Аналитическая справка «Социальное здоровье дошкольников и младших школьников»
статья на тему
Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую актуальность. Связано это прежде всего с тем, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко возрастают и предъявляют все новые требования к личности, ее деятельности, межличностному общению. Это обстоятельство диктует необходимость для каждого человека постоянной адаптации к изменяющимся социальным условиям, напряжения и актуализации резервов (ресурсов) его здоровья, в том числе и социальных ресурсов, обеспечивающих их реализацию и состояние гармонии с социальным окружением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka.docx | 69.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социальное здоровье
дошкольников и младших школьников
МОУ Прогимназии »
Аналитическая справка
Подготовили
педагог-психолог
МОУ Прогимназия
Морозова Н.В.
Воспитатели 4группы
Щеглова Т.А.
Воспитатели 1 группы
Иванова И.А.
Маслова И.В.
Маркс
2011
В ноябре-декабре 2011 года в МОУ Прогимназия проводилось мини-исследование.
Тема: «Социальное здоровье дошкольников и младших школьников МОУ Прогимназии».
Актуальность. Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую актуальность. Связано это прежде всего с тем, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко возрастают и предъявляют все новые требования к личности, ее деятельности, межличностному общению. Это обстоятельство диктует необходимость для каждого человека постоянной адаптации к изменяющимся социальным условиям, напряжения и актуализации резервов (ресурсов) его здоровья, в том числе и социальных ресурсов, обеспечивающих их реализацию и состояние гармонии с социальным окружением.
Цель:
выявить уровень социального здоровья детей: эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в МОУ Прогимназии и в семье.
Исследовательской группой – педагогами Ивановой И.А., Масловой И.В., Щегловой Т.А. и педагогом-психологом Морозовой Н.В. были проведены следующие мероприятия:
- Проверка обеспечения условий для формирования социального здоровья детей
- Диагностика детей дошкольного возраста и мл.школьного возраста
- Работа с родителями
- Посещение открытых мероприятий
В результате исследования проведенного нашей группой было выявлено следующее:
I. Условия формирования социального здоровья детей:
В Прогимназии созданы условия для формирования социального здоровья детей:
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
- эстетика быта;
-комфортная предметно-развивающая среда;
-личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;
-общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;
-уважение прав и свобод личности ребенка;
-пространство для групповых игр и уединения.
- работа ведется по программам: «Истоки», Парамоновой Л.А, «Погружение в сказку» Погосовой, «Психологическая азбука» Аржакаевой, Вачкова и другие. Которые включают себя и социальное развитие детей – формируют основу самосознания, создают предпосылки для усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине.
II. Диагностика социального здоровья:
Диагностическое исследование по оценке уровня социального здоровья ведется по двум направлениям
1. на определение критериально-оценочных и уровневых характеристик сформированности у них социального здоровья, что строится с учётом социально-личностных особенностей
2. на предупреждение отклонений от социально-приемлемого уровня социального здоровья дошкольников и младших школьников, что базируется на нравственно-нормативном опыте взаимодействия ребёнка с социумом, направленном на согласие с самим собой; на выработку моделей саморегуляции поведения в изменившихся условиях, форм самоорганизации, самовоспитания, самоконтроля, самодеятельности в контексте интегрированности его в социум.
Были использованы следующие критерии оценки уровня социального здоровья:
- способности построения межличностных отношений;
- освоение норм, средств и способов общения, анализа различных ситуаций, самоорганизации, саморегуляции;
- уровень базисных коммуникативных умений: умение вступать в контакт, слушать другого, умение обратиться с просьбой или сказать «нет», понимать состояние другого человека, анализировать собственные мотивы поведения и других людей и др.;
- уровень самовыражения, отсутствие скованности и закомплексованности;
- готовность к сотрудничеству и совместной деятельности;
-уровень сформированности базисных стремлений: поддерживать хорошую физическую и психическую форму, благоприятное самочувствие, позитивные нравственные качества;
- готовность принимать ответственность за свои действия, контролировать события собственной жизни;
- уровень удовлетворенности качеством своей жизнью;
- готовность личности к жизнедеятельности в новых социальных условиях.
