Курс по дошкольникам Лепка
методическая разработка по теме
Пояснительная записка
Курс «Лепки» разработан по авторской программе «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.
Курс «Лепка» относится к художественной деятельности. Художественная деятельность – это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Вот почему изобразительная деятельность (лепка) выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей в предшколе.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью…
В предшколе учитель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач:
-продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (народно и декаративно-прикладное искусство…) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.
-поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.
-в лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин, соленое тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный), приемы декорирования образа;
-учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из пластилина), поощрять стремление сделать свое произведение красивым, содержательным, выразительным.
-способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_doshkolnikam_lepka.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс по дошкольникам
«Лепка»
(эстетическое развитие детей 28 ч)
Учитель начальных классов:
Синичкина Л.В.
Пояснительная записка
Курс «Лепки» разработан по авторской программе «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.
Курс «Лепка» относится к художественной деятельности. Художественная деятельность – это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Вот почему изобразительная деятельность (лепка) выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей в предшколе.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью…
В предшколе учитель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач:
-продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (народно и декаративно-прикладное искусство…) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.
-поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.
-в лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин, соленое тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный), приемы декорирования образа;
-учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из пластилина), поощрять стремление сделать свое произведение красивым, содержательным, выразительным.
-способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей.
№ занятия | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия | Материалы, инструменты, оборудование |
1 | Лепка предметная | Бабочки-красавицы | Выявление уровня владения пластическими умениями, способности к интеграции изобразительных техник. | Для рельефной лепки- цветной картон или плотная цветная бумага (1/2 формата А4), пластилин, бисер. |
2 | Лепка животных с натуры из пластилина или глины | Наш уголок природы (комнатные или дом. животные) | Лепка (с натуры) животных уголка природы с передачей характерных признаков (форма, окраска, движение). | Пластилин или глина, стеки, мелкие бусинки и пуговички для глаз, картонные коробочки (жилище вылепленных животных), клеенки, дощечки для лепки, салфетки. Обитатели уголка природы для лепки с натуры: черепаха, волнистые попугайчики, канарейка, хомячок, морская свинка… |
3 | Лепка рельефная коллективная | Азбука в картинках | Закрепление представлений детей о начертании печатных букв; показать, что буквы можно не только писать, но и лепить разными способами. | Пластилин, стеки, карточки для прикрепления лепных букв или общая основа для коллективной рельефной композиции «Азбука в картинках». Карточки азбуки или буквы из кассы букв и слогов для выбора детьми. Книжки «Азбука». |
4 | Лепка по замыслу | Грибное лукошко | Создание по замыслу композиции из грибов в лукошке. Совершенствование техники лепки. Развитие чувства формы и композиции. | Пластилин, стеки, зубочистки, салфетки бумажные или матерчатые. Для показа детям комплект карточек с изображениями грибов, разные варианты корзинок, лукошко, кузовок. |
5 | Лепка рельефная из пластилина или соленого теста | «Фрукты-овощи»(витрина магазина) | Совершенствование техники многофигурной и сложноцветной рельефной лепки при создании композиции «Витрина магазина». | Цветной картон для выбора детьми фона – основы композиции; пластилин, стеки, салфетки бумажные. Заранее слепить несколько силуэтов-заставок витрины (ежик, мишка, зайчик, белочка, гномик и пр.) |
6 | Лепка сюжетная (коллективная композиция на фольге) | Деревья | Совершенствование техники скульптурной лепки. Воспитание интереса к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве. | Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки. Картинки по теме «Деревья». |
