Урок по литературному чтению "Творчество К.И.Чуковского"
методическая разработка по теме

Ахметьянова Минзиля Абубакировна

 Урок по литературному чтению во 2 классе "Творчество К.И.Чуковского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_k.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению

Творчество К.И. Чуковского

Учитель нач. кл. Ахметьянова М.А.

Цель: Ознакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского

Работать над выразительностью речи детей, формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения интонацией;

Воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведений автора;

Привитие любви к книгам.

Оборудование: Портрет К.И. Чуковского.

                      Стол, накрытый скатертью.

                       На столе чашки, чайник, самовар, мед, варенье.

                      На гвоздиках висят сковородки.

                      На полочки кастрюли, утюг.

                Уголок доктора Айболита и Мойдодыра

                Перевязанные бинтами куклы- заяц, лиса, волк, медведь.

                Расческа, мыло, зубной порошок.

                Градусники, полотенце, аптечка.

Ход урока

I. Организационный момент.

        - Ребята! Сегодня у нас урок необычный. К нам пришли гости.

II. Речевая разминка

Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

  1. прочтите жужжащим чтением
  2. прочтите с удивлением
  3. прочтите с вопросительной интонацией
  4. прочитайте с сердитой интонацией
  5. прочитайте с веселой интонацией
  6. прочитайте с ускорением
  7. прочитайте с замедлением
  8. прочитайте скороговоркой

III.Актуализация знаний.

-Творчество, какого писателя мы изучали на предыдущем уроке?

-Чему он посвятил свою жизнь? (Свою жизнь он посвятил педагогике, науке о воспитании детей)

-Чему учат его рассказы? (Помогать друг другу, вежливо обращаться друг с другом, уметь быть терпеливым, дружелюбным)

IV.Постановка цели урока.

-Сегодня мы будем читать сказки замечательного детского писателя. Вы знакомы с ним с самого раннего детства, его стихи, сказки, рассказы читали вам, когда вам было 2-3 года. Фамилию я называть не буду, вы должны называть ее послушав стихотворение Берестова Валентина Дмитриевича. Итак внимательно слушайте и скажете о ком это стихотворение?

V.Изучение нового материала.

1.        Нам жалко дедушку Корнея

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник

Как вырос он таким ученым,

Не зная самых главных книг.

-О ком же это стихотворение?

- А почему Корней Чуковский в детстве не читал перечисленных сказок? (потому что он их написал, когда был уже взрослым)

2. - Ребята, что вы знаете о жизни писателя?

- Настоящее имя этого писателя Корнейчуков Николай Васильевич. Его день рождения 31 марта. Если бы он был жив, то в этом году ему исполнилось бы 125 лет. (125 – это 12 десятков и 5 единиц). Недалеко от Москвы, в Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только дети поселка, но и маленькие жители нашей страны и зарубежом.

3. - А сейчас на стр.222 прочитайте, что рассказал нам автор «Русской азбуки» о Чуковском.

        Читайте тихо «жужжащим чтением».

- Да, ребята, дети любят его сказки (показываю книги и ставлю на доску):

        «Доктор Айболит», «Чудо дерево», «Муха-цокотуха», «Цыпленок», Федорино горе», «Бармалей».

- Нам с вами даже представить трудно, что когда-то этих сказок не было. А теперь отгадайте из какой сказки эти строчки.

4. «Ох, и трудная это работа –

        Из болота тащить бегемота!»

                        («Телефон»).

- Молодцы! Отгадали. Однажды Корней Чуковский приехал на дачу, чтобы отдохнуть от шумного города, но приключилась с ним такая история.

5. – Читайте жужжащим чтением отрывок из сказки «Телефон». (Подготовка к чтению вслух)

- Понравилось ли вам стихотворение?

- какое чувство вызывает у вас этот стих?

- какие слова были непонятны?

6. словарная работа.

- пудов-пуд – старая русская мера веса, равна 16 кг. 038 гр.

                                                   5 пудов примерно 2 мешка.

- этак – примерно, приблизительно.

7. повторное чтение детьми (хором).

8. Адиля спрашивает, читает слова автора, а другие отвечают.

9. Работа по содержанию

- кто позвонил по телефону?

- от кого позвонил слон?

- для чего позвонил?

