Воспитание толерантности в школах с полиэтническим составом учащихся
статья по теме
В статье рассматривается вопрос о воспитании толернтности, терпимости в массовых общеобразовательных школах с полиэтническим составом учащихся, когда в классе присутствуют дети более 7-ми национальностей. В современном мире вопрос о терпимости, терпении, умении слышать и слушать другого, сопереживать другому стоит очень остро. Постоянная миграция населения приводит к тому, что стали появлять классы в школе с полиэтническим составом. Необходимо научить детей, не ущемляя традиций своей нации, жить дружно в этом мире. Я показываю возможность реализации решения данной проблемы в программе "Я и другой". Материаля расчитаны на учителей, психологов, родителей, широкого круга читатетлей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
Пилюковой Людмилы Николаевны,
Учителя начальных классов,, педагога-психолога, воспитателя ГПД
высшей квалификационной категории
Г БОУ СОШ №124 с углубленным изучением
английского языка Выборгского района
г. Санкт-Петербурга
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Как жить в настоящем, а думать о будущем?
Выход один - делать школу, воспитывающую личность.
А. Г. Асмолов.
В основе гуманистической педагогики лежит убеждение, что люди могут научиться добру, жить в мире справедливых отношений, уважая права личности. К сожалению, действительность далеко не всегда подтверждает это. Дети живут в мире, где существует и добро, и насилие. Укрепление международного сотрудничества, политическая разрядка соседствуют с нарастанием напряженности между различными государствами, национальностями и группами населения. Свои социальные и экономические проблемы многие готовы свалить на людей с другими этническими и культурными особенностями. Так возникают общества. поделенные на «они» и «мы», где отдельные группы постоянно конфликтуют друг с другом.
Предрассудки, нетерпимость и дискриминация угрожают мирному сосуществованию людей. И едва ли можно хладнокровно признать эти явления естественным для человека. Гораздо более продуктивно искать перспективы их преодоления.
Проанализировав современные тенденции школьного образования, я попыталась найти пути решения этого спектра проблем: как в рамках общеобразовательной массовой школы обеспечить каждому ребенку, независимо от вероисповедания, национальности, особенностей и т. д., защищенность и моральную, и нравственную. Так прорисовалась линия работы в данном направлении.
Цель моей педагогической концепции: создать условия для ценностного осознания мира, обеспечивающих способность к творческому решению жизненно важных задач, осознанию и предупреждению предрассудков, воспитание толерантности (терпимости) и открытых отношений с людьми.
Задачи:
- Сформировать базовый уровень грамотности, необходимый для ориентации и социальной адаптации учащихся русскоязычных и инофонов к происходящим изменениям в жизни современного российского общества.
- Сформировать культуру политкорректного мышления: выработать адекватные представления о сути межнациональных явлений и их взаимосвязи, уметь выносить аргументированные суждения по этническим вопросам, обрести опыт в анализе конкретных ситуаций.
- Сформировать навыки политкорректной культуры.
- Сформировать практические навыки принятия ответственных решений в личной и общественной жизни.
Ожидаемый результат: учащиеся, умеющие терпимо относиться ко всему живому, формирующие открытые отношения между людьми.
Система отслеживания результативности:
(предполагает выделение групп конечных и отдельных результатов, которые оцениваются по следующим параметрам):
1.Критерии конечных результатов:
- самостоятельность в принятии решений,
-умение мыслить системно, объективно, заменяя эмоциональные суждения объективным и обоснованным анализом
-ориентироваться на развитие своей души
2.Критерии отдельных результатов:
-умение максимально эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества
-ориентироваться на работу в команде с полиэтническим составом, умение создавать команду единомышленников
Мои целевые ориентации:
-Единство методологического, методического, дидактического и психологического пространства.
-Максимальный учет психологических и личностных особенностей каждого ученика.
-Работа на принципах «педагогики сотрудничества» и личностного общения.
Технологии работы:
- Концепция развития Ж. Пиаже
- Система свободного образования М. Монтесори, С.Ферне.
- Развивающие технологии на принципах деятельного подхода Д.Деюи.
