Урок по литературному чтению "Творчество К.И.Чуковского"
методическая разработка по теме
Урок по литературному чтению во 2 классе "Творчество К.И.Чуковского"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_k.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению
Творчество К.И. Чуковского
Учитель нач. кл. Ахметьянова М.А.
Цель: Ознакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского
Работать над выразительностью речи детей, формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения интонацией;
Воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведений автора;
Привитие любви к книгам.
Оборудование: Портрет К.И. Чуковского.
Стол, накрытый скатертью.
На столе чашки, чайник, самовар, мед, варенье.
На гвоздиках висят сковородки.
На полочки кастрюли, утюг.
Уголок доктора Айболита и Мойдодыра
Перевязанные бинтами куклы- заяц, лиса, волк, медведь.
Расческа, мыло, зубной порошок.
Градусники, полотенце, аптечка.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята! Сегодня у нас урок необычный. К нам пришли гости.
II. Речевая разминка
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
- прочтите жужжащим чтением
- прочтите с удивлением
- прочтите с вопросительной интонацией
- прочитайте с сердитой интонацией
- прочитайте с веселой интонацией
- прочитайте с ускорением
- прочитайте с замедлением
- прочитайте скороговоркой
III.Актуализация знаний.
-Творчество, какого писателя мы изучали на предыдущем уроке?
-Чему он посвятил свою жизнь? (Свою жизнь он посвятил педагогике, науке о воспитании детей)
-Чему учат его рассказы? (Помогать друг другу, вежливо обращаться друг с другом, уметь быть терпеливым, дружелюбным)
IV.Постановка цели урока.
-Сегодня мы будем читать сказки замечательного детского писателя. Вы знакомы с ним с самого раннего детства, его стихи, сказки, рассказы читали вам, когда вам было 2-3 года. Фамилию я называть не буду, вы должны называть ее послушав стихотворение Берестова Валентина Дмитриевича. Итак внимательно слушайте и скажете о ком это стихотворение?
V.Изучение нового материала.
1. Нам жалко дедушку Корнея
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг.
-О ком же это стихотворение?
- А почему Корней Чуковский в детстве не читал перечисленных сказок? (потому что он их написал, когда был уже взрослым)
2. - Ребята, что вы знаете о жизни писателя?
- Настоящее имя этого писателя Корнейчуков Николай Васильевич. Его день рождения 31 марта. Если бы он был жив, то в этом году ему исполнилось бы 125 лет. (125 – это 12 десятков и 5 единиц). Недалеко от Москвы, в Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только дети поселка, но и маленькие жители нашей страны и зарубежом.
3. - А сейчас на стр.222 прочитайте, что рассказал нам автор «Русской азбуки» о Чуковском.
Читайте тихо «жужжащим чтением».
- Да, ребята, дети любят его сказки (показываю книги и ставлю на доску):
«Доктор Айболит», «Чудо дерево», «Муха-цокотуха», «Цыпленок», Федорино горе», «Бармалей».
- Нам с вами даже представить трудно, что когда-то этих сказок не было. А теперь отгадайте из какой сказки эти строчки.
4. «Ох, и трудная это работа –
Из болота тащить бегемота!»
(«Телефон»).
- Молодцы! Отгадали. Однажды Корней Чуковский приехал на дачу, чтобы отдохнуть от шумного города, но приключилась с ним такая история.
5. – Читайте жужжащим чтением отрывок из сказки «Телефон». (Подготовка к чтению вслух)
- Понравилось ли вам стихотворение?
- какое чувство вызывает у вас этот стих?
- какие слова были непонятны?
6. словарная работа.
- пудов-пуд – старая русская мера веса, равна 16 кг. 038 гр.
5 пудов примерно 2 мешка.
- этак – примерно, приблизительно.
7. повторное чтение детьми (хором).
8. Адиля спрашивает, читает слова автора, а другие отвечают.
9. Работа по содержанию
- кто позвонил по телефону?
- от кого позвонил слон?
- для чего позвонил?
- для кого просил шоколада?
- сколько просил шоколада?
10. – А теперь получите задания.
«Колобки» Найдите и прочитайте все вопросительные предложения. | «Зайчики» На карточке напечатана часть текста, которого мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами. Впишите по памяти пропущенные слова. У меня зазвонил телефон - кто говорит? - … - откуда? - … - что вам надо? - … - а потом позвонили зайчики: - … - нельзя ли прислать … | «Белочки» Подумайте, почему это произведение можно отнести к сказке. |
- Давайте сейчас проверим, как вы выполнили задания.
Начинаем с «Белочек»
«Зайчики»
«Колобки»
- как вы думаете К. Чуковский каким человеком был? (Веселым, жизнерадостным)
VI.Физминутка.
VII.Чтение сказки «Путаница»
1.А теперь угадайте из какой сказки следующие строки
Воробышек прискакал
И коровой замычал: Му-у-у! («Путаница»)
2.Чтение сказки детьми «жужжащим»чтением
-Понравилась ли вам сказка?
-Веселая она или нет?
- Почему автор дал такое название?
-Что показалось смешным?
-Что запомнилось сразу?
3.Чтение хором, рядами, мальчики, девочки.