Оценка уровня социального здоровья дошкольника :
1.Методика "Закончи историю" (Отношение к моральным нормам) (Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Цель: выявить уровень осознания детьми нравственных норм
2.Методика "Два дома"
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы
3.Методика «Паровозик»
Цель: определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде
4.Методика «Маски»
Цель: выявить статусное положение ребенка в группе сверстников
6. Тест-опрос по проблемным вопросам:
- «Зачем ты идешь в детский сад?»
- «Представь себе, что ты приходишь в детский сад, а там никого из взрослых нет. Делай что хочешь. Что ты будешь делать?»
7. Наблюдение и анализ детского поведения в совместных играх и общении между детьми. Наблюдение за поведением совместной деятельности воспитателя с детьми, детей с родителями.
В диагностических исследованиях, по выявлению уровня социального здоровья детей дошкольного возраста, принимали участие воспитанники групп № 1 и №4 в возрасте 6 лет, в количестве 17 человек.
За основу были взяты:
- критерии оценки уровня социального здоровья и подобраны методики (см выше) для оценки уровня социального здоровья детей.
Все данные обработаны и получены следующие результаты:
Название методики уровень | 1.Методика «Закончи историю» (отношение к нравственным нормам) | 2.Методика «Два дома» | 3. Методика «Паровозик» | Тест-опросносник «зачем ты идешь в детский сад» |
Низкий | - | - | - | - |
недостаточный | - | - | - | - |
средний | 1р | - | - | - |
достаточный | 9д | 5д | 3д | |
высокий | 7д | 12д | 14д | 17д |
Сводная диаграмма по выявлению уровня социального здоровья воспитанников группы №1, №4 МОУ Прогимназии
на 2011-2012 учебном году
Оценка уровня социального здоровья младшего школьника
Цель: выявить уровень социального здоровья детей: эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе перехода в начальную школу, общения со сверстниками и взрослыми в прогимназии и семье.
Методики для оценки уровня социального здоровья школьника:
- Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А.Ореховой)
позволяет определить эмоциональное отношение к школе и определить вегетативный коэффициент – ВК. ВК – характеризует энергетический баланс организма, его способность к энергозатратам.
- Уровень развития детского коллектива определяем по методике А.Н.Лутошкина. В данном случае использована первая ступень развития детского коллектива «Песочная россыпь».
- Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества определяли с помощью задания «Рукавички».
- Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха позволяет выявить адекватное понимание причин успеха/неуспеха. Самооценка.
- Уровень сформированности учебно – познавательного интереса определяется по шкале выраженности учебно – познавательного интереса. ( по Г.Ю.Ксензовой).
- Мини –опрос: «Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты попросил у волшебника, что бы сделать свою жизнь интереснее? »
«Домики».
1. Расчет вегетативного коэффициента показал:
- 14 детей или 5% имеют оптимальную работоспособность. Нагрузки соответствуют возможностям, образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
- 9 детей или 32% испытывают компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха
- 2 ребенка или 8% испытывают перевозбуждение, что может привести к быстрому истощению. Необходима нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда снижение нагрузки.
2. Определение устойчивого эмоционального фона, т.е. преобладающее настроение ребенка.
- 13детей или 50% – эмоциональное состояние в норме, положительное отношение к школе.
- 13 детей или 30% - испытывают амбивалентное отношение к школе, т.е. у детей присутствуют и отрицательные эмоции.
3. Определение социальных эмоций. Степень дифференциации эмоций – в норме у 100% . Позитивные чувства раскрашены основными цветами, негативные – коричневым и черным. Теоретически деформации в тех или иных блоках личностных отношений не наблюдается:
Счастье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.
Но практически необходимо продолжать работу по формировании:
- социально приемлемых способов межличностного взаимодействия,
- познавательных интересов - блок познания.
4.Уровень развития детского коллектива определяем по методике А.Н.Лутошкина. В данном случае использована первая ступень развития детского коллектива «Песочная россыпь».
Анализ работ «песочная россыпь» показал, что:
72 % детей (20 детей) - оценивают взаимодействие с одноклассниками на высоком и хорошем уровне, что оказывает позитивное влияние на самих детей, и на их отношения с другими детьми. Это говорит о хороших перспективах в развитии коллектива.
28% детей (8 детей) - оценивают взаимодействие с одноклассниками на среднем уровне, что может говорить о недостаточно комфортном эмоциональном состоянии.
4. Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества определяли с помощью задания «Рукавички». Коммуникативные действия показали, что при работе в парах:
100% детей имеют высокий уровень развития коммуникативных действий;
5. Методика выявления характера атрбуции успеха/неуспеха позволяет выявить адекватное понимание причин успеха/неуспеха.
- 15 детей или 54% имеют адекватную самооценку
- 13 детей или 46 % завышенная самооценка
6. Уровень сформированности учебно – познавательного интереса определяется по шкале выраженности учебно – познавательного интереса. ( по Г.Ю.Ксензовой).
- 3 уровень «любопытство» - низкий – 13 детей – 47%
- 4 уровень «ситуативный» - удовлетворительный - 7 детей – 25%
- 5 уровень «устойчивый» - высокий - 5 детей- 18%
- 6 уровень «обобщенный» - очень высокий - 3 детей – 10%
7. Тест-опрос по проблемному вопросу: «Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты попросил у волшебника, что бы сделать свою жизнь интереснее. Необходимо было выбрать 1 предмет из предложенных 5– телевизор, мобильный телефон, компьютер, книга, друг.
Выбор младших школьников говорит о том, что дети понимают и осознают роль межличностных отношений в социуме.
1-й класс: 2 д. – комп
2д. - телевизор
24 - друга
2-й класс: 3д – комп.
2 д – телевизор
20 д. – друга
3-й класс 1р. – комп.
1 р. – книгу
15 д. – друга
4-й класс 100% - друга.
Таблица уровней развития социального здоровья младших школьников
уровни | вегетативный коэффициента (работоспособность) | устойчивость эмоционального фона (настроение) | социальные эмоции (Теоретические знания детей) | Уровень развития детского коллектива(песочная россыпь) | сформированность действий по согласованию для сотрудничества (в парах) | характера атрбуции успеха/неуспеха (самооценка) | сформированности учебно – познавательного интереса | Тест-опрос по проблемному вопросу |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Высокий | 10% | 89% | ||||||
Достаточный | 50% | 50% | 100% | 72% | 100% | 54% | 18% | |
Средний | 32% | 50% | 28% | 46% | 25% | |||
Недостаточный | 8% | 47% | ||||||
Низкий | 11% |
Диаграмма уровней развития социального здоровья младших школьников
III. Работа с родителями.
- Круглый стол «"Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой"
- Что такое социальное здоровье»
- Пути формирования и сохранения социального здоровья (тест)
- советы родителям.
-Таблица родительских установок (негативные и позитивные установки) Слова, ласкающие душу ребёнка
- Видеоконсультация «Мультики и дети» (влияние мультфильмов на социальное здоровье детей)
- Оформление информационной стенгазеты и папки-передвижки «Социальное здоровье» и «И оттащите ребенка от телевизора».
- Разработка 2 буклетов «Полезные советы все случаи жизни» и «Социальное здоровье и здравый смысл».
Вполне естественно, что в вопросах заботы и защиты интересов детей первостепенную роль играет семья. Поэтому дошкольное учреждение должно уважать права и обязанности родителей, несущих по закону ответственность за ребенка, а также должны учитывать их потребности и интересы. В результате проведенной работы обратили внимание на следующие факты, что родителей гораздо больше заботят три вещи: надежный присмотр за детьми во время отсутствия родителей, здоровье ребенка, хорошая подготовка к школе — такая, чтобы ребенок мог поступить в самое престижное учебное заведение. Наконец, они очень честолюбивы и готовы пожертвовать самочувствием ребенка, лишь бы «натаскать» его для поступления в престижную школу или в престижный спортивный кружок. В результате интересы и установки детей и родителей оказываются диаметрально противоположными друг другу. Конечный итог: наличие детей-невротиков еще на уровне детского сада. По данным специалистов к концу школы он переваливает за половину выпускников.
IV. Посещение открытых мероприятий.
Посетили открытые мероприятия педагогов, пришли к следующим выводам:
1. в своей работе педагоги используют различные методики, как традицион ные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения социального здоровья детей.
2. На уроках и занятиях присутствует партнерский стиль общения, что способствует самораскрытию ребенка, отсутствию скованности и закомплексованности детей. В ответах детей наблюдается также гордость за семью, что возможно говорит об удовлетворенности качеством жизни в семье. (к сожалению, правда не у всех).
3. Обращает внимание, что педагоги мало отслеживают посадку детей в учебном процессе, не обращают внимание на положение ног и осанку.
Рабочая группа в процессе исследования социального уровня здоровья детей МОУ Прогимназия после проведения всех запланированных мероприятий и посещения открытых занятий педагогов сделала следующие
выводы:
- Работа по формированию социального здоровья детей, посещающих МОУ Прогимназию ведется систематически и на достаточно высоком уровне, по комплексной системе воспитания дошкольников и младших школьников, здоровых физиче ски, всесторонне развитых, инициативных и раскрепощённых, с развитым чувством собственного достоинства.
- В МОУ Прогимназии делается упор не только на физическое, физиологическое, но и на социально-нравственное здоровье, эстетическое, а также на формирование адекватных межличностных отношений, адаптации детей к изменяющимся условиям жизни.
- В Прогимназии созданы условия для формирования социального здоровья детей:
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
- эстетика быта;
-комфортная предметно-развивающая среда;
-личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;
-общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;
-уважение прав и свобод личности ребенка;
-пространство для групповых игр и уединения;
- сбалансированное питание.
- Педагоги применяют не только традиционные методы и приемы работы с детьми, но инновационные технологии, которые включают в себя, изменения не только в содержании образования, но и охватывают организацию всего процесса жизнедеятельности детей.
- При работе с детьми учитываются социально-личностные особенности развития детей, а так же их семейное воспитание. Что позволяет развивать и корректировать у детей навыки общения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
- На уроках и занятиях присутствует партнерский стиль общения, что способствует самораскрытию ребенка, отсутствию скованности и закомплексованности детей. В ответах детей наблюдается также гордость за семью, что возможно говорит об удовлетворенности качеством жизни в семье. (к сожалению, правда не у всех).
Учитывая, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко возрастают и предъявляют все новые требования к личности, ее деятельности, межличностному общению
предлагаем:
- Продолжать работу по формированию (привычки и навыков) социального здоровья детей в МОУ Прогимназия.
- Использовать в работе как традиционные (ролевые игры и т.д.), так и инновационные приемы на актуализацию знаний о социальном здоровье и резервов здоровья, в т.ч и социальных ресурсов, которые в будущем обеспечат состояние гармонии с окружающим миром.
- Прививать навыки социально приемлемых и одобряемых способов взаимодействия между детьми, чему способствует разновозрастная наполняемость групп: где младшие учатся у старших детей, а старшие дети учатся помогать, опекать, поддерживать младших и являются помощниками для педагогов. Учить детей радоваться успехам других, адекватно оценивая собственные успехи и достижения..
- Педагогам более ответственно подходить к такому мощному влиянию на психику ребенка, как коллективный просмотр мультфильмов в группах, с обязательным последующим обсуждением просмотренного мультфильма.
- На родительских собраниях посмотреть передачу, о влиянии мультиков на неокрепшую психику детей. Обсудить, как правильно смотреть мультфильмы, на что обращать внимание, к каким последствия в будущем и сейчас это приводит. Учитывая, что и российские веселые мультики не всегда рассказывают о корректном взаимоотношении героев (современный вариант сказки «Маша и медведь»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"
В статье прдставлен тематический план и описание средств технологии, с помощью которых формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В статье Сергеевой В.А. представлена попытка привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме влияния семьи на предупреждение педагогической запущенности при обучении в школе. Одни...
Статья "«Формирование социальной компентентности у младших школьников через развитие экологической культуры личности»
Статья "Формирование экологической компетентности младших школьников через развитие экологической культуры личности"....
"Формирование социальной компетенции у младших школьников"
Методическая копилка педагога...
Поддержка и развитие социального интеллекта у младших школьников
Данное внеклассное занятие направлено на поддержку и развитие социального интеллекта в младших классах....
Проектная деятельность как технология формирования социально-активной личности младшего школьника
Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые зна...
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...