- Проблемный подход Т. И. Шамова
- Принцип проблемности А. М. Матюшкина
Принципы организации:
1.Личностно-ориентированные
-адаптивность - гибко реагировать на социокультурные изменения среды
-развитие личности и готовность к дальнейшему ее развитию
2.Культурно-ориентрованные
-опора на культуру
-принцип картины мира
-смысловое отношение к миру
3.Деятельностно - ориентированные
-обучение деятельности: учить не только ставить цели, но и уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия
-управляемый переход от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации
-креативность
Концепции реализуются посредством уроков окружающего мира, литературного чтения, внеклассной работы, предметов дополнительного образования.
Методы активного обучения:
Методы обусловлены задачами и содержанием работы, ее практической направленностью. Внимание не только к усвоению знаний, но и к формированию жизненной позиции и ценностной ориентации учащихся.
- Изучение конкретного случая (метод позволяет учащимся развивать способность к принятию собственного решения),
- Имитационные игры (сочетают такие элементы игры, как соревнование, кооперация, игры, отражающие характерные черты действительности. Особое значение придаю ролевым и деловым играм.
- Ролевая игра (дает возможность имитации конкретных ситуаций из жизни)
- Деловые игры (деловая игра состоит из двух частей: модель игры и сама игра. Модель игры определяет рамки игры, таким образом, создает для нее базу. Сама игра предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели.)
- Опорные схемы (метод помогает сформировать вывод в процессе работы над темой)
- Каждый учит каждого (эффективный способ усвоить информацию по изучаемому предмету и применить на практике важные навыки и умение объяснить что-то новое, задавать вопросы, слушать другого, общаться со всеми…)
- Выставки творческих работ (рисунки, аппликация и т. д., на тему «Я вижу что-то, чего не видишь ты.» Здесь знания, убеждения и установки складываются в процессе активного действия, собственных открытий, сопереживания ситуации, в которых оказались персонажи выставки. Детям не нужно внушать, что они должны думать, а нужно внушить, что они должны думать, принимать решения, задавать вопросы, нести ответственность.)
Для решения данных задач большая роль отводится, конечно же, учителю.
Свои занятия мы начинаем с того, что внимательно посмотрим на себя и другого.
В начале работы учащиеся заполняют тест, где они отвечают на вопросы о том, как их воспринимают их окружающие и как они воспринимают сами себя. Тест, таким образом, стал своеобразным зеркалом. Дети увидели, что их оценка личностных качеств не совпала с тем, как их оценивают другие. Даже не совпала оценка внешних данных. Например: все люди имеют носы, но они не одинаковые, все дети разные, но каждый ребенок умеет улыбаться. Учащиеся делают самостоятельный вывод о том, что каждый человек-индивидуальность. Она, индивидуальность, определяется характером, привычками, способностью, внешностью и т. д. Каждый достоин внимания и уважения как индивидуальность. Сами дети приводят пример, как проявляется индивидуальность у одноклассников.
К одним из явлений, которое объединяет и одновременно разъединяет людей, относится язык. Мы - русские и язык у нас- русский, он является государственным для всех граждан России. А наше государство многонационально: у нас проживает почти 100 национальностей, многие из которых имеют свой собственный язык. Затем мы проговаривали и записывали одну фразу на нескольких языках: « Я люблю свою Родину». Дети пришли к выводу, что знание языков обеспечивает взаимопонимание, тогда как незнание- ставит барьеры между людьми, отсюда выражение- языковой барьер.
Интересные результаты дает методика «точка зрения». В результате работы ученики понимают, что одни и те же изображения люди могут воспринимать по-разному. Однако гораздо важнее обсудить с детьми национальный аспект проблемы и подчеркнуть, что восприятие зависит от культурного контекста, от национальных традиций. То. что обычно для одних, непривычно и даже противоестественно для других. Например: ненцы употребляют в пищу сырую оленину, рыбу, мусульмане не едят свинину. Традиции совместного проживания со старшими родственниками (сохранение большой семьи у народов Северного Кавказа, Китая, Средней Азии) и стремление к нуклеарной семье в Центральной России. Не совпадают идеалы женской красоты у разных народов.