7 | Лепка животных по замыслу (коллективная композиция) | Кто в лесу живет? | Самостоятельный выбор способа лепки животного на основе обобщенной формы: из цилиндра (валика), конуса или овоида (яйца), передача несложных движений. | Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки. Фигурки животных, созданных на основе разных форм (например, медведь из цилиндра, лиса из конуса, белка или сова из овоида). Плакаты «Еловый лес». |
8 | Лепка предметная на форме | Транспорт для путешествий | Моделирование необычных машинок путем дополнения готовой формы (пузырька, коробочки, баночки) лепными деталями; экспериментирование с формой. | Готовые бытовые формы небольшого размера – пластиковые и стеклянные бутылочки, коробочки, упаковки; пластилин, бусины, пуговицы, салфетки, клеенки. |
9 | Лепка сюжетная (коллективная композиция) | Ребята на улице. | Создание оригинальной сюжетной композиции из вылепленных фигурок с передачей взаимоотношений между ними. | Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки. Комплект карточек со схематичным изображением человека в разных позах (руки подняты вверх, опущены, на поясе, одна на поясе, другая вверху, туловище наклонено влево или вправо, ноги вместе, расставлены слегка или широко…) Композиционная основа. |
10 | Лепка сюжетная (коллективная композиция) | Зимующие (перелетные) птицы. | Создание пластических композиций: Лепка птиц с раскрытыми крыльями. Развивать глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений о ней в изодеятельности. | Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки, зубочистки. Картинки по теме «Зимующие и перелетные птицы» |
11 | Лепка предметная (на каркасе) с элементами конструирования | Пугало огородное | Освоение нового способа лепки – на каркасе из трубочек или палочек. Установление аналогии с конструированием. Развитие образного мышления и творческого воображения. | Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки, трубочки для коктейля или зубочистки, пуговицы, бусины, ножницы. Пугало, подготовленное для показа детям и пояснения способа работы. |
12 | Лепка предметная | Зимние превращения. (Снеговик) | Создание оригинальной поделки. Экспериментирование с формой поделок (превращение снеговика в Снегурочку, Деда Мороза). Развитие образного мышления и творческого воображения. | Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки, пуговицы, бусины. Снеговик, подготовленный заранее для показа детям и пояснения способа работы. |
13 | Лепка из соленого теста (тестопластика) | Елкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки | Создание новогодних игрушек в технике тестопластики – лепка из соленого теста или вырезывание формочками для выпечки фигурок животных и бытовых предметов (по замыслу). | Соленое тесто( пластилин), формочки для выпечки, скалка для раскатывания теста, фольга, фантики, ножницы, тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длиной 10-15см. Клеенки, досточки. |
14 | Лепка сюжетная по мотивам народных сказок. | Бабушкины сказки. | Лепка по мотивам русских народных сказок: самостоятельный выбор образов сказочных героев и сюжетов (композиций), определение способов и приемов лепки; передача движений и взаимодействий с персонажей. | Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки, бусины, бисер, лоскутки, зубочистки, фантики, картон или небольшие коробки (из-под кондитерских изделий) для подставок. Иллюстрации сказочных героев. |
15 | Лепка декоративная по мотивам народной пластики. | Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки) | Создание условий для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Показ обобщенных способов создания образа – лепка индюка на основе конуса или овоида (яйца). | Пластилин или глина, стеки, подставки, клеенки, салфетки. Дымковская игрушка (индюк), незавершенная модель для частичного показа изобразительной техники. |
16 | Лепка рельефная (миниатюра в спичечном коробке) | «Царевна лягушка» | Создание миниатюр в технике рельефной пластики (барельеф, горельеф, контррельеф). Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз. | Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки, спичечные коробки (по количеству детей), зубочистки, фольга, бисер, бусины, пуговицы. Сказка «Царевна лягушка», иллюстрации к сказке. |
17 | Лепка сюжетная (коллективная композиция). | «У лукоморья дуб зеленый…» | Создание коллективной пластической композиции по мотивам литературного произведения; планирование и распределение работы между участниками творческого проекта. | Пластилин, стеки, подставки, клеенки, салфетки, бисер, зубочистки, фантики, картон, небольшая пластиковая бутылка (емкостью 0,7-1л.) для оформления дуба. Иллюстрация «Лукоморье». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина. |