- для кого просил шоколада?

- сколько просил шоколада?

10. – А теперь получите задания.

«Колобки»

Найдите и прочитайте все вопросительные предложения.

«Зайчики»

На карточке напечатана часть текста, которого мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами. Впишите по памяти пропущенные слова.

У меня зазвонил телефон

- кто говорит?

- …

- откуда?

- …

- что вам надо?

- …

- а потом позвонили зайчики:

- …

- нельзя ли прислать …

«Белочки»

Подумайте, почему это произведение можно отнести к сказке.

- Давайте сейчас проверим, как вы выполнили задания.

  Начинаем с «Белочек»

                   «Зайчики»

                   «Колобки»

- как вы думаете К. Чуковский каким человеком был? (Веселым, жизнерадостным)

VI.Физминутка.

VII.Чтение сказки «Путаница»

1.А теперь угадайте из какой сказки следующие строки

Воробышек прискакал

И коровой замычал: Му-у-у! («Путаница»)

2.Чтение сказки детьми «жужжащим»чтением

-Понравилась ли вам сказка?

-Веселая она или нет?

- Почему автор дал такое название?

-Что показалось смешным?

-Что запомнилось сразу?

3.Чтение хором, рядами, мальчики, девочки.

-Кто стал мяукать? (Свинки)

-Как они замяукали? (хором)

-Кто стал хрюкать? (котята)

-Как они захрюкали? (хором)

-Кто стал квакать? (уточки)

-Как они заквакали? (хором)

-Кто стал крякать? (курочки)

-Как они закрякали? (хором)

4. Выразительное чтение

-Читаем очень выразительно, стараясь передать настроение каждого героя

«Колобки»

Прочитайте 1 четверостишие

Обращая внимание на выразительность

«Зайчики»

Прочитайте грамотно весь текст, подготовьте выразительное чтение любого отрывка.    

«Белочки»

Подготовьте выразительное чтение всей сказки.

5. Проверка выразительного чтения.

6. – Как вы думаете для чего К. Чуковский выдумал такую сказку? (для веселья и смеха).

7. – Что случилось дальше мы прочитаем с вами на продленке.

VII. – Ребята, вам нравится отгадывать строчки из сказок?

          - Тогда продолжаем.

1).Вдруг из маминой из спальни

        Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой.     («Мойдодыр»).

- Знаменитый «Мойдодыр» начался с того, что маленькая дочка писателя не хотела умываться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

        Надо, надо умываться

        По утрам и вечерам

        А нечистым трубочистам

        Стыд и срам! Стыд и срам!

- Так появился «Мойдодыр».

2). «Белочки» приготовили инсценировку этой сказки.

Грязнуля (разводит руками).

        Одеяло убежало,

        Улетела простыня,

        И подушка, как лягушка

        Ускакала от меня.

Грязнуля подходит к тумбочке и хочет взять свечку, но она срывается с места и падает на пол. То же происходит с книжкой.

        Я за свечку        -

        Свечка в печку,

        Я за книжку,

        Та – бежать

        И вприпрыжку

        Под кровать.

Выходит Земфира

        Что такое?

        Что случилось?

        Отчего же всё кругом,

        Завертелось, закружилось

        И помчалось колесом?

Появляется умывальник. Грязнуля со страхом отбегает в сторону.

        Вдруг из маминой из спальни,

        Кривоногий и хромой

        Выбегает умывальник

        И качает головой.

Умывальник

        Ах ты, гадкий,

        Ах ты, грязный.

        Неумытый поросенок!

        Ты, чернее трубочиста, полюбуйся на себя:

        У тебя не шее вакса,

        У тебя под носом клякса,

        У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки, даже брюки,

Убежали от тебя.

Я – великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр.

Умывальников Начальник

И мочалок командир.

Умывальник бьёт в таз

        Он ударил в медный таз

        И вскричал:

Умывальник:

        Кара – барас!

Выбегают Ильнар, Раиля со щетками, мылом, мочалкой. Все набрасываются на грязнулю.

        И сейчас же щетки, щетки

        Затрещали, как трещотки,

И давай его тереть,

        Приговаривать.

        Моем, моем трубочиста.

        Чисто, чисто, чисто, чисто!

        Будет, будет трубочист

        Чист, чист, чист.

