Подготовка руки будущего первоклассника
рабочая программа (1 класс) по теме

Ирина Анатольевна Семёнова

В материале даны рекомендации по подготовке руки будущего первоклассника к обучению письма в школе, а также ряд упражнений и советов по развитию мелкой моторики руки,используемые мною в практике обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал в помощь учителям начальных классов,занимающихся подготовкой детей к школе, воспитателям дошкольных образовательных учреждений,работающих в подготовительных группах, а также родителям будущих первоклассников для развития руки ребёнка 5-7 лет в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_ruki_budushchego_pervoklassnika_k_pismu.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Семёнова Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Мариинская гимназия»

Методические рекомендации учителям начальных классов по подготовке руки будущего первоклассника к письму и её развитию в процессе обучения.

      Одним из программных требований начальной школы является выработка каллиграфического навыка письма.

     Что такое каллиграфия? Каллиграфия – искусство писать чётким красивым почерком (из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова).

     В методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса существует  документ «Норма оценок и отметок….», в котором  указано, что при выполнении письменных работ ставится отдельная отметка за каллиграфию, аккуратность выполнения работы.

      Отсюда следует, что в начальной школе вопрос о выработке каллиграфического навыка письма является одним из главных на протяжении 4-х лет обучения.

      С другой стороны, у первоклассников ещё слабо развиты мелкие мышцы кисти, на которые падает основная нагрузка при письме, так как

  1. не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев;
  2. низкая выносливость детей 6-7 лет к статическим нагрузкам.

     Отсюда следует, что прежде чем ребёнка учить писать, необходимо подготовить его руку к письму, потренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их.

     Необходимо уделить внимание вопросу о детях, пишущих левой рукой.

  1. Это не патология, а особая организация работы мозга. Учёные установили, что 90% людей- правши, 10%- левши.
  2. Нельзя переучивать ребёнка, иначе, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.
  3. К пяти годам у ребёнка уже формируется стойкое предпочтение руки в процессе деятельности. Есть специальные методики выявления ведущей руки у детей дошкольного возраста.

      К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться и в школе, и дома при организации домашней работы в обязательном порядке.

Требования к организации процесса письма.

        №1.    Ручка шариковая определённого типа (показать), без автоматической защёлки,  цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке (показать).

       №2.    Стол, за которым ребёнок будет делать уроки

  1. подобран по росту ребёнка;
  2. свет при письме падает слева;
  3. обе руки лежат на столе, левая поддерживает тетрадь;
  4. тетрадь лежит всегда наклонно.

        №3.   Существуют определённые нормы выполнения письменных работ. Они соответствуют физиологии ребёнка 6-7 лет.

  1. объём записи 5-6 строк, а не 1-2 страницы.
  2. «чистое» письмо не должно превышать 20 минут с обязательными перерывами.
  3. непрерывное письмо – 3-5 минут, а не до тех пор, пока ребёнок не напишет страницу.
  4. во время 20 минут письма должно быть 3 физминутки, включающие упражнения для глаз, головы, шеи, предплечий, пальцев.
  5. пальчиковая гимнастика перед началом письма (массаж, имитация движений рук при игре на пианино, арфе, гитаре; покормить кур, посолить яйцо, сжимать в кулачок пальцы и разжимать; имитация поглаживания кошки и т.д.)

Приёмы подготовки руки будущего первоклассника.

    А теперь остановимся на вопросе о том, как до обучения написания букв ( до 1 сентября) подготовить руку ребёнка.

            Родители НЕ ДОЛЖНЫ САМИ учить детей до школы писать буквы. Не владея методикой обучения письму, вы научите неправильно, и ребёнка надо будет переучивать.  Это очень сложный процесс.

           Задача родителей:   подготовить руку ребёнка, развивать мелкую моторику, т.е. мелкие движения кисти.

   

          Что же нужно делать родителям?

  1. Научить держать правильно ручку. Чем раньше ребёнок взял ручку и ей рисует, обводит, тем твёрже становится его движения при письме и меньше устаёт рука. Кисти рук надо постоянно тренировать.
  2. Работа детей с мозаикой, когда мелкие детали вставляются в ячейки.
  3. Перекладывание гороха в узкий сосуд.
  4. Игра «Золушка». Смешать горох и рис, и перебирать в 2 тарелочки (опять пальчики берут мелкие детали).
  5. Теневой театр (различные комбинации пальцев, изображающие животных, людей на тени).
  6. Игра «Угадай предмет». В шапку или в мешок кладутся разные мелкие предметы. Ребёнок нащупывает предмет и отгадывает его  наощупь.
  7. Массаж пальцев.
  8. Работа с пластилином.
  9. Оригами (складывание из бумаги различных предметов).
  10. Работа с ножницами (вырезание кругов, овалов, фигур с закруглениями, с мелкими деталями). Можно проверить ребёнка: если ребёнок хорошо вырезает круг, рука развита.
  11. Упражнения, непосредственно готовящие руку ребёнка перед школой:

- работа с трафаретом (обводить ручкой, а не карандашом)

-штриховка фигур, обведённых по трафарету тоже ручкой, штриховка различная. Можно штриховать раскраски.

- рамки и вкладыши Монтессори по книге Б.П.Никитина «Ступеньки к творчеству». Идея взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори. Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей. Тогда это так поразило её, что она писала: «…что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?».

        Основная задача рамок и вкладышей заключается в следующем: они готовят детей к овладению письмом и рисованием, дают «твёрдость» руки и т.д. С ними можно работать  с 1,5-2 лет.