-Кто стал мяукать? (Свинки)
-Как они замяукали? (хором)
-Кто стал хрюкать? (котята)
-Как они захрюкали? (хором)
-Кто стал квакать? (уточки)
-Как они заквакали? (хором)
-Кто стал крякать? (курочки)
-Как они закрякали? (хором)
4. Выразительное чтение
-Читаем очень выразительно, стараясь передать настроение каждого героя
«Колобки» Прочитайте 1 четверостишие Обращая внимание на выразительность | «Зайчики» Прочитайте грамотно весь текст, подготовьте выразительное чтение любого отрывка. | «Белочки» Подготовьте выразительное чтение всей сказки. |
5. Проверка выразительного чтения.
6. – Как вы думаете для чего К. Чуковский выдумал такую сказку? (для веселья и смеха).
7. – Что случилось дальше мы прочитаем с вами на продленке.
VII. – Ребята, вам нравится отгадывать строчки из сказок?
- Тогда продолжаем.
1).Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой. («Мойдодыр»).
- Знаменитый «Мойдодыр» начался с того, что маленькая дочка писателя не хотела умываться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
- Так появился «Мойдодыр».
2). «Белочки» приготовили инсценировку этой сказки.
Грязнуля (разводит руками).
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка
Ускакала от меня.
Грязнуля подходит к тумбочке и хочет взять свечку, но она срывается с места и падает на пол. То же происходит с книжкой.
Я за свечку -
Свечка в печку,
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под кровать.
Выходит Земфира
Что такое?
Что случилось?
Отчего же всё кругом,
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
Появляется умывальник. Грязнуля со страхом отбегает в сторону.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.
Умывальник
Ах ты, гадкий,
Ах ты, грязный.
Неумытый поросенок!
Ты, чернее трубочиста, полюбуйся на себя:
У тебя не шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки, даже брюки,
Убежали от тебя.
Я – великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр.
Умывальников Начальник
И мочалок командир.
Умывальник бьёт в таз
Он ударил в медный таз
И вскричал:
Умывальник:
Кара – барас!
Выбегают Ильнар, Раиля со щетками, мылом, мочалкой. Все набрасываются на грязнулю.
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай его тереть,
Приговаривать.
Моем, моем трубочиста.
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист.
Грязнуля (отбиваясь)
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса,
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
Щетки, мыло, мочалка окружают грязнулю
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца
Смыл и ваксу
И чернила с неумытого лица.
Грязнуля, вытираясь, поворачивается к зрителям, Умывальник, пританцовывая, гладит его по голове.
Умывальник
Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я,
Наконец-то, ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Мыло
Да здравствует мыло душистое!
Умывальник
И полотенце пушистое!
И зубной порошок!
И густой гребешок!
И ванна, и в бане
Всегда и везде.
Все:
Вечная слава воде!
- Ребята! Чему учит ребят эта сказка?
VIII. – Ребята! Послушайте и угадайте из какой сказки эти строки?
Лапти созрели, валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете? («Чудо-дерево»).
На сцене дерево, на нем разноцветные башмаки, валенки, ботинки. По обеим сторонам стоят по 3 ученика.
- «Зайчики», у кого есть слова, прошу сюда.
Алия:
Как у наших ворот
Чудо-дерево растет,
Чудо-чудо-чудо-чудо
Расчудесное.
Галия:
Ни листочка на нем!
Ни цветочка на нем!
А чулки да башмаки,
Словно яблоки.
Лейсан:
Мама по саду пойдет,
Мама с дерева сорвет
Туфельки, сапожки,
Новые галошки.
Аделя:
Папа по саду пойдет
Папа с дерева сорвет
Маме - гамаши,
Зинке - ботинке,
Нинке – чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные – голубые
Вязаные башмачки!
И с помпончиками
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Гульнара:
Эй, вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные галошки,
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!
Лапти созрели,
Валенки поспели.
Что вы зеваете?
Их не срываете?
Азалия:
Рвите их, убогие,
Рвите босоногие,
Не придется вам опять
По морозу щеголять?
дырками – заплатками
голенькими пятками.
IХ. – Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»?
Мура туфельку снимала,
В огороде закопала:
«Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая.
Ух, как туфельку свою
Я водичкою полью,
И вырастет дерево.
Будут, будут босоножки
К чудо-дереву бежать
И румяные сапожки
С чудо-дерева срывать,
Приговаривать «Ай, да Мурочка,
Ай, да умница».
- какие чувства вызывает у вас эти сказки? (смех, улыбку, настроение).
Х. Итог урока
- что нового узнали о К. Чуковском?
- Что больше всего запомнилось?
- Какое настроение у вас после нашего урока?
- Что помогло создать такое настроение?
- Еще много раз мы с вами будем встречаться с произведениями К.Чуковского. Он перевел с английского «Приключения барона Мюнхгаузена», «Приключения Тома Сойера», «Робинзон Крузо», «Принц и нищий», «Рикки-Тикки-Тави», в старших классах прочитаете повесть «Серебряный герб», книги о русском языке «Живой, как жизнь». Сейчас К.Чуковского нет с нами, но его книги живут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский "Путаница", "Радость" с использованием презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет ввести детей в мир произведений К.И.Чуковского....
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Урок по литературному чтению К.И. Чуковский "Телефон"
Урок литературного чтения в 1 классе по программе "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс
Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные задания для работы в парах....
Презентация открытого урока по литературному слушанию "К.И. Чуковский "Муха-Цокотуха" 1 класс
Презентация открытого урока "К.И. Чуковский "Муха-Цокотуха"...
Конспект урока по литературному чтению "К.И.Чуковский "Путаница"
Конспект урока по литературному чтению "К.И.Чуковский "Путаница"...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс ШР К.И. Чуковский "Федорино горе" (1 урок)
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса ШР по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (1 урок)....