Мы с детьми сравнивали обычаи китайцев и россиян.
В Китае считается неприличным целовать друг друга при встрече, а у нас поцелуи являются обычным проявлением симпатии.
В Китае не пьют холодную воду, а у нас ею утоляют жажду.
В Китае основные блюда подают в начале, а уж потом следует суп. А у нас суп считается первым блюдом.
В Китае кожуру с овощей и фруктов счищают лезвием ножа, направленным от себя, а у нас к себе.
Реакции детей в этой беседе дадут основание поговорить о том, что не бывает «плохих» и «хороших», «естественных» и «необычных» обычаев. Каждый народ имеет право на свои. Интересно обсудить с детьми, какую роль играют у некоторых народов Австралии, Африки, Южной Америки роспись лица, татуировка и прокалывание, а также как используются эти элементы в современной молодежной среде. Учащиеся понимают, что и в том и в другом случае эти явления являются знаком принадлежности к определенной социальной структуре, сигналом о намерениях человека, наконец, они демонстрируют представления людей о красоте. Иными словами, эти элементы имеют одинаковую функцию в разных культурах.
Большой интерес вызвали у ребят вопросы «странных» на первый взгляд предрассудков.
Предрассудки свойственны всем людям, и далеко не всегда это плохо. Существуют предрассудки, которые имеют позитивное значение. Например, утверждение «Мужчина- кормилец семьи» или «Женщина-хранительница домашнего очага» по сути своей являются предрассудками, которые закрепляют определенные нормы взаимоотношений людей. Часто предрассудки играют роль защитного механизма, особенно в ситуациях столкновения с чем-то непонятным, странным, вызывающим тревогу ибо они создают чувство уверенности и защищенности перед неизвестностью. Но, если предрассудки так хороши, то нужно ли с ними расставаться? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в механизме их формирования.
Предрассудки - это первая, как правило, окрашенная эмоцией и не подкрепленная анализом (идущая перед рассудком) реакция на чужое, другое. При этом наше восприятие этого другого лишено объективности, т.к. выбирая какой-то один признак, мы строим умозаключение на его основе, делаем поверхностное обобщение и переносим его на явление в целом. Существует мнение, что все толстые люди- добрые .Может быть оно сформировалось на том основании, что большинство полных людей- флегматики? Как правило, они не проявляют свои эмоции, в частности негативные, так бурно, как холерики, но вряд ли делать на этом основании заключение об их характере. Таким же образом возникают и расовые предрассудки. Встречая на улице цыганку, мы готовы сразу отнестись к ней с предубеждением, потому, что в нашем сознании давно сформировалось представление о цыганах, как о плутах и ворах. В этом суждении есть доля истины: многие цыгане добывают средства к существованию обманным путем. Но едва ли можно переносить негативное мнение на весь народ.
Человек с предрассудками, как правило, имеет ограниченное представление о предмете своих предубеждений. Но, когда ему пытаются это доказать, он легко находит примеры, которые оправдывают его. Так возникают поверхностные обобщения, стереотипы, которые приводят к конфликтам. Примеры тому толки о «лицах кавказской национальности» или анекдоты о чукчах.
Негативные предрассудки опасны именно тем, что приводят к нарушению прав человека. Они вызывают у тех, против кого направлены, ощущение отверженности и ответную агрессию, что ставят барьеры во взаимоотношениях с людьми. Именно поэтому с предрассудками нужно расставаться. Но сделать это далеко не просто. Еще Альберт Эйнштейн утверждал, что легче расщепить атом, чем убедить кого-то расстаться со своим предрассудками. Предрассудки живучи потому, что связаны с эмоциями. Для того, чтобы отказаться от них, надо от эмоций перейти к размышлению, задав себе вопрос о причине собственной негативной реакции. И дети учатся это делать.
Очень важно рассмотреть с детьми вопросы дискриминации.