       

    Подводим итог вышесказанному. Почему такое серьёзное внимание уделяется подготовки руки?

а) Развитая рука- залог успешности в учёбе  ребёнка.

б) Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребёнка.

в) Развитие мелкой моторики пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи.

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики.

     У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Обращают на себя внимание  и особенности мелкой моторики пальцев рук.

    Плохая моторика пальцев рук даёт и низкие результаты при выполнении многих заданий в период обучения грамоте:

  1. Обвести фигуру или букву по образцу;
  2. Нарисовать по образцу;
  3. Выполнить бордюр в прописи;
  4. Списать букву, слоги, слова, предложения.

    При выполнении подобных заданий ребёнок быстро устаёт, у него падает работоспособность. Поэтому на каждом уроке ежедневно я уделяю время на развитие мелкой моторики обязательно с сопровождением речи. Небольшие стихи, считалки, загадки, песенки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Действия пальцев и речь соответствуют тому, что требует учитель от детей.

Упражнения для развития тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук.

Речь

Движение рук, пальцев

  1. Можешь пальцы сосчитать?

Раз, два, три, четыре, пять.

На другой руке опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Десять пальцев- пара рук.

Разве мало это, друг?

Десять пальцев- пара рук.

Вот твоё богатство, друг!

На обеих руках пальцы считаются и разжимаются, начиная с мизинца левой руки.

Поднимается правая рука, счёт идёт с большого пальца.

Обе руки поднимаются вверх и скрепляются вместе в кулак, затем разводятся, как бы приветствуя кого-то.

  1. Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

Мы руки подаём

И бегаем кругом.

Трясём, поднимая руки вверх и опуская вниз.

Руки «здороваются» (левая с правой).

Имитируем скреплёнными руками круговые обороты.

  1. Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы считать.

Это- котик вытри ротик.

Это- носик хитрый носик.

Это- ёжик- ворчунишка.

Это- Мишка- топотышка.

Это- Зайка- убегай-ка.

Кот последний, догоняй-ка!

Счёт ведется с большого пальца, руки подняты вверх.

Большим пальцем обводим вокруг рта.

Указательным пальцем трогаем нос.

Средний палец сгибается и разгибается.

Безымянный палец сгибается и разгибается, одновременно переставляем левую и правую ноги, покачиваясь (как будто идёт медведь)

Поднимаем обе руки, мизинцами трогаем уши (как будто шевелятся уши зайца)

Дети быстро садятся за парты.

  1. Точим, точим, точим нож.

Будет очень он хорош.

Будем резать мы припасы:

Масло, соль, хлеб и колбасы,

Помидоры, огурцы.

Угощайтесь! Молодцы!

Левая рука лежит на парте, правая как бы точит левую руку, потом руки меняются местами.

Руками словно что-то режут. Называя продукты, массажируем каждый пальчик.

Руки разводим в разные стороны, пальцы сжимаем и разжимаем.

  1. На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, покрутили,

Постучали, постучали.

И открылся замок!

Кисти рук сцеплены.

Имитация «замка».

Вращение сцепленными кистями.

Постукивание ладошками при сцепленных пальцах.

Пальцы расцепляются.

  1. Раз, два, три, четыре, пять.

Пальцы в лес пошли гулять.

Этот пальчик в лес пошёл.

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Этот пальчик всё съел-

Оттого и потолстел.

Разжимаем и сжимаем пальцы.

«Ходьба» пальчиками.

Массируем мизинец.

Массируем безымянный палец.

Массируем средний палец.

Массируем указательный палец.

Массируем большой палец.

  1. Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик- прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В школу нам идти пора!

Массируем большой палец.

Массируем указательный палец.

Массируем средний палец.

Массируем безымянный палец.

Массируем мизинец.

Пальцы разжали.

«Ходьба» пальцами.

  1. Раз, два, три, четыре.

Кто живёт в моей квартире?

Папа, мама, брат, сестра,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, щегол и я.

Вот и вся моя семья!

Разжимаем и сжимаем пальцы.

Массируем каждый палец поочерёдно, начиная с большого пальца.

«Ходьба» пальчиками.

  1. Наш мизинчик ел малину,

Безымянный ел калину,

Ну а средний- землянику,

Указательный- клубнику.

Ням- ням, ням- ням!

Массируем каждый пальчик согласно тексту.

Сжимаем и разжимаем пальчики или вращаем кисти рук.

  1.  Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик указательный,

Говорит он всем: «Внимательно!»

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал,

Но проворен да удал.

  Массируем каждый пальчик согласно тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики руки будущих первоклассников.

Данная презентация адресованна родителям будущих первоклассников. Презентация раскрывает проблемы подготовки руки к письму, содержит рекомендации для развития мелкой моторики будущих учеников. Может б...

Программа подготовки "Школа будущего первоклассника"

Программа расчитана на 4 часа в неделю, позволит подготовить детей к обучению в 1 классе....

Методические рекомендации по подготовке руки будущего первоклассника к письму

В рекомендациях представлены требования к организации процесса письма, а также упражнения на укрепление мышц руки  и упражнения на ориентирование в пространстве и на плоскости....

Программа по предшкольной подготовке "Школа будущих первоклассников"

Данная программа используется для проведения занятий в группе предшкольной подготовки....

Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» (для детей 6 -7 лет)

Программа предшкольной подготовки для детей 6 -7лет на базе образовательного учреждения по Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), была разработана адаптированная типовая программа ...

Рабочая программа пред школьной подготовки «Школа будущего первоклассника»

Рабочая программа пред школьной подготовки «Школа будущего первоклассника» является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению. Основная цель программы: Создание ус...