Конспект логопедического занятия
план-конспект урока (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие
«В гостях у царицы Грамматики»
Подготовила и провела
учитель-логопед Захарова Л.А.
Цель:
закрепить знания детей, полученные на логопедических занятиях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
обобщение и закрепление знаний о существительном, прилагательном, глаголе и их дефференциация;
дифференциация существительных в форме единственного и множественного числа;
подбор синонимов;
подбор признаков к предметам;
закрепление согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
работа над грамматическим оформлением предложения;
обогащение словаря;
развитие навыков словообразования;
развитие распространения предложений;
соотнесение слов с их графическими обозначениями;
учить составлять предложения по схемам;
учить находить главную мысль рассказа;
познакомить с синквейнами.
2. Коррекционно-развивающие:
развивать мелкую моторику рук;
развивать артикуляционную моторику;
работать над развитием слухового внимания и памяти;
развитие воображения;
развитие логического мышления (отгадывания загадок, кроссвордов).
Коррекционно-воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий;
воспитывать культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность речи.
Оборудование:
мультимедийная установка;
магнитофон;
квадраты из бумаги;
зеркала;
схемы слов;
письмо-свиток со схемой рассказа;
конверты с письмом и заданиями;
квадраты кроссворды;
маркеры;
листы в линейку;
ручки;
медальки.
Ход урока:
Организационный момент.
Шагает красавица,
легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (ВЕСНА)
(слайд № 1)
Какие эмоции вызывает у вас весна?
Назовите признаки весны. (Дети называют признаки весны.)
Упражнение для развития мелкой моторики руки.
Вы сказали, что птицы выводят своих птенцов. Давайте из бумаги сделаем птенца.
(Использование оригами.)
Артикуляционная гимнастика.
А теперь немного представим, что вы птенчики.
Артикуляционная гимнастика:
- Открыли широко рот. Держим. (Ждём, когда мама принесёт вам червячка.)
- Мама принесла червячка. Жуём.
- Ещё хотим червячка. Птенцы стучат клювиками. А мы зубками.
- А теперь вытянули клювики в улыбку, в трубочку. Чередуем.
- Язычки у птенчиков двигаются вперёд – назад. Упражнение «Болтушка».
- А теперь вправо – влево. Упражнение «Часики».
- А теперь вверх – вниз к губам, к зубам. «Качели».
- Щёлкаем язычком. «Лошадка».
- Устал язычок, отдыхаем. «Лопаточка».
- Тянем к носику. «Достань нос».
- Присосали язычок к нёбу. «Грибок».
- А теперь показали «чашечку».
Вы хорошие птенцы. Молодцы! Давайте снова станем учениками.
Работа над темой урока.
Сегодня мы совершим с вами путешествие в страну Грамматики. В этой стране живут слова. Слова-предметы, действия, признаки, предлоги и слова-помощники.
(схемы на доску)
Чтобы попасть в страну грамматики надо себя похвалить. (Дети называют черты характера слова-признаки: трудолюбивые, добрые, болтливые, смелые, гостеприимные…)
Когда мы себя хвалили, какие слова мы произносили вслух? (Слова-признаки.)
Ребята нам от царицы Грамматики пришло письмо. (Письмо в виде свитка.)
Педагог разворачивает свиток.
Да здесь что-то зашифровано.
Здесь ещё какая-то записка.
«Дорогие ребята! Жители моей страны поссорились. И теперь в стране не может наступить весна. Помогите, пожалуйста. Надо поставить слова на место, чтобы получился рассказ. А для этого надо выполнить эти задания в конвертах.
Царица Грамматика.»
Дифференциация существительных в форме единственного и множественного числа:
Первое задание очень простое. Нужно на место вернуть слова-предметы. Отгадать загадки, а отгадки записать на то место, где стоит подлежащее. Значит на какое место будет их записывать? (Подлежащее подчёркивают одной чертой.)
А я буду вам называть в каком числе надо будет записать: в единственном или во множественном. (Запись маркером.)
Отгадки: весна, солнце, облако, снег, ручей, проталинка, почка, цветок, птица, гнездо, птенец.
Записываем с маленькой буквы, потому что это не начало предложения:
весна, солнце, облака, снег, ручьи (про разделительный ь), проталинки, почки, цветы, птицы, гнёзда, птенцов.
Слово весна мы с вами уже отгадали. Давайте его запишем. (записывает учитель, а дальше записывают дети)
Без меня, не будет света,
Без меня, не будет лета,
По утрам, стучусь в оконца:
Просыпайтесь, встало...
СОЛНЦЕ!
В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? ...
Ответ: Облака
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
(Снег)
Бегу я как по лесенке
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(ручей)
Когда тает снег появляются … (проталинки)
На ветках –
Плотные комочки.
