки. Поставь в квадрате номер предложения, которое соответствует этой картинке». – «Прочитай начало предложения, а затем несколько вариантов концовки. Соедини линией начало и конец предложения». Выше были описаны особенности методики обучения грамоте детей с низким уровнем фонематического слуха. Очень важно продолжить работу по дальнейшему совершенствованию звукового анализа и во втором классе, т. к. то, что с большим трудом было достигнуто детьми, может легко забыться ими, если не будет востребовано во втором классе. Важно постоянно возвращаться к проведению звукового анализа с помощью фишек, предлагая детям выложить модель звукового 102 состава слова. Казалось бы, зачем? Ведь второклассники уже знают буквы, могут записать любое слово. Но звуковой анализ очень важен для этих детей, т.к. он способствует дальнейшему развитию фонематического восприятия, умению вслушиваться в звучащую речь, давать качественную характеристику каждому звуку. Для детей с низким уровнем фонематического слуха это остается одним из важнейших способов пропедевтики орфографических ошибок, способствует формированию их орфографической зоркости. Большое внимание в работе с детьми следует обратить на постоянное сравнение звуковой модели и буквенной записи слова, фиксируя места несовпадения звукового и буквенного состава слова. Это позволяет сформировать и совершенствовать навык нахождения орфограмм, повышает орфографическую зоркость. Переход от модели звукового состава к транскрипции очень сложен для детей с трудностями, поэтому и во втором классе целесообразно больше внимания уделить построению модели и лишь от нее переходить к транскрипции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...

Формирование фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Фонематический слух - это способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.В понятие фонематический слух входит:- умение различать твердые и мягкие...

Дидактический материал по формированию фонематического слуха детей.

Текст на частотность употребления звуков [ж], [ш], [з]....

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Исследование уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха. С целью диагностики и сравнения уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у дошкольников с ...

Дети с ОВЗ. Современные способы обучения детей с низким уровнем интеллектуальных способностей.

Презентация содержит материал, разработанный Волковой Л.А.- доцентом кафедры педагогических инноваций КОИРО....

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...