18 | Лепка сюжетная по представлению. | На дне морском. | Создание пластических образов подводного мира по представлению. Обогащение и уточнение зрительных впечатлений. | Соленое тесто( пластилин) по выбору, формочки для вырезания морских звезд, скалка для раскатывания теста, стеки, бисер, манка, салфетки. Комплект карточек с изображениями морских обитателей. |
19 | Лепка предметная из пластин или на готовой форме | Карандашница в подарок папе. | Лепка из пластин или на готовой форме декоративных (красивых и функциональных) предметов в подарок. Познакомить с новым способом лепки – из пластин. Показать возможность моделирования формы изделия на основе готовой формы. | Пластилин или соленое тесто, стеки, клеенки, салфетки, скалка деревянная, красивые бусины, пуговицы, бисер. Карандашница подготовленная заранее для показа детям и пояснения способа работы. |
20 | Лепка декоративная модульная (из колец) | Конфетница для мамы. | Лепка из колец декоративных (красивых и функциональных) предметов; моделирование формы изделия за счет изменения длины исходных деталей – «валиков» (кольца разного диаметра). | Пластилин или соленое тесто, стеки, клеенки, салфетки, скалка деревянная, красивые бусины, пуговицы, бисер, узкая тесьма для оформления конфетниц. Ваза (конфетница) подготовленная заранее для показа детям и пояснения способа работы. |
21 | Лепка рельефная декоративная (изразцы) | Чудо – цветок. | Создание декоративных цветов пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжение освоения техники рельефной лепки. | Картонные квадратики размером 10*10, 15*15, 20*20; пластилин, стеки,; 2-3 произведения декоративно – прикладного искусства с цветочными элементами декора, например семеновская матрешка, городецкая разделочная доска, гжельская посуда, хохломская ложка, вологодское кружево и пр. (можно картинки). Заранее подготовленный образец для показа детям. |
22 | Лепка рельефная декоративная (изразцы) | Чудо – букет. | Создание цветочных композиций пластическими средствами по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок). Знакомство с искусством создания изразцов. | Картонные квадратики размером 10*10, 15*15, 20*20; пластилин, стеки, пуговицы; Картинки по темам: «Гжель, семеновская матрешка, городецкая роспись, хохлома» Заранее подготовленный образец для показа детям. |
23 | Лепка рельефная (панорама) | Космос | Создание рельефной картины (панорамы), включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звезды, созвездия, кометы). Формирование навыков сотрудничества и сотворчества. | Иллюстрации звездного неба, планет ; пластилин, стеки, картон ½ А4, салфетки, клеенки, бисер. |
24 | Лепка коллективная | Наш космодром. | Создание образов разных летательных (космических) аппаратов конструктивным и комбинированным способом: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника; показать, что в лепке сложных объектов можно ориентироваться на фотографии, рисунки. | Пластилин разных цветов, стеки, крышки, коробочки, трубочки, зубочистки, мягкая проволока, картон, фольга, пуговицы. Фотографии, рисунки космических кораблей. Видео фильм «Запуск ракеты». |
25 | Лепка сюжетная. | Наши космонавты. | Лепка космонавтов в характерной экипировке с передачей движения в разных «космических» ситуациях. | Портреты космонавтов, иллюстрации животных побывавших в космосе. Цветной пластилин, стеки, пуговицы, клеенки, дощечки, зубочистки, салфетки. |
26 | Лепка сюжетная | «Мы на луг ходили, мы лужок лепили.» | Лепка по выбору луговых растений (ромашка, одуванчик, колокольчик, василек, земляника, злаки, травы) и насекомых (бабочка, жуки, пчелы, стрекозы); передача характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости (укрепление на подставке или каркасе, проволоке). | Цветной пластилин, стеки, дощечки, салфетки, бисер и мелкие пуговицы (для изображения тычинок, украшения лепестков и оформления мелких деталей насекомых – глазок, усиков, ножек); проволока, зубочистки, палочки (для устойчивых и гибких стебельков). Иллюстрации по темам: «Наш луг», «Цветные пейзажи». |
27 | Лепка рельефная из соленого теста (в парах) | Дерево счастья. | Создание сложной композиции из соленого теста по фольклорным мотивам («дерево счастья»). Совершенствование техники рельефной лепки из соленого теста. Развитие способности к композиции. Формирование навыков сотрудничества и сотворчества. Воспитание интереса к народной культуре. | Мягкое соленое тесто, подходящее для сушки на воздухе (пластилин), стеки, зубочистки, клеенки, салфетки, картон для композиционной основы. Иллюстрации по теме «Деревья». |
28 | Лепка сюжетная (коллективная) | Пластилиновый спектакль.(По басне Крылова) | Создание условий для лепки фигурок и декораций для пластилинового спектакля на основе интереса к подготовке разыгрывания сюжетов знакомых сказок с помощью кукол-самоделок из пластилина или соленого теста. | Пластилин, стеки, зубочистки, бусины, картон. Басня Крылова «Квартет», иллюстрации к басне. |
Наш уголок природы.
