Выступление на тему: «Воспитание толерантности у учащихся»
статья на тему
В данном материале рассказывается о формировании у учащихся толерантного поведения во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tolerantnosti_u_uchashchihsya.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Воспитание толерантности у учащихся»
Подготовила:
учитель начальных классов
Тимофеева И.В.
Для начальной школы проблема толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между маленькими детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Повышенный уровень конфликтности в межличностных отношениях детей мешает формированию классного коллектива. В реальной жизни малыши проявляют подсознательную радость при наблюдении трудностей у товарищей, агрессию при отстаивании своих интересов, раздражительность и потерю самообладания в повседневной деятельности, нежелание прощать обиды, неуважительное отношение к людям с физическими недостатками. Свою задачу как классного руководителя я вижу в том, чтобы помочь детям включить законы толерантного общения в их систему ценностей.
Большой потенциал в связи с решением актуальной воспитательной задачи по формированию у учащихся толерантного и гуманного поведения имеется у внеурочной деятельности в свете ФГОС второго поколения.
В настоящее время основными задачами внеурочной работы признаны:
1. создание благоприятных условий для проявления творческих способностей,
- наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат,
- внесение в нее романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.
Процесс воспитания - есть процесс формирования мотивов и потребностей личности. В решении задачи по формированию у учащихся толерантного, гуманного поведения не последнее место принадлежит просвещению, которое должно быть нацелено не столько на пополнение знаниями, а на развитие мышления, оценочных суждений.
Одной из форм такой деятельности являются занятия кружка «Азбука нравственности», деятельность которого направлена на осмысление школьниками собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. К приемам, стимулирующим аналитическую, оценочную деятельность школьников можно отнести следующие:
-анализ противоречивых высказываний (это помогает учить детей понимать сложность, противоречивость жизненных и нравственных явлений);
-анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, (в которых заключается глубокая мудрость, открытие которой побуждает учащихся к размышлениям над нравственными проблемами);
-анализ проблемных вопросов – таких, в которых четко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное;
-анализ нравственных проблемных ситуаций (важно чтобы эти ситуации были истинно проблемны и неоднозначны, а не просто требующие оценки «хорошо» или «плохо»);
-анализ дилемм (ситуаций нравственного выбора, которые нельзя разрешить однозначно; в них человек вынужден делать выбор, сообразуясь со своей совестью);
- участие в различных типах дискуссий.
В процессе формирования толерантного и гуманного поведения важно создание для детей ситуаций «проживания», прочувствования своего эмоционального состояния посредством моделирования отношений, в которые ребенок включен в процессе своей жизнедеятельности. Для того, чтобы ребенок осознал, осмыслил свои состояния и чувства, он должен эти чувства, эти состояния пережить вновь или восстановить в своей эмоциональной памяти.
С этой целью на занятиях кружка применяются следующие приёмы:
-игровое взаимодействие (способствует активному самовыражению школьника «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия.);
-актуализация эмоционального опыта (используется для того, чтобы пробудить в душе ребенка те чувства и переживания, которые он испытал когда-то);
-дневник настроения (создает ситуацию постоянной рефлексии учениками своих внутренних состояний, развивать внимание и интерес учащихся к внутреннему миру других людей;
-тренинговые упражнения (во время их выполнения ребёнок имеет возможность активно экспериментировать с разными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные навыки и умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность). В процессе выполнения тренинговых упражнений детьми приобретаются умения встать на точку зрения другого, умение видеть положительное в человеке, умение осознать собственные достоинства и недостатки, умение сдерживать свои эмоциональные порывы.
Жизнь по – разному можно прожить.
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете вставать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой до солнца достать
И подарить его людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Воспитание толерантности у младших школьников"
Доклад был подготовлен для выступления на школьном МО классных руководителей....
Занятие по теме "Воспитание толерантности и этнотолерантности". Беседа: "Причины конфликта и как их избежать".
Занятие по теме "Воспитание толерантности и этнотолерантности".Беседа: "Причины конфликта и как их избежать"....
Методическая разработка по теме: "Воспитание толерантности младших школьников".
В разработку входят игры на обучение общению, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ, УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА....
Педагогическая статья на тему: Воспитание толерантности в начальной школе.
В статье рассматривается процесс формирования толерантности как ценностного гражданского качества в младшем школьном возрасте, а также условия эффективности ее формирования в процессе гражданского вос...
Доклад на тему: "Воспитание толерантности в начальной школе"
Воспитание толерантности в начальной школе следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми. Толерантность- это ...
Статья на тему: "Воспитание толерантности в начальной школе"
Воспитание толерантности в начальной школе....
Выступление на тему "Формирование толерантного поведения в семье"
Учитель знакомит родителей со значением слова толерантность и приёмами формирования толерантного поведения....