Грязнуля (отбиваясь)

        Тут и мыло подскочило

        И вцепилось в волоса,

        И юлило, и мылило,

И кусало, как оса,

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки,

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

Щетки, мыло, мочалка окружают грязнулю

        Мылом, мылом

        Мылом, мылом

Умывался без конца

Смыл и ваксу

И чернила с неумытого лица.

Грязнуля, вытираясь, поворачивается к зрителям, Умывальник, пританцовывая, гладит его по голове.

Умывальник

        Вот теперь тебя люблю я,

        Вот теперь тебя хвалю я,

        Наконец-то, ты, грязнуля,

        Мойдодыру угодил.

        Надо, надо умываться

        По утрам и вечерам

        А нечистым трубочистам

        Стыд и срам! Стыд и срам!

Мыло

        Да здравствует мыло душистое!

Умывальник

        И полотенце пушистое!

        И зубной порошок!

        И густой гребешок!

        И ванна, и в бане

        Всегда и везде.

Все:

        Вечная слава воде!

- Ребята! Чему учит ребят эта сказка?

VIII. – Ребята! Послушайте и угадайте из какой сказки эти строки?

                Лапти созрели, валенки поспели,

                Что же вы зеваете,

                Их не обрываете?   («Чудо-дерево»).

На сцене дерево, на нем разноцветные башмаки, валенки, ботинки. По обеим сторонам стоят по 3 ученика.

- «Зайчики», у кого есть слова, прошу сюда.

Алия:

        Как у наших ворот

        Чудо-дерево растет,

        Чудо-чудо-чудо-чудо

        Расчудесное.

Галия:

        Ни листочка на нем!

        Ни цветочка на нем!

        А чулки да башмаки,

        Словно яблоки.

Лейсан:

        Мама по саду пойдет,

        Мама с дерева сорвет

        Туфельки, сапожки,

        Новые галошки.

Аделя:

        Папа по саду пойдет

Папа с дерева сорвет

Маме -  гамаши,

Зинке -  ботинке,

Нинке – чулки,

А для Мурочки такие

Крохотные – голубые

Вязаные башмачки!

И с помпончиками

Вот какое дерево,

Чудесное дерево!

Гульнара:

Эй, вы, ребятки,

Голые пятки,

Рваные сапожки,

Драные галошки,

Кому нужны сапоги,

К чудо-дереву беги!

Лапти созрели,

Валенки поспели.

Что вы зеваете?

Их не срываете?

Азалия:

Рвите их, убогие,

Рвите босоногие,

Не придется вам опять

По морозу щеголять?

дырками – заплатками

голенькими пятками.

. – Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»?

Мура туфельку снимала,

В огороде закопала:

«Расти, туфелька моя,

Расти, маленькая.

Ух, как туфельку свою

Я водичкою полью,

И вырастет дерево.

Будут, будут босоножки

К чудо-дереву бежать

И румяные сапожки

С чудо-дерева срывать,

Приговаривать «Ай, да Мурочка,

Ай, да умница».

- какие чувства вызывает у вас эти сказки? (смех, улыбку, настроение).

Х. Итог урока

- что нового узнали о К. Чуковском?

- Что больше всего запомнилось?

- Какое настроение у вас после нашего урока?

- Что помогло создать такое настроение?

- Еще много раз мы с вами будем встречаться с произведениями К.Чуковского. Он перевел с английского «Приключения барона Мюнхгаузена», «Приключения Тома Сойера», «Робинзон Крузо», «Принц и нищий», «Рикки-Тикки-Тави», в старших классах прочитаете повесть «Серебряный герб», книги о русском языке «Живой, как жизнь». Сейчас К.Чуковского нет с нами, но его книги живут.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский "Путаница", "Радость" с использованием презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет ввести детей в мир произведений К.И.Чуковского....

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Урок по литературному чтению К.И. Чуковский "Телефон"

Урок литературного чтения в 1 классе по программе "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс

Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные  задания для работы в парах....

Конспект урока по литературному чтению "К.И.Чуковский "Путаница"

Конспект урока по литературному чтению "К.И.Чуковский "Путаница"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс ШР К.И. Чуковский "Федорино горе" (1 урок)

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса ШР по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (1 урок)....