В них дремлют
Клейкие листочки.
Ответ: Почки
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(цветок)
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Собрались все в стайки ...
Ответ: Птицы
Сухие листочки
На сучках-сучочках.
В них лежат яички –
Выведутся птички.
(гнездо)
Ког мы с вами сегодня изображали? (птенцов) Как сказал, так и запиши!
(Использование слайдов №1.)
В конце оставляем последний слайд «ВЕСНА».
Релаксация.
О каком времени года говорится в этом рассказе? (О весне)
Игра «Звуки природы». (звучит музыка)
Пускай произойдёт чудо, и мы окажемся с вами в весеннем лесу. Давайте послушаем звуки природы и насладимся ими. И заодно отдохнём, закрываем глаза и расслабляемся.
«Представьте себе чудесный весенний солнечный день. Слышны лишь журчание звонких, говорливых ручейков. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя всё лучше и лучше. Солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц. Вы абсолютно спокойны. Воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы неподвижны. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Вы снова в школе, у себя в классе, вы хорошо отдохнули, у вас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня».
Что вы услышали? А какой был день? (весенний, солнечный, чудесный) Какие были ручейки? (быстрые, говорливые, звонкие, шумные, светлые, прозрачные)
Словам предметам скучно жить одним. Они любят, чтобы возле них стояли слова-признаки.
Закрепление умений словообразования прилагательных. Образуйте новые слова, обозначающие признаки предметов. В какое место будет идти запись? (Прилагательное подчёркивают волнистой линией.) Использование слайдов.
Например:
Луч + солнце = лучистое солнце (Запись учителем.)
Воздух + облака = воздушные облака
Зима + снег = зимний снег
Звон + ручьи = звонкие ручьи
Клей + почки = клейкие почки
Нежность + цветы = нежные цветы
Закрепление знаний о словах-синонимах. Запиши наоборот слова – признаки.
Например:
Тусклое солнце – яркое солнце (Запись учителем.)
Тяжёлые облака – лёгкие облака
Светлые проталинки – тёмные проталинки
Последние цветы – первые цветы
Самостоятельное придумывание слов-признаков.
Использование слайдов №2
1. Какая может быть весна? (долгожданная, радостная, тёплая) Запишите любое одно понравившееся слово-признак в первое предложение.
2. А птицы, какие весной? (шумливые, первые, перелётные, радостные, заботливые) Запишите любое одно понравившееся слово-признак в предложение о птицах.
3. Какие они строят себе гнёзда? (лёгкие, удобные, тёплые, крепкие, незаметные, надёжные)
Запишите любые два слова в предложение о гнёздах.
4. Каких птенцов высиживают птицы? О птенцах есть запись.
Работа со словами-действиями. Каких слов не хватает в рассказе?
(слов-действий) На парте загадочные квадраты. Работа парами в течение 1 мин. У каждой пары своё одно слово: наступила, выглянуло, плывут, тает, бегут, появились, набухли, распустились, вернулись, строят, высиживают.
Рассмотрите загадочные квадраты и найдите среди букв слова, обозначающие действия предметов. Дети работают с карточками. Запишите подходящие по смыслу слова. Куда будем записывать? Каждая пара диктует своё слово, вместе решаем куда записать по смыслу. Сказуемое подчёркивают двумя линиями.
Чтение рассказа.
Итак, у нас получился рассказ. Читаем рассказ:
Наступила тёплая весна. Выглянуло яркое, лучистое солнце. По небу плывут лёгкие, воздушные облака. Тает зимний снег. Бегут звонкие ручьи. Появились тёмные проталинки. На деревьях набухли клейкие листочки. Распустились нежные первые цветы. Вернулись перелётные птицы. Они строят крепкие гнёзда. Высиживают маленьких птенцов.
Как назовём наш рассказ? (Весна.) Записываю!
Молодцы! Вы отлично справились с заданием. И теперь в стране грамматики наступит долгожданная весна.
А чтобы её порадовать мы напишем ей стихи о весне. Это будут необычные стихи.
Посмотрите по какой схеме мы будем сочинять стихотворение. (Слайд)
1 строка: слово-предмет.
2 строка: слово-признак, слово-признак.
3 строка: слово-действие, слово-действие, слово-действие.
4 строка: фраза-эмоция.
5 строка: слово-предмет.
Дети 2-3 минуты работают.
Затем зачитывают стихи.
Подведение итогов:
О каких словах сегодня говорили. Какие слова использовали в рассказе, в стихотворении.
А за хорошую работу я награждаю вас медальками. Огромное вам спасибо! Мне было с вами очень интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс
Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс) Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...
Конспекты логопедических занятий
Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...
Конспекты логопедических занятий
Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям...
Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.
Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....