Негативные предрассудки, сопровождающиеся активными действиями, называют дискриминацией, т. е. ограничением в правах по расовым, религиозным, идеологическим, имущественным и иным признакам. Дискриминация затрагивает людей в той мере, в какой они являются другими. Но иной образ жизни, возможно, так же хорош, как и наш. Дети должны гордиться цветом своей кожи, своей историей, знать свои корни, но одновременно уметь по достоинству оценивать не похожего на себя. Это очень важно для собственной идентификации и формирования того позитивного образа, на основе которого другие составляют о нас свое впечатление. Знакомство с культурой, обычаями и образом жизни других людей, умение занять позицию другого помогает объяснять наши предрассудки, а значит, устранять мотивы дискриминации. В тоже время знание другого не является гарантией терпимого к нему отношения. Нужны специальные педагогические усилия, для того чтобы дискриминационное поведение перестало восприниматься как норма.
Для формирования навыка открытых отношений между людьми у нас рассматривались вопросы в рамках методики «козел отпущения».
Люди, чем-то отличающиеся от других, легко становятся «козлами отпущения». Этот образ восходит к древнееврейской легенде, в которой козел, символически нагруженный всеми недостатками и грехами своего народа, изгонялся в пустыню. Благодаря этому люди получали возможность обрести внутреннюю гармонию, но одновременно утрачивали способность к самосовершенствованию. В связи с этим сюжетом целесообразно обсудить. Почему возник этот обряд. Быть может, людям свойственно искать наиболее легкий способ очищения от греха? Правильно ли это? Позволительно ли перекладывать свои неудачи и проблемы на других? Варианты проявления этого феномена различны. Если общество лихорадит безработица, любимая футбольная команда проигрывает, а в классе царит напряженная атмосфера, всегда найдется «козел отпущения». В основе механизма действия феномена «козла отпущения» лежит треугольник. Здесь обязательно должен быть зачинщик-лидер, затем группа поддержки и, наконец, сам «козел отпущения». Зачинщик нуждается в группе, которая его поддерживает, а та, в свою очередь, ничего не предпринимает в защиту обиженного из-за боязни самой стать мишенью. Наконец, детям было предложено описать случаи, когда они сами оказались в положении «козла отпущения», зачинщика или наблюдателя. Детские исповеди явились средством осознания , а возможно, и преодоления в самом себе феномена «козла отпущения». Эти детские исповеди дорогого стоят.
Люди, особенно дети, нуждаются в защите и поддержке. Издавна им помогали различные обереги, ладанки, орнаменты и другие символы защиты против несчастий. Они не только защищали, но и давали возможность не сваливать свои беды и несчастья на других. Обсуждая данную проблему, мы пришли к выводу, что наша безопасность во многом зависит от нашего отношения к другим. Иными словами, «не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». Еще раз мы подчеркнули, что в демократическом государстве права граждан должны быть защищены законом, которые обеспечивают равенство людей с момента их рождения, независимо от вероисповедания, языка, цвета кожи, привычек и т. д.
Лучшим результатом нашей деятельности стали детские работы, исповеди, изменившееся поведение учащихся, спокойные, светящиеся глаза детей, которые научились строить открытые отношения с людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся.
Выступление на заседании ШМО по теме" Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся". Тесты: "Толерантный класс", "Толерантный родитель", "Толерантный учитель"....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Воспитание толерантности учащихся в начальной школе».
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Воспитание толерантности учащихся в начальной школе»....
Выступление на тему: «Воспитание толерантности у учащихся»
В данном материале рассказывается о формировании у учащихся толерантного поведения во внеурочной деятельности....
Технологии воспитания толерантности учащихся
Выступление на заседании МО учителей начальных классов школы...
"«Использование мультипликационной технологии в воспитании толерантности у учащихся младшего школьного возраста»
Краткая теоретическая статья посвящена созданию мультфильмов из пластилина.Прилагается презентация....
Воспитательная работа с полиэтническим составом обучающихся
Представлен ообщенный опыт работы с классом, в котором полиэтнический состав обучающихся....
Особенности воспитательной работы и организации внеурочной деятельности в классах с полиэтническим составом учащихся
Материал для МО учителей начальных классов Особенности воспитательной работы и организации внеурочной деятельности в классах с полиэтническим составом учащихся...