Задачи: Учить лепить животных уголка природы с натуры. Вызвать интерес к передаче характерных признаков (форма, окраска, поза, движение). Активизировать разные способы (скульптурный, комбинированный) и приемы лепки (вытягивание, прищипывание, загибание, проработка деталей стекой).
Материалы, инструменты, оборудование: Пластилин, стеки, мелкие бусинки и пуговички для глаз, картонные коробочки (жилище вылепленных животных), клеенки, дощечки для лепки, салфетки;
Обитатели уголка природы для лепки с натуры: черепаха, волнистые попугайчики, канарейка, хомячок, морская свинка, улитка.
Содержание занятия:
Проводится краткая эмоциональная беседа «Кто рядом с нами живет?», обобщая представления детей об обитателях живых уголков природы: какие животные обитают в уголке природы, в каких «домиках» они живут, кто и как за ними ухаживает, каковы особенности поведения животных уголка природы.
-Предлагается детям создать еще один – рукотворный – уголок природы.
Пояснить детям, что в уголке могут «жить» черепаха, хомячок, морская свинка, попугай, канарейка, лягушка, тритон, рыбы.
Уточнить творческую задачу – лепить животных с натуры, чтобы они были маленькие и пластилиновые, но как настоящие.
-Показать детям изображения или фотографии животных, запечатленных в наиболее интересных позах, и дает комментарии: попугай сфотографирован сбоку с открытым клювом, приподнятыми крыльями и задорным хохолком; черепаха высунула голову и повернула в сторону, будто прислушивается к шороху песка – не приближаются ли враги; хомячок поднялся на задние лапки, передними держит колосок, а за щеками у него «кладовочки», - вон как разгулялись, больше головы.
-Обратить внимание детей на то, что лепить животных можно разными способами – из целого куска (морская свинка, хомячок) или из нескольких частей (черепаха, попугай, канарейка); отдельные детали можно прорабатывать стекой (прорезать ротик, процарапать шерстку), для глаз удобно использовать пуговички, бусинки или бисер.
-Предлагаю детям договориться о том, кто какое животное будет лепить (чтобы в нашем уголке природы не оказалось 10 черепах), и разместиться небольшими группками возле животных, чтобы лепить с натуры.
Дети выбирают натуру – разных обитателей уголка живой природы – хомячок, морская свинка, черепаха, волнистые попугайчики – и начинают лепить, время от времени обращаясь к натуре и иллюстрациям в альбоме.
-В конце занятия дети рассказывают о своем животном, сравнивают его с реальным объектом живой природы.
Чтение шуточных стихов Г.Р.Лагздынь о живом уголке и его обитателях:
В живом уголке. Фомка-хомяк.
Влезла в лужу черепаха, Фомка-хомяк в клетке сидит.
Стала грязная рубаха. Фомка-хомяк на Федю сердит:
Взял Алеша черепаху, Фокус один он хотел показать –
Вытер тряпочкой рубаху. К своей хомячихе из клетки удрать!
Нет ни маек, ни рубах
Про запас у черепах.
Как много здесь птичьих
Звенит голосов!
От тоненьких альтов
До низких басов.
Один попугай лишь
На ветке молчал,
Наверно, по Африке
Мило скучал.
Морская свинка.
У мамы, морской свинки
Мягкие щетинки!
У мамы, морской свинки
Красивый, гладкий хвост!
У мамы, морской свинки
Глазки, как рябинки,
Только хвост у мамы
Пере-перерос!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс по дошкольникам Дидактические и ролевые игры
Пояснительная записка Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оце...
Курс по дошкольникам Основы безопасности
Пояснительная запискаНе для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных гр...
Кратчайший курс по лепке из соленого теста.
Данное методическое пособие включает в себя систематизированный материал по обучению детей дошкольного возраста лепке из соленого теста. Пособие может быть интересно широкому кругу читателей: пед...
Курс для дошкольников по математике "Формирование математических понятий"
Курс «Формирование математических понятий» предназначен для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе....
Методические рекомендации по реализации программы курса внеурочной деятельности «Лепка»
Методические рекомендации адресованы учителям изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования, реализующим программу внеурочной деятельности «Лепка», работающим в гончарн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Развивающий курс для дошкольников «Будущий первоклассник»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образованияподрастающего поколения и в том числе и дошко...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА ЛЕПКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать....