Аналитическая справка «Социальное здоровье дошкольников и младших школьников»
статья на тему

Морозова Наталия Викторовна

Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую актуальность. Связано это прежде всего с тем, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко  возрастают и предъявляют все новые требования  к личности, ее деятельности, межличностному общению. Это обстоятельство диктует необходимость для каждого человека постоянной адаптации к изменяющимся социальным условиям, напряжения и актуализации резервов (ресурсов) его здоровья, в том числе и социальных ресурсов, обеспечивающих их реализацию и состояние гармонии с социальным окружением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka.docx69.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальное здоровье

дошкольников и младших школьников

 МОУ Прогимназии »

Аналитическая справка

Подготовили

педагог-психолог

МОУ Прогимназия

Морозова Н.В.

Воспитатели 4группы

Щеглова Т.А.

Воспитатели 1 группы

Иванова И.А.

Маслова И.В.

Маркс

2011

В ноябре-декабре 2011 года в МОУ Прогимназия проводилось мини-исследование.

Тема:  «Социальное здоровье дошкольников и младших школьников МОУ Прогимназии».

Актуальность. Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую актуальность. Связано это прежде всего с тем, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко  возрастают и предъявляют все новые требования  к личности, ее деятельности, межличностному общению. Это обстоятельство диктует необходимость для каждого человека постоянной адаптации к изменяющимся социальным условиям, напряжения и актуализации резервов (ресурсов) его здоровья, в том числе и социальных ресурсов, обеспечивающих их реализацию и состояние гармонии с социальным окружением.

Цель:

выявить уровень социального здоровья детей: эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в МОУ Прогимназии и в семье.

Исследовательской группой – педагогами Ивановой И.А., Масловой И.В., Щегловой Т.А. и педагогом-психологом Морозовой Н.В. были проведены следующие мероприятия:

  1. Проверка обеспечения условий для формирования социального здоровья детей
  2. Диагностика         детей дошкольного возраста и  мл.школьного возраста
  3. Работа с родителями
  4. Посещение открытых мероприятий

В результате исследования проведенного нашей группой было выявлено следующее:

I. Условия формирования социального здоровья детей:

 В Прогимназии созданы условия для формирования социального здоровья детей:

- психолого-педагогическое сопровождение ребенка;

- эстетика быта;

-комфортная предметно-развивающая среда;

-личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;

-общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;

-уважение прав и свобод личности ребенка;

-пространство для групповых игр и уединения.

- работа ведется по программам:  «Истоки», Парамоновой Л.А, «Погружение в сказку» Погосовой,  «Психологическая азбука» Аржакаевой, Вачкова и другие.  Которые включают себя и социальное развитие детей – формируют основу самосознания, создают предпосылки для усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине.

    II. Диагностика социального здоровья:

Диагностическое исследование по оценке уровня социального здоровья ведется по двум направлениям

1. на определение критериально-оценочных и уровневых характеристик сформированности у них социального здоровья, что строится с учётом социально-личностных особенностей

2. на предупреждение отклонений от социально-приемлемого уровня социального здоровья дошкольников и младших школьников, что базируется на нравственно-нормативном опыте взаимодействия ребёнка с социумом, направленном на согласие с самим собой; на выработку моделей саморегуляции поведения в изменившихся условиях, форм самоорганизации, самовоспитания, самоконтроля, самодеятельности в контексте интегрированности его в социум.

Были использованы  следующие критерии оценки уровня социального здоровья:

- способности построения межличностных отношений;

- освоение норм,  средств и способов общения, анализа различных  ситуаций, самоорганизации, саморегуляции;

- уровень базисных коммуникативных умений: умение вступать в контакт, слушать другого, умение обратиться с просьбой или сказать «нет», понимать состояние другого человека, анализировать собственные мотивы поведения и других людей и др.;

- уровень самовыражения, отсутствие скованности и закомплексованности;

- готовность к сотрудничеству и совместной деятельности;

-уровень сформированности базисных стремлений: поддерживать хорошую физическую и психическую форму, благоприятное самочувствие, позитивные нравственные качества;

- готовность принимать ответственность за свои действия, контролировать события собственной жизни;

- уровень удовлетворенности качеством своей жизнью;

- готовность личности к жизнедеятельности в новых социальных условиях.

Оценка  уровня социального здоровья дошкольника :

1.Методика "Закончи историю" (Отношение к моральным нормам) (Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Цель: выявить уровень осознания детьми нравственных норм

2.Методика "Два дома"

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы

3.Методика «Паровозик» 

Цель:  определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде

4.Методика «Маски»

Цель: выявить статусное положение ребенка в группе сверстников

6. Тест-опрос по  проблемным вопросам:

- «Зачем ты идешь в детский сад?»

 - «Представь себе, что ты приходишь в детский сад, а там никого из взрослых нет. Делай что хочешь. Что ты будешь делать?»

7. Наблюдение и анализ детского поведения в совместных играх и общении между детьми. Наблюдение за поведением совместной деятельности воспитателя с детьми, детей с родителями.

 

В диагностических исследованиях, по выявлению уровня социального здоровья детей дошкольного возраста, принимали участие воспитанники групп № 1 и №4 в возрасте 6 лет, в количестве 17 человек.

За основу были взяты:

- критерии оценки уровня социального здоровья и подобраны методики (см выше) для оценки уровня социального здоровья детей.

Все данные обработаны и получены следующие результаты:

Название

           методики

уровень

1.Методика «Закончи историю» (отношение к нравственным нормам)

2.Методика

«Два дома»

3. Методика

«Паровозик»

Тест-опросносник «зачем ты идешь в детский сад»

Низкий

-

-

-

-

недостаточный

-

-

-

-

средний

-

-

-

достаточный

высокий

12д

14д

17д

Сводная диаграмма по выявлению уровня социального здоровья воспитанников группы №1, №4 МОУ Прогимназии

на 2011-2012 учебном  году

                                           

Оценка  уровня социального здоровья  младшего школьника

Цель: выявить уровень социального здоровья детей: эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе перехода в начальную школу, общения со сверстниками и взрослыми в прогимназии и семье.

Методики для оценки уровня социального здоровья школьника:

  1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А.Ореховой)

позволяет определить эмоциональное отношение к школе и определить вегетативный коэффициент – ВК. ВК – характеризует энергетический баланс организма, его способность к энергозатратам.  

  1. Уровень развития детского коллектива определяем по методике А.Н.Лутошкина. В данном случае использована первая ступень развития детского коллектива «Песочная россыпь».
  2.  Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества определяли с помощью задания «Рукавички».
  3.  Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха позволяет выявить адекватное понимание причин успеха/неуспеха. Самооценка.
  4.  Уровень сформированности учебно – познавательного интереса определяется по шкале выраженности  учебно – познавательного интереса. ( по Г.Ю.Ксензовой).
  5. Мини –опрос: «Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты попросил у волшебника, что бы сделать свою жизнь интереснее? »

«Домики».  

1. Расчет  вегетативного коэффициента показал:

- 14 детей или 5% имеют оптимальную работоспособность. Нагрузки соответствуют возможностям, образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

- 9 детей или 32% испытывают компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха

- 2 ребенка или 8% испытывают перевозбуждение, что может привести к быстрому истощению. Необходима нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда снижение нагрузки.

2. Определение устойчивого эмоционального фона, т.е. преобладающее настроение ребенка.

- 13детей или 50%  – эмоциональное состояние в норме,  положительное отношение к школе.

 - 13 детей или  30% - испытывают амбивалентное отношение к школе, т.е. у детей присутствуют и отрицательные эмоции.

3. Определение социальных эмоций. Степень дифференциации эмоций – в норме   у 100% . Позитивные чувства раскрашены основными цветами, негативные – коричневым и черным. Теоретически деформации в тех или иных блоках личностных отношений не наблюдается:

Счастье-горе – блок базового комфорта,

Справедливость – обида – блок личностного роста,

Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,

Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

Скука – восхищение – блок познания.

Но практически необходимо продолжать работу по формировании:

- социально приемлемых способов межличностного взаимодействия,

- познавательных интересов  - блок познания.

4.Уровень развития детского коллектива определяем по методике А.Н.Лутошкина. В данном случае использована первая ступень развития детского коллектива «Песочная россыпь».

Анализ работ «песочная россыпь» показал, что:

72 % детей (20 детей) - оценивают взаимодействие с одноклассниками  на высоком и хорошем уровне, что оказывает позитивное влияние на самих детей, и на их отношения с другими детьми. Это говорит о хороших  перспективах в развитии коллектива.

28% детей (8 детей) - оценивают взаимодействие с одноклассниками на среднем уровне, что может говорить о недостаточно комфортном эмоциональном состоянии.

4.  Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества определяли с помощью задания «Рукавички». Коммуникативные действия показали, что при работе в парах:

100% детей  имеют высокий уровень развития коммуникативных действий;

5. Методика выявления характера атрбуции успеха/неуспеха позволяет выявить адекватное понимание причин успеха/неуспеха.

- 15 детей или 54%  имеют адекватную самооценку

- 13 детей или 46 % завышенная самооценка

6. Уровень сформированности учебно – познавательного интереса определяется по шкале выраженности  учебно – познавательного интереса. ( по Г.Ю.Ксензовой).

- 3 уровень «любопытство» - низкий – 13 детей – 47%

- 4 уровень «ситуативный» - удовлетворительный    -  7 детей – 25%

- 5 уровень   «устойчивый» - высокий     -  5 детей- 18%

- 6 уровень    «обобщенный» - очень высокий   -  3 детей – 10%

7. Тест-опрос по  проблемному  вопросу:  «Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты попросил у волшебника, что бы сделать свою жизнь интереснее. Необходимо  было выбрать 1 предмет из предложенных 5– телевизор, мобильный телефон, компьютер, книга, друг.

Выбор младших школьников говорит о том, что дети  понимают и осознают роль межличностных отношений в социуме.

1-й  класс: 2 д. – комп

                   2д.  - телевизор

                   24  -  друга

2-й класс:  3д – комп.

                   2 д – телевизор

                   20 д. – друга

3-й класс   1р. – комп.

                    1 р. – книгу

                    15 д. – друга

4-й класс  100% - друга.

Таблица уровней развития  социального здоровья младших школьников

уровни

вегетативный коэффициента (работоспособность)

устойчивость эмоционального фона (настроение)

социальные эмоции

(Теоретические знания детей)

Уровень развития детского коллектива(песочная россыпь)

сформированность действий по согласованию для сотрудничества (в парах)

характера атрбуции успеха/неуспеха

(самооценка)

сформированности учебно – познавательного интереса

Тест-опрос по  проблемному  вопросу

1

2

3

4

5

6

7

8

Высокий

10%

89%

Достаточный

50%

50%

100%

72%

100%

54%

18%

Средний

32%

50%

28%

46%

25%

Недостаточный

8%

47%

Низкий

11%

Диаграмма уровней развития социального здоровья младших школьников

 

  III.        Работа с родителями.

  1. Круглый стол «"Поступай с другими так, как хочешь, чтобы  поступали с тобой"

- Что такое социальное здоровье»

      - Пути формирования и сохранения  социального здоровья (тест)

      - советы родителям.

     -Таблица родительских установок (негативные и позитивные установки) Слова, ласкающие душу ребёнка

  1. Видеоконсультация «Мультики и дети» (влияние мультфильмов  на социальное здоровье детей)
  2. Оформление информационной стенгазеты и папки-передвижки «Социальное здоровье» и  «И оттащите ребенка от телевизора».
  3. Разработка 2 буклетов «Полезные советы все случаи жизни» и «Социальное здоровье и здравый смысл».

Вполне естественно, что в вопросах заботы и защиты интересов детей первостепенную роль играет семья. Поэтому дошкольное учреждение должно уважать права и обязанности родителей, несущих по закону ответственность за ребенка, а также должны учитывать их потребности и интересы. В результате проведенной работы обратили внимание на следующие факты, что родителей гораздо больше заботят три вещи: надежный присмотр за детьми во время отсутствия родителей, здоровье ребенка, хорошая подготовка к школе — такая, чтобы ребенок мог поступить в самое престижное учебное заведение. Наконец, они очень честолюбивы и готовы пожертвовать самочувствием ребенка, лишь бы «натаскать» его для поступления в престижную школу или в престижный спортивный кружок. В результате интересы и установки детей и родителей оказываются диаметрально противоположными друг другу. Конечный итог: наличие детей-невротиков еще на уровне детского сада. По данным специалистов к концу школы он переваливает за половину выпускников.

IV. Посещение открытых мероприятий.  

Посетили открытые мероприятия педагогов, пришли к следующим выводам:

1. в своей работе педагоги используют различные методики, как традицион ные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения социального здоровья детей.  

2.  На уроках и занятиях присутствует партнерский стиль общения, что способствует самораскрытию ребенка, отсутствию скованности и закомплексованности детей. В ответах детей наблюдается также гордость за семью, что возможно говорит об удовлетворенности качеством жизни в семье. (к сожалению, правда не у всех).

3. Обращает внимание, что педагоги мало отслеживают посадку детей в учебном процессе, не обращают внимание на положение ног и осанку.

Рабочая  группа в процессе исследования социального уровня здоровья детей МОУ Прогимназия после проведения всех запланированных мероприятий и посещения открытых занятий педагогов сделала следующие

выводы:        

  1. Работа по формированию социального здоровья детей, посещающих МОУ Прогимназию ведется систематически и на достаточно высоком уровне, по комплексной системе воспитания дошкольников и младших школьников, здоровых физиче ски, всесторонне развитых, инициативных и раскрепощённых, с развитым чувством собственного достоинства.
  2. В МОУ Прогимназии делается упор не только на физическое, физиологическое, но и на социально-нравственное здоровье, эстетическое, а также на формирование адекватных межличностных отношений, адаптации детей к изменяющимся условиям жизни.
  3.  В Прогимназии созданы условия для формирования социального здоровья детей:

- психолого-педагогическое сопровождение ребенка;

- эстетика быта;

-комфортная предметно-развивающая среда;

-личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;

-общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;

-уважение прав и свобод личности ребенка;

-пространство для групповых игр и уединения;

- сбалансированное питание.

  1. Педагоги применяют не только традиционные методы и приемы работы с детьми, но инновационные технологии, которые включают в себя, изменения не только в содержании образования, но и охватывают организацию всего процесса жизнедеятельности детей.
  2. При работе с детьми учитываются социально-личностные особенности развития детей, а так же их семейное воспитание. Что позволяет развивать и корректировать у детей навыки общения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
  3. На уроках и занятиях присутствует партнерский стиль общения, что способствует самораскрытию ребенка, отсутствию скованности и закомплексованности детей. В ответах детей наблюдается также гордость за семью, что возможно говорит об удовлетворенности качеством жизни в семье. (к сожалению, правда не у всех).

Учитывая, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко  возрастают и предъявляют все новые требования  к личности, ее деятельности, межличностному общению

предлагаем:

  1. Продолжать работу по формированию (привычки и навыков) социального здоровья детей в МОУ Прогимназия.
  2. Использовать в работе как традиционные (ролевые игры и т.д.), так и инновационные приемы на актуализацию знаний о социальном здоровье и резервов здоровья, в т.ч и социальных ресурсов, которые в будущем обеспечат состояние гармонии с окружающим миром.
  3. Прививать навыки социально приемлемых и одобряемых способов взаимодействия между детьми, чему способствует разновозрастная наполняемость групп: где младшие учатся у старших детей, а старшие дети учатся помогать, опекать, поддерживать младших и являются помощниками для педагогов. Учить детей радоваться успехам других, адекватно оценивая собственные успехи и достижения..
  4. Педагогам более ответственно подходить к такому мощному влиянию на психику ребенка, как коллективный просмотр мультфильмов в группах, с обязательным последующим обсуждением просмотренного мультфильма.
  5. На родительских собраниях  посмотреть передачу, о влиянии  мультиков на неокрепшую психику детей. Обсудить,  как правильно смотреть мультфильмы, на что обращать внимание, к каким последствия в будущем и сейчас это приводит. Учитывая, что и российские веселые мультики не всегда рассказывают о  корректном взаимоотношении героев (современный вариант сказки «Маша и медведь»).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"

В статье прдставлен тематический план и описание  средств технологии, с помощью которых  формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В статье Сергеевой В.А. представлена попытка привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме влияния семьи на предупреждение педагогической запущенности при обучении в школе.   Одни...

Статья "«Формирование социальной компентентности у младших школьников через развитие экологической культуры личности»

Статья "Формирование экологической компетентности младших  школьников через развитие экологической культуры личности"....

Поддержка и развитие социального интеллекта у младших школьников

Данное  внеклассное  занятие  направлено на поддержку и развитие социального интеллекта  в младших классах....

Проектная деятельность как технология формирования социально-активной личности младшего школьника

Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые зна...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...